Как сделать бобышку на тросик

В процессе ремонта столкнулся с проблемой – оборвало бобышку тросика газа.

Скажу сразу что не являюсь сторонником самопала, тем более узел ответственный, но ценник в 50$ считаю не гуманным за эту деталь.

Вариантов ремонта рассматривал несколько, самыми подходящими выделил два – сделать форму и отлить бобышку из свинца, или припаять металлическую трубку подходящего размера.

Остановился на втором как менее трудозатратном.

В качестве исходного варианта взял обойму для обжимки контактов. Деталь выполнена из меди и имеет заводское лужение.

Далее распиливаем ее. Нам нужна трубка длинной 8 мм.

Затем сверлим отверстие посредине диаметром 2 мм для троса.

Далее сборка на месте. Предварительно залудил тросик.

Далее немного обточил надфилем и собрал узел. Все работает, жесткости хватает с запасом, руками оторвать не смог. По месту новая бобышка садится значительно лучше родной (не сфотал, тел сел). Люфта нет вообще.

На одном из форумов где я черпаю информацию по ремонту своего нового коня Honda CRM250AR я написал пост о том как справился с проблемными тросами и пожалуй напишу его здесь, вдруг кому пригодится. Конечно есть достаточное количество информации в сети о том что бобышки можно напаять, накрутить, напрессовать и обточить, но нигде не нашёл варианта изготовления бобышек из тормозных трубок которые есть в любом авто магазине. А как мне показалось, этот вариант достаточно прост, надёжен и под силу всем у кого есть паяльник, и дрель.

Кому интересно, прошу под кат…

В общем, обнаружил я на свежекупленном CRM250AR повреждения на тросе обратки газа и на одном из тросов сервопривода. Поскольку я уже имел неудачный опыт ремонта троса с помощью билтемовского (biltema) ремкомплекта и винтовой бобышкой, которая оборвалась в самый не подходящий момент, то решено было паять.

Начал я с поиска троса диаметром 1,5 мм. Поначалу купил первый попавшийся трос подходящего сечения, но сравнив его гибкость с родным, было решено искать дальше. Читая интернеты я узнал что гибкость троса зависит от количества жил и варианта плетения.

То что я купил вначале было 1×19, а то что нашел в другом магазине было 6×7+1 (по 10 руб/м в магазине Метизы). Второй трос по гибкости оказался схож с оригиналом, на нём и остановился. Для наглядности фотка с оригиналом снизу, 6×7 посередине и 1×19 сверху:

Далее начал поиски бобышки, а поскольку я работаю на территории авторынка, это не заняло много времени. Решено было в качестве бобышки использовать тормозную медную трубку диаметром 6 мм и 5 мм которая продаётся метрами на отрез. Диаметр родных бобышек плавал возле цифр 5.6-5.9 для троса газа и 4.9 для троса сервопривода. Поначалу я нарезал болгаркой — получалось кривовато, не всегда подходящей длинны и края приходилось дополнительно обрабатывать. Затем стрельнул приспособу которой эти самые трубки режут и буквально за 2 минуты настругал себе бобышек лет на 5 вперёд 🙂 и сразу же их накернил

Затем, сверлом на 1.6 мм просверливал заготовки насквозь и на одной из сторон расширял отверстие до 3 мм, тоже сверлом естественно. Потом пару взмахов напильником и можно переходить непосредственно к тросу.

Трос перед резкой или засовыванием в отверстия такие как бобышка, оболочка троса — необходимо залудить что бы он не «пушился». Канифоль для обработки места пайки троса в разных её проявлениях и сортах не подходит, и необходимо для этого использовать паяльную кислоту для «чермета».

Опускаем в неё пол сантиметра троса, ждём секунд 30 пока идут пузыри и наносим олово хорошо разогретым паяльником. К слову с обычным паяльником 65 ватт у меня почему то не получилось и дальнейшие действия я производил паяльником в составе паяльной станции врубленном на максимум (480 градусов). Возможно просто тот паяльник был уставший или недостаточно мощный. Конец который опускали в кислоту чернеет

После продеваем трос через маленькое отверстие в бобышке и загибаем кончик 2-3 мм на на 180 градусов. Для этой цели я использовал маленькие утконосы. После того как загнули, наносим еще немного припоя что бы зафиксировать это дело и втягиваем в бобышку.

Для удобства пайки и фиксации я взял пластину предположительно из текстолита, сделал пропил для просовывания троса и зажал её в тиски под наклоном «на себя» для того что бы при заливании полостей бобышки оловом, оно не натекало по тросу за её пределы. В противном случае трос после выхода из бобышки становится несгибаемым.

Читайте также:  Как утеплить дом полинором

Ну и прислоняем паяльник к бобышке, ждём когда она прогреется до достаточной температуры и подаём в неё олово. Я использовал олово с канифолью в виде 1 мм проволоки на катушке. Что то вроде этого:

Когда пустоты заполнятся а снизу бобышки повиснет оловянная капля, можно дать остыть и окончательно обработать напильником.

Для проверки надежности я долго думал что бы такое на неё повесить, но поскольку руки было только две, а что то вешать тяжёлое это надо — один держит, другой привязывает и т.д. В общем не придумал ничего кроме, как повиснуть самому B) итог — 70 кг нагрузки, бобышка не оторвалась.

UPD. Упустил момент про нейтрализацию кислоты, хорошо подсказали в комментариях, спасибо. У себя я промыл водой т.к. на бутылке производителем указанно что «смывается водой» и побрызгал вэдэхой т.к. вытесняет влагу и смазывает. В комментарии madcrokodile рекомендует нейтрализовывать раствором соды.

  • ремонт тросов,
  • бобышка
  • FPS
  • Павел
  • 25 января 2016 в 19:31
  • 119
  • ?

    Комментарии ( 48 )

  • Andsah
  • 25 января 2016 в 19:48

  • FPS
  • 25 января 2016 в 19:51

  • FPS
  • 25 января 2016 в 19:52

  • Andsah
  • 25 января 2016 в 20:00

  • IGOR-V-CH
  • 26 января 2016 в 11:53

  • Andsah
  • 26 января 2016 в 12:33

  • okjetpes
  • 25 января 2016 в 19:52

  • SlavaARB
  • 25 января 2016 в 20:01

  • MikeDream
  • 25 января 2016 в 20:31

  • oldrider
  • 25 января 2016 в 20:41

  • madcrokodile
  • 25 января 2016 в 20:46

  • FPS
  • 25 января 2016 в 20:55

  • madcrokodile
  • 25 января 2016 в 21:02

  • FPS
  • 25 января 2016 в 21:06

  • Andsah
  • 25 января 2016 в 23:53

  • lesnik136
  • 26 января 2016 в 12:32

  • Andsah
  • 26 января 2016 в 12:36

  • Bredli
  • 27 января 2016 в 10:37

  • agile
  • 25 января 2016 в 20:53

  • FPS
  • 25 января 2016 в 20:55

  • BRz
  • 25 января 2016 в 21:04

  • Endless
  • 25 января 2016 в 22:07

  • FPS
  • 25 января 2016 в 22:32

  • Endless
  • 25 января 2016 в 22:38

  • DIL
  • 25 января 2016 в 22:13

  • Daem74
  • 25 января 2016 в 23:08

  • Hornet919
  • 25 января 2016 в 23:24

  • FPS
  • 25 января 2016 в 23:54

  • Bredli
  • 27 января 2016 в 10:41

  • FPS
  • 27 января 2016 в 12:37

  • del34
  • 25 января 2016 в 23:51

  • RideBike
  • 26 января 2016 в 10:09

  • Plunger
  • 26 января 2016 в 12:52

  • Programer23
  • 29 января 2016 в 8:55

  • yarkom1
  • 26 января 2016 в 10:09

  • LIMUR
  • 26 января 2016 в 10:18

  • Wool
  • 26 января 2016 в 10:46

  • Elessar
  • 26 января 2016 в 14:21

  • Bahmut
  • 26 января 2016 в 20:44

  • FPS
  • 26 января 2016 в 22:03

  • Bahmut
  • 26 января 2016 в 22:09

  • Gesser
  • 26 января 2016 в 21:54

  • ZorgNSK
  • 28 января 2016 в 9:01

  • wega51
  • 31 января 2016 в 21:09

  • kkolyan
  • 30 ноября 2016 в 18:04

  • Boroda14
  • 2 апреля 2017 в 19:25

Добавлю к этому очень полезному посту свои пять копеек.
У моего аппарата в профиле, тросик свой собственный, а даже в Москве
никто не горит желанием подбирать трос.
Ясное дело, что по каталогам на CPI что-то найти универсальное без шансов.

Какая была проблема — тросик лопнул как в посте выше, но еще была заломана оболочка
в креплении к карбюратору, а она там как у хонд, кавасаки, сузук, трубка идет стальная, под углом и с пластиком внутри.
Дербан стальной трубки показал, что она вальцевалась на трос на заводе, в результате у меня на руках ровно отпиленная оболочка троса, и ровно отпиленная завальцовка троса в трубке(а далее ее толщина примерно 2 мм по стенкам, и внутри ее место строго под трос и пластиковую его оболочка).
Чесал репу как с этим всем взлететь. Оказалось достаточно просто. Медь легко тянется.
Топаем на любой хозяйственный рынок, покупаем 10мм медную трубку. В моем случае, она на пару миллиметров была велика, но я счел что бродить со штангелем по магазину запчастей грузовиков это сложнее. Далее берем обычный кримпер для обжатия телевизионных кабелей, и отлично осаживаем кусок медной трубки на стальную трубку. Далее пропускаем трос в оболочку со стороны трубки, чтобы получить соосность, и тем же кримпером обжимаем медную трубку уже на оболочке, предварительно вставив ее до упора. Безусловно это колхоз, но вполне работающее решение, когда как у меня тос уникален. До кучи, еще совсем не лишнее натянуть на это сочленение термоусадку.

Читайте также:  Когда и как высаживать тюльпаны на зиму

ПРОЩЕ, ЧЕМ КУПИТЬ НОВЫЙ (мото 8/99 стр 72)

"В самом деле, – возразит кто-то, – зачем паять оборванный тросик, ведь проще купить новый?
Тем более, что вещь эта нынче недефицитная и стоит недорого". "Да, – согласимся мы, – если магазин
с тросиками находится за углом". Если же чуть дальше, то времени на поход туда вы затратите больше,
чем на ремонт старого троса, – настолько просто и быстро это делается.

Есть и другая причина, способная подвигнуть байкера взяться за паяльник. Всякий, кто пробовал установить
на свой мотоцикл "рогатый" руль, сталкивался с тем, что стандартные тросы управления,
как правило, оказываются коротки. Выход из ситуации – применить длинные тросики от
тульских мотороллеров, но и их зачастую приходится укорачивать и дорабатывать по месту. А
можно изготовить полностью самодельный трос, используя оболочки и наконечники от двух
старых, и при этом сделать его сразу такой длины, какая требуется.

Но чтобы процесс действительно занял считанные минуты,
нужно знать нехитрые правила, о которых мы и постараемся рассказать. Из инструмента
потребуется, конечно же, паяльник, притом не любой, а мощностью не менее 100 Вт.
А поскольку паять мы собираемся сталь, то делать это нужно с кислотным
флюсом. То есть необходима паяльная кислота: профессионалы добавляют термин "травленая".
Ее несложно получить в домашних условиях. Для этого надо в обычную соляную кислоту бросить
несколько кусочков цинка, взятого, например, из старой батарейки. Когда процесс выделения
газа прекратится, слейте полученную жидкость – и у вас в руках та самая "травленая паяльная кислота".

Самый простой случай: оборвался наконечник. Неисправность очень характерная для
"днепровских" тросов, где бобышка выполнена а виде грубой штамповки из листовой стали, а
роль наконечника выполняет проволочка, намотанная на кончик троса и пропаянная обычным
мягким припоем. При обрыве использовать наконечник повторно не удастся по причине отсутствия
его как такового. Поэтому рассмотрим альтернативный вариант (и, кстати, куда более надежный).
Для верности предварительно облудите кончик троса с использованием упомянутого кислотного
флюса, затем наденьте на него две гайки МЗ (лучше, если они будут латунные: легче паяются. Но
можно и стальные), оставив выступать 2-3 мм, затем тщательно пропаяйте. Будьте внимательны:
перед началом операции не забудьте надеть на трос бобышку!

Фото 2. Зажмите получившийся наконечник в тиски и небольшим молотком аккуратно
расклепайте выступающий кончик троса. Затем снова все тщательно пропаяйте.
Возможно, придется немного поработать надфилем, чтобы новый наконечник легко
входил в бобышку и не выступал из нее.

Фото 3. Бывает так, что трос перетирается не у наконечника, а в месте выхода его из оболочки.
В этом случае придется изготовить новую жилу для старой оболочки, используя "родные" бобышки
и наконечники. Для начала отпаяйте наконечники с обрывков старого троса. Если это не получается
сделать с помощью паяльника, – выручит паяльная лампа или просто газовая горелка: нагрейте
наконечник в ее пламени до расплавления припоя, а затем быстрым движением плоскогубцев снимите
его с троса. Кстати, напаивая наконечник на новый трос, не забудьте слегка расклепать его выступающий
конец, как на фото 2.

Фото 4. Чтобы изготовить новую жилу, потребуется кусок стального троса. Как правило, на отечественных
мотоциклах для привода сцепления применяется трос диаметром 3,5 мм, а "газа" – 2 мм. Они нередко
продаются в хозяйственных магазинах и на рынках бухтами по 10 и более метров и бывают двух видов.
Первый свит из нескольких более тонких тросиков, а во втором жилки-проволочки сразу свиты в один толстый
трос. Предпочтение следует отдать второму типу, так как он обеспечит более мягкую работу привода.
Но вот нужный кусок троса отмерен и остается его каким-то способом откусить. Не стоит пытаться делать это
кусачками или бокорезами – кончик непременно расплетется и в дальнейшем с ним сложно будет работать.
Лучше взять острое зубило и перерубить трос на алюминиевой или медной плите. Можно воспользоваться
пассатижами, как показано на фото. Если же место перекусывания предварительно пропаять, то результат
будет просто превосходным.

Читайте также:  Клей для клинкера морозостойкий

Фото 5. Если вы были внимательны и заметили перетирание троса до того, как он окончательно порвется,
то можно починить его вообще без замены деталей. Но для начала поврежденное место нужно тщательно
промыть кисточкой, смоченной в бензине, особенно если тросик был смазан. К замасленному металлу припой не пристанет.

Фото 6. В том случае, когда оборваны всего пара-тройка жилок, достаточно просто как следует облудить поврежденное
место, и все будет в порядке. Если же, напротив, то же количество жилок "осталось в живых", а остальные оборваны, то
надежнее сделать так. По возможности, заплетите оборванные жилы "в исходное положение", а затем возьмите тонкий
многожильный провод, зачистите его и обмотайте поврежденное место, как показано на фото. Затем все нужно тщательно
пропаять. Как правило, тросик перемещается в оболочке с некоторым зазором и небольшое его утолщение не помешает
этому процессу. Можно сделать более грамотно: отпаяйте один из наконечников, выньте трос из оболочки и, перевернув
его "вверх ногами", припаяйте обратно. В этом случае в точке перетирания окажется неповрежденный участок, а
отремонтированное место переместится внутрь оболочки. Такой тросик прослужит не меньше нового.

Фото 7. Теперь, наконец, вернемся к высоким рулям и к вопросу о том, как удлинить оболочку троса. Потребуется отрезок
металлической трубки длиной 15-20 мм, внутренний диаметр которой равен наружному диаметру оболочки. Концы
обеих оболочек нужно аккуратно обрубить все тем же острым зубилом и поместить внутрь трубки так, чтобы место стыка располагалось
посередине. Вот и вся технология; жилу изготовьте из подходящего троса описанным выше способом.

Фото 8. Правила хорошего тона предполагают свежеизготовленный или отремонтированный трос смазать.
Способов сделать это существует множество, но, пожалуй, самый удобный из Них – шприцом. Закрепите на его конце
кембрик или шланг подходящего диаметра, наберите около 2 мл масла и действуйте, как показано на фото. Масло
лучше взять погуще: что-нибудь вроде ТАД-17 или МС-20. После такой "инъекции" трос полезно будет подвесить в вертикальном
положении и оставить так на несколько часов, чтобы масло хорошенько растеклось внутри, а лишнее вытекло.

Фото 9. Предыдущий способ лучше всего подходит для тросика "газа" с его маленьким наконечником. Трос сцепления или
тормоза смазать так не удастся: мешают бобышки. В этом случае поступим по-другому. Возьмите бутылку и налейте в нее
немного масла. В верхней части оболочки троса намотайте изоленту, изобразив некое подобие пробки. Заткните бутылку пробкой
так, чтобы конец троса вместе с бобышкой оказался внутри, переверните ее и перемещайте тросик за свободный конец вверх-вниз до
тех пор, пока масло не покажется с противоположной стороны. Если бутылку чем-нибудь нагреть (вы еще не убрали горелку?),
то в ней образуется избыточное давление и процесс пойдет значительно быстрее. Можно взять пластиковую бутылку и, сжимая ее
рукой, получить тот же эффект.

Как видите, наука нехитрая и секреты ее несложны. Надеемся, что приведенные выше правила помогут вам избежать ситуации, когда
"мотоцикл в гараже, трос порвался, запасного нет, хожу пешком". А мы и старый починили. Легко.

Материал подготовлен отделом зксплуатации и испытаний.

Комментарии запрещены.

Присоединяйся