Как сделать дорожки из пгс

Если тропа идет по земляным, песчаным и другим «мягким» грунтам, ее покрытие целесообразно делать из песчано-гравийной смеси (ПГС). Для устройства такого полотна формируется траншея глубиной 25–30 см, в ширину будущей тропы. При необходимости, ее борта могут быть надсыпаны, что позволит сделать дно максимально пологим, без резких перепадов и ступеней. На дно насыпается слой песка толщиной 7–10 см. Песок увлажняется и трамбуется. Варианты устройства таких дорожек представлены на рис. 3.5, 3.6.

На песок до уровня земли укладывается и трамбуется слой крупного – 40–70 мм – гравия или щебня. Этот слой является основной дренирую щей системой тропы. От степени трамбовки этого слоя будет зависеть устойчивость и долговечность будущей тропы. Над уровнем грунта формируются бортики высотой 5–7 см (из земли, дерна, досок и т.п.), пространство между ними заполняется ПГС. Эта смесь состоит из песка (до 30% объема), мелкого гравия или гальки размером 10–20 мм и связующего компонента – порошковой глины (15–30% объема) или цемента (до 10%). Этот слой также трамбуется, окончательно формируя поверхность дороги. Перепад высоты между краем обортовочной доски и естественным грунтом заравнивается укладкой дерна или просто подсыпкой грунта. При необходимости с одной из сторон, на которую идет поверхностный сток, можно сделать попутный дренаж: укрепить бортик бревном, бордюрным камнем и т.п. водоупорными мате риалами, устанавливая через 30–50 м под дорожным полотном перепускные трубы диаметром 100–150 мм, чтобы вода не размывала тропу.

Рис. 3.6.Покрытие ПГС: с бортовым камнем (вверху), со скрытой обортовкой (внизу). Поперечный разрез

Сооружение гатей и лежневок

… Была и есть в России еще одна стихия, неизвестная на Западе – бездорожье.

Даже при наличии камня и щебня нешуточное дело – проложить сотни и тысячи верст мощеных дорог. А камня в России как раз и не было под руками, нечем было отсыпать «постель», чтобы не утонул гранитный булыжник примитивного булыжного шоссе в раскисшей глине. Да и сбор этих булыжников по полям (такая повинность возлагалась кое-где на крестьян и в дореволюционное, и в советское время) не давал нужного количества материала. Поэтому в России была такая непростая типология дорог: были мощеные шоссе, а были и грунтовые, но благоустроенные почтовые тракты, были извилистые, набитые крестьянскими телегами проселки, и были чуть намеченные, заросшие травой полевые дороги.

Были выработаны на Руси оригинальные способы мощения дорог – гати, лежневки и торцовые мостовые. Сырые участки гатились связками прутьев и жердями, а на совсем уже непроезжих болотах ложились лежневки: укладывались вдоль трассы в два ряда толстые бревна, на них клались одно к другому, слегка врубаясь, поперечные бревна, составлявшие полотно дороги, а сверху вновь клались два ряда бревен по краям, скрепляя лежневку. На таких «дорогах», и по сейчас укладывающихся кое-где от лесосек, вылетали спицы из тележных колес, расходились ободы, ломались оси и дрожины и едва держалась в теле душа ездока. В городах же центральные улицы мостились деревянными торцами – чурбаками, обрезками бревен, иногда обтесывавшимися на шесть граней, а чаще остававшимися в кругляке. На песчаную постель (хорошо, если был поблизости песок) плотно, один к другому, ставились просмоленные торцы, заливались сверху смолой и посыпались песком. В первые месяцы такая мостовая была до вольно гладкой, хотя и слегка погромыхивали на ней тележные колеса, а через год одни торцы оседали, другие перекашивались, третьи начинали выгнивать и выбивались железными шинами колес, так что, съезжая с «благоустроенной» улицы в переулок, где не было уже торцов, вздыхал седок с облегчением от всей души. А еще через год нужно было снова мостить улицу. Автору этой книги, выросшему в маленьком северном городке, пришлось поездить и по торцовой мостовой на главной улице, и по гатям и лежневкам в сырых вятских лесах, и впечатления от этих поездок, от того, как стучали зубы и бились кости об облучок телеги, до сих пор свежи в памяти.

(А.В. Беловинский «Изба и хоромы. Из истории русской повседневности» http://www.booksite.ru/fulltext/izb/aih/oro/my/index.htm)

Когда тропа идет по влажным заболоченным местам, целесообразно сооружение гатей и лежневок. Гатьюраньше называли настил из веток, древесных остатков, на слегка утрамбованном торфяном грунте, а лежневкой– дорогу по болоту, основанием которой служили продольные или поперечные бревна.

Фото 3.1.Лежневка

В определении этих терминов у разных авторов есть расхождения, но можно согласиться с тем, что и тот, и другой тип дороги представляет собой приподнятый над землей настил, – а это дает нам возможность не только комфортно пройти по участку с избыточным увлажнением, но и помочь защитить от повреждений корни деревьев, сохранить интересные виды мхов и лишайников и другие объекты напочвенного покрова.

Читайте также:  Кирпичный цвет с чем сочетать

Лежащие на грунте настилы целесообразно делать из деревянных плах толщиной не менее 40 ммили полубревен. Возможно использование вместо поперечных бревен старых покрышек от колес. Они долговечны, хорошо держатся на болотной поверхности и, при достаточной ширине настила, могут быть целиком под ним скрыты. С точки зрения экологии они достаточно безопасны в силу большой химической инертности материала.

Рис. 3.7.Одна из возможных конструкций настила

Очень красиво выглядят настилы, приподнятые над почвой на столбах (деревянных или асбоцементных с заливкой раствором). Как правило, они довольно долговечны.

Ширину гатей и лежневок целесообразно делать около 1 м. Укладка настила должна быть поперечной, из плотно прилегающих досок, с не большими щелями (до 1 см) между ними для стока воды.

Фото 3.2. Настил с применением асбоцементных столбов

Пошаговые дорожки

Пошаговые дорожки выглядят как отдельные плоские камни или плитки, расположенные на расстоянии шага друг от друга. Они идеально вписываются в естественное природное окружение и достаточно долговечны при условии правильной технологии и хорошего качества плитняка.

К преимуществам таких дорожек следует отнести то, что они совершенно не препятствуют поверхностному стоку, так как основание под них можно делать не сплошное, а по контуру каждой плитки. К недостаткам следует отнести малую пропускную способность: идти по такой дорожке приходится друг за другом. В то же время такие дорожки вполне можно использовать для сходов с основной трассы экологического маршрута к отдельным достопримечательностям.

Фото 3.3.Пошаговая дорожка-лестница

Для пошаговых дорожек чаще всего используется плитка, называемая «плашкой», толщиной около 30 мм, и размером примерно 40х40 см.

Располагаться плитки должны на расстоянии 60–65 см (между центрами плиток). Плитку сначала раскладывают на грунте и пробуют пройти по намеченной дорожке. Неудачно расположенные плитки можно тут же поправить и после этого наметить наиболее удобные контуры будущего дорожного пирога. Чаще всего при этом можно обойтись без устройства опалубки.

Очень декоративно и естественно смотрятся и лесенки из плашки. При этом каждая следующая плитка поднимается относительно предыдущей на высоту 12–14 см. Как правило, при этом приходится для формирования ступенек использовать временную опалубку.

Укладка плашки прямо на грунт допустима только в условиях песчаной или супесчаной почвы, с предварительным увлажнением и трамбовкой грунта там, где нагрузка на дорожку будет незначительной.

Рис. 3.8.Технология устройства пошаговых дорожек

Торцовые дорожки и площадки

В лесных условиях торцовая дорожка, на первый взгляд, кажется наиболее очевидным вариантом. И красиво, и материал под рукой. На самом деле торцовая дорожка – один из самых сложных вариантов дорожного полотна. Действительно, торец – цилиндрический отрезок ствола высотой 10–30 см – фактически представляет собой кусок древесины, у которого снизу и сверху открыты все проводящие сосуды. Понятно, что загнивание и разрушение древесины идут довольно быстро.

Лишь две породы могут в таких условиях без основательной обработки сохранять прочность: дуб и лиственница. Фирмы, которые занимаются устройством торцовых покрытий, дают долгосрочные гарантии только для таких пород. Сосновые спилы, даже хорошо обработанные, служат на торцовых дорожках до 3–5 лет. А стоимость торцового покрытия из лиственницы может составлять до 50 евро за 1 м 2 . Устройство торцового покрытия трудоемко и может сравниться с устройством дорожки из брусчатки. При этом возникает проблема внешнего вида покрытия, так как торцы легко затираются грязью и практически не отчищаются.

Кроме того, по мере эксплуатации торцы, как правило, расшатываются и дорожка становится менее проходимой, чем просто грунтовая.

Поэтому прибегать к торцовым покрытиям следует с большой осторожностью. Желательно устраивать их только в сухих местах и ограничивать по площади, не забывая о том, что данный вид работ требует значительных трудозатрат.

«Корыто» под торцовую дорожку роют с тем расчетом, чтобы низ торцов лежал на песчаном основании толщиной 15–20 см. Обычная высота спилов от 10 до 30 см. «Корыто» заполняется крупнозернистым песком с послойной трамбовкой. Торцы укладывают на утрамбованное основание и подгоняют друг к другу, а промежутки между ними заполняют более мелкими спилами. При этом крайние торцы обязательно должны опираться на обортовку (края «корыта», даже притрамбованные, должны быть дополнительно укреплены доской или другим материалом). Затем промежутки между спилами просыпаются песком и дополнительно трамбуются.

Рис. 3.9. Примерная конструкция торцового покрытия

Главное достоинство дорожек из гравия — это простота выполнения работ по их обустройству и относительно небольшие расходы на закупку необходимых материалов. Именно по этой причине гравийная дорога так популярна на дачных участках, где не требуется больших вложений для фундаментального обустройства территории.

Такое оптимальное решение обеспечивает прилегающей к дачному домику территории возможность обрести презентабельный внешний вид. Простая и красивая дорожка из гравия, ограниченная бордюрным камнем или простым кирпичом по краю, может полностью изменить общий вид садового участка, превратив его в ухоженное и цивилизованное место.

Читайте также:  Как сеять семена глоксинии

Выбор основного материала при создании дорожки

Для устройства гравийной дорожки можно использовать один единственный тип материала или комбинировать различные варианты, создавая неповторимое произведение ландшафтного дизайна. Все зависит от вашего выбора и фантазии. Воплощая свои идеи в жизнь, вы можете использовать несколько видов материала, применяемого для дорожек на даче:

Галечник

Это небольшие камешки округлой формы, получившиеся в результате естественной длительной обработки водой. Галечник в больших количествах можно увидеть как на морском берегу, так и на берегах больших рек. Размер таких камней — от 10 до 50 мм.

Особенность засыпки этим материалом заключается в том, что дорожку нельзя делать высокой. Ее высота не может превышать 7 см, поскольку гладкие края галечника не позволяют отдельным камешкам зацепляться друг за друга, из-за чего галька очень быстро рассыплется в стороны. Кроме этого, повышенная подвижность камней затрудняет передвижение по поверхности.

Гравий

Рыхлый природный камень, получаемый в результате дробления горных пород. Размеры фракций — от одного до 20 мм. После дождя гравийная дорожка быстро сохнет, а сам камень долго остается чистым.

Для обустройства дорожек наиболее предпочтительными являются мелкая и средняя фракции, размером не превышающие 5 мм. Неплохой результат получается, если смешать гравий, предназначенный для дорожек, с галечником.

Щебень или щебенка

Щебень — это колотый природный камень с размером фракции от одного до 70 мм. Садовая дорожка из щебенки хорошо держит форму даже при засыпке на высоту до 20 см. Однако твердые острые края камней создают неудобство при хождении в обуви на тонкой подошве (а босиком и подавно).

Сланец

Обычно сланец встречается в природе в виде достаточно крупных камней. Но для использования его в декоративных целях при оформлении ландшафтного дизайна, сланец дробят в промышленных условиях на мелкие камешки. Неровная поверхность отдельных камней обеспечивает им хорошую возможность зацепляться друг за друга.

Учитывая широкий цветовой спектр сланца и хорошую сцепку отдельных камней между собой, можно с уверенностью сказать, что этот материал идеально подходит для устройства гравийных дорожек. Но острые углы камешков не позволят вам ходить по такой дорожке босиком.

Кроме этого, высокая стоимость сланца не позволяет использовать его для полноценной засыпки, а выполнять только небольшой верхний слой поверх предварительно насыпанного щебня.

Достоинства и недостатки насыпных дорожек

Садовые дорожки из гравия на даче, сделанные своими руками, как и любые другие элементы ландшафтного дизайна, имеют свои достоинства и недостатки.

Важное положительное качество, которым обладают дорожки из гравия, — это возможность принятия и воплощения в жизнь собственных творческих идей. Вы сами решаете, как их прокладывать, какой ширины они будут, куда их нужно подвести. И главное — вы можете сделать дорожки из гравия своими руками, не привлекая строительную бригаду.

При этом такие дорожки будут служить вам не только как элемент дизайна, но и как практически полезный элемент обустройства. Вы уже не замочите и не испачкаете ног, пройдя по дорожке после дождя. Вода уходит с поверхности такого покрытия очень быстро, и вы сможете спокойно ходить по сухой поверхности.

Простота выполнения работ по обустройству гравийной дорожки позволяет выполнить все работы самостоятельно, не используя наемных рабочих или помощников.

Галечник и щебень стоят относительно недорого, что обеспечивает доступность выполнения работ, проведение которых не создаст вам финансовых затруднений.

Простота конструкции такой дорожки делает ее очень практичной и долговечной. Она будет исправно служить десятилетия, если своевременно подравнивать поверхность, а по весне не забывать подсыпать немного гравия в просевших местах.

Схематическое изображений гравийной дорожки.

К недостаткам дорожек из гравия относят:

  • повышенную опасность получить травму, особенно для маленьких детей;
  • прорастание через слой гравия сорняков, которые потом приходится вырывать руками, поскольку использовать садовый инструмент по камню невозможно;
  • их довольно трудно подметать от упавших листьев и мусора;
  • зимой нельзя скалывать лед, так как дорога может деформироваться, а часть камня останется внутри ледяных сколов;
  • возможность повреждения кротовыми ходами;
  • высокая стоимость сланца и других качественных природных материалов.

Есть люди, которые считают насыпные дорожки неудобными и несовременными. Тут все зависит от личного вкуса. Поэтому решение о том, делать или нет такую дорожку, зависит только от вас.

Технология укладки насыпной дорожки

Сделать дорожку из гравия на загородной даче своими руками способен любой человек. Особых знаний и умений для этого не требуется. Нужно просто приобрести необходимый материал, а инструмент для такой работы есть практически у каждого.

Читайте также:  Колбаса дома своими руками

Материалы

Для обустройства гравийной дорожки вам будет нужно приобрести:

  • песок, а при его отсутствии — глину;
  • насыпной материал;
  • бордюрный камень, который можно заменить кирпичом, полосой от шифера или каким-либо другим материалом для создания невысокого ограждения.

Инструмент

Для выполнения работ потребуется:

  • измерительная рулетка длиной не менее 3-х метров;
  • шнур или тонкая веревка;
  • колышки;
  • штыковая и совковая лопата;
  • трамбовка для уплотнения поверхности.

Если у вас нет готовой трамбовки и взять ее негде, то такой ручной инструмент можно изготовить самому.

Для этого нужны три детали: плоская пластина 150х150 мм, вертикальная стойка и поперечная ручка. Стойка присоединяется к центру пластины, а ручка соединяется со стойкой в горизонтальном положении. Так же в качестве трамбовки можно использовать метровый кусок бревна диаметром 120-160 мм с прибитой сверху горизонтальной ручкой.

По всей размеченной трассе нужно снять грунт на глубину 20-25 см.

Порядок выполнения работ

Работа начинается с выполнения разметки будущей дорожки. Для этого по задуманной вами траектории забиваются колышки, а потом по ним натягивается шнур. Ширина дорожки промеряется рулеткой. Извилистые участки удобно размечать при помощи гибкого шланга, закрепив его на поверхности земли проволочными скобами.

Это необходимо сделать для уменьшения количества прорастающих сорняков и для того, чтобы не поднимать дорожку слишком высоко над землей.

После того как весь необходимый грунт будет снят, на дно этого углубления нужно насыпать песчаную подушку высотой 10-15 см и хорошо ее утрамбовать. На следующий день рекомендуется полить подушку водой для более плотной усадки песка.

Разложите по краям выкопанного углубления подобранный бордюрный материал, а в середину — на подготовленную подушку — уложите насыпной материал.

Схема дорожки из гравия.

Уход за дорожкой

Простота устройства насыпной дорожки обеспечивает обуславливает необременительный процесс ухода за ней. Необходимо лишь пропалывать прорастающие сорняки и периодически подравнивать поверхность граблями. Ежегодно, лучше всего весной, подсыпать просевшие места и трамбовать дорожку в местах просадки.

Стоимость материалов

Перед тем, как начать работы по обустройству насыпной дорожки, нужно посчитать, сколько будут стоить необходимые материалы.

Стоимость гравия зависит от его фракции и расстояния, на которое его будут доставлять. И если пока не говорить о транспортных расходах, то на месте отгрузки фракция 1-5 мм стоит 5700 руб./тн, а самый крупный гравий для дорожек размером до 20 мм по 5100 руб./тн. Галечник продают по 7800-8200 руб./тн, а дробленый сланец — по 16000-18000 руб./тн.

Песок предлагают: карьерный — по 800 руб./тн, речной и мытый — по 1200 руб./тн, а морской — до 2500 руб./тн.

Зная стоимость отдельных материалов, и подсчитав их необходимый объем, можно легко вычислить затраты на обустройство насыпной дорожки.

Строительство собственного дома – мечта многих. Высокий, теплый, с красивой крышей, просторными комнатами, уютной кухней и гостиной. Картинка всегда рисуется самая яркая. Но дом без приусадебного участка – это незаконченная

Песчано-гравийная смесь часто используется в дизайне ландшафта. В основном она используется в дорожном строительстве. Но определенные виды нашли свое применение в благоустройстве приусадебных участков. Разделяют песчано-гравийные смеси

– соотношение гравия и песка;

– фракция содержащегося в смеси гравия;

– содержание посторонних примесей – глины, ила и т. п.;

Конечно же, от содержания посторонних примесей зависит стоимость песчано-

Так для чего же нужен дренаж на приусадебном участке? Начнем с того, что почва на большей части Европейской России из-за геологических и рельефных особенностей часто подвергается затоплению. Это весьма негативно влияет на рост и развитие растений. К их корням ограничен доступ воздуха, что может привести в конечном итоге к гниению. Также избыток влаги является причиной быстрого и глубокого промерзания. Еще один аспект следует учесть для мелких растений: на их развитие и рост повышенная влажность почвы действует просто губительно. Как вы уже догадались, для устранения вредных факторов и применяют песчано-гравийную смесь, характеристики которой позволяют использовать ее в качестве дренажа. Если быть более точным, ПГС – основной строительный материал для систем канав и водоотводящих систем.

Но и это не единственное применение ПГС на приусадебном участке. Она часто востребована в качестве подушки при укладке тротуарной плитки. Наличие в строительном материале гравия опять-таки помогает быстрее отводить влагу, что продлит срок эксплуатации дорожек. Если размеры участка позволяют, то песчано-гравийной смесью можно засыпать площадки для волейбола, тенниса или баскетбола. В этом случае ПГС должна содержать гравий самых мелких фракций. Как видите, этот строительный материал довольно востребован в благоустройстве и дизайне ландшафта участка загородного дома.

>

Комментарии запрещены.

Присоединяйся