Как сделать флейту из пвх трубы

Для изготовления нам понадобятся:
• Деревянная трубочка (тростниковая, бамбуковая, камышовая и др.)
• Кусочек дерева или пробка
• Сверла на 2; 4,2 и 6 мм и что-то, чем можно сверлить (шуроповерт, дрель, гравер)
• Надфиль
• Полотно для ножовки по металлу

Первым делом необходимо выбрать тело свирели. Подойдет любая полая трубка, будь то тростник, камыш или сантехническая ПВХ труба. Я нашел у себя отличную бамбуковую трубку.
Она не совсем круглая, внутренние диаметры 23 и 25 мм. Я отпилил 400 мм, такой длины будет флейта. Хотя нужно было отпилить 300 мм, я как обычно все перепутал.

С одного конца делаем вплотную два отверстия, границы которых должны располагаться на расстоянии 40 мм от края. Сначала я наметил отверстия сверлом на 2 мм, а потом рассверлил сверлом на 4,2 мм. Далее надфилем делаем отверстие прямоугольным, с длиной 5 мм и шириной 7 мм. И стачиваем одну сторону окошка под углом 30-45 градусов, все тем же надфилем. Это отверстие свистка. От остроты и гладкости скоса будет зависеть качество звука.


Далее делаем шесть игровых отверстий-клапанов (разметка была ранее). Первое отверстие будет в 60 мм от нижнего конца флейты, остальные с шагом 20 мм. Опять делаем отверстия сверлом 2 мм и рассверливаем сверлом на 6 мм. В обще, такие сверла подошли именно мне. Принцип настройки такой: чем больше отверстие, тем выше звук, поэтому рассверливать можно начинать с 4 мм. Главное не переборщить, ведь уменьшить отверстие уже не получится. Рассверливать нужно начинать с нижнего отверстия. При помощи тюнера настроим свирель в натуральном мажоре. Просверливаем нижнее и дуем, настраиваем по тюнеру, потом сверлим второе. Второе отверстие отстраивается при открытом первом и так далее. Должен получиться следующий ряд нот: ля диез, ля, соль, фа, ре диез, ре, до.
Все отверстия зашлифовываем наждачной бумагой, но очень мелкой, чтобы не повредить природную окраску бамбука.
[/center]

Теперь, с того конца, где сделали отверстие под свисток, необходимо сделать скос. С края вниз отступаем 4-5 мм, и влево 40 мм. Скос делаем полотном для ножовки по металлу.


Втулку я сделал слишком маленькой. Она должна туго входить во флейту и надежно там сидеть. Пришлось проклеить термоклеем все пробелы. Саму втулку я промазал клеем ПВА, прежде чем вставлять во флейту.

На этом изготовление свирели заканчивается. Уже можно получить первые звуки. Опять же, это идеальный вариант для обучения. Так как хорошая свирель стоит не мало, не путать с блокфлейтой. А у нашей самодельной флейты приемлемое звучание, а процесс изготовления занял полчаса. Инструмент можно украсить на свой вкус, но у меня бамбук и так смотрится хорошо.

Вы здесь

Автор: пользователь Ostrou

Введение

Как непредсказуемы и витиеваты пути, приводящие нас к жизненным вехам! Вот и мой интерес к флейте Сякухати пришел весьма неожиданно. Тем более неожиданно то (для меня самого), что я хочу предложить вам на этой странице. А именно, изготовление флейты своими руками из ПВХ. Флейта типа Сякухати довольно простой инструмент, конструктивно. Если его могли изготавливать сотни лет назад, то сейчас, имея современные материалы и инструменты, а также средства для расчетов, изготовить флейту сможет любой задавшийся такой целью.

Флейта из ПВХ имеет приятный, глубокий, вдумчивый, достаточно сильный звук (при условии соблюдения всех рекомендаций изложенных на этой странице). По характеру тембра ПВХ конечно отличается от бабука, он не хуже и не лучше, он просто иной. Но для начинающих, а так же для желающих экспериментировать со строями, тональностями, это отличная возможность реализовать свои порывы к творчеству. Помимо всего, как уже много писалось в других материалах поствященных ПВХ флейтам, они неприхотливы к условиям окружающей среды и могут быть постоянным спутником, куда бы вы не направились. По своему опыту скажу, изготовление флейты доставляет не меньшее удовольствие чем при непосредственной игре. Это уже игра, это уже звук, мелодия вдохновения, стремления реализуемая в таком чудесном инструменте как флейта типа Сякухати.

Начало

Заполучив свою первую флейту (бамбук) тональности F («Сякухати» 1.5) я задумался над тем, что это не совсем то, что я ожидал. Получилось так, что заказал флейту раньше, чем разобрался в их размерах и тональностях. Ох уж эти внезапные порывы души. Ну да ладно, оставим лирику на потом. Итак, заказывать новую флейту было финансово накладно, а хотелось все же чего то помедитативней. Благодаря материалам Евгения (Komuso) меня заинтересовала возможность изготовления флейты из простой трубы ПВХ. «А что, недорого, доступно, можно поэкспериментировать, на первое время хватит, а там, глядишь, и на бамбуковую флейту разживусь.» Так я думал.

Закупив все необходимое приступил к… К чему? К размышлениям.

Дело в том, что рекомендуемые размеры флейт и расположения отверстий очень разнились в зависимости от источника. Я все же больше приверженец европейской системы нот, а потому точность звучания, а следовательно точность размеров флейты для меня важный вопрос. Особенно это почувствовалось после первой попытки (все же я попробовал воспользоваться рекомендуемыми размерами) в процессе настройки флейты путем проточки отверстий. Я явно заметил корреляционные связи между отверстиями, пока настраивал одно отверстие, другое тут же уплывало по тону, немного, но плыло. Изгибание флейты конечно выравнивало девиации нот но все это казалось неудобным.

Читайте также:  Как сделать открытку из бумажных цветов

Порывшись в инете, нашел много разных рекомендаций и калькуляторов для расчетов, но все они страдали неточностью, некоторые откровенно противоречили подобным себе.

Теория

Если хочешь что-то сделать, сделай это сам.

Начал я с того, что разузнал о свойствах резонанса колебаний воздушного столба. Выяснилось, что частота колебаний воздушного столба в открытой с двух сторон трубе равна: скорость звука деленная на длину и деленная на 2, а для закрытой трубы с одной стороны деленная на 4.

Вырезав соответствующий расчетам кусок трубы и выточив утагучи я обнаружил, что не попал в нужную ноту. Флейта Сякухати не является двояко открытой трубой и не является закрытой с одной стороны! Она нечто «среднее». Эмпирическим путем удалось вычислить коэффициент деления, он равен 2,20031. Теперь мои трубы звучали точно на нужной ноте. Но что делать с отверстиями?

Рассчитав отверстия по нужным частотам (нотам) получилось, что-то явно не то. Стало ясно, положение отверстий нужно рассчитывать иначе, с учетом их диаметра и, возможно, толщины стенки трубы. Ведь отверстие тоже образует маленькую трубу. Опущу нудные описания своих мытарств на этом поприще, хоть и захватили они меня не на шутку и вот-вот грозились разродиться «эврикой»… Помогли снова материалы Komuso, кому я премного благодарен!

Среди рекомендуемых сайтов для посещения был сайтик http://www.Navaching.com автор которого уже провел довольно подробное исследование этих вопросов и делился своими наработками. Хоть сайт и англоязычный, но маломальское знание языка позволяет разобраться в приводимых там материалах. Рекомендую обратиться именно к ним за более широкими и подробными познаниями. А я хочу поделиться чистейшей практикой изготовления флейт из ПВХ по подобию и образу флейты Сякухати на основе этих материалов.

В магазине сантехники мне попалась труба с внутренним диаметром 21,толщиной стенки 5,4. Она позволяет сразу вытачивать утагучи без дополнительных, утолщающих насадок, что очень положительно сказывается на эстетическом виде флейты.

Расчёты

В моем EXCEL калькуляторе можно сделать расчеты исходя из параметров имеющейся трубы. Формулы и алгоритм авторских расчетов (http://www.Navaching.com ) пришлось немного подправить и приспособить к своим требованиям. Кстати, те кто желает воспользоваться калькулятором для бамбука имейте ввиду, что в нем не предусмотрено влияние изменчивой толщины стенки на расположения отверстий, т.к. ПВХ подразумевает одинаковую толщину по всей длине. Но ежели таковые желающие найдутся я готов переписать калькулятор под эти нужды. К сожалению, у нас в Сибири бамбук не растет, только ПВХ.

Длина флейты

Можно пойти двумя путями. Взять кусок трубы, измерить его, ввести данные в калькулятор и получить базовую частоту ноты (вероятней всего будет отличаться от европейского стандарта) и изготовить флейту «настроенную саму на себя». А можно задать желаемую тональность и выяснить необходимые для этого размеры трубы. Чем длине труба, тем ниже будет звучание флейты.

Для вычисления длинны флейты под нужную тональность необходимо знать частоту базовой ноты. Частоту базовой ноты можно определить по таблице "ноты-частоты". Например. Нам нужна флейта в тональности D(Рэ), в таблице находим частоту этой ноты 293.67 Гц.

Автор http://www.Navaching.com рекомендует обратить внимание на отношение длинны флейты к внутреннему диаметру. По его мнению сбалансированная по звучанию флейта соответствует отношению равному 29-30. Он называет это эквивалентным тембром. Эквивалентный тембр характеризует отношение характера воспроизведения октав. Ниже 29 преобладают низкие гармоники, выше 30 высокие. Моя практика это подтверждает! Рекомендую 30. Звук при этом более яркий, чистый и устойчивый. В калькуляторе этот параметр во вкладке «расчеты» называется EAR.

Калькулятор точно рассчитает расположение отверстий в зависимости от размеров заготовки, диаметра отверстий, толщины стенки флейты, тональности флейты и желаемой пентатоники. Да, да! Калькулятор позволяет задать желаемый, отличный от «классического», пентатонический строй!

Расстояние до отверстий отмеряется от акустического начала флейты, т.е. от утагучи. Рекомендуемый диаметр отверстий в пределах 8-12мм, рассчитать можно так: толщину стенки умножить на 2,20031, или воспользоваться формулами в калькуляторе. От диаметра отверстия зависит частота, чистота, сила звука. Чем больше диаметр отверстия, тем чище и сильней звук. Но есть и деготь. В длинных флейтах (более 2.2) приходится умышленно идти на уменьшение диаметра отверстий (в основном это 1 и 3 отверстия), что немного сокращает расстояние между отверстиями, иначе расстояние между отверстиями становится трудным для распальцовки. Компромисы, компромисы!

Для облегчения аппликатуры (распальцовки), на больших флейтах, можно отверстия смещать от оси влево вправо. Для этого сначала нужно разметить отверстия по осям. Взяв флейту в руки в игровой позиции, расположив пальцы по местам будущих отверстий, смещайте позиции пальцев, в поперечных направлениях, сохраняя расстояние между ними. Зафиксируйте наиболее комфортное расположение, там и сверлите отверстия. При некомфортной распальцовке возникают излишние напряжения в суставах рук, и они будут быстро уставать.

Читайте также:  Какую крышу выбрать для сарая

От диаметра зависит так же так называемая частота среза. От которой зависит сможет ли флейта чисто и сильно воспроизвести ноту этого отверстия на октаву, две выше. Чем больше отверстие и больше отношение диаметра отверстия к толщине стенки, тем больше чистота и сила звука. При малом отношении диаметра отверстия к толщине стенки мной замечен дефект в звуке, пауза в момент перехода от ноты к ноте, особенно при тихом проигрывании нот, ветренность нот (высокое сопротивление воздушной колонки в отверстии).

Для исправления этого недостатка я прибег к хитрости. В местах расположения отверстий сделал проточку до нужной толщины стенки. В результате получилась хорошо звучащая флейта с удобными ложбинками под пальцы.

ВНИМАНИЕ. Расчеты расположения отверстий необходимо проводить для остаточной толщины стенки после проточки. Иначе говоря, вы должны запланировать сколько миллиметров снимите и сколько останется, вот на этот остаток и нужно провести расчет.

Утагучи

В калькуляторе вы найдете рекомендуемые расчеты размеров утагучи. Однако, практика показывает, что следование этим расчетам ведет к слишком крутому углу среза, что затрудняет звукоизвлечение и его стабильность. На 1-2мм можно уменьшить ширину утагучи и тогда угол станет более острым, но глубину нужно сохранить. Крутой угол повышает тембр, острый (пологий) понижает тембр. Скос мундштука дело индивидуальное. Мне удобно когда скос мундштука и скос проточки образуют прямой угол.

Изготовление

Итак, с расчетами покончено, все необходимые размеры есть, приступаем.

1. Отрезаем аккуратно кусок трубы нужной длинны, плюс 1мм для компенсации после обработки кромок (если труба резалась ножовкой). Выравниваем кромки грубым напильником, затем наждачной бумагой малой зернистости доводим заготовку до базовой длинны.

2. Проводим карандашом две противоположные осевые линии вдоль ствола будущей флейты для разметки отверстий. Отмеряем местоположение отверстий от вершины (будущего утагучи).

Настоятельно рекомендую, при изготовлении флейты, соблюдение всех размеров и длин с точностью не менее 0,5мм.

3. Высверливаем отверстия. Отверстия лучше всего сверлить спиралевидными сверлами для дерева. Если таких нет то сверлами по металлу, но к нужному диаметру рекомендую подходить поэтапно увеличивая диаметр сверл. ПВХ материал мягкий и легко губится сверлами по металлу которые просто вгрызаются в него. Будьте осторожны и аккуратны! Обязательно вставьте в заготовку, что-то плотное, что не позволит повредить противоположную стенку при сверлении отверстия. Я использую просто плотно свернутые в рулон несколько листов газеты. Все шероховатости с отверстий нужно удалить, это очищает звук. Хорошо если снять небольшую фаску.

4. Утагучи аккуратно протачиваем напильником или наждаком. Доводим наждачной бумагой до нужного размера. Протачиваем скос мундштука. Для уменьшения присвистов край утагучи лучше сделать туповатым (потереть нулевкой). В принципе можно уже попытаться, что-то выдуть.

5. Работу завершаем тщательным зашкуриванием мелкой наждачкой все места обработки флейты. Особенно утагучи и отверстия! После этого флейту нужно тщательно промыть и удалить из внутренней полости все частицы оставшиеся после ее изготовления.

6. В декоративных целях флейту можно украсить обвязкой.

Некоторые образцы флейт

Слева на право:
1. Флейта "1.8" тональности D(Рэ) с пентатоническим строем Мияко Буси; Образчик звука
2. Флейта "2.3" тональности А(Ля) со стандартным строем Минье; Образчик звука
3. Флейта "2.2" тональности В(Си) со стандартным строем Минье. На ней сделаны проточки под отверстия; Образчик звука
4. Флейта "1.8" тональности D(Рэ) со стандартным строем Минье. Образчик звука

Флейта "2.9" тональности F(Фа) со стандартным строем Минье. Труба 22.5 внутренний диаметр, 6.7 толщина стенки. Звук глубокий, довольно громкий. Отверстия расположены в удобных для распальцовки местах. Сделаны проточки под отверстия для уменьшения толщины стенки. Образчик звука

Удачного изготовления и приятной игры.

P.S.

Самостоятельно изготовленная флейта замечательный подарок! Она подарит много минут наполненных энтузиазмом в попытках выдуть звук! Особенно когда испытуемый слышал и видел, как только что на ней играли, и как чудно она поет, и как легко все выглядит. 😉 Я уже раздарил почти все флейты, кроме тех на которых играю сам, а желающие все неубывают. Дерзайте.

Подарочные экземпляры

Слева на право:
1. Флейта "1.8" тональности D(Рэ) со стандартным строем Минье; Образчик звука
2. Флейта "2.0" тональности С(До) со стандартным строем Минье. Образчик звука

Данный мастер-класс посвящён изготовлению замечательного музыкального инструмента — флейты. И сделаем мы не просто флейту, а флейту любви! По-простому, пимак. Этот инструмент имеет замечательный мягкий звук и приятный тембр, который никого не оставит равнодушным.

Чтобы данную флейту смогло сделать как можно больше людей (а ещё лучше — все, кто просмотрел данный мастер-класс), в работе мы не будем использовать ничего экзотического. Это касается как материалов, так и инструментов. Постараюсь всё изложить в краткой и доступной форме. Итак, начнём 🙂

Читайте также:  Как сделать полукруглый плинтус

Для работы нам понадобится:

Выше приведён краткий список основных инструментов. О всех остальных буду говорить по ходу дела, они обычно есть у всех наверняка.

Из чего мы делать? Будем делать из такого экзотического материала, как бамбук. Использовать именно этот материал советую по простой причине: с ним проще всего работать, и нет необходимости тратить времени на формирование канала. Об этом следующий абзац.

Лирическое отступление. Традиционно пимак изготавливается следующим образом: берётся какая-либо палка, распиливается или раскалывается пополам. В каждой половине стамеской формируется желоб. Затем половины склеиваются и из полученной деревянной «трубки» изготавливается флейта.

Мы же пропустим все эти трудоёмкие и времязатратные стадии и будем использовать готовую "трубку", какой и является бамбук.

Купить бамбук можно в садовом магазине. Обычно в таких магазинах продаются бамбуковые опоры в кокосовой стружке. Стружка нам не нужна, выбрасываем. Бамбук оставляем. И используем не по назначению. А вообще, в оборот можно пустить пару бамбуковых удочек, если таковы имеются.

Итак, берём бамбук.

Устройство пимака таково, что вдуваемый человеком воздух идёт не напрямую на срез свистка, а через предварительную камеру. Подробно не рассказываю, обо всём этом поймёте в процессе изготовления. В крайнем случае можно почитать в интернете.

Начнём мы с формирования свистка. Для этого необходимо немного сточить напильником колено бамбука (именно над коленом, а не где попало). Стачиваем заштрихованную область.

Затем размечаем будущие свистковое и вдувное окошки. Линейкой и карандашом. По крайней мере, нормальные люди берут их. Я беру калькулятор и карандаш.

Окошки по форме близки к квадрату, хотя длина (параллельна колену) чуть больше, и составляет примерно четверть диаметра флейты. Размеры свисткового окошка играют важную роль, размеры и форма вдувного (через которое будет идти воздух) не так важны, это окошко может быть хоть круглым или треугольным. На фото свистковое снизу, вдувное сверху.

Важный момент! Разметить нужно так, чтобы внутренняя перегородка бамбука была строго между окошками. Причём как можно ближе к свистковому окошку. И не надо рассчитывать по внешнему колену. Снаружи колено может быть в одном месте, а перегородка внутри немного смещена на 2-3 мм. А это для нас важно.

И доводим всё до ума

Теперь отвлечёмся ненадолго от свистка и обратим внимание на тело флейты. Пока что мы имеем? Неготовый свисток на бамбуке. И всё. При этом наша флейта пока даже трубкой не является (мешает внутренняя перегородка под другим коленом). Поэтому нужно решить эту проблему.

Для этого требуется отпилить флейту либо до колена, чтобы его вообще не было. Либо отпилить после колена (а может и оставить всё как есть) и убрать внутренню перегородку. Выбор зависит от планируемой тональности (чем она ниже, тем флейта длиннее) и от физики флейты. Подробно про физику не будем. Главное, запомнить правило: размер флейты от свистка до конца должен насчитывать от 17 до 20 внутренних диаметров. Ни больше, ни меньше.

Лобзиком отпиливаем флейту как нам нужно и закругляем надфилем края, если они неровные.

Далее, в данном случае из обрезков бамбука (хотя можно взять что угодно, главное, чтобы это «что-то» было плоским с одной стороны) мы делаем блок. В самом простом варианте это ровная прямоугольная дощечка, которая должна полностью покрывать наш «прямоугольный желоб». А вообще в качестве блока профессионалы порой используют различные резные фигуры и прочие красоты из дерева.

Берём что-нибудь очень горячее (например гвоздь). Берём не руками, а плоскогубцами (хотя если вместо гвоздя что-то длинное, можно и руками) и жгём дырки. Жжём, жжём. В общем, шесть раз жжём.

Получаем уже нечто, очень похожее на флейту

Далее берём тюнер, полукруглый надфиль. Взяли? И теперь долго и упорно растачиваем отверстия, чтобы звук попадал в ноту. Строй пимака — минорная пентатоника. Музыканты-теоретики знают, что это такое. Я нет, поэтому просто использую шпаргалку, какие должны быть ноты.

Важно! Для любителей сэкономить время. Ни в коем случае не используйте свёрла и дрель. По крайней мере обычные. Флейта треснет, пока вы будете делать первое отверстие. Если уж не хотите тратить час своего времени на расточку отверстий, используйте бормашинку и насадки к ней. Либо микродрель-гравер, используемый для гравировки. У гравера высокие обороты, это не позволит флейте треснуть.

Ну, наконец мы сделали игровые отверстия нужного диаметра, используя все известные и неизвестные методы проделывания дырок отверстий. Получилось вот так.

Осталось дело за малым — украсить и пропитать. Украшаю капроновыми нитями тёмно-синего и красного цветов и пропитываю внутренний канал льняным маслом. Флейта готова!)

Комментарии запрещены.

Присоединяйся