Как сделать хохлому из бумаги

Бумажная филигрань настолько разнообразна и многогранна, что мастера с ее помощью создают самые удивительные вещи. Среди них – хохлома квиллингом, по красоте ничуть не уступающая традиционной росписи. В хохломе, выполненной из бумажных полос, могут использоваться как известные мотивы и узоры, так и совершенно необычные. Также некоторые мастера, наряду с традиционными золотыми, красными, зелеными и черными цветами, используют и другие оттенки, что позволяет сделать квиллинговую роспись «под хохлому» ярче и разнообразнее.

Разобраться с тем, как украшать поделки, картины и панно хохломской росписью из бумаги помогут фото готовых работ, представленные ниже.

Содержание статьи:
Для начинающих
Для среднего уровня
Для профи
Схемы
Видеоурок

Для начинающих

Для тех, кто только знакомится с техникой бумагокручения, осваивает ее тонкости подойдут легкие работы с использованием простых элементов и материалов.

Один из самых простых вариантов – веточка рябины на черном фоне.

В данной работе отдельные детали собраны в единый узор.

Украшать традиционной росписью можно все что угодно, например, шкатулки.

Или оригинальные открытки в виде варежки.

Классический узор в красно-желто-зеленых цветах на темном фоне, с которым также легко справится начинающий любитель бумагокручения.

В этой работе вместо традиционного черного использован зеленый фон, а вот сам узор выполнен в классическом стиле, придуманном в далеком XVII столетии.

На этом панно квиллинг хохлома отличается от росписи по дереву только своей объемностью.

Еще одна вариация на тему с использованием самых простых элементов.

Эта картина выполнена с использованием обычной техники квиллинга и петельчатой, что делает ее более интересной и оригинальной.

Узор на глянцевой подложке станет прекрасным подарком или украшением интерьера.

Национальная роспись как нельзя более кстати будет при оформлении матрешки – одного из главных символов русской культуры.

В качестве элемента декора вполне подойдет и фигурный поднос с росписью на серебристом фоне.

Элементы хохломы отлично смотрятся и на открытке. Такую открытку можно вручить на юбилей или другое торжественное событие близкому человеку.

Несмотря на достаточно большое количество деталей, с созданием подобной картины также справятся новички и дети. Все ее составляющие – то простые квиллинг-элементы в различных вариантах.

Для среднего уровня

Тем, кто уже достаточно освоил различные техники бумагокручения, стоит присмотреться к авторским работам средней сложности с элементами хохломской и другой русской традиционной росписи.

Интересная веточная композиция, в которой преобладают зеленый и золотисто-желтый цвета.

Самый популярный мотив из веточек рябины. Большое количество мелких деталей придают работе дополнительный шарм.

Та же рябина, но в несколько другой интерпретации.

Здесь помимо растительной тематики присутствует изображение птицы, что также характерно для хохломской росписи.

Оригинальности этой картине придают ягоды, сделанные с 3D эффектом.

Здесь вместо рябины автор использовал другую весьма популярную ягоду – землянику.

И вновь ягодная тематика на темном фоне.

Здесь автор, взяв за основу базовую картинку добавил свою изюминку в виде объемных ягод и темных прожилок на листьях.

Нестареющий цветочный мотив, который можно оформить в любой узор.

В данной работе предпочтение отдано золоту. При этом, чтобы детали не сливались, при оформлении использованы различные оттенки желтого цвета.

А здесь, наоборот, минимум желтого, но зато присутствуют различные оттенки красного цвета.

Интересный узор с акцентом на крупный объемный цветок.

В этой работе сочетаются сразу два вида росписи: хохломская и городецская.

Еще одна работа, сочетающая в себе различные стили русской росписи. В данном случае тесно переплетены традиции хохломы и гжели.

Здесь предлагается использовать вполне традиционную картинку, но поэкспериментировать с фоном.

Еще одна работа из раздела гжель + хохлома. Изменяя цвета узора и фона можно добиться разного эффекта.

Яркое изделие в технике квиллинг из новых работ мастеров.

Здесь также использованы акценты в виде объемных деталей цветка и птицы.

Оригинальное украшение из старой грампластинки. После такого декорирования, она точно больше не будет пылиться забытая на полке.

Для профи

Наиболее сложные работы по мотивам хохломской росписи – вариант для тех, кто хорошо владеет всеми секретами бумагокручения, не боится трудностей и готов посвятить несколько вечеров интересной работе.

Медальон или панно с цветами под «червонное золото».

Сказочная жар-птица, которая привнесет в интерьер ярких красок – также один из традиционных персонажей хохломской росписи.

Гармоничное сочетание листьев и цветов, различных оттенков и элементов. В зависимости от фона это может выглядеть и как обычная картина, и как панно в технике хохлома.

Еще одна жар-птица. Только на этот раз основные элементы картины выполнены в технике петельчатого квиллинга.

В этой работе хохлома также перекликается с другими видами росписи.

Нехарактерные для хохломы яркие краски придают работе дополнительную оригинальность.

Еще один яркий вариант традиционных узоров, подходящий для оформления различных поделок или картин.

Читайте также:  Как ухаживать за эко кожей

Здесь использованы традиционные хохломские цвета, но сам узор отличается от тех, что обычно используют в росписи.

В этом узоре также наблюдаются отступления от традиционной цветовой палитры.

Симпатичное оформление панно выполнено в свободном стиле, но детали традиционной росписи здесь все же проглядывают.

И вновь сказочная птица на ветке дерева. При оформлении картины также использованы элементы хохломской росписи.

Элементы узоров для росписи

Подсказать идеи для творчества могут не только работы других авторов в технике квиллинг хохлома, но и отдельные элементы узоров, схемы рисунков.

Узор, почти полностью состоящий из простых роллов. Необычности ему придает объем, созданный путем наклеивания деталей друг на друга в несколько ярусов.

Оригинальный цветочный мотив, с помощью которого можно создать красивую роспись «под хохлому».

Красавица жар-птица в окружении цветов и гроздей рябины – одна из лучших тем для создания традиционных картин.

Оригинальности данному узору придает необычное цветовое сочетание коричневого, бежевого и молочного.

Такой яркий петушок также украсит любую поделку или картину. При этом его можно оставить ярким и разноцветным, а можно сделать истинно хохломским, полностью выполнив из желтых или красных бумажных полос.

Схемы

Видеоурок

Предлагаем посмотреть следующее видео:

Делитесь результатом в комментариях! Успешной работы!

Представляю свою новую работу в технике квиллинг — бумажную хохлому. Наивные алые ягодки, собранные в гроздья, золотые рябиновые листочки и травинки-тычинки, красиво уложенные на черном фоне, — так выглядит моя "хохломская роспись".

На деревянную расписную посуду я набрела после Алесиной статьи о посуде, когда искала информацию по запросу "красивая деревянная посуда".

Признаюсь, раньше я и знать не знала, что черно-золотая с алым посуда, сверкающая лаком, — из дерева. Ну да, ложки я видела, разделочные доски тоже, но вот не увязывались у меня воедино дерево и посуда. Наверное, по аналогии с бело-голубой гжелью, я считала хохломскую расписную посуду тоже фарфоровой. Признаюсь в своем невежестве.

Листаю каталоги с хохломой и диву даюсь: столько там всего! Подносы и тарелки, подсвечники и ендовы, похожие на ладью, по борту которой свисают вместо весел деревянные ложки, даже самовары и графинчики с рюмочками! Такая посуда украсит любой стол, не зря она считается парадной.

Очень мне захотелось заиметь хоть блюдо, ну хоть ложку с нарядной хохломской росписью.Вариаций у настоящей хохломской росписи много: ягодки земляники и земляничные листья, рябина красная в кружеве резной листвы, мелкие цветики и травинки, ежевика и малинка.

Объединяет их тип росписи: алые, золотые и зеленые элементы ярко выделяются на черном фоне. Или наоборот: на золотом фоне чередуются красные, черные и зеленые стилизованные ягодки-листочки. Есть и двухцветные красно-золотые или черно-золотые варианты.

Бумажная вариация на тему хохломской росписи

Посмотрела я, посмотрела, да и сделала себе панно на тему хохломы. Конечно, я не вытачивала тарелку из липы и не расписывала ее красками. Я смастерила не настоящую, а бумажную хохлому.

Ну и что ж, что бумажная! Мне не кушать с нее «икру заморскую баклажанную», зато душу радует! Я попробовала сделать хохломскую имитацию из крученных бумажных полосок. Это техника называется квиллинг. И это моя первая попытка изобразить художественные мазки кистью с помощью бумаги.

Смотрите, что у меня получилось. Тарелка — не тарелка, блюдо — не блюдо. Одним словом, имитация, круглая по форме. В качестве заднего фона пришлось взять плетеную циновку, больше ничего в голову мне не пришло. Теперь это будет настенное панно. Оно, в отличие от других моих работ в технике квиллинг, не уйдет на дно чемодана, а поедет со мной в Австрию, в альпийский домик.

Это все, чем я могу отблагодарить мою золовку, сестру мужа. Она так восхищается моими поделками, что мне неловко. Но приятно. Там уже висит на видном месте моя работа в черно-белой гамме, а теперь появится и пестрое, яркое, как сказочная жар-птица (простите мне мою нескромность, расхвасталась, ну, по крайней мере, мне так видится) панно в технике хохлома-квиллинг. За образец я взяла вот этот шаблон для вышивки.

Всего на панно ушло у меня около трехсот спиралек и кругляшков различной формы. Делала я их из офисной бумаги, разрезанной на полоски, закрученной и склеенной в прочные роллы. Это только кажется, что бумага непрочная, на самом деле, готовый ролл, или спиралька хорошо держат форму, особенно, если сплющить их в виде лепестков.

Самое трудоемкое и монотонное — заготовка роллов-модулей. Весь вечер не покладая рук я крутила-вертела спиральки, формировала из них мелкие и крупные детали узора. Крутила-крутила, с перерывом на обед, пока не набралось нужное количество. Но как узнать, что лепестков уже хватит на три веточки с рябиновыми листочками? И хватит ли ягод рябины на три грозди?

Эдак можно крутить до бесконечности. Бросила крутить и стала выкладывать на фоне черной картонной «тарелки» орнамент. Без особой систему и красоты, примерно, чтобы хотя бы узнать, как и что расположить и хватит ли мне модулей-листочков. Примерно так. Примерно хватит.

Читайте также:  Как удалить контакты с телефона android

Отставить! Утром, при дневном свете отчетливо видно, что я промахнулась с оттенками: желтые роллы вовсе не желтые, а бежевые. Вот беда. При искусственном освещении и не заметила.

Прошу мужа подобрать мне подходящие по цвету листы цветной бумаги, чтоб уж наверняка. Не хотел, ворчал, но, увидев на экране моего ноута хохломские шедевры, оживился (немцы, как и все иностранцы, обожают «коклому») и согласился. И что бы я без него делала!

Режу теперь уже правильные желтенькие листы на бумагорезательной машинке. Сажусь и снова кручу роллы.На фото слева в корзинке лежат уже желтенькие листочки.

Собираем композицию

Ломаю голову, как склеить все лепесточки вместе, уж очень они мелкие и легонькие — улетают даже от моего дыхания. Эврика! Я соберу их отдельно в виде веточек на бумажные полоски, а потом приклею уже готовые «ветви» на основу.

Ой, что-то мои «рябиновые листья» похожи больше на колосья. Из этих колосков надо как-то изобразить веточку рябины. В ходе работы я придумала делать на макушке веточки петельку и вставлять в нее детальку в виде капельки. Так веточка смотрится органично и держится намного прочнее.

Я вся перемазалась клеем, руки стали шершавыми и неловкими. Бегала каждые четверть часа смывать пленку клея с пальцев, пока не догадалась налить лужицу клея на обрезок картона и макать туда листочки, зажав их пинцетом. Работа сразу пошла веселее! Раз! Окунули. Два! Приклеили.

Наступил самый решающий момент: все заготовки собраны и склеены. Осталось гармонично разместить отдельные элементы на круглой черной «тарелке». Тут наблюдается определенная симметрия, композиция, на языке художников. Все элементы уравновешивают и в тоже время не заслоняют друг друга. Три рябиновых кисти чередуются с тремя веточками.

Пространство между крупными элементами заполнено мелкими зелеными завитками и маленькими цветочками-маргаритками (или незабудками?). Пойду снова спрашивать у мужа, какого они цвета. У меня неважное цветовосприятие, никогда не знаю точно, правильно ли я называю цвет. Хватит, сегодня уже попадала впросак.

Из истории хохломской росписи

Фух! Хорошо, что спросила моего «эксперта». Цветочки оказались не голубыми, а розовыми. Хотя, на мой вкус — голубенькие незабудки были бы более уместными. Ну, не мне устанавливать правила, ведь хохломской росписи уже триста лет, а может и больше.

Она знаменита по всему миру и наравне с павлово-посадскими набивными платками, хохлома считается типично русским промыслом. Говорят, что первоначально авторство настоящей хохломской посуды принадлежит иконописцам, которые писали не только святые лики на иконах, но и расписывали посуду для мирян, на продажу.

Позже в Троице-Сергиевскую лавру стали собирать одаренных мастеровых из окрестных крестьян. В иконописных мастерских их обучали тонкому письму кистью, а главное, — способу нанесения прозрачного лака на оловянные краски с последующей горячей закалкой. От такой закалки при 120-140 градусах посуда приобретала прочность, а серебристое олово становилось почти что золотым. Красота! Лепота! Роскошь!

И результат — бумажное блюдо

Моя работа получилась не такой роскошной, как оригинал, с золотом и лаком, но основные элементы, вроде получились похоже. Работа очень кропотливая и требует немалой усидчивости и терпения. Но зато и блюдо получилось у меня такое, какого я еще в жизни не делала — не спонтанное, а подчиненное определенной тематике.

Есть у меня задумка попробовать выполнить в технике квиллинг еще одну роспись — хной по коже — менди. Эта роспись настолько изящна, что, мне кажется, — она, будто специально создана для квиллинга. Полезла посмотреть в интернет, и что же? Я обнаружила, что менди вдохновило не меня одну. Полюбуйтесь, какая роскошная работа в технике квиллинг, имитирующем менди.

Осталось только разобраться в цветах и оттенках и купить вместе с мужем бумагу правильного цвета. Ох, девочки, сколько хлопот с этими цветами и оттенками. И кто их только выдумал, сто пятьсот миллионов. И как вы в них разбираетесь!

Для меня это китайская грамота с сотнями иероглифов: только запомню вроде и даже различаю, как потом снова выветрилось из головы и опять путаюсь в цветах. Хорошо, что у светофора всегда четкий порядок — красный сверху, зеленый снизу, иначе и там бы путалась.

Глядя на образцы художественных изделий, представленных народными промыслами России, возникает творческий соблазн – если не научиться тому же, то хотя бы попробовать свои силы в изображении ярких, мелодичных узоров. О том, как нарисовать хохлому новичку (ребенку, с нуля), о необходимых материалах и инструментах, а также пошаговом рисовании, вы узнаете из этой статьи.

Материалы и инструменты

Если вы не собираетесь становиться художником, популяризирующим народные промыслы, не нужно сразу же бежать в магазин товаров для творчества, покупать специальную бумагу, профессиональные краски и кисти. Для первого опыта вполне достаточно бюджетных материалов и инструментов.

Хохломская роспись поэтапно – для нее вам нужны:

  • акварельная бумага (любая плотность, на какой вам удобнее рисовать, ту и берите);
  • беличьи кисти (купите стандартный набор из 4-5 кистей разных номеров);
  • гуашь (12-16 цветов будут оптимальным набором);
  • акриловые краски (не обязательно, но работать с ними приятно);
  • карандаш, ластик;
  • трафареты (если рисовать вы не умеете совсем).
Читайте также:  Как убрать запах пота с пиджака

Сначала вы попробуете рисовать на бумаге, без переноса изображения на изделия, которого оно должно украшать. Например, вы решили нарисовать яркую хохломскую роспись на деревянной ложке. Отработайте навыки на бумаге, впоследствии перенести их на изделие будет просто.

Узнаваемый хохломской орнамент новички часто переносят на разделочные доски, которые становятся декором на кухне. С них тоже можно начинать свое приобщение к народным ремеслам. Ребенок тоже может расписать дощечку, но предварительно он должен потренироваться на бумаге.

Мастер-класс по росписи деревянной ложки

Для росписи ложки нужно купить саму заготовку. Деревянные ложки обычно легко найти в хозяйственном магазине, а также в маркете товаров для творчества. Не спешите сразу ее расписывать, пару дней дайте ей полежать: неизвестно, в каком помещении она хранилась. Пусть материал привыкнет к температуре и влажности вашего жилища.

Помимо красок, кистей, ластика и карандаша для работы вам понадобятся:

  • акриловый грунт;
  • темперные краски – черная, желтая, зеленая;
  • акриловый лак;
  • шкурка 000;
  • зубочистки;
  • чистая безворсовая тряпочка;
  • палитра;
  • банка с водой.

Выбирая между гуашью и акриловыми красками, возьмите последние. Делают роспись под хохлому узнаваемой красная, золотая и белая акриловые краски.

Хохлома – как рисовать узоры на ложке поэтапно:

  1. Ложечку сначала нужно зашкурить, но несильно. Потом от древесной пыли протрите ложку влажноватой тряпочкой.
  2. Но кончик ложки кистью № 18 нанесите грунт. Просушиваться он будет 25-30 минут. При сушке загрунтованный кончик должен свисать.
  3. Когда листики и ягодки подсохнут, можно приступать к фону. Для этого вам нужна черная темперная краска и кисть № 4.

    Далее уже по просохшему черному фону рисуются цветки клубники – белые, с желтой сердцевинкой. Лепестки можно проставить ватными палочками, а сердцевинку – зубочистками.
  4. Смешав желтую и зеленую темперные краски, вы получите нужный оттенок для прорисовки травки. Тонкой кистью рисуйте стебельки, завитушки.
  5. Черенок ложки должен быть золотым – в несколько слоев покрывайте его золотой краской, всякий раз – с просушкой.
  6. Двое суток дайте ложечке на отдых, это подготовительный период перед лакировкой. Как и в случае с грунтом, сначала лакируется кончик, потом – вся ложка. Лак наносится в несколько слоев, каждый просыхает не менее 3 часов.

Поэтапное рисование хохломы с детьми

Сделать хохломское изделие, пусть и в очень упрощенном виде, можно и с ребенком. Детский опыт будет очень интересным. Прекрасно, если на предварительном занятии вы сделаете изделие из папье-маше, которое предстоит расписать под хохлому. Это может быть посуда, уточка, ваза и т.д.

Хохломская роспись – поэтапное рисование с детьми:

  1. Материалы и инструменты – заготовка (из папье-маше), гуашь (в том числе и белая), кисти, палитра, непроливайка, карандаш, ластик.
  2. Первый этап – роспись фона. Сначала уточку (допустим, это будет она) нужно полностью прогрунтовать черной гуашью. Это можно сделать заранее, чтобы сэкономить время занятия.
  3. На высохшем фоне нужно карандашом отметить узор. Если ребенок будет делать это сам, можно воспользоваться трафаретными заготовками.
  4. Далее элементы следует расписать. Сначала ребенок тренируется на палитре. Нарисованную с помощью трафарета ягодку, листочек, расписывает нужным цветом. После первой пробы на бумаге, он уже приступает к росписи изделия.
  5. Мелкие детали (травинки, тычинки, ягодки) можно сделать с помощью ватных палочек и зубочисток. Другие узоры можно выполнить штампами.
  6. Во время рисования дети должны наносить на папье-маше узоры, которые ранее уже пробовали прорисовывать на тренажерах, в прописях, на бумаге.

На видео представлен пример несложного рисунка, который можно повторить с детьми.

Хохломские” узоры для детей – как рисовать:

  • с использованием базовых цветов (красный, зеленый, желтый, белый);
  • напомните детям, что краски на вкус не пробуют, кисточкой не размахивают, соседу не мешают;
  • постоянно напоминайте ребятам, что смешивать краски нужно только на палитре.

Дома со своим собственным ребенком можно тоже сделать мини-хохлому. Можно расписать вместе с мамой маленькую деревянную досочку или скалку. Это прекрасное начало приобщения ребенка к изучению истории искусств, народных промыслов и изобразительного творчества в целом.

Вдохновения вам, и пусть все получается с первого раза!

>

Комментарии запрещены.

Присоединяйся