Как сделать кисточку для рисования

Художественные кисти изготавливаютиз волос различных животных, а также из щетины. Особо ценятся кисти из волос хвостов песчанок, барсуков, колонков, белок. В зависимости от назначения делают плоские и круглые кисти с удлиненной или укороченной волосяной частью. В настоящее время, в связи со значительной стоимостью традиционных кистей для живописи из волос вышеперечисленных животных, все чаще для кистей используют волосы от других животных, причем не только волосы, но и шерсть. К таким новым поставщикам сырья для кистей относят: лисицу, песца, норку, причем здесь вполне пригодный для кистей волос является отходом меховых фабрик и ремонтных меховых мастерских. Еще для изготовления кистей подходят: шерсть длинношерстных собак, верблюдов и овец, а также человеческие волосы. Конечно, применение тех или иных волос зависит от того, для каких работ будут использоваться соответствующие кисти: для акварельной или масляной живописи, для графических работ и так далее. Так, рисующие тушью китайские и японские художники предпочитают кисти исключительно из верблюжьей шерсти.

Многие любители рисовать иногда пытаются изготовлять кисти самостоятельно, но, не зная технологии этого специфического производства, получают кисти, малопригодные для работы.

Изготовление кистей для живописи

Итак, для изготовления кистей для живописи в первую очередь необходимо заготовить свиную щетину или волосы соответствующих животных. В приведенном ниже описании кистей указаны животные, из волос которых делают кисти, а также даны характеристики кистей, изготавливаемых из тех или других волос. Заметим также, что все кисти, перечисленные ниже, выполнены из обработанного волоса хвостов животных.

Песчанковые. Выпускаются только плоские кисти с удлиненной или укороченной волосяной частью.

Волос очень мягкий, малоэластичный. Применяется в основном для работы темперой, гуашью и акварелью, при работе масляными красками, для лессировок лаковых покрытий, для нанесения тонкого живописного слоя и т. д.

Барсуковые. Форма кистей плоская и круглая. Кисти несколько жестче кистей из волос песчанок. Применяют в масляной живописи.

Колонковые. Круглые и плоские кисти с удлиненной или укороченной волосяной частью. Кисти отличаются исключительной упругостью и эластичностью при удовлетворительной мягкости. Их применяют во всех видах живописи, но совершенно незаменимы они в работе гуашью и акварелью, когда от кисти требуется большая упругость. В масляной живописи их используют при выполнении мелких деталей, в стенописи для проведения длинных контурных линий применяют круглые кисти, для нанесения тонких живописных слоев — плоские. Колонковые кисти удобны для лессировки по сырому.

Беличьи. Выпускаются только круглые кисти. Эти кисти отличаются большой мягкостью и эластичностью, применяются главным образом в акварельной живописи по бумаге, в живописи по фарфору. Заметим, что лучшими кистями для акварели считаются кисти из куницы или соболя, а крупные кисти для акварели изготовляют из более грубой верблюжьей шерсти.

Практическое применение кистей мягких или жестких, плоских или круглых зависит от индивидуальных требований мастера, от того, в какой технике он решает определенные живописные задачи.

К группе так называемых школьных кистей, которые изготавливаются обычно из волоса белки, лисы, медведя, колонка относятся кисти девяти номеров: 2; 4; 6; 8; 10; 12; 14; 16; 18 (см. таблицы 1 и 2).

Таблица 1. Кисти для живописи плоские
№ кисти Ширина пучка волоса у обоймы, мм Длина выпуска волоса, мм
Щетинные Беличьи, куньи Колонковые, сусликовые, песчанковые, норковые
дл. ср. кор. дл. ср. кор. дл. ср.
2 2 13 11 7 6 5
4 4 15 13 9 8 6
6 6 17 15 11 10 8 8 11 9
8 8 19 17 13 12 10 8 13 11
10 10 21 19 15 14 12 10 15 13
12 12 23 21 16 16 14 12 17 15
14 14 26 24 19 18 16 14 21 18
16 16 29 27 22 20 18 16 24 21
18 18 32 30 25 22 20 18 27 24
20 20 35 33 28 25 22 19
22 22 38 36 31 27 24 21
24 24 40 39 34 29 25 29
26 26 44 42 37 31 25 25
28 28 47 45 40 33 30 37
30 30 49 47 42 35 32 29

Таблица 2. Кисти для живописи круглые
№ кисти Диаметр пучка у втулки, мм Длина выпуска волоса, мм
Щетинные Беличьи, куньи Колонковые, сусликовые, норковые Барсуковые, песчанковые
длинный короткий средний
1 1 7 8 8 6 6
2 2 9 10 11 9 8
3 3 15 12 13 11 10
4 4 19 14 16 14 12
5 5 24 17 20 17 14
6 6 28 20 20 21 16
7 7 30 24 26 23 22
8 8 32 28 28 25 26
9 9 34 30 30 27 28
10 10 36 33 30
11 11 38 36 33
12 12 40 38
13 13 42
Читайте также:  Как сделать елку из пластиковых бутылок

Заготовлять волос для кистей рекомендуется в марте-апреле, когда животные линяют. При этом стригут волосы на небольшом участке, сразу же их сортируют по длине и упругости, после чего связывают в лучки.

Удалив из пучка ненужные отдельные волоски, его подравнивают (с нерабочей стороны волос) и подрезанной частью вниз ставят в узкий стаканчик с плоским дном. От легкого постукивания дном стаканчика об стол все волоски пучка осядут и подравняются.

После этого волосяной пучок перевязывают (рис. 1) и вычесывают из него ненужные волоски, пользуясь частой расческой с острыми зубцами. Вычесанный пучок обязательно дополнительно перевязывают, после чего обезжиривают в бензине. Пучок выдерживают в баночке с бензином не менее 2. 3 суток (баночка должна быть плотно закрыта). Далее волосы несколько раз промывают в чистом бензине, а затем кипятят в 10%-ном растворе алюмокалиевых квасцов, являющихся дубителем. (В результате подобной обработки волосы становятся негигроскопичными.)


Рис. 1. Так перевязывают волосы собранные в пучок.

Пучок просохших волос заворачивают в газету (в один слой), перевязывают и закаливают волосы, выдерживая их при температуре 140. 150°С обычно в течение 50. 60 минут. Вообще-то время закаливания волос зависит от их вида. Так, волосы собаки нагревают в течение 1,5 ч. При этом тонкие волосы требуют более высокой температуры закаливания.

Для определения температуры нагрева обычно пользуются следующим простым способом. Если помещенная в печь (духовку) бумага слегка пожелтеет, это значит, что температура ниже 150°С и для закалки она недостаточна. Когда бумага приобретает цвет светлой охры, можно считать, что температура близка к 150°С, то есть достигнута температура, необходимая для закалки волос. Обугливание бумаги указывает на слишком высокую температуру, которая явно выше 150°С. Учтите, такая температура непригодна для термообработки волос, так как перегрев делает волосы ломкими.

Отрегулировав температуру в печи, приступают к закалке. Лучше всего пучок волос в печи положить на металлическую сетку или подвесить, чтобы волосы равномерно прогревались горячим воздухом.

Прогрев волосы, их снова причесывают и удаляют из лучка короткие или непригодные волоски, пользуясь бритвой. Для этого пучок кладут на ладонь (обрезанной частью к ладони) и, придерживая его пальцами, бритвой подрезают ненужные волоски. Затем пучок раздвигают и из середины также удаляют ненужные волоски, вынимая их пинцетом. Обработанный таким образом волосяной пучок снова заворачивают в газету, перевязывают и вторично закаляют, применяя те же режимы.

Для выяснения качества закалки волосы смачивают водой. Если волосы недостаточно прогреты, на части волосков образуются завитки. Тогда пучок смачивают водой и волосы снова прокаливают. О качестве закалки волос можно судить и по их цвету. Так, при достаточной закалке белые волосы приобретают желтоватый оттенок. Используя это свойство, в пучок волос темного цвета при нагреве вкладывают несколько контрольных белых волосков, пожелтение которых и будет знаком достаточной степени закалки всех волос в пучке.


Рис. 2. Стаканчик для формирования кисточки (а)
и перевязанный пучок волос (б).

Из прошедших закалку волос уже можно вязать кисти. В зависимости от номера изготовляемой кисти (см. таблицы 1 и 2) из пучка берут некоторое количество волос, опускают их в заранее заготовленную формочку с коническим дном, сделанную из жести или пластмассы. Понятно, такие формочки должны иметь размеры в зависимости от соответствующих номеров кистей. Итак, вложив в формочку нужное количество волос, постукивая по формочке, пучку волос придают форму заготовки для кисти (рис. 2). Затем пучок вынимают, перевязывают его, отрезают лишний волос, нерабочую сторону пучка покрывают лаком и вставляют заготовку в металлический капсюль (обойму). Подобные капсюли бывают цельнотянутыми или сформированными из тонкой металлической полоски, края которой соединены внахлестку (с пропайкой соединения). Делают капсюли обычно из белой жести или из латуни, размеры их зависят от номера кисти.

Ручки кистей вытачивают из древесины березы, сосны, бука или ольхи, затем шлифуют, покрывают бесцветным лаком или окрашивают в различные однотонные цвета. Вставленный в капсюль пучок заливают с открытого (широкого) конца капсюля водостойким лаком или синтетическим клеем, чтобы клей (лак) достиг конца пучка волос, находящегося в капсюле. После сушки капсюль с волосяным (щетинным) пучком соединяют с деревянной ручкой, на которой капсюль для крепости дополнительно обжимается. Ручку готовой кисти покрывают лаком. Длина выпущенного из капсюля волоса зависит от его упругости. Замечу, правильный выпуск волоса имеет важное значение, так как очень длинно выпущенные волосы делают кисть растрепанной, а недостаточно выпущенные — будут набирать мало краски. Готовую кисть смачивают водой, расчесывают до тех пор, пока волос кисти не станет ровным.

Читайте также:  Как сделать обновление на планшете
Порекомендуйте эту страницу друзьям или добавьте в закладки:

–>

Еще о красках и рисовании:
Учимся рисовать масляными красками. Техника масляной живописи
Натуральные растительные красители
Как научиться рисовать акварелью

Главная
Последние публикации, новое на сайте.

Ремонт и строительство
Дом и квартира, дизайн и архитектура, проекты домов. Обзоры, советы.

Сад, огород, усадьба
Садоводство и огородничество, приусадебное хозяйство.

Декоративно – прикладное искусство
Резьба по дереву, выжигание, чеканка, плетение и многое другое.

Идеи мастеру
Сделай сам, различные оригинальные и полезные самоделки.

Мебель своими руками
Самостоятельное изготовление мебели, чертежи, схемы.

Старые мастера самостоятельно изготавливали и краски и кисти. Технология изготовления кистей не сложная, но ответственная и требует деликатности. Дело это необычное, поэтому мало кто знает секреты такого ремесла. Однако, сделать кисти можно даже в домашних условиях. Итак, в чем же заключается технология изготовления художественных кистей?

1. Заготовка волоса или щетины.

В волосяном покрове животных есть пух и прямой волос, который толще пухового и жестче. О том, из какого волоса и каких животных делают классические кисти для живописи я писал здесь. Заготавливая волос, нужно сортировать его по длине. Волосяной пучок должен состоять из волоса, приблизительно, одинаковой длины. Кончики волос ни в коем случае нельзя обрезать. Почему это важно я писал здесь.

2. Формирование основы будущей кисти.

Далее, волоски в волосяном пучке выравнивается в каком-нибудь маленьком сосуде цилиндрической формы. Дно у такого сосуда должно быть плоским. Волос опускается своей подстриженной частью к донышку цилиндра. Теперь, его необходимо подровнять, аккуратно постукивая дном цилиндра о стол. Волоски осядут и выровняются. После этого, их связывают в пучок и прочесывают мелкозубчатой расческой для удаления ненужных волосков.

3. Обезжиривание и дубление.

Обезжиривание производится замачиванием волосяного пучка в бензине на протяжении 3-х суток. После этого, он промывается чистым бензином и просушивается. После чего, заготовку следует прокипятить в 10% растворе алюмокалиевых квасцов. Это называется дублением. Дубление нужно для того, чтобы сделать волос не гигроскопичным, пластичным и прочным.

4. Закаливание.

Эта процедура необходима для придания волосу упругости. Волос кисти для живописи должен быть в меру упругим и жестким, в меру эластичным. Для закаливания, волос будущей кисти обертывают в не плотную бумагу, например, в газетную и перевязывают нитью. Далее волос закаливается в печи, горячим воздухом температурой в 150 градусов. Делается это на протяжении примерно часа. Время и температура не одинаковы для различных видов волоса и зависят от их разновидности. Температуру можно определить по цвету бумаги: если она станет слегка желтоватой, то температура недостаточна. Если станет коричневой, то температура более 150 градусов. В этом случае волос станет ломким, поэтому превышать температуру не следует. После первичной закалки, волос прочесывают удаляя ненужные волоски и повторяют закалку. Проверяют качество закалки смачиванием будущей кисти в воде. Если волоски на поверхности пучка будут кудрявиться, то закалка недостаточна.

5. Вязка кисти.

После всех процедур, волосяной пучок развязывают и помещают в конус соответствующего размера кончиками волос вниз. Далее постукивая конусом по столу, нужно выровнять волос. Волосяной пучок должен приобрести коническую форму (если кисть должна быть круглой или эллиптической). После придания нужной формы, из волоса вычесывают короткие и ненужные волоски. Затем волосяной пучок окончательно перевязывают нитью. Перевязанный участок пропитывают клеем.

6. Закрепление волос в капсюле.

Капсюль — это металлическая часть кисти, похожая на трубку конической формы. Волосяной пучок помещают в капсюль с его широкой стороны, после чего волос, находящийся внутри капсюля заливается клеем. (Кстати, капсюли можно использовать от старых и испорченных кистей, предварительно очистив его от клея и волоса.) Длину волоса будущей кисти необходимо регулировать в зависимости от ее предназначения. Слишком длинный волос делает кисть мягкой и неспособной хорошо держать форму, но зато гибкой и удерживающей большое количество краски. Коротко выпущенный волос наоборот, сделает Вашу кисть жесткой и неподатливой.

7. Закрепление капсюля на ручке.

В заключении, капсюль надевается на деревянную ручку. Предварительно, в капсюль закапывают клей. После этого капсюль запресовывают на деревянной ручке. Ручку кисти можно тонировать, красить и покрывать лаком.

Если все правильно сделать, то кисть получится не хуже заводской. Поэтому, пожелаю Вам успехов в этом редком ремесле!

Читайте также:  Когда высаживают хризантемы в открытый грунт

Вы, возможно, уже сталкивались с такой проблемой… Итак, у вас имеется довольно приличная трехмерная модель, которую вы хотите перевести на иллюстрацию, но как только вы начинаете работать над этим, вы понимаете, что фигура как-то странно отделяется от общего (в перспективе, фотографического) фона, и вы не знаете, как решить эту проблему. То же самое происходит, когда вы достигаете такого момента, когда ваши знания о моделировании оказываются в тупике, а вам хочется создать какой-нибудь красивый, например, портрет. Это пригодилось бы дальше при корректировке модели в Photoshop.

В настоящем уроке я поделюсь знаниями, которые получила во время работы с моделями Алессандро Бальдассерони (Alessandro Baldasseroni) (www.eklettica.com), а также поделюсь своими мыслями о трехмерных иллюстрациях и о том, как создавать их с использованием программы Photoshop.

В двух приведенных ниже примерах с изображением человека, видно, как я обработала его лицо. Возможность пририсовывать что-то в процессе работы позволяет увидеть, соответствует тот или иной элемент вашим желаниям или нет.

На скриншоте 1 я, например, добавила основу для волос и некоторые основные черты лица, такие как глаза и брови. Это не заняло у меня больше 10 минут, и теперь можно сказать, будут ли эти элементы лица соответствовать конструкции фигуры.

На скриншоте 2 виден дальнейший прогресс той же модели, которая была необходимым образом скорректирована по примеру на скриншоте 1. Здесь я внесла уже больше деталей, это заняло около 30 минут, в итоге лицо обрело текстуру и уже можно представить, какой образ получится в итоге. Я затем быстренько отметила детали, которые следовало изменить.

Эта же техника может очень пригодиться, когда вы работаете самостоятельно и, как я уже говорила, если вы не знаете, какие трещины могут обнаружиться в вашей модели по итогу. Именно поэтому я бы хотела привести вам несколько уроков, начиная с того, как рисовать волосы, так, чтобы вы могли нарисовать такой предварительный рисунок, чтобы было ясно, насколько развитие вашей модели соответствует вашим желаниям, или нарисовать исправленную финальную иллюстрацию. Вы можете даже нарисовать нечто особое из царапин, если захотите!

Прежде чем мы перейдем непосредственно к делу, я хочу, чтобы вы создали кисть, которая значительно облегчит вам процесс рисования волос. Прошу обратить внимание, что эта кисть не обязательный инструмент для достижения хорошего результата, но для новичка очень важно иметь таких «помощников», с помощью которых можно достичь желаемых результатов самым простым и эффективным способом.

СОЗДАЙТЕ ТОЧЕЧНУЮ КИСТЬ ДЛЯ ВОЛОС

Создание кисти в Photoshop – одно из самых простых действий, которое вы можете представить. Просто создаете новый файл размером 100х100 пикселей, создаете новый слой, выбираете черную краску и рисуете на полотне точки, как у меня на рисунке CreateBrush1. Точки должны быть разного размера и не должны слишком близко располагаться к краям изображения.

После того, как вы закончите с маленькими точками, можно назвать это «искусством» и продать за пару баксов, или же пройти в меню Редактировать (Edit) и выбрать Определить кисть (Define Brush Preset), как показано на рисунке CreateBrush2. Теперь можно дать своей кисти название. Я свою назвала AzuSpackle, но вы можете назвать, как вам угодно (рис. CreateBrush3).

Теперь перейдем к окну Кисти (Brushes) в верхнем правом углу Photoshop, и откроем его. И вот она – наша новая кисть – здесь! (И ее создание заняло у нас сколько? Минут 10?)

Теперь нам нужно определить некоторые параметры в меню Форма Кончика Кисти (Brush Tip Shape). Отметьте галочкой Другие динамики (Other Dynamics) и Смягчение (Smoothing), и установите Интервал (Spacing) на уровне 5%. Это объединит все ваши точки для создания пряди, похожей на волосы. С помощью функции Поворот (Rotate) вы можете также слегка развернуть свою кисть, если она вам кажется не достаточно «волосоподобной».

Вы довольны результатом? Тогда не забудьте сохранить свою кисть, кликнув по маленькому значку рядом с мусорной корзиной в нижнем правом углу (рис. CreateBrush4).

ЗАДЕЙСТВОВАННЫЕ КИСТИ

На следующем скриншоте (рис. FinishedBrush) я собрала все кисти, которые использовала. Как видите, их всего две – одна из них – точечная – та самая, которую мы только что создали. Для начала этих кистей вполне достаточно для рисования волос.

Комментарии запрещены.

Присоединяйся