Как сделать порядок в детской

Большинство мам ежедневно сталкиваются с хаосом, царящим в детской. Разбросанные вещи, игрушки, детали от лего, книги, одежда, предметы для занятий творчеством… Можно ли справиться с этим? Да!
Сегодня мы постараемся развеять миф о том, что постоянно поддерживать порядок в комнате малыша невозможно.

Особенности уборки в детской комнате


В детской особенно важно поддерживать чистоту. Для младенца особенно важен чистый и свежий воздух, поэтому влажную уборку рекомендуется делать ежедневно, смахивая пыль и протирая полы. Хорошим подспорьем при повышенной сухости является увлажнитель воздуха: доказано, что при его использовании дети лучше спят и меньше болеют.
По мере роста ребенка, мама сталкивается с необходимостью регулярно наводить порядок в детских игрушках – ведь их количество постоянно растет. Кроме того, примерно с полутора лет, когда малыш начинает уверенно ходить, его активность удается ограничить одной комнатой. В результате, в холодильнике может оказаться пирамидка, в гостиной под диванными подушками – кубики, в спальне у родителей – детали конструктора. Кажется, что вещи из детской неконтролируемо распространяются по дому.

Как хранить детские игрушки


Вопрос хранения в детской комнате – один из самых актуальных при обустройстве пространства для малыша. Важно сделать его и красивым, и удобным. Хорошо зарекомендовала себя популярная на Западе идея использовать не только специальную мебель, но и самые разные приспособления.
Итак, в чем хранить игрушки в детской комнате:

  • Выдвижные ящики. Ими можно укомплектовать шкаф, комод, кровать или лестницу, ведущую на верхний ярус.
  • Коробки с крышками и контейнеры. Они удобны и выглядят эстетично. Такие «вместилища» можно расставить даже на полу вдоль стены.
  • Стеллажи открытого типа. Подходят для книг, фотографий, цветов, игрушек. Единственный нюанс: дети любят использовать такую мебель в качестве спортивных снарядов, что повышает риск опрокидывания конструкции. Поэтому лучше прикрутить ее к полу или стене для устойчивости.
  • Органайзер с кармашками. Его можно закрепить на стуле, боковине стола или шкафа, спинке кровати. В такой подвесной системе обычно размещают игрушки средней величины.
  • Полки. Отличное место, где можно хранить игрушки и детские вещи. Если они расположены достаточно высоко, размещать там нужно предметы, которые не требуются постоянно.
  • Мешки. Яркие, разноцветные, они привлекают внимание малыша, побуждая складывать туда свои игрушки.

Как быстро навести порядок в детских вещах


Предлагаем несколько лайфхаков для экспресс уборки. Если нужно срочно создать видимость чистоты и порядка, используйте простую и удобную методику:

  • собираем крупный мусор в большой пакет;
  • в корзину для грязного белья складываем использованную одежду;
  • в ящик комода или пенала – чистые вещи;
  • все игрушки сгружаем в контейнер и ставим его на полку или под кровать;
  • книжки, альбомы и раскраски собираем в стопку и кладем на стол;
  • в отдельную коробку помещаем предметы для творчества (краски, пластилин и др.) и тоже убираем из зоны доступа ребенка.

Конечно, когда появится свободное время, придется рассортировать все предметы и разложить их по местам.

Приучение малыша к уборке в своей комнате


Любая мама знает, как сложно навести порядок в детской среди игрушек одной. Именно поэтому необходимо с раннего возраста приучать ребенка к чистоплотности и аккуратности.
Чтобы добиться этого, родители должны сами подавать достойный пример – ведь детям нравится делать все, как взрослые! Нужно показать, какое место отведено для каждой вещи. Объяснить, что чистая и грязная одежда хранится отдельно, и продемонстрировать корзину для белья.
Но наибольший эффект дает игровой подход и использование поощрений. Важно превратить уборку в увлекательное занятие: можно собирать кубики на скорость, укладывать машинки и кукол «спать» и т.п. И обязательно хвалить малыша за старание, выдавать призы за правильно разложенные вещи и т.п.
Детям сложно все учесть, поэтому нужен четкий план действий: что делать, в какой последовательности, когда. Его можно красиво оформить вместе с ребенком и повесить на видном месте.

5 главных правил поддержания порядка

  1. Хранение должно быть функциональным и безопасным! Не рекомендуется ставить в комнате легкие высокие стеллажи или вешать тяжелые полки над кроватью: в попытках добраться до нужной вещи ребенок может обрушить конструкцию. Не стоит размещать в детской мебель и предметы декора со стеклянными элементами (например, фоторамки со стеклом), тяжелые кадки с растениями.
  2. Нужно обеспечить легкий доступ к самым «популярным» предметам. Любимые игрушки и другие вещи в детской, которые ребенок берет по несколько раз в день, всегда должны быть под рукой. Для этого коробки и контейнеры с игрушками важно размещать поближе к полу, чтобы малышу было легче находить необходимое.
  3. Применение принципа «прозрачности». Детям важно видеть, где и что лежит. Это позволяет им в любой момент убедиться в том, что их вещи в безопасности. Психологи рекомендуют использовать прозрачные контейнеры или коробки для хранения, органайзеры-кармашки. Такой подход облегчит поддержание порядка.
  4. Игры, в которые можно играть без присмотра взрослых. Чтобы ребенок не скучал один, привлечь его внимание помогут игрушки, расположенные на самых видных местах. Не стоит хранить в детской паззлы или конструктор, даже если возраст позволяет собирать их без помощи мамы. Множество мелких деталей в процессе игры «расползается» по комнате, создавая беспорядок.
  5. Приучение к порядку с самого раннего возраста. Малыш должен с детства знать, что у каждой вещи есть свое место – на полке, в коробке или шкафу. Важно поощрять его инициативу и желание помогать! Этому особенно поможет, если позиционировать уборку не как трудное и неприятное занятие, а как игру. Пусть наводить порядок ребенку будет весело и интересно!
Читайте также:  Как укладывать резиновую плитку на даче

Дети смогут сами убирать игрушки, если…

Пять лет назад, разбирая игрушки годовалого сына, я впервые задумалась о том, что они размножаются с невероятной скоростью: вот уже вместо одной корзины нам понадобилась еще и полка. А потом и еще один ящик. Так как сын был довольно мал, я сама убирала каждый день все по местам. Но чем старше он становился, тем меньше порядка было в доме.

Игрушки переселились во все комнаты, и трудно было пройти по дому, не спотыкаясь о кубики и машинки. Среди раскиданных игрушек мой сын все реже мог найти себе занятие, и казалось, что любая купленная вещь ему интересна от силы три дня после приобретения, а потом всё — в кучу. А когда родилась дочь, я решила: хватит! Пора что-то менять, так больше продолжаться не может!

В результате сейчас мои дети легко могут сами поддерживать порядок в детской. Без предупреждений и напоминаний убирают на место машинки, книги, пазлы и прочее «добро».

После того как я справилась с проблемой поддержания порядка на детской территории, я поняла, что часто такие проблемы как «нечем заняться», «скучно», «не хочу убирать» — вовсе не вредности. Это отчаяние от невозможности справиться с хаосом.

Итак, я предлагаю вам организовать пространство в детской так, чтобы ваши дети всегда могли найти себе занятие и сумели без помощи взрослых справиться с последствиями своей деятельности.

Секрет № 1: уменьшить количество игрушек

Чем больше игрушек в детской, тем чаще дети жалуются, что им «не во что поиграть». Они просто не могут выбрать себе занятие и часто вываливают содержимое всех ящиков на пол.

Что делать? Убрать с глаз то, во что ребенок играет редко или не играет вовсе! Выкинуть хлам и перестать его покупать.

Секрет № 2: разделить игрушки по категориям и рассортировать в ящики

Дети не могут играть в игрушки, когда они хранятся в одной большой куче. Конечно, убирать их туда удобно. Но почему все снова оказывается на полу? Ответ простой: ребенок (или вы сами!) перерывает всё, чтобы найти нужную вещь (две одинаковые машинки, кольца от пирамидки или кубики).

Что делать? Рассортировать игрушки и убрать в небольшие ящики или коробки. Согласитесь: невозможно убрать на место то, у чего нет места!

Например, у нас дома есть ящики для следующих категорий игрушек:

  • крупный конструктор;
  • LEGO;
  • мелкий конструктор;
  • очень мелкий конструктор старшего сына;
  • машинки, транспорт, мячи, «мальчишеские» игрушки;
  • мягкие игрушки, игрушки для ролевых игр, куклы — одним словом, «девчачье» хозяйство;
  • железная дорога;
  • кубики;
  • пазлы;
  • деревянные игрушки;
  • роботы, запчасти;
  • личные ящики.

А еще есть полки для книжек.

Много или мало? Достаточно! Игрушки в ящиках должны лежать свободно, чтобы ребенок мог найти то, что ищет, не вытряхивая их содержимое на пол.

Недавно, после очередной уборки в детской, дочка сказала мне:

— Мама, спасибо, что нашла так много игрушек!

Вы не поверите! Дети даже не заметили, что я убрала две трети «добра» из их комнаты! Они переключились на то, что осталось, ведь теперь они могут найти все, что нужно для игры.

Секрет № 3: правильное размещение ящиков на стеллажах и полках

Игрушки наиболее востребованные, игрушки, в которые ребенок может играть сам, располагаются ниже, в зоне прямой доступности ребенка. А мелкие игрушки, для взаимодействия с которыми ему необходима помощь, размещаем выше. То, что мы хотим доставать реже и, желательно, по нашей инициативе, можно убрать в непрозрачные ящики. А то, о чем мы хотели бы напоминать ребенку почаще, — в прозрачные.

Например, вам хочется чаще играть в какие-то развивающие игры и заинтересовать ими ребенка — можно поставить их на видное место на полке. А игры с пластилином по вы бы хотели держать под полным контролем — значит, убираем материал для лепки в непрозрачный ящик и ставим повыше.

Суперуборка по шагам: шаг первый

Первым делом окиньте взглядом детскую. Есть ли здесь мебель, которой ребенок не пользуется? Крупногабаритные игрушки, которые стоят без дела? Возможно, в углу притаился мольберт, завешенный одеждой. А лошадка-качалка радует только приходящих в гости карапузов. Детская комната — это не музей красивых и полезных игрушек. Да, возможно в детстве вы о них мечтали или это ваши любимые вещи, но ведь это детская ребенка, верно? Давайте оставим здесь именно то, что ему нужно.

Что можно сделать с лишними вещами:

  • убрать на время из детской;
  • отдать на время другим детям;
  • продать;
  • подарить;
  • отложить для следующего ребенка.

Шаг второй

Теперь посмотрите: где хранятся игрушки? Что вы хотели бы изменить? Возможно, вы давно мечтаете повесить полку. Или поставить стеллаж и украсить пару ящиков для игрушек. Сейчас самое время для подобных перемен!

Шаг третий

Находим очень большую коробку (лучше всего высокую), ставим ее в детской и вываливаем туда содержимое всех ящиков. Иначе куда вы будете рассортировывать игрушки? Теперь место свободно и можно приступать к уборке. Только не пытайтесь разобрать всё и сразу! От этого качество уборки заметно пострадает: в спешке вы можете забыть, куда и что нужно положить, или оставить в детской много ненужных вещей.

Читайте также:  Как устранить поломку двигателя

Перед началом сортировки приготовьте три пакета:

  1. Для мусора. Туда складываем все, что вы посчитаете нужным выкинуть: сломанные игрушки, фантики, старые запчасти, остатки еды, использованные раскраски, старые альбомы.
  2. Для лишних игрушек. Сюда определяем игрушки, которые нравились ребенку, но он давно в них не играет. А также примерно одинаковые игрушки, из которых пользоваться достаточно одной (два ксилофона, два мяча, два набора посуды). Они могут полежать в другом месте, отдохнуть, подождать своего часа. Возможно, вы сочтете необходимым отдать что-то из этого другим детям.
  3. Для вещей из других комнат. Складываем в пакет все то, что «прибежало» из других зон вашего жилища, а после уборки проходим с пакетом по комнатам и раскладываем вещи на место.

Подготовка окончена, теперь берем часы или таймер, отмеряем себе 15 минут на разбор и. поехали! Через 15 минут я советую вам сделать паузу. А возможно, вы решите, что продолжите уборку завтра.

Перерыв

Делая перерыв, во-первых, оцените свой труд и похвалите себя!

Во-вторых, доброжелательно расскажите ребенку, какие игрушки у него есть и где они лежат, объясните, что это их место. Неважно, сколько раз вы говорили об этом с ребенком раньше, просто сделайте это еще раз в доброжелательной манере и без нотаций.

В-третьих, «законсервируйте» место уборки. Рекомендую сделать это, даже если вы планируете вернуться сюда через 30 минут. Накройте коробку или положите в нее что-то сверху, чтобы ребенок не высыпал все ее содержимое на пол. Разберитесь с пакетами: мусор выкинуть, вещи из других комнат определить на места, лишние игрушки убрать в кладовку (шкаф, на чердак, под кровать).

Самое трудное

Итак, повторяйте процедуру уборки в течение нескольких дней, пока коробка не станет пустой. Самое трудное в такой уборке — разбирать последнюю четверть. Именно там оказываются все мелкие игрушки, кусочки пазлов, мусор и не поддающийся сортировке хлам.

Спокойствие! Справиться с ним вам поможет следующий прием. Каждый раз, когда вы останавливаетесь в замешательстве, куда же убрать это, задайте себе следующие вопросы:

  • Что это?
  • Для чего это нужно ребенку?
  • Как часто он этим пользуется?
  • Когда играл с этим последний раз?
  • Где это хранится?
  • Сломано ли оно, требует ли ремонта?
  • Может ли ребенок сам убрать это на место?
  • Это вообще нужно?

Такие вопросы помогут вам принять решение: место ли конкретной вещи в детских игрушках, и если да, то где.

Разбираемся с психологом, как приучить ребенка убирать игрушки

Беспорядок в детской комнате — одна из вечных тем родительских форумов. Каждая семья находит свой способ научить ребенка убирать свои вещи на места. Редакция The Village собрала лайфхаки родителей, которым удалось добиться порядка в доме, и попросила детского психолога Александра Покрышкина прокомментировать разные методы.

Александр Покрышкин

Стратегия 1

Ограничить количество игрушек

Нет порядка — нет нормальной игры. У ребенка есть стеллаж, в котором размещается минимум игрушек: только те, которыми ребенок сейчас играет — и то количество, которое он может убрать сам. Остальные хранятся в кладовке, в ящиках на балконе или другом недоступном ребенку месте. Периодически родители меняют часть игрушек из кладовки с игрушками на стеллаже.

Идея, что количество игрушек должно быть ограничено, мне кажется здравой. К тому же это правило подойдет детям разных возрастов. Чем младше ребенок, тем сложнее ему сконцентрироваться и найти что-то интересное в большом количестве игрушек. Когда вокруг много всего навалено, дети теряются: им сложно придумать какую-то одну игру и начать играть. Они занимаются тем, что постоянно перебирают предметы, которые их окружают.

Главный плюс такого подхода — ребенку легко учиться складывать все игрушки на места. В комнате есть определенное место для игрушек — ящики или стеллаж, ребенок четко знает, как все организовано. Однако в какой-то момент нужно начать договариваться с ребенком. Игрушки малыша легко убрать по своему усмотрению, но ребенок трех-пяти лет уже помнит, что у него есть роботы, машинки, и не хочет их отдавать. Это его игрушки. Важно продумать, как обсудить это с ребенком и договориться.

Да, до определенного возраста.

Стратегия 2

Приучать к уборке с младенчества

Единственный реальный способ поддерживать порядок — собственный пример. Бессмысленно приучать ребенка к порядку, если мамины вещи валяются по всему дому. Маленькие дети только смотрят, накапливают зрительный опыт. Пройдет немало времени, пока ребенок начнет подражать, подключится к процессу и станет помогать, но этот день наступит, если все делать грамотно и ненавязчиво.

Чистоплотности учатся до трех лет. Как только ребенок научился ходить, нужно учить его убирать за собой. Сначала вместе с мамой, потом самостоятельно складывать вещи, относить все на свои места. После игры нужно сразу все убрать, по ходу дела дружелюбно объяснив, почему. Прежде чем достать новую игру, надо всегда убирать на место предыдущую.

Соглашусь, что это важно. Если родители хотят, чтобы ребенок поддерживал порядок в своей комнате, и для них это важный момент, то, конечно, не стоит ждать, что это вырастет само. Это правило, которому ребенок учится, привычка, которую мы должны помогать ему осваивать. Другое дело, что ребенок до трех лет не всегда может полноценно выполнить задачу и отнести все игрушки на свои места. Это нужно иметь в виду, потому что здесь легко перейти грань между вовлечением ребенка в уборку и строгостью — идеей того, что это обязанность ребенка. Это не так. Родитель должен учитывать возраст маленького ребенка и понимать, может ли он справиться с этой задачей. Я уверен, что если ребенок младше трех лет высыпал на пол кучу игрушек, ему очень сложно навести порядок: он устанет раньше, чем кончатся разбросанные игрушки. Поэтому, конечно, детям в этом нужна помощь.

Читайте также:  Когда цветет азалия комнатная

До трех лет сомнительно.

Стратегия 3

Считать до 20 и удивляться

Мама закрывает глаза и считает до 20; за это время ребенок должен навести в комнате идеальный порядок. Мама с закрытыми глазами заходит в детскую, открывает глаза и искренне восхищается: «Какой порядок! Какой у меня взрослый ребенок! Все может делать сам!» В результате ребенок очень горд собой.

Это здорово работает для того, чтобы познакомить детей с уборкой, заинтересовать или дополнительно мотивировать. Важно заметить, насколько это приятно вашему ребенку. Кто-то будет играть так каждый день — это действительно хорошая игра, которая вовлекает удивляться: куда же делись все игрушки, как так?

Мне кажется, что для многих ребят это может быть гораздо более приятным и легким способом начать убирать за собой игрушки, чем строгий педагогический голос «воспитателя» в плохом смысле: «Ну-ка быстро все собрал!» Но каждый раз это вряд ли будет срабатывать. Уборка проходит каждый день — ну сколько можно удивляться? В какой-то момент это может всем надоесть, и тогда здорово, чтобы у вас были еще правила и способы вовлечь ребенка.

Время от времени.

Стратегия 4

«Соберу и выброшу»

У ребенка свое понимание о ценных и дорогих вещах: это могут быть коробки, проволока, старые батарейки, лампочки, разобранные часы и радио. За день до уборки в детской нужно предупредить ребенка, что лучше самому убрать все «важное», иначе мама выбросит лишнее на свое усмотрение. В день уборки — жестко отправляем в мусорное ведро все, что не убрано. Угрозу нужно обязательно выполнять. Если ребенок поймет, что маме жалко вещи, вариант «соберу и выброшу» перестанет работать.

Это привычный и многим знакомый с детства метод, который действительно может давать результаты в короткую перспективу. Действуя тактически, мы можем пригрозить ребенку выбросить все игрушки: ребенок нам верит, и для него это всерьез. Исполнение угрозы многих пугает, и дети действительно начинают убирать игрушки. Но цена вопроса здесь — стресс ребенка. В этот момент ребенок сталкивается с непредсказуемостью собственных родителей. Даже если мама или папа стремятся действовать последовательно, все равно каждый день люди игрушки не выбрасывают. И очень сложно придумать четкий критерий, в каком именно случае эти игрушки отправляются в мусорное ведро. Ребенку непонятно, выбросят игрушки или нет, степень неопределенности возрастает. В итоге дети переживают эмоциональное напряжение, которое никак нельзя назвать полезным.

Несмотря на то что мы привыкли к этому методу и он действительно как бы работает, это большие риски. Это вредный метод, который я как психолог не могу рекомендовать: есть риск, что для ребенка это будет иметь более серьезные последствия.

Нет, и стратегия крайне опасная для детской психики.

Стратегия 5

Объяснить сказкой

Все, что ребенку непонятно или что он пытается всем своим естеством отрицать, необходимо объяснять в игровой форме. В ответ на просьбы убрать игрушки и навести порядок ребенок делал вид, что не слышит. Можно рассказывать сказки, как важно, чтобы вещи имели свое место и были в порядке: если в комнате беспорядок, все игрушки убегают. Или читать вместе с ребенком книжки — например, про гнома Чистюлю, который забирает неубранные игрушки и уносит на Луну, откуда их очень трудно вызволить.

Часто детям не хватает своего собственного абстрактного мышления, чтобы понять, как беспорядок мешает другим людям и в чем плюсы того, что игрушки стоят на своих местах. В этих ситуациях хорошо, если вы будете использовать язык, максимально близкий ребенку по возрасту — подбирать простые слова и объяснять еще проще: «мне неудобно», «так мне мешает» вместо более абстрактных формулировок типа «вещи разбрасывают грязнули». Рассказывать сказки и читать книжки, посвященные этому, — замечательно. Это способ сэкономить время и нервы: не ругаться по поводу порядка, а сделать так, чтобы всем было удобно.

Стратегия 6

Дать свободу творческому беспорядку

Детская комната — это место для креативного бардака. Там всегда что-то построено, навалено и расставлено для игры. Для дошкольников игрушки — их мир и уют. Зачем его рушить каждый день из-за пресловутого «приучения к порядку»? Это примерно то же самое, что заставлять взрослого каждый вечер все горшки с цветами убирать в один угол, всю мебель — в другой, картины — в третий. А с утра — разрешать распределять все обратно. В гостиной и даже комнате родителей игрушки лежат и никому не мешают. Почему к ним надо относиться как к разбросанному мусору или грязным носкам?

Мнение психолога: Разрешать ли ребенку жить в творческом беспорядке, зависит от того, будет ли комфортно так жить родителям. Опять же, это может быть небезопасно для самого ребенка и для других членов семьи: на игрушки, лежащие на полу, можно наступить — и получить травму или просто сломать их.

Семья должна найти ответ на вопрос, как жизнь в творческом беспорядке будет организована: если игрушка долго лежит на полу, в доме копится пыль, то все-таки в какой момент игрушку надо убрать? Если ответ есть, творческий беспорядок, конечно, возможен. Но если мы его разрешаем, а потом чувствуем, что нам так некомфортно, это повод искать другие правила.

Комментарии запрещены.

Присоединяйся