Как сделать ржавчину на моделях

Я уже выкладывал подобный tutorial (обучение, основы) в сетевой мусорный контейнер под именем "В контакте", но здесь я хочу остановиться подробно на всех аспектах и высказать замечания, которые в процессе работы у моделистов и новичков (не зависимо от того, насколько и кто что умеет) могут возникать.

Итак, начинаем как всегда с теории моего пера. Рисунки любезно предоставлены мной для ознакомления.

На реальных фотографиях есть пояснения, почему имитировать ржавчину это целый комплексный подход (если у Вас это серьезно) а не взял кисть и ткнул где попало.

Пикап из Аризонской пустыни. Обратите внимание на то, как машина выгорела под воздействием солнечных лучей, и того, как краска "сдробилась" с машины, обнажив металл, который в условиях пустыни и сильного ветра активно ржавел, при нечастом, но сезонном дожде. Ржавчина не грубая а очень мелкая (поверхностная коррозия).

Еще одна машина с "разборки" в Аризоне. Обращает на себя тот факт, что хромировка не пострадала, а вот все капот и крыша сначала активно выгорели, а только потом дожди и ветра сделали свое дело. Итогом стала также поверхностная коррозия (у нее практически нет фактуры, если Вы собрались имитировать ржавчину на моделях, то помните, что даже в масштабе 1:18-ти ее не должно быть!).

Достаточно "свежий" экземпляр, краска на котором только выгорела и обветрилась (пыль въелась в ее матовую фактуру) и на кузове имеются потертости до металла. Обратите внимание на то, что следы "побежалости ржавчины" есть только в местах, где были молдинги, в нишах порогов и за бамперными панелями. Никаких "соседств" с голым металлом одновременно нет и в помине. Учитывайте этот факт на моделях.

Крыло от Chevy Nova SS. Хорошо видны очертания молдингов, остатки клеевого слоя, и ржавчина только на верхней части крыла. Молдинг пущенный вдоль крыла по кромке от воздействия песка стал матовым.

Camaro довольно хорошо "скушан" ржавчиной, которая порядком уже нарушила прочностные характеристики кузова. Обратите внимание не только на оттенки ржавчины (от темно-коричневого с песочно-рыжим до бурого) но и слабую фактуру с небольшой шагренью. На водительской двери следы от краски на старом грунте, и темные потертости до металла.

А на этом снимке видно как выгорела краска, став просто матовой. Видимо автомобиль пытались реставрировать в гараже (локальные следы грунтовки и ремонта). Несмотря на это он неплохо сохранился, коррозия не стала его проблемой, но уже подбирается на кузове к вторжению в его недра.

Бывший "скакуном" а теперь доживающий свой век muscle-car стоит посреди развала в той же пустыне Аризоны. Обращает на себя внимание то, как выгорела краска, черные полоски стерлись под воздействием внешней среды, ржавчина поверх крыла имеет легкую шагрень. Верный признак "схватывания" с металлом на поверхности и въедания в его слои.
Поворотник на крыле стал вытцветшим и матовым, а вот капот не отсюда. Слишком длинный и узкий, но шлифованный кусок на его поверхности свидетельствует о том, что он уже "условно пригоден" для дальнейшей реставрации или ремонта.

А вот этот экземпляр автомобильной промышленности явно находится в теплом и соленом климате побережья. Именно об этом свидетельствует ярко-рыжая ржавчина, с большой долей коричневого оттенка пятен. Хромированный бампер в пыли, но видно что местами под ней началась коррозия. Обратите внимание на такую особенность, как "матовость" хрома при ржавлении и воздействии внешних факторов. Никакой яркости и блеска.

Plymouth ржавеющий в одиночку. Обратите внимание на оттенок ржавчины, с оттенком сепии и грязно-желтого цвета. Хорошо бросается в глаза то, как она "ровно" без шагрени легла по поверхности машины, ее края резкие и округлые на бамперах, и размытые по корпусу. Машина пригодна для реставрации, надеемся ей повезет с владельцем.

На этом снимке и машина "постарее" и металл "потемнее", выдающий возраст авто. Отличный пример помятых поверхностей и ржавчины, редкий случай. Обратите внимание на то, что на крыльях есть мелкие сколы до блестящего металла, которые имеют систему (выступают только на гранях кузова и округлостях, вблизи мест соединения деталей и сварных швов). Автомобиль имеет не родной цвет (перекрашен бампер, что явно было не "заводским" приемом) и старый хром, проглядывающий из под ободранной краски на бампере.

Радиаторная решетка грузового Chevy. Обратите внимание на то, что шагрень несмотря на возраст и порядком поеденный металл, очень низкая. На ощупь примерно как мелкая наждачная бумага. Однако в масштабе это передавать не обязательно, потому как эффект скорее зрительный должен быть, чем физический (тактильно ощутимый на поверхности машины).

"Подарок пустыни" в Аризоне. Посмотрите на то, что несмотря на дырки в дверях, сколы по корпусу кабины и другие расстраивающие автомобилиста вещи, ржавчина не фактурная а "побежалая", лежащая на поверхности.
Видно хороший металл, из которого ее изготовили, да и солнышко с песочком постоянно занимаются "пескоструйной" обработкой этой детали.

А тут все удручающе сложней. В условиях "лежки близ морского побережья" соль, вода и ветер изрешитили корпус. Но выглядит это необычно надо сказать. От машины мало что осталось, но хорошо видно что ржавчина тотально изъела кузов, как внутри и снаружи, окрашивая его практически однородно (исключая редкие следы краски на крыльях и в области фар) окантовок дверей, и бывших молдингов.

Вот такая тема, друзья)
Надеюсь что мои изыскания по данному вопросу будут многим полезны. А тем, кто привык не отвлекаться от получения информации, минуя лингвистические барьеры, предлагаю несколько интересных ссылок в дополнение статьи:

Интересный сайт на котором также есть проекты:

Современные тенденции иногда требуют придать вещам и изделиям некое «старение» (“weathering”), которое находит свое выражение том, что модель не выглядит как вновь приобретенная или собранная, а имеет все характеристики такой, которая уже была в пользовании.

Читайте также:  Какую землю надо для замиокулькаса

Масштабные автомобили СССР

Купить масштабные модели автомобилей СССР в нашем интернет-магазине.

Придание изделию «старения» совсем не является панацей оттого, чтобы загладить неточности при сборке и покраске.

Для придания типового стандарта старения на изделие последовательно наносят темную смывку, которую в дальнейшем высветляют сухой кистью, тем самым подчеркивая отдельные детали изделия.

Результатом такого творчества является эффектный вид модели. Вопрос остается только в том, насколько правильно она выглядит после придания ей такого эффекта, чтобы не возникало ненужных вопросов: почему при значительном выступлении детали от поверхности брони она становится светлее? Чтобы сделать «старение» натуральным нужно добиться максимального повторения нескольких действий, которые происходят в реальной жизни и тогда вещь получится загрязненной со следами пользования.

Автолегенды СССР

Купить журнал Автолегенды СССР от DeAgostini, все выпуски с модельками внутри

Для того чтобы начать реализовывать процесс «старения» нужно провести исследовательскую проработку. Машины, побывавшие в пустыне, не будут настолько грязными, как те, которые, в прямом смысле, участвовали в боях на Восточном фронте. Поэтому нужно определиться с театром военных действий, погодными условиями в тот период, и другими деталями, характерными для того исторического периода, в котором участвовал прототип модели. Лучшим источником получения информации о реальных событиях исторического периода является сама техника, которая в нем участвовала. Например, о многом может рассказать трелевочная техника на гусеничном ходу, которая напоминает боевые машины. Некоторые из них действительно сделаны на шасси от «Шерманов». Грязную, побывавшую уже эксплуатации технику можно встретить на стройках, промышленных зонах и т. д. Полезным будет наблюдение за процессом и результатами выгорания краски на кузовах старых автомобилей, детали которых уже подвержены ржавчине и выброшены на задворки гаражей.

Метод придания старости на автомоделях

Существует стандартный метод придания «старости» различным моделям техники путем покрытия поверхности темной смывкой с дальнейшей обработкой поверхности изделии сухой кистью, придавая более светлые оттенки, чем базовое покрытие. Этот метод можно считать стандартом для оценки качества покраски. Он просто стал неотъемлемой составной частью технического моделизма. Его с успехом применяют на всевозможных конкурсах моделей, где трудно занять призовое место, если в окраске модели присутствует здравый смысл. Ценность как раз и состоит в том, чтобы модели были подвержены обработке «сухой кистью», тогда это становится интересным и присутствующим и членам жюри проводимых конкурсов.

Моделист заинтересован в придании модели полной реалистичной окраски, однако использование «стандартного» метода достижения этого сопряжено с некой путаницей, возникающей при использовании техники для получения желаемого эффекта.

Это говорит о том, что моделист, который делает в этом хобби первые шаги, начинает натирать сухой кистью модель, хотя по своей сути сам не понимает каков будет от такого действия эффект и совпадет ли он с задуманным. Описывать все процессы нет особой необходимости, потому что логичнее будет ознакомиться с эффектами погодного, сезонного и эксплуатационного воздействия на окраску. Такие техники работы, как «смывка», «сухая кисть» и другие помогут раскрыть секреты мастерства для того, чтобы создаваемые эффекты присутствовали на всей модели.

Хронология старения

Рассматривая хронологию старения нужно идти по пути изучения тех событий, которые воздействовали на внешний вид оригинала, и в какой последовательности зафиксировано это воздействие. Например, нужно обратить внимание – были ли загрязнения на прототипе до момента пролития топлива на заправочной станции, была ли на нем пыль, перед тем как пришлось преодолеть болотную местность, и так далее. Такие события нужно скомпоновать и во время обработки масштабной модели воспроизвести в последовательности все эти эффекты. Порядок придания эффектов старения покраски рассматривается в определенной последовательности: сначала выясняется, что лежит в основе первичной окраски модели – то ли базовый камуфляж, который наносили в полевых условиях, то ли зимняя побелка известью. С более поздним временем появления связаны такие эффекты как отставание красочного покрытия или пыль, которая уже лежит несколькими слоями. За ними появляются временные эффекты, к которым можно отнести появление ржавчины, разводов от масла. Поверх всего появляется грязь, снег, пыль.

Нужно помнить, что для достижения того или иного эффекта, материалы, которые будут использованы могут повредить предыдущее покрытие. Например, вид запыленной поверхности можно достичь применением водорастворимой акриловой смывкой. Однако она способна повредить вторичный камуфляж, который был нанесен ранее темперой. Для того, чтобы предотвратить такие неприятности следует использовать краски на разной основе: масляной, акриловой и т. д.

Эффекты старения

Для того, чтобы достичь мастерства в придании изделиям качественных эффектов старения моделист должен быть очень хорошо знаком с понятиями «сухой кисти» и «смывки». Ему помогут терпение и постоянная работа над совершенствованием навыков. Больший опыт можно приобрести, практикуясь на ломе, поломанных моделях и других подручных изделиях. При этом, конечно, нужно точно знать их предыдущее покрытие.

Рассмотрим каждый эффект в отдельности, который можно воспроизвести на модели.

Повреждение покраски

Как правило, мало кто обращает внимание на естественный эффект старения – повреждения, возникающие от длительной эксплуатации. Ими могут быть и незначительные вмятины на отдельных деталях, и полностью оторванные крылья. Это, безусловно, придаст модели вид техники, которой уже пользовались и ранее и далеко не в прошлом году. Чтобы придать убедительности и максимально точно перенести повреждения с натурального объекта, нужно на самой модели попытаться воссоздать нюансы этих повреждений. Неправильным будет использование нагрева и выгиба деталей. Лучше будет смотреться, если их вывести на масштабную толщину и пассатижами загнуть. Это будет иметь более реалистичный вид.

В полевых условиях часто проявляются повреждения тонкостенных деталей боевых машин, таких как инструментальные ящики, брызговики, крылья, багажники. Чтобы сделать деталь тоньше, особого опыта не нужно. Единственное, что понадобиться – это терпение. Одним из вариантов можно рассмотреть закрепление куска наждака на деревянный или пластиковый стержень. Сама техника работ не отличается от той, которая применяется при обработке вакуум-формованных изделий. Участки с изгибами проходят сложенным вдвое куском шкурки. В этом процессе нельзя торопиться, так как нужно соблюсти одинаковую толщину и исключить перегревание пластика при интенсивной его обработке. Для того чтобы контролировать сам процесс придания заданной толщины, нужно пользоваться просветом. Бывают случаи, когда рациональным будет замена обрабатываемой детали на равноценную, но сделанную своими руками из жести, меди, листового пластика.

Читайте также:  Как стирать тряпочные кеды

Достигнув масштабной толщины можно приступать к деформированию. Такая работа также требует рационального и вдумчивого подхода. Придать вмятины можно ударом твердого предмета по детали, предварительно подложив под низ что-нибудь прочное. Получение предметов с кривыми контурами достигается подгибом детали пассатижами. Нагрев заготовки и инструмента является недопустимым, так как вид детали изменится – она будет выглядеть плавленой, но никак не деформированной. Так, в общих чертах, можно придать деформированный вид изделию. Приобретаемый во время выполнения таких работ опыт поможет расширить перечень и виды придаваемых эффектов.

Вмятины от снарядов

Если снаряд попадает в хорошо бронированный объект, то пробить его он не в состоянии. Зато на поверхности останутся характерные для такого попадания следы-вмятины. Такие следы легко сделать самому. На обратной стороне поверхности, куда якобы попал снаряд, приклеивается полистирол. Нужно дождаться полного высыхания клея. Буром с шариковой головкой или сверлом аккуратно сделать имитацию под отверстие-лунку. Взять небольшое количество эпоксидной или полиэфирной шпатлевки и заполнить лунку до уровня поверхности. Затем небольшим неострым предметом круглого сечения (обратная сторона рукоятки кисочки, гвоздь или что-либо подобное) ткнуть в саму шпатлевку, чтобы образовалась «снарядная» вмятина. Такая процедура придает и кольцевую отбортовку. Преимуществом этого метода есть то, что его можно повторять неоднократно до тех пор, пока не получиться удовлетворительного результата. А для того, чтобы четко знать, как это должно выглядеть, нужно внимательно рассмотреть фотографии реальных машин.

Оттенение

Придание оттенения является хлопотным занятием и требует определенного старания. Для такой цели используются темные смывки. Кто с ними работал, тот знает, что смывки достаточно «капризны» в работе. Вместо смывки можно попробовать сделать тонировку сходным оттенком. Например, для темно-желтого фона подойдет темно-коричневая окраска, темный олив идеален для зеленого фона. Затем с помощью аэрографа придается некоторая растушевка тонким покрытием основного фона. Это будет заметно, потому что более темный фон заполнит расщелины, лунки и отверстия. При постоянной практике и в этом деле можно достичь существенных успехов.

Линялая краска

Если лакокрасочное покрытие постоянно находится на воздухе под палящими солнечными лучами, то это рано или поздно приводит к высветлению. Такое солнце характерно для африканского континента, южноукраинских и российских степей. Обратите внимание, что такие эффекты характерны только для летнего периода, поэтому изучите исторические факты, когда именно использовался прототип, который вы собираетесь повторить в миниатюре. Чтобы придать эффект ежедневного высветления можно добавить к основному тону около 10% белой краски и задуть модель сверху. Если высветлить необходимо военную технику, представленную танками и БТР-ми, то нужно взять мягкую ворсистую кисть и втереть светлую пастель таким образом, чтобы не повредить покрытие поверхности, сохранив видными мелкие детали. Есть те, кто в практике применяет тамиевскую краску. В этом случае в нее рекомендуется добавить Flat Base и Flat White по 20 и 10% от объема, соответственно, и методом задувки придать необходимый эффект. Результат будет очень близок к реальности.

  • Особые случаи высветления

Зимняя белая краска

Для заснеженных районов характерным является покрытие бронетанковой техники белым цветом. Немецкую технику окрашивали известковой суспензией, основу которой составляла вода. Такая побелка находила широкое применение в Красной Армии и у ее союзников. Для нанесения маскировочного покрытия использовались краскопульты, кисти, веники, тряпки, а иногда даже просто содержимое ведра выплескивалось на поверхность техники. На моделях имитацию этого легко сделать, используя водорастворимые краски, разведенные до необходимого состояния и нанесенные кисточкой идентично реальному прототипу.

Краску нужно сделать достаточно жидкой и очень тонким слоем нанести на поверхность модели несколько раз. Следите за тем, чтобы оставались плотные пятна и незначительные проплешины. Предпочтение отдаем водорастворимым краскам, потому что они в последующем облегчат имитацию дальнейшего старения покрытия. Для образования зон, в которых побелка вытерта, можно использовать слегка увлажненный Q-Tip, или же воспользоваться изолентой. Влажность способствует снятию адгезии. Задиры делают намоченной зубочисткой или заточенной спичкой. Перед началом работ на модели – попрактикуйтесь, чтобы не получилось неряшливого изделия.

Водорастворимый вторичный камуфляж

Чтобы имитировать вторичный камуфляж, который наносили в полевых условиях желательно использовать водорастворимые краски. Их растворение и нанесение кистью придаст «линялый» эффект, благодаря тому, что они при нанесении просвечиваются. Для придания прочности полученному результату необходимо воспользоваться лаком. Это надежно защитит нанесенную краску от повреждения при последующих действиях по приданию дальнейшего старения, но уже с применением краски на спиртовой основе (или той же водной). В этом случае также рекомендуется проверить все действия на потусторонних деталях, чтобы не смазать субтильные эффекты, которых так тщательно добивались.

Повреждение красочного покрытия

Прежде чем приступать к созданию потертостей на краске – нужно спланировать процесс работы. Неаккуратные действия могут привести к обдирке краски, под которой проступит или грунтовка или голый металл. Чтобы этого избежать нужно перед покрытием поверхности заранее сделать прообраз металла и грунтовки. Если внимательно в реалии рассмотреть поврежденное покрытие, то на нем будут видны чистый металл, ржавчина, грунтовка и краска, которая не повреждена.

Чтобы добиться такого эффекта, нужно поступить следующим образом:

– подсохнувшую поверхность «металлизировать» путем закрытия маской «Маскол» или «Колор Стоп»;

– «заржавелый металл» придать покраске и вновь закрыть маской таким образом, чтобы получился «ореол» ржавчины вокруг металла;

– сделать все то, что написано во втором пункте, но уже для грунтовки;

– основной краской покрыть поверхность.

Чтобы также проделывать процедуру для каждого пятна, то на весь процесс нужно запастись терпением. Да и не совсем это нужно делать в местах незначительных «задиров». Наиболее простым вариантом в этом случае будет применение сухой кисти от «грунтовки» и до «метала». Всего должно быть в меру.

Читайте также:  Как сделать лестницу на террасу

Ржавчина

Для получения эффекта незначительной ржавчины можно воспользоваться сухой кистью и эмалью. Наиболее реалистичной является Testors Rust. Придать вид застарелой ржавчины можно смесью ПВА и чистящего средства на абразивах. Затем темно-коричневой краской покрывают подсохшую корочку. А применяя сухую кисть высветляют поверхность светлыми оттенками рыжего цвета.

Если техника находилась долгое время под непрекращающимися дождями, то на ней появились целые потеки ржавчины. Такое можно сделать, применив пастель. Однако подобные ситуации в реалии были достаточно редки, поэтому такой эффект можно пропустить.

Грязная смазка

Двигатели и другие агрегаты, узлы техники покрываются со временем грязью, которая прилипает к обильно смазанным машинным маслом местам. Имитировать такой эффект достаточно просто применив смывку черного цвета, добавив в нее серую и зеленую краски. Если захочется показать уж совсем грязную поверхность, то в смывку можно добавить пастельную пыль темно-коричневого цвета.

Тот, кто думает, что нанесение грязи на модель простой процесс – ошибается. Такой процесс требует тонкого подхода и аккуратности, так как возможно свести на нет все ранее приложенные усилия. Для правильного действия нужно изучить закономерности загрязнения техники и иметь некоторый опыт. Использовать можно следующие элементы в равных пропорциях:

– акриловую краску цвета Flat;

– водорастворимую художественную краску;

– наполнитель, которым может служить песок, кофе молотый, зубной порошок;

– волокна, которые создадут имитацию травы.

Такую смесь разводят водой, доводя до консистенции зубной пасты. Фотографии объектов реальных помогут правильно нанести кисточкой смесь на модель. Чтобы облегчить работу с кистью, ее желательно несколько раз смачивать водой. Чтобы грязь получилась «мокрой», ее нужно покрыть клеем ПВА, а «сухой» -втиранием пастели землянистого оттенка.

Если смешать соду и ПВА, то получится неплохая имитация «мокрого снега». Снег будет выглядеть как «сухой», когда та же смесь будет присыпана содой. Изморозь или иней получаться, если при помощи сухой кисти нанести белую краску. Здесь главное не переусердствовать, чтобы не слишком поддать высветлению выступающие детали.

Естественно, что при эксплуатации бронетанковая техника покрывается пылью. Использованием различных материалов можно получить эффект застарелой пыли, запыления и легкой пыли.

Застарелая пыль

Нанесение нескольких слоев разведенной краски землянистых оттенков создаст имитацию застарелой пыли. Для нанесения краски используют кисть, в результате чего получается смывка, только более светлая по отношению к базовому цвету. Этот способ является полностью противоположным классическому методу, когда производится высветление выступающих деталей. Однако этот способ придает деталям большей реалистичности, поскольку в реалии пыль имеет место собираться в щелях, но никак не на выступающих деталях. Для подсушки можно использовать фен, соблюдая осторожность, чтобы не расплавить модель.

Запыление

При этом способе производят задувку, применяя аэрограф. Спешка при такой работе ни к чему, чтобы не получить модель землистого цвета вместо запыленной.

Легкая пыль

Создание легкой пыли производится нанесением мягкой и широкой кистью толченных пастельных мелков. Нужно постараться нанести покрытие за один раз. Способ отличается универсальностью и подходит для любой модели. Потеки от дождя получаются опрыскиванием модели водой.

Пастель

Для создания пастеля используют цветные пастельные мелки с земельными оттенками. Пастельная пыль получается натиранием мелков на шкурке.

Фиксация покрытия лаками

Применять лак или эмаль для покрытия модели сверху пастеля не рекомендуется, так как в этом случае исчезает весь эффект и модель приобретает темный цвет. Для того чтобы исключить появление отпечатков пальцев, рекомендуется фиксирование модели на подставке, за которую и придерживать ее при работах. Если избежать следов от пальцев не удалось, но на такие места лучше всего нанести немного пастели.

  • Пятна от масла и топлива.

Создать такие пятна помогут смывки. Цвет топлива каждый подбирает по своему усмотрению, каким он его себе представляет, добавление же зеленого цвета в смывку является эффективным для придания реального цвета. Есть один совет: не производить накрашивание пятен от топлива, а произвести воздействие на ранее созданные эффекты. Топливные пятна являются заключающими во всем процессе старения модели. Пятна от масла легко удаляются применением смывки темно-коричневого цвета. Смывка из тумбы натуральной поможет затонировать нанесенную пастель. Придать застарелость пятнам поможет пудра поверх пастели, а сама пастель сядет на впадные места.

Все приведенные выше техники окраски сами по себе не новы. Важным является концепция проведения окраски и получаемый в результате этого эффект, чем используемый технический прием. Использование всего перечня эффектов поможет создать реалистичные модели.

Если Вам необходимо добавить своей модели эффект ржавчины, рекомендуем ознакомиться с этой статьей. Есть много различных методов "старения" модели, ниже рассмотрим из них.

Для создания эффекта ржавого металла существует специальное разработанное средство – RustAll. Это комплект, состоящий из трех жидкостей и имитатора пыли.

Состав:
– жидкость Rustall
– черная жидкость – для эффекта смывки
– матовый лак
– имитация пыли

Рассмотрим пошагово как использовать комплект RustAll

Шаг 1
Поверхность модели (можно без грунтовки) покрывается первым слоем жидкости Rustall. Далее, после полного высыхания, наносится еще один слой. В случае если полученный цвет Вам не подходит, этот процесс можно повторить необходимое количество раз.

Шаг 2
Наносим смывку на модель. Так же с помощью кисти наносим несколько раз, после высыхания излишки стираем с помощью ватной палочки. Делать это нужно аккуратно, т.к. смывка может отойти вместе с предыдущим слоем.

Шаг 3
Покрываем всю поверхность матовым лаком, который идет в комплекте.

Шаг 4
Наносим с помощью кисти содержимое из четвертой баночки (пыль) на подготовленную поверхность. Необходимо дождаться полного высыхания и удалить остатки. Некоторые моделисты этот этап дополняют нанесением на модель Metallic Grey от Tamiya.

Комментарии запрещены.

Присоединяйся