Как сделать самодельный трактор на гусеницах

Для полноценного ведения сельского хозяйства фермерам и владельцам земельных участков, естественно, необходимо специальное оборудование и инструменты. А если речь идёт об обработке достаточно обширных угодий, например, для уборки снега, здесь без механизированной специальной техники на гусеничном ходу не обойтись.

Так, многие земледельцы используют в своей работе самодельные гусеничные минитракторы из мотоблоков.

Минитрактор на гусеницах – весьма эффективное транспортное средство, назначением которого является выполнение множества сельскохозяйственных работ.

Вот только некоторые из них:

  • транспортировка грузов;
  • перевозка строительных материалов;
  • обработка и выравнивание грунта;
  • очистка земельного участка от мусора и снега и т. д.

Используя технику с наличием навесного или прицепного оборудования, можно выполнять гораздо больше различных задач. При этом значительно уменьшается время работы, производительность увеличивается.

Применение именно гусеничной мини-техники объясняется необходимостью в обеспечении нормального передвижения на разных участках. Покупать же на агротехнических рынках гусеничный минитрактор для домашнего хозяйства по цене, которая в разы превышает стоимость сборки самодельной конструкции, совершенно невыгодно.

Принцип работы гусеничного трактора

Механизм работы гусеничных тракторов практически ничем не отличается от действия крупногабаритной техники подобного типа.

Более того, минитракторы отличаются упрощённым поворотным механизмом, а именно:

  • крутящий момент через муфту сцепления поступает от мотора на коробку передач, регулирующей его величину или реверсирующей ход;
  • от КПП вращение передаётся на дифференциал;
  • ведущие колёса приводят в движение гусеницы, перемещающие всю конструкцию;
  • при повороте дифференциал затормаживает одну полуось, распределяя крутящий момент на другую ось, поэтому гусеница с одной стороны останавливается, а на противоположном боку другая продолжает движение, совершая поворот.

Таким образом, использование гусеничных минитракторов на небольших фермерских угодьях повышает эффективность работ.

План изготовления самодельного гусеничного минитрактора

Сделать на минитрактор на полугусеничном ходу собственными руками для фермера, разбирающегося в механизме работы такой техники, не будет слишком сложным заданием. Нередко земледельцы выполняют его, беря за основу бывшие в употреблении мотоблоки, устанавливая на них специальные адаптеры.

Прежде чем приступить к сборке, следует подготовить нужные материалы и инструменты, провести расчёт тяги, определить габариты будущей конструкции и уже по этим данным составить чертежи минитрактора на гусеничном шасси. Примерно это будет выглядеть так:

Затраты на изготовление подобных машин будут минимальными, в особенности если есть старые узлы, разъёмы и адаптеры, которые можно снять с бывшей техники.

Материалы и запчасти

Для работы потребуются следующие материалы и инструменты:

  • аппарат для сварки;
  • расходники — электроды, проволока;
  • дрель со свёрлами;
  • гаечные ключи, отвёртки;
  • болгарка;
  • диски для резки металла;
  • крепёжные детали;
  • металлопрокат для формирования базы;
  • смазка;
  • грунтовка, лакокрасочные материалы.

При необходимости могут использоваться дополнительные материалы и комплектующие.

Сборка — важные моменты

Сложность процесса сборки минитрактора обусловлена необходимостью подгонки. Иногда приходится переделывать различные детали. В связи с этим, оптимальной будет следующая последовательность работ:

  • сборка рамы, прикрепление опорных катков и ведущих колёс;
  • установка мотора, КПП со сцеплением;
  • монтаж бортовых тормозов и дифференциала, сопряжение с КПП;
  • сборка деталей управления, оборудование водительского места;
  • установка гусениц и проверка их работоспособности;
  • монтаж вспомогательных элементов;
  • тестирование всех механизмов и узлов.

Естественно, это не конкретный план действий. Это лишь приблизительная очередность этапов выполнения работ, где могут присутствовать свои нюансы.

От того, насколько прочной и жёсткой будет основа, зависит будущая устойчивость спецтехники, ведь именно на раме крепятся все узлы. Подобная сварная база обычно выполняется из поперечных траверсов и продольных лонжеронов. Более опытные умельцы могут сделать 3-ступенчатые лонжероны, сварив их из кусков стального швеллера. Передние траверсы также предпочтительно сделать из швеллеров.

Читайте также:  Комната кабинет в квартире фото

Для повышения устойчивости по внутренним углам кронштейнов на переднем мосте необходимо установить стальные косынки, размером в половину сантиметра.

К передним лонжеронам следует прикрепить крепёжные пластины из стали. На боковых сторонах для удобства рекомендуется приварить стальные подножки.

На раме должны быть просверлены крепёжные отверстия в местах, где будут установлены механизмы и узлы. Не стоит забывать о креплении силового агрегата и водительского сидения.

Если есть потребность, гусеничный минитрактор можно снабдить кузовом. Он будет дополнительно защищать водителя и механизмы техники от попадания грязи и влияния всевозможных внешних факторов.

Силовой агрегат

Для самодельного минитрактора следует подбирать мотор, который будет соответствовать требованиям по мощности, а также крутящему моменту. Чаще всего фермеры выбирают 4-цилиндровые дизельные двигатели объёмом от 12 л с возможностью водяного охлаждения.

Если вы хотите повысить технические способности вашего трактора, конечно, можно выбрать силовой агрегат с более высокими показателями мощности.

Что касается электрического оборудования, подключать его необходимо по специальной электрической схеме. При этом аккумулятор должен быть установлен под сидением водителя и помещён в специальную коробку. Если присутствует желание, технику можно оборудовать фарами, габаритными фонарями, сигналами торможения и другими элементами.

Движители должны быть смонтированы по обеим сторонам рамы. Каркас машины присоединяют к опорным каткам, используя подвеску. Она будет передавать силу тяжести, отвечать за плавность хода на поворотах, а также при передвижении по пересечённой местности.

В качестве катков в гусеничных тракторах выступают колёса. Их можно взять даже с обычной садовой тележки. Для траков многие применяют использованные или новые автомобильные шины. Естественно, они должны иметь глубокие протекторы.

На мост можно монтировать дисковые тормоза. В таком случае понадобится установка 2 мостов. Но, как правило, фермеры используют тормоза ленточного типа. Это наиболее простой вариант. Тем более, что они прекрасно совмещаются с разными механизмами.

Гусеницы

Гусеничные ленты для минитрактора можно выполнить из тех же автомобильных покрышек. Их можно разрезать посередине, затем соединить и заклепать пластинами из металла.

Подобная конструкция будет иметь небольшое давление на землю, а также обладать большой проходимостью. Для увеличения сцепления с грунтом снаружи можно установить специальные грунтозацепы, выполнив их из металлических труб и приварив их к полотну.

Создание гусениц для самодельного гусеничного минитрактора на видео:

Другие механизмы

В минитракторе обязательно должна присутствовать коробка передач. Обычно для неё берут готовые устройства с грузовиков типа ГАЗ 52 или 53. То же касается и сцепления.

Монтаж ходовой части может облегчить использование заднего моста от «Волги» ГАЗ-21, который нужно будет укоротить.

Испытание самодельного минитрактора на гусеничном шасси на видео:

Рекомендации по сборке

Предлагаем несколько советов, которые помогут сделать минитрактор более мощным, производительным и функциональным:

  1. Тормоза предпочтительнее крепить на передних валах конструкции.
  2. Не стоит делать трактор слишком высоким, поскольку смещение тяжести может спровоцировать опрокидывание машины.
  3. Для устойчивости удлините ведомую ось на несколько сантиметров.
  4. Для улучшения манёвренности, если в технике не применяется дифференциал, используйте поворотный удлинитель.

Вот такие несложные правила, советы, рекомендации помогут вам сделать трактор на гусеницах собственноручно.

Самодельный гусеничный мини трактор с отвалом для расчистки снега: фото и описание.

Этот мини трактор построил своими руками американец в своём гараже. Самодельный трактор предназначен для очистки снега на участке и для буксировки прицепа.

Предлагаем посмотреть фото и ознакомиться с конструкцией самоделки.

Читайте также:  Как сажать лобулярию семенами

Рама гусеничного трактора, сделана из швеллеров и профильных труб, на самоделку установлен двигатель двигатель воздушного охлаждения с вариатором.

В этой конструкции гусеничного мини трактора, реализована ременная передача.

На фото показано приспособление для натяжения гусеницы.

Гусеницы полностью металлические.

Изготовлен передний отвал для расчистки снега.

Вот такой мини трактор на гусеничном ходу, сделанный умельцем своими руками.

Многие землевладельцы и мелкие фермеры не представляют ведение крестьянского хозяйства без механизированной техники. Транспортировка грузов и строительных материалов, обработка и выравнивание грунта, очистка участка от мусора и снега — эти сельскохозяйственные работы становятся более эффективными и удобными при наличии самодвижущейся машины — трактора. В агрегате с навесным и прицепным оборудованием перечень выполняемых процедур увеличивается, при этом существенно снижается рабочее время, сокращается технологический процесс, увеличивается производительность.

Использование гусеницы в самоделках встречается в сельской местности чаще колесных аналогов, что связано с их большей проходимостью и мощностью передвижения на любых участках.

Тракторы на рынках агротехники стоят дорого, не каждому фермеру они по карману. Поэтому лучшее решение — сделать самодельный гусеничный трактор самостоятельно.

Пошаговое изготовление

Процесс изготовления самодельного минитрактора на гусеничном ходу не является сложным. Часто мастера делают его на основе старого мотоблока посредством установки специального адаптера. Существуют и такие конструкции, узлы которых полностью собраны своими руками.

Перед началом работ следует подготовить необходимые материалы и инструменты, рассчитать тяговое усилие, размеры, по ним составить кинематическую схему агрегата и спроектировать чертежи.

Чтобы повысить теоретические навыки и знания по инженерной механике, специалисты рекомендуют почитать техническую литературу, воспользоваться интернетом, ознакомиться с руководством по эксплуатации сварочного оборудования.

Рабочие показатели самодельного гусеничного минитрактора мало отличаются от заводских моделей, затраты на их создание минимальны, особенно в случаях использования готовых узлов, гидроразъемов и адаптеров с неисправной техники.

Набор механизмов, материалов и необходимых инструментов имеет следующий вид:

  • сварочный аппарат;
  • расходные материалы — электроды, проволока, газ, кислород;
  • электродрель со сверлами;
  • гаечные ключи и отвертка;
  • болгарка;
  • диски для нарезания металла;
  • крепежные элементы;
  • металлопрокат для рамы;
  • смазочные материалы;
  • грунтовка и краска.

Рабочие узлы делаются по отдельности и собираются. При сборке чертежи каждой детали необходимо сверить с изготовленными механизмами.

Рама и кабина

От прочности и жесткости рамы зависит устойчивость всей конструкции, т.к. на основу устанавливаются все механизмы и узлы.

Рама представляет собой сварную базу, состоящую из поперечных траверсов и продольных лонжеронов. Профессионалы выполняют лонжероны 3-ступенчатыми и сваривают их из отрезков стального облегченного швеллера №10. Передние траверсы делают из швеллеров №12, задние — №16.

Для увеличения устойчивости по внутренним углам кронштейнов переднего моста устанавливают косынки 5 мм из стали «тройки». К лонжеронам спереди присоединяют стальные пластины крепления конструкции по 8 мм к заднему мосту и кронштейну навески, по боковым сторонам приваривают стальные подножки. На раме сверлят 15 крепежных отверстий М12 по месту установки деталей и узлов согласно чертежам, предусматривают возможность крепления двигателя и сидения.

В переднюю траверсу монтируют 2 сварные втулки из 20 мм Ст3, в задней — кронштейн рулевой колонки из стальной полосы сечением 8х70 мм.

Затем к основанию крепятся опорные катки и колесные пары.

При желании гусеничную самоделку можно изготовить с кузовом из нержавейки, который будет защищать водителя и механизмы машины от грязи и воздействия внешних механических факторов.

Двигатель и электрооборудование

Для минитрактора выбирают двигатель, который отвечает требованиям по мощности и крутящему моменту. Более всего подходит дизельный 4-цилиндровый силовой агрегат не менее 12 л. с. с водяным охлаждением. Для увеличения технических показателей можно использовать мотор и мощнее.

Электрооборудование подключается по электрической схеме. Аккумуляторную батарею встраивают под сидением машины в специальный ящик. Фары, габаритные фонари, сигналы торможения не являются обязательными и устанавливаются по мере возможности и при желании мастера.

Читайте также:  Как украсить квартиру картинами

Ходовая система и тормоза

Движители устанавливают с 2 сторон рамы. Остов трактора соединяется с опорными катками с помощью подвески, передающей силу тяжести и обеспечивающей плавность хода при повороте и движении по неровной поверхности. Роль катков выполняют колеса, которые можно снять с садовой тележки, вместо траков подойдут автопокрышки с глубоким протектором.

На модуль можно установить дисковые тормоза, при этом машину оборудуют 2 мостами, наличие фрикционов и планетарной передачи необязательно. На тракторах специалисты ставят также ленточные тормоза. Они отличаются простотой и отличной совместимостью со всеми механизмами.

Рулевое управление и трансмиссия

Самодельный трактор на гусеничном ходу управляется за счет механизма поворота трансмиссионно-моторного блока. Стандартный руль следует присоединять после установки водительского сидения, чтобы настроить угол наклона и высоту.

Гусеницы

Гусеницы изготавливают из простых покрышек. С этой целью их разрезают пополам, соединяют и заклепывают металлическими пластинами. Такая гусеничная лента имеет низкое давление на грунт и большую проходимость. Для лучшего сцепления с землей снаружи монтируются грунтозацепы из металлических труб, приваренных к полотну.

Другие механизмы

Мастера в качестве КПП часто используют устройство с грузовика ГАЗ-53, сцепление снимают с ГАЗ-52.

Установку ходовой части облегчит применение готового заднего моста «Волги» ГАЗ-21, но его придется укорачивать до 800 мм и снимать заклепки на фиксирующих чулках.

Конструктивные особенности

Изготовление гусеничного минитрактора своими руками имеет такие особенности:

  1. Тормозные механизмы лучше устанавливать на передние валы.
  2. Машина не должна быть высокой, т.к. смещается центр тяжести, что приводит к опрокидыванию модуля.
  3. Вторую ведомую ось увеличивают на 1-2 см для повышения устойчивости.
  4. При отсутствии дифференциала применяют поворотный удлинитель для большей маневренности.
  5. Колесную базу можно расширить. Для этого на ведущем валу вставляют втулку, которую покупают в готовом виде или вытачивают самостоятельно.
  6. Гусеницы мини трактора-самоделки не поворачиваются одновременно в одном направлении.

Процесс сборки

Перед проведением сборки всех механизмов учитывают принцип работы агрегата:

  1. Крутящий момент от мотора через муфту сцепления поступает в КПП.
  2. От КПП вращение передается на дифференциал, распределяющий его между полуосями.
  3. Ведущие колеса начинают движение и передают его на гусеничную ленту, которая перемещает модуль.
  4. Поворот трактора осуществляется так. Одна полуось притормаживается. Дифференциальная система передает крутящий момент на вторую полуось. Происходит остановка первой гусеницы, в это время вторая лента продолжает движение.

Алгоритм сборки самодельных гусеничных агрегатов имеет следующий вид:

  • сборка элементов рамы в единую конструкцию;
  • установка двигателя, соединение его с КПП;
  • размещение тормозной системы и дифференциала;
  • присоединение органов управления, сидения для водителя;
  • сборка гусеничных лент.

После сборки проверяют рабочее состояние узлов, красят модуль, смазывают детали и производят обкатку машины.

Достоинства и недостатки

Минитрактор на гусеницах своими руками имеет ряд достоинств:

  • большая проходимость;
  • маневренность;
  • хорошее сцепление с грунтом;
  • малая деформация почвы;
  • повышенное тяговое усилие;
  • ровный ход;
  • низкие затраты на изготовление.

К недостаткам техники на гусеничном ходу относят:

  • пониженную скорость;
  • большой расход топлива;
  • невозможность перемещения по асфальтированной дороге;
  • высокий уровень шума.

Техническое обслуживание

Техническое обслуживание гусеничного трактора своими руками включает следующие операции:

  • проверку работоспособности узлов;
  • заправку;
  • смазку деталей;
  • регулировку;
  • очистку пыли, грязи;
  • проверку на герметичность;
  • проведение ремонта.

Грамотный уход за техникой увеличит его срок службы, предохранит от преждевременного износа и поломок, сократит простои и затраты, повысит производительность.

Комментарии запрещены.

Присоединяйся