Как сделать скульптурный гипс

Гипс – материал, широко применяемый в творчестве и строительстве с незапамятных времен. Точно известно, что использовался он еще в античности для изготовления скульптур. Сегодня гипс применяют в своей работе профессиональные архитекторы и скульпторы. Каждый из нас может приобрести этот материал в строительном магазине для личных нужд. Скульптуры из гипса несложно изготовить в домашних условиях, не будучи профессионалом. Подробная инструкция и советы по работе – специально для вас.

Основные характеристики гипса

В любом строительном магазине вы найдете гипс-порошок или гипсовые штукатурки. Материал изготавливается из осадочной породы – гипсового камня. Столь разнообразным и широким применением в строительных работах гипс обязан своей доступности в сочетании с низкой стоимостью. Работать с данным материалом достаточно просто. Необходимо развести его с водой, после чего можно приступать к заливке форм или моделированию. Внимание: гипс очень быстро застывает на воздухе и при этом незначительно увеличивается в объеме (не более чем на 1%). Готовьте раствор на один раз, непосредственно перед началом работы с ним. Материал способен передавать мельчайшие детали. При желании скульптуры из гипса можно задекорировать красками и иными отделочными составами, и создать качественную имитацию благородного камня или металла.

Способы изготовления гипсовых скульптур

Если вы не являетесь профессиональным скульптором, начать работу с гипсом имеет смысл с изготовления скульптур методом формовки. Данная технология предполагает получение готовых изделий путем заливки гипсового раствора в формы. Формовка – очень простой способ создания скульптур, который подходит даже для детского творчества. С детьми в возрасте до 12 лет творческие занятия должен проводить взрослый. Альтернативный вариант, как сделать скульптуру из гипса – смоделировать желаемую фигуру из разведенного гипса на каркасе. В работе удобно использовать разнообразные шпатели и прочие инструменты. Какие скульптуры можно изготовить из гипса своими руками? Материал в застывшем виде является достаточно пористым и хрупким. Но несмотря на это, он может применяться для изготовления уличной скульптуры. Идеален гипс для создания элементов интерьера и декоративных фигурок. Если вы только начинаете работать с этим материалом, попробуйте в первый раз сделать что-то небольшое и простое по форме. Постепенно совершенствуя свое мастерство, вы научитесь создавать из гипса настоящие шедевры.

Готовая форма или самостоятельно сделанная?

Для изготовления гипсовых скульптур можно использовать готовые формы. Они продаются в магазинах товаров для творчества. Интересная идея – использовать кулинарные формы, например, для льда, кексов или конфет. В совместном с детьми творчестве можно использовать для отливки из гипса формочки для песка. Если же ничего интересного подобрать не удалось, попробуйте изготовить форму своими руками. Простые скульптуры (например, интерьерные колонны или крупные грибы для украшения сада) можно сделать при помощи бытовых приспособлений. К примеру, шляпку для гриба можно отлить в тазике или миске подходящего размера, а ножку – в обрезанной пластиковой бутылке. Формы для отливки можно снять с любых имеющихся фигурок и статуэток. Обтяните выбранное изделие пищевой пленкой. После чего облепите его глиной или пластилином. Дождитесь затвердевания материала, после чего осторожно разрежьте форму и вытащите из нее спрятанную внутри фигурку. Ваша самодельная форма готова, теперь вы можете делать скульптуры из гипса.

Подготовка формы и заливка гипса

Форма нуждается в специальной обработке перед началом работы. Тщательно промажьте внутренние стенки вазелином, растительным маслом или парафином. Особое внимание уделяйте мелким элементам отливки. Скульпторы-профессионалы нередко готовят специальную смазку для обработки форм. Возьмите 2 части натертого на крупной терке мыла, добавьте 1 часть растительного масла и 7 частей воды. Перемешайте компоненты до однородной консистенции. Смазка готова – можно приступать к обработке внутренней поверхности формы. Ни в коем случае не пропускайте данный этап, в противном случае вы не сможете вытащить готовое изделие после его застывания. Как сделать скульптуру из гипса своими руками, как правильно развести сухую смесь? Порошок достаточно смешать с водой до консистенции сметаны. Обязательно оставьте гипс на несколько минут, а затем, тщательно перемешав, приступайте к наполнению формы. В воду для приготовления гипсового раствора можно добавить небольшое количество клея ПВА – не более 25% от общего объема жидкости.

Защитная обработка изделия

Оптимальная для сушки гипсовых изделий температура – 16-25 градусов. Скульптуры, изготавливаемые методом формовки, следует извлекать из форм после полного затвердевания. На этой стадии можно подшлифовать неровности кистью или мокрой губкой. Если форма скульптур из гипса вас полностью устраивает, оставьте их на некоторое время для окончательной просушки. Следующий этап – подготовка фигурок к покраске. Нанесите в несколько слоев на всю поверхность изделия специальную грунтовку. Можно заменить ее клеем ПВА, разбавленным водой. Если вы изготовили скульптуру, которая будет стоять на улице, можно для дополнительной защиты обработать ее олифой или шеллаком.

Декор скульптуры

После высыхания грунтовки можно приступать к наиболее творческой части процесса – оформлению скульптуры. Садовые скульптуры из гипса необходимо покрасить наиболее стойкими красками. Небольшие фигурки и детские поделки можно раскрашивать гуашью. Для покраски скульптуры, которая будет находиться в помещении, можно использовать любые краски и техники их нанесения. После покраски можно дополнительно покрыть изделие слоем прозрачного лака для закрепления декора. Если это уместно, дополнительно украсьте скульптуры из гипса декоративными элементами. Это могут быть отдельные бусинки и стразы, банты, текстильные детали или специальные пластиковые фигурки.

Читайте также:  Какое средство можно использовать для моющего пылесоса

Полезные советы

Соблюдайте все правила работы с гипсом и последовательность технологических этапов. Очень часто проблемы в работе с этим простым материалом возникают при нарушении технологии изготовления скульптуры. Обязательно тщательно просушивайте изделия после извлечения из формы и только после этого приступайте к их дальнейшему оформлению. Попробуйте использовать различные формы для изготовления скульптур. В качестве образцов для их изготовления подойдут любые мелкие фигурки, детские игрушки и бытовые предметы. В описанной технике в домашних условиях можно сделать слепки рук. Изготовление скульптур из гипса – это интересный и доступный каждому вид творчества!

Гипс — легкий и маневренный материал, при помощи которого можно создать настоящие шедевры для дома. Поделки из гипса украсят любой интерьер и сад, достаточно проявить фантазию и вооружиться вдохновением. Мастер-классы по изготовлению интересных украшений помогут разобраться во всех тонкостях работы со строительным материалом.

Правила работы с гипсом

Гипс — функциональный и простой в использовании материал. Преимуществом его является натуральный состав и нетоксичность. Проявив креативность, можно превратить простой строительный материал в настоящее произведение искусства.

Огромным плюсом гипса можно считать его легкость. Мастера уважают материал и за то, что его можно красить обычной краской, а также декорировать самыми разными элементами.

Разводить гипс для поделок можно в домашних условиях. Купить порошок для смеси возможно в любом строительном отделе. Стоимость его невысока.

Порошок для смеси следует готовить непосредственно перед началом работы, поскольку гипс имеет свойство очень быстро подсыхать. Чтобы изделие было качественным, желательно сделать большую порцию смеси правильной консистенции.

В емкость наливают воду, а затем постепенно досыпают порошок. Вымешивают его тщательно, разбивая комки. Правильная смесь не должна быть слишком жидкой. Готовый гипс по консистенции напоминает тесто.

Садовые мухоморы и грузди

Отличным способом попробовать свои силы в лепке гипсовых скульптур станет мастер-класс по созданию поделок из гипса. Для детей такое занятие станет полезной возможностью украсить двор украшениями, сделанными своими руками.

Для изготовления садовых грибов понадобится:

  • Гипсовая смесь.
  • Пластиковая бутылка.
  • Проволока.
  • Тарелка.
  • Прозрачная пленка.
  • Акриловые краски.
  • Финишный лак.

Чтобы не завершать создание грибов длительной уборкой, перед началом процесса готовят рабочую поверхность. Стол можно застелить газетой или клеенкой. При работе с детьми важно выбрать наряд, который не жалко будет испортить. Отстирать гипс очень сложно, а иногда практически невозможно.

Пошаговая инструкция лепки гриба:

  1. У пластиковой бутылки отрезают горлышко при помощи канцелярского ножа. Эту процедуру лучше доверить взрослым.
  2. Чтобы ножка мухомора была крепкой, в бутылку помещают проволоку, сложенную в несколько раз.
  3. В бутылку заливают жидкий гипсовый раствор и оставляют для застывания.
  4. Когда смесь затвердеет, бутылку разрезают и удаляют ее.
  5. Шляпку гриба мастерят из глубокой тарелки. Чтобы не испортить посуду, поверхность ее застилают пищевой пленкой. Смесь заливают в тарелку.
  6. Не дожидаясь, пока она схватиться, в центр смеси помещают ножку мухомора.
  7. Застывший гриб извлекают из тарелки и декорируют красками.
  8. На готовый мухомор можно поселить миниатюрного жителя, сделанного из того же гипса. Например, лягушку или другое животное.

Лепка простых сувениров

Самый простой способ научиться мастерить из строительного материала — сделать гипс в домашних условиях и вооружиться простыми мастер-классами по лепке.

Важно приготовить правильный гипс, поэтому при его замешивании следует избегать спешки. Даже самые точные пропорции не спасут изделие от трещин, если во время замеса смесь будет комковатой.

Для создания первых поделок можно использовать готовые формочки. В качестве заготовок подойдут любые фигурные емкости. Например, силиконовые формы для выпечки печенья и кексов. Также можно использовать кулинарные формы из фольги.

Чтобы изделие было проще извлекать, силиконовые формы смазывают растительным маслом. Если используется заготовка из фольги, после застывания смеси ее можно будет разрезать и удалить. Важно уделить внимание механической стойкости формы. Слишком мягкие заготовки будут деформироваться под весом тяжелого гипса. А бумажные попросту размокнут.

Залив смесь в форму, помещают в нее элементы декора. Пока гипс не застыл, его можно украсить ракушками, камнями или другими красивыми предметами.

Поделки для домашнего интерьера

Не только сад, но и комнату можно украсить изделиями из гипса, своими руками сделать которые очень просто. Для создания интерьерного декора можно использовать комбинации гипса с камнями и другие тандемы материалов. Попрактиковаться в создании поделок можно, сооружая домик из пластилина и гипса.

Чтобы сделать домик, понадобится:

  • Гипсовая смесь.
  • Пластилин.
  • Растительное масло.
  • Наждачная бумага.
  • Краска.
  • Канцелярский нож.

Для создания домика понадобится пластилиновая форма, которую следует вылепить самостоятельно. Понадобится много пластилина, поэтому можно воспользоваться дешевым одноцветным материалом, который используют для создания скульптурных эскизов.

Правильную смесь можно приготовить, смешав семь долей порошка с десятью частями чистой воды. Вылепив форму для домика, ее заливают гипсовой смесью.

Стоит выждать, пока жидкость затвердеет. После этого аккуратно извлекают пластилин. Следует действовать бережно, поскольку поврежденную форму придется переделывать заново.

Когда последние частички пластилина будут удалены, полученное изделие следует подготовить к следующей заливке. Для этого гипсовую поделку обильно смазывают растительным маслом. Важно промазать каждый миллиметр формы, дабы свежая смесь не смешалась и не прилипла к уже имеющейся заготовке.

Читайте также:  Как хранить рукколу в домашних условиях

Когда залитая смесь высохнет, масло позволит извлечь ее из формы. Готовая поделка может нуждаться в некоторых поправках. При помощи лезвия срезают лишние части. Острым предметом прорисовывают окошки и двери.

Шлифуют поделку наждачной бумагой с мелкой текстурой. Зашкуренную поверхность скульптуры можно красить и декорировать любым способом.

Маска в натуральную величину

Маска — интересная поделка из гипса для дома, своими руками сделать которую совсем не сложно. Для этого понадобится стандартный набор материалов, а также терпеливая модель, которая станет «формой» для изделия.

Для создания маски понадобится:

  • Оштукатуренная марлевая ткань. Ее можно заменить обычным гипсом.
  • Гипс.
  • Клей ПВА.
  • Вазелин.
  • Ткань.
  • Емкости.
  • Вода.
  • Краски и кисти.

Перед началом работы на лицо «модели» накладывают толстый слой вазелина. Особое внимание уделяется бровям. Недостаточно смазанные волоски могут затруднить снятие маски.

Гипсовый порошок смешивают с водой. Следует готовить массу несколько жиже, чем для обычных поделок. Если есть марлевая повязка, ее разрезают на небольшие кусочки и размачивают в воде. Нанесенные на лицо, они моментально прихватываются, после чего можно наносить следующий слой гипса.

Следует осторожно мазать область вокруг глаз. Несчастные случаи не добавят настроения. Накладывают смесь, минуя рот, ноздри и глаза. Слой смеси на переносице и скулах должен быть немного толще. Это обеспечит маске дополнительную поддержку и плотность.

Когда маска немного схватится, ее осторожно снимают. Изделие очень хрупкое, поэтому спешить не стоит. Чтобы укрепить изделие, можно нанести еще несколько слоев штукатурки при помощи кисти. Жидким гипсом можно сгладить все неровности на поверхности поделки.

После нанесения нескольких дополнительных слоев маску отправляют в разогретую духовку. Печь разогревают до 180 градусов. Маску запекают на протяжении получаса.

После запекания маску отправляют досыхать в прохладное сухое место. Она будет «отходить» около суток. После этого можно приступать к ее оформлению.

Сначала поверхность изделия грунтуют клеем ПВА или прокрашивают белой краской. Перед нанесением рисунка можно сделать эскиз простым карандашом. Далее маску раскрашивают, используя в качестве примера рисунок понравившегося героя. Например, ангелочка.

Крепят готовую маску на проволоку или деревянную палочку при помощи горячего клея.

Листья для украшения двора

Сделанные своими руками изделия из гипса — отличный способ разнообразить садовый декор. Кроме грибов и домиков, можно сделать изящные листья, которые украсят любой сад.

Для создания листьев понадобится:

  • Гипсовый раствор.
  • Кленовые или другие листья.
  • Веревка.
  • Вощеная бумага.
  • Жесткие кисти.

Зеленые листья помещают на вощеную бумагу. Каждый листик обрабатывают раствором при помощи жестких кисточек. В основании листа зубочисткой проделывается дырочка. Поделки оставляют для засыхания.

Готовые изделия подвешивают на шнурок. Поделки можно раскрасить акриловыми красками и декорировать блестками.

Гипсовая скульптура — бесконечное поле для творчества детей и взрослых. Украсить поделками можно как интерьер дома, так и приусадебный участок.

Гипсовые составы и каменные глыбы – наиболее востребованный материал среди скульпторов на протяжении многих веков. Гипс пластичен и податлив. Работая с ним, можно создавать тонкие и изящные творения. Именно поэтому гипсовые изваяния всегда предшествуют их воплощению в камне. Гипсовая скульптура в итоге лежит в основе любого скульптурного творения, вне зависимости от материала, размеров и назначения.

Излюбленными каменными материалами великих скульпторов на протяжении всей истории были прочный обсидиан, черный и ярко-зеленый базальт, красный порфир, хрупкий алебастр, мягкий и податливый известняк, благородный мрамор. Благодаря предварительному созданию гипсовых прототипов, умелые руки скульпторов поистине оживляли каменные глыбы, превращая их в динамичные произведения искусства.

Виды скульптур из гипса и природного камня эксперты дифференцируют по таким группам:

  • округлая скульптура – включает различные статуи, бюсты, статуэтки. Они расположены в свободном пространстве, легко поддаются визуальной оценке со всех сторон;
  • рельеф – скульптура, расположенная на плоскости;
  • барельеф – фигура, создаваемая на плоскости, контуры которой выступают над основанием;
  • горельеф – скульптура на плоскости, контуры которой выступают над основанием более чем наполовину;
  • контррельеф – фигура, вогнутая в основу-плоскость.

В зависимости от назначения, изваяния группируют на:

  • монументальные фигуры – создаются в знак уважения или почтения исторических событий, подвигов, достижений;
  • декоративная скульптура – предназначена для украшения жилых домов, муниципальных зданий, сооружений общественной инфраструктуры, парков, скверов, ботанических садов и т.д.;
  • станковые фигуры используются в качестве выставочных экземпляров, иногда для оформления жилых интерьеров;
  • малая скульптура предназначена для украшения жилых помещений.

В зависимости от вида скульптурного изваяния выбирают техники его создания.

Как «оживить» скульптуру?

Во времена процветания эпохи греческой скульптуры популярным способом творения скульптур считался метод четырехгранника. Выполненные в такой технике статуи и фигуры наделялись прямой, абсолютно неподвижной позой без малейших поворотов и намеков на движение. Это заставило художников начать поиски способов «оживления» скульптуры, придания ей энергичности и динамики. С этого времени начинается эпоха пластического движения в скульптуре, которая актуальна для всех современных техник творения.

Движение для скульптуры – это ее определенное положение в пространстве, будоражащее воображение, побуждающее к действию. Скульптурная композиция не изображает объект природы, человека или животное, а создает его заново. Именно ансамбль контуров, вогнутостей и выпуклостей создает визуальный эффект совершения определенного движения в конкретный момент времени. Трехмерное изображение энергии и динамики изваяний заставляет не только созерцать, а переживать, повторять скульптурную моторику.


Фото: источник

В процессе решения проблемы движения в скульптурном искусстве важно учитывать два главных момента:

  • наиболее правдоподобно и убедительно выглядит бессюжетное движение, в котором нет драматизма, эпичности, пафоса;
  • выполнять пластическую функцию должен каждый скульптурный элемент. Мелкие детали и части концепции не должны быть слишком броскими, привлекать внимание зрителя на себя, оставляя пластическую моторику скульптуры без должной оценки.
Читайте также:  Клеммы для аккумулятора размеры

Для разных эпох развития искусства присущи индивидуальные виды пластического движения и способы его выражения. Например, скульптурная динамика ХІХ века заключалась в изображении импульсивного, незаконченного движения. Для имитации такого эффекта скульпторы применяли определенные техники:

  • Умалчивание – поверхность изваяния обрабатывается настолько мягко, что формируется визуальный эффект расплывчатости. Затуманенными кажутся не только скульптурные композиции, но и пространство, которое их окружает.
  • Дрема – скульптура остается заключенной в каменной глыбе, из которой ее высекали. Кажется, что статуя дремлет в ожидании свободы, исполнения мечты.
  • Пластический фрагмент – основная динамика заключена в одном скульптурном элементе. Яркий пример – «шагающие» статуи. Именно шаг концентрирует в себе всю экспрессию, динамизм, недвусмысленное восприятие процесса. Такая техника позволяет освободить пластическое движение от лишних фантазий и неуместных ассоциаций.

Техника создания скульптуры: от гипса к камню

Успешные мастера и скульпторы начинают свою работу всегда с создания гипсового прототипа. Такой способ пластической работы предполагает создание орнаментов и узоров на плоскости. Только после долгой и кропотливой работы с гипсовой смесью автор переходит к камню. Для начала скульптору необходимо почувствовать форму камня, его твердость, сопротивляемость обработке, научиться правильно использовать инструменты.

Для обработки камня в технике простых скульптурных форм необходимы шпунт, троянка и киянка. Шпунт используется для скалывания каменных частиц. Троянка применяется для срезывания каменных пластов. Киянка – молоток, удар которого приводит в действие шпунт и троянку. Размеры и технические характеристики инструментов определяются породой камня, его свойствами.


Фото: источник

До начала работы с каменной глыбой мастера создают гипсовый аналог будущего творения. Фигуру из гипса покрывают пунктирными линиями, которые впоследствии переносятся на каменный материал. Для переноса пунктира используют самые простые инструменты: линейку, циркуль, отвес. Пунктирные линии также могут пересекаться, создавая так называемую пунктирную рамку.

Когда пунктирный чертеж перенесен на объект обработки, творец может приступать к отсеканию от глыбы лишних частей. Ненужный материал отсекается при помощи резца, долота, молотов различного размера. Использование такой техники создания скульптуры позволяет немного разгрузить мастера, поскольку отсекание лишнего материала по пунктирной линии можно доверить помощникам или ученикам.

Техника «Три циркуля»

Технология перенесения габаритов тремя циркулями применяется для создания круглого вида скульптуры. Основными рабочими инструментами становятся 3 кронциркуля. Причем один из них должен иметь прямую ножку. При помощи кронциркулей на гипсовой модели для копирования расставляют маяки. Маяк – визуально заметная точка на наиболее выступающей поверхности. Как правило, две из них располагаются по бокам модели, а последняя – на темени.

Эта техника позволяет максимально приблизить размеры заготовки к планируемым габаритам изваяния. Когда размерные параметры модели соответствуют установленным габаритам, на каменной глыбе отмечают центр-маяк. Путем проведения линий через наиболее выступающие поверхности устанавливают остальные точки-маяки.

Следующий этап – оценка правильности проведения опиловки каменного материала. При помощи кронциркулей измеряют расстояния между точками-маяками на модели и каменном материале. Если перенесение габаритов выполнено правильно, то ножки циркулей сойдутся в одной точке. В противном случае материал требует дополнительной обработки и проведения более точных измерений.

Техника «Резьба по камню»

Работа в данной технике начинается с создания эскиза будущей скульптуры. На этом этапе очень важно проработать детали будущего образа, чтобы придать изваянию нужные черты характера, эмоции, максимально точно реализовать задумку автора. Далее прорисованный эскиз получает материальное воплощение. Зачастую для этого используется обычный пластичный гипс. Создание объемной модели позволяет оценить, насколько точно перенесен замысел автора, скорректировать огрехи, внести сюжетные изменения.

На следующем этапе творец должен выбрать породу камня для будущей скульптуры. Вид камня зависит от многих факторов: цветовой гаммы, пластичности, твердости, фактурности, творческих предпочтений автора. Все это важно при выборе каменного материала, поскольку определяет художественную ценность и эффект от визуального восприятия скульптуры. Если мастер планирует использовать несколько видов камней, то выбрать конкретные материалы необходимо именно на этом этапе.

Следующий шаг – придание первичной формы каменному материалу. Для этого используют автоматическую пилу с крупными зубьями. Итогом работы является создание всех ключевых деталей скульптурного изваяния. Например, черты лица, контуры конкретного животного, четкая форма заданного объекта.

Самый сложный и кропотливый этап выполнения скульптуры в технике резьбы – проработка мельчайших деталей для придания правдоподобности. Например, прорисовка шерсти животного, морщин на лице, складочек на одежде и других трудоемких элементов. Этот этап требует максимальной сосредоточенности, терпеливости и усидчивости для достижения великолепного результата. Проработка мельчайших элементов выполняется с помощью специальной техники – бормашины с набором алмазных буров различной формы и размера.

Финальным шагом становится шлифовка скульптуры. Для придания зеркального блеска поверхности изваяния профессионалы используют шлифовальные станки и абразивную пасту. Этот процесс обеспечивает великолепный визуальный эффект, заставляя лучи света создавать поразительные миражи и очертания.

Гипсовая скульптура и лепка – фундамент для создания любого скульптурного шедевра. Все работы великих мастеров, дошедшие до наших дней в мраморе и граните, первоначально были созданы авторами в гипсовом воплощении.

Комментарии запрещены.

Присоединяйся