Содержание
Реставрация фарфора и керамики — сложный и трудоемкий процесс, который требует терпения и аккуратности. Кроме того, необходимо обладать определенными навыками в работе с подобными изделиями. Если опыта в реставрации у вас нет, то лучше доверить работу профессионалам, особенно если речь идет об антикварном предмете.
Ремонт фарфора, который разлетелся на осколки, стоит начинать со сбора осколков и их сопоставления. Склеивать фарфор стоит по следующей схеме:
Начнем с вопроса о том, чем склеить фарфор. Ответ на него прост: склеить поверхность изделия поможет клей, который продается в магазине. Купив такой клей можно смело начинать реставрацию. Но перед тем как клеить осколки, их нужно хорошо промыть, для этого подойдет теплая вода с моющим средством.
Если есть необходимость, то края изделия, мелкие и крупные осколки протирают ацетоном или растворителем.
Обезжирив поверхность, необходимо сопоставить все осколки: начинать стоит с мелких, так как крупные склеивать проще. Если мелкий осколок был утерян, то его можно заменить. Также для этого подойдет небольшое количество клея, которое фиксируют пальцами. Остатки клея убирают при помощи ватного тампона.
Если клей останется на поверхности надолго и засохнет, то убрать его с изделия будет сложно, ведь ацетон или растворитель способен повредить керамику и стереть эмаль или позолоту.
После склейки керамику оставляют сохнуть на сутки. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы клей зафиксировал и заполнил трещины.
После склейки мастера используют мастику или пасту на основе фарфора или стеклянной пыли. С ее помощью удаётся убрать трещины и сделать реставрацию незаметной.
Если мелкие трещины паутинкой покрыли поверхность керамики фарфора, то такая паста поможет исправить ситуацию. Но если подобного материала под рукой нет, то можно использовать клей. Клей разводят с акриловой краской, имитируя цвет изделия, потом посуду помещают в духовку, нагревают ее 200 градусов. Когда изделие раскалиться, то его извлекают из духовки и трещины промазывают клеем, излишки удаляют при помощи тампона или замши.
Реставрация фарфоровых статуэток начинается с головы, поскольку именно лицо и голова статуэток страдают больше всего. Если требуется восстановить целостность покрытия и рисунок, то на фарфор наносят либо акриловые краски, либо эмаль. Цвет подбирается индивидуально. Эмаль подходит идеально, поскольку она используется для нанесения рисунка на керамику и фарфор.
Если от статуэтки откололась часть, то нужно приклеить ее с помощью клея, шов затереть мастикой — так он продержится дольше.
А как склеить фарфор, если не хватает большого осколка? Для этого можно использовать пластилин. Пластилин подбирают по цвету, обрабатывают клеем, а после заполняют трещину. На реставрированную поверхность стоит нанести рисунок для того, чтобы восстановительные процедуры были менее заметны.
Реставрация керамики и фарфора, на поверхности которых находиться позолота, — это достаточно сложно выполнимое действие в домашних условиях. Если предмет обладает исторической и культурной ценностью, его можно отнести к антиквариату или раритету, то лучше воспользоваться услугами мастера. Если такой возможности нет, то кое-что можно сделать и самостоятельно.
Позолоту восстанавливают тремя основными способами:
Керамический предмет, на поверхности которого есть позолота, можно восстановить при помощи сусального золота. Его наносят на поверхность фарфора тонким слоем, фиксируют при помощи клея. Опасность такого метода реставрации заключается в том, что нужно стыковать части сусального золота с уже имеющимся рисунком. Если наносить его на поверхность позолоты, то после проведенной реставрации рисунок будет иметь неровности.
Использование красок имеет несколько нюансов: нужно подобрать цвет, краски наносятся тонким слоем. Чем тоньше слой, тем лучше смотреться позолота. Если на поверхность изделия наносить краски несколькими слоями — это будет выглядеть не слишком аккуратно. Цвет подбирают самостоятельно, точно установить оттенок бывает сложно, поэтому нередко требуется устранить оставшуюся краску с поверхности посуды.
Сусальное золото клеить можно по стыку, также по стыку наносят позолоту. Если оттенок красок имеет сходство с позолотой, тогда реставрация не вызовет особых затруднений. Краску наносят на керамику при помощи тонкой кисти; если есть необходимость, то можно удалить краску с поверхности изделия при помощи ацетона.
Ацетон или растворитель хорошо справится с красками, но в результате такой обработки может пострадать и сам предмет. В результате такой манипуляции некоторое количество позолоты удалится вместе с краской или клеем, который использовали для сусального золота.
Посуда из фарфора и керамики, которая подверглась реставрации в домашних условиях или только что покинула пределы мастерской, нуждается в особом уходе:
Если вещь имеет отношение к антиквариату, то после восстановления ее лучше оставить в шкафу на полке и не использовать в повседневной жизни. Мыть такое изделие рекомендуют только теплой водой, после протирать мягкой тряпочкой.
Постепенно швы, которые были обработаны, теряют герметичность, вода и реагенты разрушают клей и мастику, поэтому часто мыть фарфор или керамику не рекомендуется. Но стоит иметь в виду, что посуда, которая хотя бы раз подверглась реставрации, обязательно окажется в руках мастера повторно.
В каждой семье найдутся изделия из фарфора или керамики, это может быть новая посуда, украшения для дома или старые бабушкины статуэтки. Часто бывает, что такие изделия бьются, хотя керамика сама по себе прочный материал. Не стоит отчаиваться в данном случае, ведь испорченную вещь можно починить. Разбитую посуду склеивают, а трещины замазывают специальным материалом или жидким стеклом, после чего, лишние части аккуратно спиливают.
Чтобы подобрать клей для подобной работы, стоит различать, из чего состоит изделие. У фарфора и керамики есть свои особенности, а значит, материал для склеивания отличается. Рассмотрим некоторые виды клея, разберемся, чем же отличаются такие работы.
Изделия из керамики очень прочные, однако с течением времени или из-за халатности хозяина они часто ломаются, бьются. Не нужно сразу выкидывать полюбившиеся, ценные предметы.
Клей, рекомендованный для склеивания:
Кроме склеивания керамической посуды, керамический клей применяют в строительстве, для крепления плитки. Разделяется на три типа: мастика, сухие и эпоксидные. В состав мастики входит клей и химические примеси. Применяют для крепления плитки на ровную поверхность. Такие материалы не портят стены, не переносящие влажность, однако не являются термостойкими.
Сухие смеси состоят в основном из цемента, песка и химических добавок. Выбор данного материала зависит от места крепления плитки: на улице или в доме. Подходит для неровных стен, скрывая все погрешности.
Эпоксидный — самый универсальный материал для крепления или склеивания. Он устойчив к влаге, кислоте и щелочи, обладает гибкой структурой. Подходит к любому материалу, из которого изготовлены стены. Швы, которые остаются между плитками часто заполняют таким же клеем. Это очень удобно и практично.
Фарфор более хрупкий и чаще бьется, нужно следить за сохранностью такой посуды. Для ремонта используют:
Для начала необходимо разобраться, что из себя представляет холодный фарфор. Это масса для лепки, из которой хорошо формируются гибкие, легкие детали разных фигурок. В рукоделии такой фарфор применяют чаще всего, потому что его приготовление не требует каких-либо труднодоступных материалов. Все рецепты просты, в них может присутствовать специальный клей, либо же отсутствовать вовсе.
Фигурки из холодного фарфора
Клей для холодного фарфора нужно подбирать особенно внимательно. Если он окажется некачественным, вместо хорошей работы на выходе можно получить что-то непроизносимое. Для таких работ отлично подходит обычный ПВА. Любой вид такого материала термостойкий, что является одним из главных критериев отбора. Исключение — канцелярский, боящийся морозов, жары.
Актуальные фирмы, пользующиеся популярностью:
Не зависимо от выбранного производителя, клей ПВА холодный фарфор склеит идеально, работа получится аккуратной, не будет проблем с последующей реставрацией изделия.
Клей ПВА производителя Лакра
Холодный фарфор без клея обычно используют рукодельницы для создания фигурок, украшений для дома, просто чтобы порадовать глаз, успокоить нервы или занять себя в свободное время. Несколько простых рецептов, которые можно приготовить в домашних условиях без особых усилий и напряжения.
Самый просто рецепт, для которого понадобится: четверть стакана воды, соды и крахмала. Все это перемешать и поставить на медленный огонь. Довести до кипения, подождать, пока полученная смесь не станет густой. Такая масса легко отделяется от стенок посуды, ее можно брать в руки, лепить любое изделие. Как можно увидеть на фото, работа получается аккуратной, не требует больших затрат времени.
Мы уже разобрались отдельно с каждым видом материала, рассмотрели возможные фирмы, разобрались, как обойтись без клея вообще. Кроме всего этого, нужно уметь выбирать клей для фарфора и керамики. Таких универсальных склеивающих материалов очень много. Один из качественных — клей марки Porcelan Porch, на втором месте — любой пищевой. По сути, каждый из вышеперечисленных материалов будет подходить как для фарфора, так и для керамики, не нарушая целостность изделия. Но перед тем как приступить к ремонту или создания чего-то нового, следует внимательно изучить, с чем предстоит работать.
Выбрав вид предстоящей работы, изучите все за и против материалов и частей изделия. Нужно обращать внимание на мелкие аспекты, банально, даже на особенности кожи (некоторый клей может вызывать аллергическую реакцию). Если подходить ко всему с вниманием, ремонт посуды или фигурки из керамики или фарфора пройдет успешно, обойдется все без значительных потерь. А новое изделие будет радовать вас на протяжении многих лет.
Керамические и фарфоровые украшения можно найти практически в каждом доме. Статуэтки, которые остались от бабушек, теперь становятся раритетом и с каждым годом приобретают все большую ценность. Единственный недостаток – это их хрупкость. Одно неловкое движение и придется собирать осколки. Но не нужно сразу впадать в отчаяние. Возможно, вещь удастся спасти. Для этого понадобится клей для керамики.
Керамика в отличие от фарфора не просвечивает, поэтому, если клеевой шов будет тонким, трещина может получиться совсем незаметной.
Склеить керамику можно одним из видов синтетических растворов на основе цианоакрилатов, которые продаются в магазинах или интернете:
Перед началом реставрации нужно все заранее подготовить, потому что материал схватывается в течение 3–5 минут.
Фарфор – это вид тонкой керамики, он просвечивает на свету. Для его починки нужны составы с наиболее легкой структурой, они создают прозрачный тонкий слой. Чтобы при просвечивании, трещина была менее заметна.
Чтобы провести ремонт фарфора, можно применить следующие виды сцепляющих компонентов:
Что понадобится: пол-литра воды, 50 гр. сахара, 50 гр. гашеной извести.
Вода должна быть чистой, без ржавчины, иначе раствор получится желтым.
Все смешать, поставить на малый огонь и выдерживать на плите 3 часа (не давать кипеть). Раствор оставить на 4–5 часов, пока лишняя жидкость не отслоится. Ее нужно аккуратно слить.
Далее в раствор добавить 200–250 гр. сухой смеси для укладки кафеля и перемешать. Плотно закрыть крышкой и оставить на ночь.
После того, как раствор отстоится, опять слить жидкость и прокипятить 10–15 мин. Клей готов.
Если у вас есть белый гипс без примесей, можете изготовить клей для фарфора самостоятельно. Для этого вам понадобится:
Что делать: белок отделить от желтка. Немного взбить, чтобы получилась мягкая пена. Добавить порциями гипс и хорошо перемешать.
Полезное видео по теме:
Когда нет возможности определить тип материала, можно применять универсальные составы для реставрации.
К таким составам относятся:
Выделяют следующие особенности:
Чтобы вернуть прежний вид фарфоровым предметам, нужно действовать аккуратно и не торопиться.
Не вытирайте осколки кухонным полотенцем, на острых краях могут остаться волокна ткани.
Интересное видео по теме:
Когда реставрация фарфора или керамики завершена, к восстановленному предмету требуется особый подход.
Старайтесь, чтобы на посуду или фарфоровые статуэтки не попадала влага. Вода будет вымывать клеевой шов, и он может разрушиться. Протирайте пыль с керамики мягкой сухой тряпочкой, без средств для уборки.
Чтобы керамика или фарфор служили дольше и радовали своим видом, убирайте их повыше в шкафы со стеклянными дверцами, чтобы дети или животные не могли их опрокинуть. Если все-таки посуда разбилась, собирайте осколки в перчатках, чтобы не порезаться.
Следуйте нашим рекомендациям и делитесь своим опытом восстановления фарфора и керамики в комментариях и социальных сетях.