Содержание
Бензопила требует регулярной диагностики и периодической замены изношенных деталей. При регулярной эксплуатации в негодность приходит не только пильная гарнитура, но и ведущая звездочка. В данном инструменте она выступает диском сцепления, из-за чего на нее приходится существенная нагрузка как при запуске, так и во время работы. Звездочка на бензопиле имеет простую конструкцию, поэтому ремонт и профилактику несложно проводить своими руками. В статье мы рассмотрим, как определять степень износа этой детали и осуществлять плановую замену.
У почти всех моделей современных бензопил применяется система сцепления центробежного типа. Специфика этого механизма в том, что при достижении максимального количества оборотов бензинового двигателя барабан сцепления запускается автоматически, передавая вращение именно на ведущую звездочку. Это снижает нагрузку на базовые детали инструмента, продлевая срок эксплуатации и максимальную производительность.
Рисунок 1 – Схема устройства ведущей звезды
Барабан сцепления, где находится звездочка, может находиться с внутренней или внешней части корпуса бензопилы. Сверху всегда имеется крышка для защиты движущихся механизмов от попадания грязи, опилок и пыли. Сама муфта представляет собой металлический диск, находящийся в сцепном барабане. Весь механизм крепится на коленчатый вал двигателя болтами с пружинами, по краям которых расположены фрикционные накладки. Когда обороты двигателя превышают определённое значение, возникает центробежная сила, оказывающая сильное давление на внутреннюю часть барабана. После этого запускается звездочка – начинается вращение цепной пилы.
Важно! Именно звездочка приводит в движение цепь бензопилы. Все части этого механизма тесно связаны между собой, поломка гарнитуры приводит к нарушению работы инструмента.
В зависимости от класса бензопилы все звездочки разделяют на две группы – профессиональные и бытовые. Первый тип деталей имеют повышенную износостойкость, выполнены из прочных сплавов металла, не подверженного коррозии и механическим повреждениям. Бытовые чаще требуют замены и планового ремонта, при активном использовании инструмента диагностика рекомендуется каждые полгода. По конструктивным особенностям можно выделить следующие виды звездочек:
Если вы планируете своими силами обслуживать бензопилу, то рекомендуется приобретать инструмент с профессиональным типом ведущей звёздочки. Она должна быть разборная, что удешевляет ремонт и профилактику инструмента.
Пильная гарнитура и ведущая звездочка подвержены естественному износу во время работы. Это не является поломкой, а плановой процедурой по обслуживанию инструмента. Причины, требующие замены звездочки:
Рисунок 2 – Ведущая звезда на бензопиле
Нормальный износ зубьев ведущей звездочки – до 0,5 мм. При регулярной работе этот показатель может доходить и до 1 мм, однако со временем это приведет к нагрузке на двигатель, повреждению других деталей пилы. Определить необходимость замены или ремонта можно последующим признакам:
Если своевременно не проводить диагностику и профилактику движущихся частей бензопилы, увеличивается вибрация и усиливается воздействие на подшипники коленчатого вала. В результате это приводит к дорогостоящему ремонту, серьезной поломке инструмента.
Важно! Производители рекомендуют осматривать сцепной барабан при контакте цепи с металлическим предметом во время пиления.
Если цепь начинает вибрировать даже слабых оборотах, бензопила эксплуатируется долгое время без замены деталей – требуется
проводить диагностику и при необходимости менять составляющие пильной гарнитуры. Для плановой замены потребуется новый барабан сцепления либо венчик в зависимости от конкретной модели, базовый набор инструментов:
Рисунок 3 – Необходимые инструменты для замены звезды
Рекомендуется иметь круглый надфиль, плоскогубцы, тиски и нож для устранения недочетов в конструкции с цепной гарнитуры (если требуется только коррекция зубьев).
Снять и заменить данную деталь несложно самостоятельно. Технология работы:
Рисунок 4 – Замена звезды на новую
Если звездочка является элементом барабана муфты, то менять придется всю деталь. При замене стоит обращать внимание на соответствие модели – она должна быть аналогичной заводской.
Сборку сцепного механизма следует проводить в обратной последовательности. Сначала установить звездочку на игольчатый подшипник, после чего надеть барабан, шайбу, прокладку и саму муфту. Закрутить против часовой стрелки, легким движением зафиксировать поршень.
Если в бензопиле есть пружина масляного привода, она может быть встроена в ведущую звездочку. В большинстве моделей правильное расположение этого элемента отмечено специальным цветом или надсечкой. Чтобы попасть в нужное положение, звездочку повернуть до характерного щелчка.
Последний этап сборки – установка пильной шины. Во время этого процесса требуется ослабить ручной тормоз, а затем проверить, чтобы зубья цепи попали в соответствующие пазы. После установки монтировать цепь бензопилы до рабочего состояния. В конце убрать стопор, вкрутить свечу зажигания и поставить на место фильтр. Финальный шаг ремонта – закрепление защитной крышки корпуса.
Важно! При снятии звездочки бензопилы, муфты или барабана сцепления рекомендуется брать деталь с собой в магазин. Это позволит подобрать подходящий аналог.
При замене или ремонте бензопилы следует учитывать конструктивные особенности модели. Специфика обслуживания сцепного барабана популярных производителей:
Еще до начала планового ремонта рекомендуется внимательно ознакомиться с инструкцией. В ней указывают важные особенности конструкции пилы, периодичность замены расходных деталей.
Срок эксплуатации сцепления бензопилы можно увеличить плановой профилактикой и качественным обслуживанием инструмента. Полезные советы:
Во время работы следует внимательно следить за звуком и поведением цепи. Если ее начинает заклинивать, появляется вибрация и дребезжание – требуется диагностика.
Замена звездочки в бензопиле – плановая процедура, которая обеспечивает надежную и стабильную эксплуатацию инструмента. При диагностике или ремонты сцепного механизма следует учитывать конструктивные особенности модели, требования производителя. Чтобы избежать частой поломки, рекомендуется использовать только оригинальные детали или качественные аналоги, систематически чистить бензопилу.
Еще один момент с которым пришлось столкнуться при разборке мотора-снятие звездочки ГРМ с коленвала. Шкив к звездочке прикручен через резиновый демпфер 6ю болтиками М6, сама звездочка зажимается большим болтом.
Попытки снять были такие:
-вкрутить 6 болтиков подлинее, упереться в переднюю крышку двигателя и спрессовать звездочку-фейл, крышка алюминиевая, и слегка пострадала, звездочка не пошла.
-прикрутить обратно шкив, за него зацепить двух-трехлапый сьемник и стащить звездочку-не снялась, начал гнуться шкив
-придумывание разнообразных самодельных съемников тоже результата не дало.
После изучения матчасти оказалось что звездочка сидит на конусной втулке, причем при попытке стянуть звездочку конус зажимется еще сильнее. На втулке были замечены несколько ниток резьбы, пошел к токарю, который мне выточил болт (резьба там М27*1,5).
С болтом дело тоже долго не шло, пока мне не подсказали: болт закручивается во втулку до упора, потом через трубу надо ударить по звездочке в сторону блока, а не пытаться вытащить втулку или стянуть звездочку. Таким образом звездочка слезла.
Кстати на моторе HW вся эта конструкция выглядит намного проще-просто звездочка на шпонке, зажимается болтом (слева R2, справа HW).
Детали привода бензопилы – ключевые и высоконагруженные. От них зависит производительность и работоспособность всего агрегата. В ходе работы они изнашиваются — цепь удлиняется, а шина и зубья приводной звездочки снашиваются. Правильный выбор деталей на замену и точная наладка позволят продлить срок службы инструмента и избежать повышенного износа и поломок.
Все бензопилы, невзирая на изготовителя, подразделяют на:
Все они имеют сходную конструкцию основных узлов и высокое качество сборки. Основное различие заключается в устройстве рабочей цепи и в материалах, применяемых для изготовления деталей и узлов.
Пригодность бензопилы к использованию зависит от стиля использования полотна и звездочки. Их обычно два:
В первом случае пилят все подряд, включая гвозди и скобы. Это вызывает повышенный износ и цепи, и шестерни. Приходится часто править и затачивать цепь, тратя на это много времени.
Цепь и звездочку следует менять только вместе. Во время работы ролики полотна прирабатывается к шестерне, несколько растягиваясь по мере износа зубьев. Если старую цепь поставить в пару с новой звездочкой (или наоборот) такого соответствия не будет.
При старте будут возникать удары зубьев о звенья, что приведет к повышенной вибрации и износу всего бензопилы.
Влияет также состояние пары шестерня-полотно и на работу сцепления и подшипника привода. В режиме «Работа» вращается коленчатый вал. В режиме холостого хода, при разъединенном сцеплении, начинает вращаться подшипник. При его недостаточной смазке он подвергается повышенному износу, что вызывает еще большее биение зубьев.
Периодической замене подлежат и полотно, и звездочка. Лучше это делать одновременно
Шаг зубов приводной шестерни — один из основных параметров узла. Он должен совпадать с шагом звеньев цепи и, что не менее важно, с шагом зубов ведомой звездочки, расположенной в конце шины бензопилы.
Ведущие шестерни по особенности конструкции разделяются на:
Специалисты выделяют следующие признаки износа зубов приводной шестерни:
Звездочка бензопилы с такими признаками недолжная эксплуатироваться, ее нужно снять и заменить.
Согласно рекомендациям производителя, до начала работы следует осмотреть инструмент. При этом обязательно проверяется состояние пильной шины, надежно ли она закреплена. Если ослаб винт, регулирующий положение ролика цепи и ее натяжение, или же ослабли гайки, крепящие шину к корпусу — она отклоняется от плоскости цепи. При этом ролики полотна опираются не на середину, а на края зубцов, повышая нагрузку на них и на бензопилу в целом. Повышенный износ приводит к преждевременному выходу из строя.
Звездочки со сменным и стационарным венцом
После подтяжки креплений и регулировок делают пробный пуск. Если свободный ход остается- то звездочку придется снять и заменить.
в зависимости от особенностей конструкции шестерни различается и последовательность операций, необходимых для того, чтобы снять ее.
Чтобы снять цельную шестерню с запрессованным венцом, следует:
Собирают бензопилу в обратном порядке.
Как снять цельную звездочку с бензопилы
Снятие разборной шестерни происходит в той же последовательности, за исключением последней операции. В ее ходе извлекается не вся шестерня, а только ее венец.
После сборки пилы следует проверить регулировки и общую работоспособность. При этом проверяют натяжение полотна.
Для этого отпускают тормоз и оттягивают полотно в направлении рабочего движения. Если люфта нет, значит, цепь перетянута и ее следует ослабить. Если же удается оттянуть так, что виден просвет между звеньями и шиной — натяжение недостаточное и его
Надежнее всего при замене шестерни покупать ремкомплект, предназначенный для вашей модели инструмента. Если такой комплект недоступен, то придется подбирать подходящую замену по таблицам соответствий в магазине или по шагу зубов и ширине. Важно также найти деталь с теми же посадочными параметрами — диаметром отверстия.
Если шестеренка имеет сменный венец, следует тщательно проверить состояние основания. При обнаружении забоин, сколов, глубоких царапин, изменения геометрии или коррозии следует заменить не только венец, но и всю деталь. Совместная работа в одном узле изношенных и новых деталей приведет к сокращению срока службы всего узла. Существенно возрастает риск заклинивания или обрыва цепи.
Кроме того, повысится вибрационная нагрузка на сцепление, трансмиссию и двигатель устройства. Те же факторы возникают при продолжительной эксплуатации одной цепи.
Народные «умельцы» иногда реанимируют растянутое полотно цепь, попросту выбрасывая одно или для звена и заново запрессовывая оси. В этом случае бензопиле требуется замена звездочки.
Не следует также менять диаметр шестеренок (и, соответственно, число зубов). При работе увеличенной или уменьшенной звездочкой в трансмиссии и двигателе возникают усилия, на которые конструкторы устройства не рассчитывали. Это сократит эксплуатационный ресурс инструмента и не повысит его производительность.
Несмотря на наличие в конструкции бензопилы систем безопасности, мгновенно останавливающих движение полотна при его обрыве или разрушении шины и защищающих от разлета оторванных звеньев, до таких ситуаций лучше не доводить. Необходимость замены шестеренки лишь усиливается требованиями безопасности.
Опытные пильщики рекомендуют работать несколькими одинаковыми полотнами, меняя их по мере того, как звенья будут тупиться. Такая методика поможет существенно снизить износ ведущей шестеренки, но, безусловно, не сможет предотвратить его полностью. Рано или поздно ее придется снять и заменить.
Детали привода делаются из особо прочных высоколегированных сплавов в условиях промышленного производства. Кроме того, их подвергают специальным видам обработки для улучшения их прочностных качеств, износостойкости и коррозионной стойкости. В их число могут входить:
Повторить такой технологический процесс в условиях домашней мастерской невозможно. Не сработает также попытка реставрации наплавкой с последующей фрезеровкой под размер. Такая восстановленная шестерня проработает в несколько раз меньше, чем заводская. Стоимость ремкомплект несопоставимо мала по сравнению с потерянными впустую усилиями и временем.
Бензопила в разобранном виде
Замена детали в сервисных мастерских стоит недешево, поэтому наиболее разумным и экономичным остается самостоятельная замена на подходящую шестерню промышленного производства.
Конструкции привода у большинства бензопил, представленных в бытовом и полупрофессиональном сегменте рынка, принципиально схожи. Совпадает и последовательность операций, необходимых, чтобы снять и заменить ведущую шестерню.
Как уже упоминалось, лучшим вариантом будет приобретение штатного для данной модели ремкомплекта.
Преимуществом будет наличие в комплекте и подшипника. Следует также проверить наличие съемника барабана, предназначенного для данной пилы, а также фиксатора для закрепления поршня в определенной позиции.
Если все-таки возникает гениальная идея «улучшения» или модернизации этого узла бензопилы, то лучше посоветоваться со специалистами и просто с опытными людьми.
Опытные мастера рекомендуют следующую последовательность операций при замене звездочки:
Съемный венец следует отвинчивать по часовой стрелке. Если при разборке выяснится, что детали центробежного механизма изношены или сломаны, следует также снять и его и заменить. Если детали и узлы визуально не повреждены, то сборка механизма проводится в обратном порядке.
Как снять звездочку с бензопилы своими руками
Чтобы правильно и точно зафиксировать механизм сцепления на ведущем валу, следует извлечь фиксатор поршня, плавно потянуть за пусковой шнур и отпустить его.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.