Как убрать эхо в помещении

С эхом, или, как его по-научному называют, реверберацией, рано или поздно сталкивается каждый из собственников, затеявших ремонт в помещении. Эхо – это не что иное, как отражение звуковых волн от различных поверхностей. Чем поверхности в помещении тверже и плотнее, тем меньше трение они создают и тем отчетливее волны отражаются от этих плоскостей целиком.

Если же стены шероховатые или в помещении находится большое количество предметов мебели, одежды и пр., звуковые волны будут рассеиваться и эффект эха будет почти не ощущаться. Что советуют специалисты по поводу того, как убрать эхо в комнате?

Перипетии ремонта

Наверняка многие сталкивались с тем, что стоит вынести из комнаты всю мебель, снять ковры, словом, полностью очистить помещение, как в комнате сразу же возникает эхо. Это потому, что звуковым волнам негде рассеиваться, и они, целиком отражаясь от плоскостей пола, стен и потолка, гуляют туда-сюда, пока полностью не сойдут на нет. То же самое происходит и после ремонта, причем в большинстве случаев становится только хуже. Теперь на стенах даже пылинки нет, а потому волны не гасятся продолжительное время. Возникает вопрос: как убрать эхо в комнате после ремонта?

Советы мастеров

В большинстве случаев эхо исчезает сразу после того, как помещение заставляется мебелью и прочей утварью. Особенно способствуют искоренению реверберации ковры и мягкая мебель. Также эхо почти не возникает в помещениях с большим количеством элементов декора. Что советуют специалисты по поводу того, как убрать эхо в квартире после ремонта:

  • Меньше всего предрасположены к эху комнаты с отделкой стен жидкими обоями наподобие шелкографии. Если покрытие стен хотя бы слегка рельефное, это уже будет сокращать реверберацию в разы.
  • Отличным способом снизить уровень отражения звуковых волн является оснащение помещения подвесным потолком. При встрече с волнами его поверхность вибрирует, рассеивая их.
  • Ковры сейчас не в моде, но даже висящий на одной из стен такой элемент декора сведет на нет четверть всех главных звуковых отражений.
  • То же можно сказать и о ковровом покрытии на полу. Паркет – отличный отражатель звуковых волн, а ковровое покрытие – отличный их гаситель.
  • Чем больше элементов мебели в помещении, тем меньше будет эха. Большая часть звуковых волн с первых же мгновений будет теряться в мелких отражениях от поверхностей этой мебели.
  • Чем больше элементов декора будет присутствовать в комнате, тем лучше для вас и хуже для эха. Картины, фотографии на подставках и на стенах, мелкие статуэтки, цветы в горшках – все это в совокупности станет отличным гасителем звуковых волн.

Помещения с высокими потолками

Труднее обстоит дело в помещении с высокими стенами. Такие стены никакими коврами и элементами декора полностью не закроешь. Кто из нас не был на вокзале или в другом помещении с высоким потолком? Все помнят, как преотлично там гуляет эхо. Но если для вокзального диктора это и хорошо, то для собственника дома с просторными и высокими помещениями – не очень. Что советуют специалисты по поводу того, как убрать эхо в квартире с высокими потолками:

  • Отделку стен следует производить только флизелиновыми или виниловыми обоями. Полностью от эха они не спасут, но уменьшат его значительно.
  • В таких помещениях ковровое покрытие обязательно, если вы хотите хотя бы частично избавиться от реверберации.
  • Как было замечено в предыдущем разделе, натяжной потолок – отличный выход. Хотя и подвесной со слегка рельефными и легкими панелями тоже сойдет. Чем меньше плотность материала, тем сильнее он скрадывает звуковые волны. Особенно хорош в этом деле пенопласт.
  • Шторы со стороны окон желательно вешать от самого потолка и до самого пола. И чем они будут плотнее, тем большую часть волн они погасят. А так как убрать эхо в комнате лучше всего получается при помощи шероховатых и неровных материалов, лучшим эффектом будут обладать шторы из бархата.
  • Отличным гасителем волн являются массивные люстры с большим количеством мелких деталей. Ухаживать за такой люстрой нелегко, но как гаситель звуковых волн это замечательная вещь.
  • С остальными волнами помогут справиться обилие мелких элементов декора и ковер на противоположной от окон стене.

Поможет ли краска?

Тех, кто интересуется, как убрать эхо в комнате при помощи краски, вынуждены огорчить. Краска – плохой поглотитель звуковых волн. Наиболее эффективным поглощением обладают матовые разновидности, но если поверхности (к примеру, стены), обработанные ею, будут слишком обширными и не будут иметь на себе прочих элементов декора, общее поглощение/рассеивание звуковых волн будет не слишком значительным. То же самое можно сказать о простых, нерельефных, обоях или декоративной штукатурке. Все они хороши с виду, но как поглотитель реверберации никуда не годятся.

Звукозаписывающая студия

Теперь информация по поводу того, как убрать эхо в комнате для записи звука. Наверняка каждый обращал внимание, что поверхности стен в студиях звукозаписи все сплошь покрыты мелкими отверстиями. Смысл шумопоглощения здесь кроется именно в двойной и полой стене помещения. В то время как основная (дальняя) сторона стены глухая, во второй – лицевой (внутренней) стене, обычно выполненной из листов фанеры или ДВП, проделаны частые мелкие отверстия.

Читайте также:  Какая посуда подходит для микроволновки

Звуковые волны, проходя в отверстия, не могут выйти обратно, и реверберация гуляет не внутри помещения, а между полых его стен. Именно поэтому звук, записываемый через микрофон в студии, отделанной подобным образом, оказывается таким чистым. Плюс ко всему сам материал стен не слишком плотен (фанера или ДВП здесь используются тонкие), что само по себе скрадывает звуковые волны.

Более активное поглощение волн

Тем, кого не устроит такой вариант и кто желает узнать, как убрать эхо в комнате звукозаписи на 100 %, придется оклеить стены помещения специальным рельефным поролоном. Поролон имеет пористую поверхность, и звукопоглощение будет происходить на высочайшем уровне.

Желающим на время обезопасить участок помещения от реверберации можно посоветовать создание ограждения из материала. Расставленные по периметру стойки с натянутым поверх них материалом (желательно бархатным или толстым фланелевым) будут служить отличным поглотителем эха.

Заключение

Напоследок хотелось бы сказать пару слов об окнах. Открытые окна – отличный способ избавиться от эха. Если их площадь сравнительно большая, львиная доля прямых и отраженных звуковых волн будет уходить в них безвозвратно. Но тут придется столкнуться с тем, что весь уличный шум будет, наоборот, врываться в помещение. Придется выбирать, что для вас лучше: слушать отражение собственного голоса или шум из окна. Надеемся, что наша статья о том, как убрать эхо в комнате, была для вас полезна. Всего вам доброго!

Содержание статьи

  • Как избавиться от эха в комнате
  • Чем и как звукоизолировать комнату в квартире
  • Надоел шум от соседей? Выход – шумоизоляция в квартире

Стены и полы

Первое, на что вам необходимо обратить внимание – это покрытие стен и полов комнаты. Если они лишены какой-либо отделки, раскатистое эхо почти неизбежно. Чтобы избавиться от эха, вы можете использовать мягкие ковры. Они смягчают поверхность и поглощают звуки. Чтобы эффект от ковров был максимальным, старайтесь выбирать модели с длинным ворсом. Наиболее предпочтительным вариантом будет покрытие полов целиком. Однако если такой способ покажется вам слишком дорогим, вы можете ограничиться небольшими ковриками.

Не покрытые стены также являются причинами возникновения эха. Используйте для их покрытия мягкие обои или тканевые покрытия. Старайтесь не вешать на стены большие картины, они создают жесткие поверхности, которые могут вызвать проблемы. Если вы используете подвесную электронику, например, телевизор, установленный на кронштейне, установите под нее толстые и мягкие панели, например, из бархата. Такие панели будут поглощать звуки и не допустят появления эха.

Еще одной причиной наличия эха в комнате могут быть крупные окна. Постарайтесь сделать так, чтобы стекла ваших окон были чем-нибудь прикрыты. Используйте для этого, например, бархатные шторы, прикрывающие все окно и висящие до пола. Вы также можете воспользоваться декоративными элементами из ткани, например лабрекеном или люверсом.

Мебель и аксессуары

Хорошим способом избавления комнаты от эха является использование высоких книжных шкафов, заполненных различными аксессуарами. Это помогает рассеять звук и не допускать его отражения. Постарайтесь заполнить такой шкаф книгами, они помогут значительно сократить вероятность возникновения эха.

Большое количество мягкой мебели также помогает справиться с этой проблемой. Постарайтесь обставить комнату диванами и креслами из мягкой ткани, используйте также стулья с мягкими тканевыми спинками, крупные напольные подушки и различные аксессуары (например, мягкие игрушки). Старайтесь избегать мягкой мебели, изготовленной из кожи, а также наличия на ней деревянных или виниловых покрытий. Эти материалы поглощают звук хуже, чем ткань.

Телефоны берет звукоинженер, а не менеджер. Звоните

  1. Галереи
  2. Звук в помещении улучшение звучания и порхающее эхо – Часть 2

Препарирование спектра частот музыкального сигнала и паразитные звуковые явления в комнатах прослушивания

Высокие частоты

Любой звук, будь то голос, аудио трек фильма или музыка находится в частотном диапазоне от 16 Гц и до 20 кГц. У людей старшего поколения (40-60 лет) чувствительность слуха на высоких частотах ослаблена, и они перестают слышать звуки частотой выше 14-16 кГц. Рекламные трюки о расширении частотного диапазона колонок и усилителей до 40-100 кГц относятся (ИМХО) больше к магии цифр, чем к реально значимому для качества звучания параметру.

Расширение частотного диапазона девайсов (цифры в технических характеристиках и их рекламные восхваления) сродни по воздействию на покупателей, с лошадиными силами автомобилями и временем набора скорости до 100 км.ч. Эти параметр – красивые и подталкивающие потенциальных клиентов к покупке нового автомобиля. Хотя в реальности, автомобиль с мотором не 300, а 340 лошадиных сил, стоящий в полтора раза дороже базового варианта, на наших дорогах и в практической жизни особого смысла не имеет.

С высокими частотами в 40-100 кГц та-же картина, что бы Вам рекламные статьи об этом не рассказывали. «Складно было на бумаги, да забыли про овраги» пословица, вполне соответствующая нужности расширения диапазона частот источников, усилителей и колонок. К реальному звуку и его воздействию на слух расширенный диапазон частот имеет весьма отдаленное отношение. Есть «музыкальные» прекрасно звучащие колонки и усилители с формальным диапазоном воспроизводимых частот от 40 Гц до 16 кГц и есть ужасно звучащие и супердорогие экземпляры с заявленными границами: 16 Гц – 50 кГц.

Аналогичная история воздействия «магии цифр» на решение о покупке встречается в описаниях ЦАП-ов с их частотой выборки 96 и 192 кГц и разрешением 24 бит и более. ЦАП это не компьютер с его высокой скоростью процессора и объемом памяти, жизненно необходимыми для удобства в работе. ЦАП это комбинированное устройство, превращающее цифровой сигнал в аналоговый и в нем качество полученного сигнала от битрейта и разрешения НЕ зависит.

Читайте также:  Как соединить два котла электрический и твердотопливный

Высокие частоты делятся на два участка: ВВЧ (верхние высокие частоты 16 -18 кГц), и НВЧ (нижние высокие частоты 7 – 9 кГц). ВВЧ обычно слышны как «сип», в отличие от «шипения» НВЧ.

Если в музыке есть избыток высоких частот, он проявляется в навязчивых и резких звуках хета и тарелок, раздражающем звуке щеточек тон-барабана, металлическом призвуке скрипки и т.д. Повышенный уровень реверберации в помещении, где играет оркестр или джаз-банд, приводит к тому, что слушать музыкантов становится почти невозможно. Вместо ясного прозрачного звучания тарелок на ВЧ слышится шипение, звуки «Ц» и «С» выпячиваются до невозможности и становятся для ушей очень «противными» и не естественными.

Недостаток высоких частот, тоже – неприятное явление. Без достаточного уровня высоких, звук теряет глубину пространства, а в ушах появляется ощущение «ваты». Недостаток высоких частот, или как о нем говорят «воздуха» придает музыке искусственный «синтетический» оттенок. Концертные записи лишаются объема зала, джазовые композиции теряют интимность и «ламповую» теплоту, вокальные партии холодеют и звучат глухо.

Средние частоты

Для качества звучания музыки и речи средние частоты имеют наиважнейшее значение. По аналогии с делением высоких частот на ВВЧ и НВЧ они подразделяются на участки: нижние – средние НСЧ, средне – средние ССЧ, высоко – средние ВСЧ, и имеют границы 200 – 8000 Гц.

На средних частотах сосредоточена основная имеющаяся в музыке и речи, и чрезвычайно важная для качества звучания информация. Большинство натуральных и электронных музыкальных инструментов имеют основной спектр и плотность именно на средних частотах. Здесь сосредоточено основное тональное звучание голоса солистов, звуков живой природы и натуральных музыкальных инструментов.

Чувствительность человеческого слуха максимальная как раз на средних частотах, и как итог – к качеству передачи звука каналом средних частот предъявляют максимально жесткие требования. У канала средних частот артикуляция речи и ее разборчивость должны быть такими, чтобы на минимальной громкости можно было отчетливо различать и без напряжения понимать шепот.

С одной стороны, атака звука (скорость нарастания), в области средних частот не должна быть черезмерно медленной. При быстром повторе звуки не должны «наезжать» друг на друга, конец первого звука не должен сливаться с началом следующего. С другой стороны, она не должна быть слишком быстрой, что так щедро рекламируется в характеристиках усилителей и описано как «скорость нарастания фронта сигнала». Если скорость нарастания, а значит и атака мгновенна и имеет идеальную форму «ступеньки» звучание становится излишне агрессивным и резким. Средние частоты теряют объемность, пространство и «ламповую» теплоту, так ценимые любителями качественного звучания. Атака на средних частотах должна быть средней и максимально комфортной для ушей, ее оптимум находится между двумя крайностями.

Среднечастотный диапазон является самым сложным для изучения и воспроизведения усилителями и колонками и максимально значимым для достоверной передачи музыки и речи. Границы среднечастотного диапазона отличаются друг от друга в сорок раз, в отличие от границы ВЧ диапазона с ее изменением в 2-3 раза (с 8 до 16-20 кгц) и НЧ диапазона с изменением в 10 раз (с 20 до 200 Гц). ВЧ и НЧ диапазоны поддаются улучшению намного проще чем СЧ.

Низкие частоты

С диапазоном низких частот (20 – 200 гц) работать конечно тяжелее, чем с ВЧ, но все же неизмеримо легче, чем со средними частотами.

Своей любовью к музыке люди обязаны в первую очередь басу и ритму, в который этот бас «заворачивается». Бас, воспроизводимый усилителями и колонками, обычно имеет явно выраженный ритмичный рисунок, а ритм психологически связан с ударами сердца, дыханием и «сексизмом».

Популярная музыка, попса и рок получили столь широкое признание в большой степени благодаря ритмичному рисунку, который находится в некотором родстве с естественными ритмами живого организма. Уши и тело воспринимают ритм барабанов и бас гитар, как некое подобие «живого» звука и «считают» его своим.

В современной музыке ритм и бас преобладают над другими частотами спектра и являются по сути – ведущими (в старой попсе и роке недостаток баса ощущается почти всегда, раньше басом не заморачивались). Старые записи «улучшают» стандартным и почти одинаковым способом, в них заново прописывают басовые партии. После добавление обновленных басовых партий, восприятие высококлассных с точки зрения вокала (средних частот) произведений – изменяется кардинально.

Бас обладает уникальной способностью заполнять собою все окружающее пространство. Он практически не локализуется и кроме воздействия на барабанные перепонки ощущается всем телом, как инфра-низкие вибрации.

Музыка находится в «бульоне» основного низкочастотного «фона», что придает, например, рок-музыке некое магическое воздействие. Низкие частоты распространяются совсем не так, как средние и высокие, у них другая природа. НЧ не замечают небольших препятствий на своем пути и одинаково хорошо слышны как прямо перед колонками, так и если между ними и слушателем установлен, например – диван. Зато низкие частоты очень чувствительны к геометрическим размерам помещения, соотношения его длины, ширины и высоты и расположению низкочастотных динамиков относительно стен.

Длина волны на низких частотах соразмерна с физическими параметрами помещений. В результате стены помещения, пол и потолок в определенных зонах начинают усиливать бас, а в других – ослаблять, и по-разному, на разных частотах. Низкочастотные волны накладываются на отражения от стен и потолков. На низких частотах возникает интерференция, зависящая от взаимного положения низкочастотных динамиков, потолков и стен.

Читайте также:  Код который открывает все домофоны

Получить равномерное звуковое поле в строго прямоугольном или квадратном помещении на низких частотах, оказывается чрезвычайно сложной задачей.

Порхающее эхо

Есть такое очень неприятное явление, особенно заметное в пустых или полупустых помещениях большой кубатуры. Максимально оно выражено в складах, ангарах и больших (двухсветных) гостиных частных домов. Явление называется «порхающее эхо».

Если хлопнуть в ладоши в большом помещении с высоким потолком и жесткими поверхностями, вы услышите затухающую реверберацию-флаттер или «порхающее эхо». Оно будет тем заметнее, чем больше линейные размеры помещения и чем жестче в нем полы, стены и потолки. По аналогии с хлопком в ладоши, любой резкий и отрывистый звук (падение предмета, щелчок, возглас) приобретает короткий, но заметный «дрожащий» хвост с оттенком металла.

Эффект «порхающее эхо» представляет собой набор плотно упакованных волн со спадающей амплитудой и одной частотой, зависящей от расстояния между параллельными поверхностями противоположных стен, или пола и потолка. Чем помещение больше, тем частота порхающего эха ниже. Порхающее эхо мечется между твердыми параллельными поверхностями и считается паразитным «акустическим фантомом», мешающим основному сигналу.

Название эффекта «флаттер» или «порхающее эхо» довольно условно, но отражает ощущение его воздействия на слух. В самолетах «флаттер» означает вибрацию несущих плоскостей на одной частоте, грозящую разрушением воздушного судна.

Для возникновения эффекта «порхающее эхо» в помещении должна быть хотя бы пара параллельных стен с приличным расстоянием между ними. Флаттеру в наибольшей степени подвержены гостиные с высокими потолками, спортзалы и крытые бассейны. В санузлах флаттер почти не заметен именно благодаря малому расстоянию между стенами. Хотя для его возникновения там есть условие в виде жестких, покрытых керамической плиткой поверхностей.

Материал стен, полов и потолков так же вносит свою лепту в возникновение паразитного «порхающего эха». Чем они жестче, тем флаттер заметнее и медленнее затухает. Худший вариант – жесткий бетонный потолок, мрамор или венецианская штукатурка на стенах и керамическая плитка или натуральный камень на полу.

Вопросы уменьшения паразитного эффекта «порхающее эхо» будут рассмотрены в следующей статье.

Резонансы

Отдельная обширная тема, возникающие при работе акустических систем – резонансы и методы их устранения. Резонанс, это когда небольшое воздействие вызывает непропорционально больший ответ. Резонансы в комнатах бывают первичными и вторичными. Первичные, связаны с геометрическими размерами помещения и появляются на 3-х разных частотах и их высших гармониках. Их частоты зависят от расстояния между параллельными стенами. Так как в комнате прямоугольной формы (коих большинство) три пары параллельных поверхностей (пол + потолок, длинная стена 1 + длинная стена 2, короткая стена 1 + короткая стена 2).

Как следствие, на 3-х частотах возникают резонансы, обогащаемых резонансами, кратными основным частотам. Получаем вот такой букет низкочастотных резонансов, возникающих в комнате прямоугольной формы.

Резонансы в акустике приносят как благо, так и проблемы. Пример применение резонансов во благо можно видеть в натуральных музыкальных инструментах. Скрипки, виолончели, контрабасы и т.д. построены по принципу резонансного извлечения и усиления звука. В стены церквей вмуровывались пустые керамические кувшины «голосники», которые усиливали отдельные частоты человеческого голоса и придавали масштаб хоровому пению. Господин Гельмгольц провел первые исследования этого явления, в результате которого появились «резонаторы гельмгольца» широко применяемые для коррекции акустики помещений.

Вторичные резонансы возникают у не очень хорошо закрепленных предметов плоской формы. Часто встречающийся «противный» резонанс можно наблюдать в комнате с работающими колонками от потолка «Армстронг». При приличной громкости отдельные плитки потолка «Армсторнг» и установленные в них светильники начинают неистово «звенеть». Та же история возникает в помещениях с гипсокартонными потолками и стенами. Они начинают заметно «подзванивать» и «подгуживать» на отдельных частотах. Устранить резонансы «Армстронга» достаточно просто, чего не скажешь про гипсокартонные стены и потолки.

К сожалению собственные резонансы помещения и гипсокартона обнаруживаются уже потом, после финишной отделки помещений и заселения. Сделать с ними, как правило, уже ничего невозможно, и владельцы вынуждены мириться с этим явлением. И это при том, что резонансы помещения – одни из наиболее «мешающих» качественному звучанию музыки явлений.

Варианты уменьшения резонансов помещения после окончания строительства и во время него рассмотрены в отдельной статье.

Отражения

Отражения звука от стен, потолка и пола складываются с прямым звуком от колонок и «размазывают» звуковую картинку. Они несколько увеличивают «объем» и делают звук более масштабным, но реально являются паразитными и ничего хорошего качеству звучания не добавляют. Для устранения вторичных отражений, стены студий звукозаписи отделываются поглощающими звук материалами, а колонки встраиваются в фронтальную стену «заподлицо». Лучше всего акустика звучит на улице, в свободном пространстве без стен и потолков, но достичь подобного эффекта в реальных комнатах очень сложно. Но ничего не возможного нет. Методы уменьшения влияния или перевода отражений в комнате прослушивания из стана «врагов» в стан «друзей» описаны в отдельной статье.

Комментарии запрещены.

Присоединяйся