Содержание
На изготовление снегохода подвигла старенькая бензопила «Урал», которая уже давно лежала без дела в гараже по причине полного износа шины и цепи. Однако сам двигатель был в порядке—его я отремонтировал еще до «закладки» на хранение.
В исправности находился и редуктор. Вот оба этих механизма и решил использовать в снегоходе. В мыслях созрела и конструкция, а точнее—компоновка силового агрегата, и схема трансмиссии. По возможности подбирал и запасал другие детали и узлы: так, лыжи решил приспособить от детского снегоката, гусеницу—от старого снегохода «Буран».
Опираясь на размеры основных узлов и агрегатов, начал проектировать задуманную зимнюю машину. Хотя слово «проектировать»—это, наверное, в данном случае слишком громко сказано. Скорее это был процесс прикидки взаимного расположения механизмов, так как никаких чертежей и эскизов не выполнял.
Те же, что приведены в материале, сделал уже по готовой конструкции, чтобы представить снегоход читателям журнала, так как фотографии общего вида не дают полного представления о машине. Рассказ о конструкции снегохода начну с рамы.
Ее основу, как, впрочем, и гусеничного блока, составляют два сварных лонжерона. Средняя часть каждого из них выполнена из стального уголка 50×36 мм, а передняя и задняя части — из стальных пластин толщиной 2 мм с отогнутыми на 90° краями (для жесткости).
В каждой из этих пластин выполнены сквозные пазы-отверстия: в передней — под приводной вал гусеницы, а в задней—под ось направляющих (и одновременно натяжных) зубчатых колес гусеницы. При этом натяжные устройства смонтированы на обоих концах лонжеронов.
Переднее устройство служит для натяжения 2-й ступени цепной передачи и при этом обеспечивает еще и регулировку натяжения гусеницы в более широких пределах, чем если бы только один задний. Снизу к лонжеронам приварены через равные промежутки кронштейны—в их открытые с нижней стороны пазы вставляются оси опорных катков.
Сами катки располагаются на пяти осях (по три или четыре штуки), причем по краям—на каждой, а по середине—в шахматном порядке. Раз уж речь зашла об опорных катках, то здесь же отмечу, что всего их 18 штук и позаимствованы они от списанного картофельного сортировочного агрегата. Выполнены катки из капрона и еще «обуты» в резиновые шины.
Оси катков тоже взяты от сельскохозяйственного агрегата—только от другого— картофелекопалки. Концы осей пришлось отпустить, для того, чтобы их можно было проточить и нарезать здесь резьбу М10. Между катками на осях надеты дистанционные втулки из дюралюминиевой трубы подходящего диаметра.
Сами оси в кронштейнах закрепляются с каждой стороны гайкой и контргайкой. К этому можно добавить, что каждая ось дополнительно служит поперечиной рамы, удерживая лонжероны на определенном расстоянии друг от друга — ведь других фиксирующих элементов в средней и задней частях лонжеронов нет.
К каждому лонжерону приварены по три стойки из стального уголка 30×30 мм, соединенные такими же поперечинами. Две стойки и поперечина между ними образуют небольшой портал. Между передним и средним порталом с правой стороны сделана площадка из стального 2-мм листа — на ней впоследствии монтируются редуктор бензопилы и промежуточный вал цепной передачи.
Между средним и задним порталом устроен довольно большой ящик, крышка которого служит сиденьем, но о них расскажу позже. Передние концы лонжеронов приварены к поперечной балке (траверсе) переднего моста (правда, мост один, поскольку заднего попросту нет). Балка выполнена из стальной водопроводной трубы наружным диаметром 32 мм.
К ее концам приварены втулки рулевых лыж, а посередине—стойка, служащая моторным подрамником. И втулка, и стойки сделаны из такой же трубы, что и сама балка. Места соединений втулок и стойки с балкой усилены приваренными косынками из стального 2-мм листа. Как уже стало понятно из сказанного выше, движитель снегохода — гусеничный.
Гусеница, как было отмечено ранее, использована от старенького «Бурана», но укорочена на полметра и сшита отрезком транспортерной ленты. Зубчатые колеса гусеницы, как приводные, так и натяжные, изготовлены из капронового листа толщиной 15 мм. Выкроены они по «образцу и подобию» зубчатых колес от снегохода «Буран», одно из которых и было использовано в качестве шаблона.
Приводной вал гусеницы—трубчатый (наружный его диаметр 28 мм). На него надеты и приварены круглые фланцы с отверстиями — к ним и крепятся гусеничные приводные зубчатые колеса. По концам вала, в выходные отверстия трубы впрессованы и прихвачены сваркой полнотелые наконечники-цапфы, проточенные под подшипники 80204.
При этом правый наконечник немного длиннее левого. На удлинении выполнена шпоночная канавка для посадки здесь ведомой звездочки 2-й ступени цепной передачи (она же—приводная звездочка ведущего вала гусеницы). Закрепляется звездочка гайкой М14—для этого на самом конце наконечника проточена торцевая бобышка, на которой выполнена соответствующая резьба.
Натяжной вал гусеницы точно такой же, как и приводной, только оба его наконечника одинаковые (как левый приводного вала—без шпоночного паза и резьбы). Однако валом я его называю только за сходство с приводным, а по функции—это ось, поскольку через данный элемент не передается никакого крутящего момента.
Силовой агрегат—бензиновый мотор от пилы «Урал» вместе со своей рамой смонтирован на подмоторной стойке (на ней же вверху навешан и бензобак), приваренной к поперечной балке. Редуктор бензопилы развернут на 180° и закреплен на площадке, на которой установлен еще «ходоуменьшитель» (так у нас в кругу местных самодельщиков называют промежуточный вал) двухступенчатой цепной передачи, из которой, собственно, и состоит вся трансмиссия.
Ведомая звездочка 1-й ступени передачи (большая промежуточного вала) имеет 38 зубьев, а ведущая звездочка 2-й ступени (малая промежуточного вала)—10 зубьев. Цепи обеих ступеней одинаковые—такие же, как у мотоциклов «Минск» или «Восход» — с шагом 15,875 мм.
Рулевое управление состоит из опорно-рулевых лыж, рычаги которых соединены жесткими тягами с сошкой рулевого вала, то есть как на автомобиле. Сам же руль—мотоциклетного типа, двухрычажный. На нем близ правой рукоятки смонтирован и рычажок управления газом — манетка.
Тормозов у снегохода нет—останавливается он быстро и сам—за счет трения в трансмиссии и ходовой части. Мощность мотора небольшая (5 л.с), но тем не менее снегоход развивает скорость до 30 км/ч по накатанному снегу, да еще буксирует за собой лыжника или сани с грузом массой 70—80 кг.
При этом масса самого снегохода немногим больше 40 кг—поэтому его лучше назвать мотонартами — что будет точнее. Расход топлива при этом не превышает 1 л на 6 км, хотя обычно его хватает на 8 км. Немало груза умещается в ящике под сиденьем: там обычно находятся 5-литровая канистра с запасом бензина (объем штатного бака—2 л), комплект инструмента, топор и другое снаряжение.
При поездке в лес, на заготовку дров или лесоматериалов в багажнике везу пильную шину и редуктор—сам бензиномотор снимаю со снегохода и устанавливаю на пилу. Стенки ящика под сиденьем изготовлены из досок-двадцаток, а дно—из четырехслойной фанеры. Крышка ящика служит сиденьем. Она изготовлена из 6-мм фанеры, на которую наложено несколько слоев поролона, накрытых кожзаменителем.
К стенкам ящика крышка крепится на двух карточных петлях и фиксируется (запирается) оконным шпингалетом. Крышка-сиденье откидывается назад, а задняя дуга при этом служит ограничителем.
Двигатель неприхотлив и заводится довольно легко даже в 30-градусный мороз, а потому машина получилась по-настоящему зимняя. Хотя ездить на ней в такую стужу рискованно: легко и обморозиться—ведь мотонарты-то открытые.
(Автор: А.СТАРЦЕВ, п/о Монастырская Пашня, Архангельская обл).
Легкий снегоход из бензопилы «Урал»: 1 —руль; 2 — топливный бак (от бензопилы «Дружба»); 3—силовой агрегат (от бензопилы «Урал»); 4—втулка стойки рулевой лыжи (труба 030, 2 шт.); 5—рулевая лыжа (2 шт.); 6—приводное зубчатое колесо гусеницы (капрон, лист s1 5, 2 шт.); 7—гусеница (от снегохода «Буран», укороченная); 8—рама; 9—опорный каток (от картофельной сортировки, 18 шт.); 10—подкос спинки-ограничителя (труба 1/2); 11—натяжное устройство гусеницы (2 шт.); 12 — натяжное зубчатое колесо гусеницы (капрон, лист sl5, 2 шт.); 13—подшипник № 80204 в корпусе (4 шт.); 14—короб-багажник (дно—фанера s4, борта—доска s20); 15—сиденье (крышка—фанера s4, поролон, кожзаменитель); 16 — 1-я ступень цепной передачи; 17 — 2-я ступень цепной передачи; 18—спинка-ограничитель сиденья (труба 1/2") 19—ведомая звездочка 1-й цепной передачи (большая звездочка ходоуменьшителя—промежуточного вала), z = 38; 20—ведущая звездочка 2-й ступени цепной передачи (малая звездочка ходоуменьшителя), z = 10; 21 —ведомая звездочка 2-й ступени цепной передачи (приводная звездочка ведущего вала гусеницы), z = 18; 22—ведущая звездочка 1-й ступени цепной передачи (звездочка выходного вала редуктора), z = 12; 23 —рычаг поворотного кулака; 24—рулевая тяга (2 шт.); 25—рулевой вал с сошкой; 26—балка переднего моста (труба 030); 27—приводной вал гусеницы; 28 — натяжная ось гусеницы
Рама снегохода с гусеничным блоком: 1 — – задняя часть лонжерона (стальной лист s2, с отбортовками, 2 шт.); 2 — натяжное устройство (4 шт.); 3 — задний портал (уголок 30×30); 4—средняя часть лонжерона (уголок 50×63, 2 шт.); 5—кронштейн-вилка установки оси опорных катков (стальной лист s2, 10 шт.); 6 — средний портал (уголок 30×30): 7—площадка для крепления редуктора силового агрегата и промежуточного вала-ходоуменьшителя (стальной лист s2); 8 — косынки (стальной лист s2,4 шт.); 9— передний портал (уголок 30×30); 10—передняя составная часть лонжерона (стальной лист s2 с отбортовками); 11 — ось натяжных зубчатых колес; 12—-натяжное зубчатое колесо гусеницы (2 шт.); 13—ось опорных катков (сталь, круг 10, 5 шт.); 14—крепление оси (гайка М10 и пружинная шайба, 20 компл.); 15—дистанционная втулка (дюралюминиевая труба); 16 — каток (18 шт.); 17—подшипниковый узел (4 шт.); 18—приводное зубчатое колесо гусеницы (2 шт.); 19–приводной вал гусеницы; 20 — приводная звездочка ведущего вала (ведомая звездочка 2-й ступени цепной передачи), z = 18; 21 —втулка поворотного кулака рулевой лыжи (труба диаметром 30, 2 шт.); 22 — балка переднего моста (труба диаметром 30); 23 — косынки (4 шт.); 24 — подмоторная стойка (труба диаметром 30); 25 —бандаж катка (резиновое кольцо, 18 шт.)
Рулевая лыжа: 1 —полоз (капрон, лист s20, от детского снегоката); 2—пружина (нормально растянутая, от заднего амортизатора мопеда); 3—опорный подпятник пружины; 4 — подрез (дюралюминиевый уголок 20×20); 5 – – крышка пружины (уголок 35×35); 6— крепление пружины к крышке (болт М8 с шайбой); 7 — опорный рычаг (труба 30×30); 8 — проушина крепления стойки-вилки к рычагу лыжи (сталь, лист s2); 9— проушина крепления опорного рычага к лыже (сталь, лист s2); 10 —оси (болт М8, 2 шт.); 11—стойка поворотного кулака (велосипедная рулевая стойка с коронкой и частью вилки); 12—рулевая сошка (сталь, лист s4); 13— крепление рулевой сошки (тика М16); 14 — крепление подпятника пружины и проушины рычага к лыже (болт М5 с потайной головкой, 7 шт.); 15 —втулка рычага (стальная труба диаметром 30); 16— подшипник скольжения (капроновая втулка, 2 шт.); 17 — втулка стойки (стальная труба диаметром 30) На виде сверху детали 11, 12, 13 поворотного кулака условно не показаны
Приводной вал гусеницы (натяжной вал такой же, только поз.4 заменена на поз.1): 1—левый (по ходу) наконечник (сталь, круг 22); 2 — вал (сталь, труба 028×2); 3 — фланец крепления зубчатого колеса к валу (стальной лист s4, 2 шт.); 4—правый (по ходу) наконечник вала (сталь, круг 29); 5—зубчатое колесо привода гусеницы (2 шт.); 6—лонжерон рамы (2 шт.); 7 — крышка корпуса подшипника (сталь, 2 шт.); 8 — подшипник 80204 (2 шт.); 9— корпус подшипника (сталь, 2 шт); 10 — приводная звездочка вала; 11 —крепление звездочки на валу (гайка М12 с уширенной и пружинной шайбами; 12—шпонка (сталь 20); 13—уплотнение (фетр, 2 шт.); 14—крепление зубчатого колеса к фланцу вала (болт М8 с уширенной и пружинной шайбой, 8 компл.); 15—крепление корпуса подшипника к лонжерону (болт М6 с пружинной шайбой, 4 компл.)
Промежуточный вал в подшипниковой опоре: 1 — корпус подшипников; 2 — вал; 3 —подшипник 80204 (2 шт.); 4—сальник; 5 — большая звездочка z = 38; 6 — гайка М20 крепления большой звездочки с пружинной шайбой; 7 — сегментная шпонка; 8 — основание корпуса; 9—резьбовая крышка М60; 10—распорная втулка (2 шт.); 11 —малая звездочка z = 10; 12—гайка М14 крепления малой звездочки с пружинной шайбой
Снегоход «Буран» подарил море незабываемых ощущений не одному поколению снегоходчиков. Сложно найти увлекающегося снегоходной техникой человека, который никогда не слышал об этом снегоходе. К сожалению, техника уже устаревшая и кто владеет нею, знает, что она требует постоянного ухода. Те или иные узлы и детали выходят из строя, в том числе и гусеница.
К счастью, на сегодняшний момент в продаже есть много моделей гусениц, которые по своим размерам подходят к снегоходу «Буран». Перечислим существующие варианты гусениц:
Обратно же, стоимость может быть совершенно разная. Действительно хорошая гусеница, которая будет служить уж несколько сезонов, точно обойдется снегоходчику не дешево. Например, за «Буран МД Полюс» придется отдать около 9 тыс. рублей. «Буран МД» будет стоить примерно 10 тыс. рублей. Гусеница «Буран» и «Буран мини» будет стоить 7-8,5 тыс. рублей.
Любая техника требует ухода. На снегоходе внимание нужно уделять не только силовому агрегату, но и гусенице. Ведь от её слаженной работы зависит многое, а именно сцепление с поверхностью. В противном случае, во время плохого сцепления снегоход будет плохо трогаться с места, постоянно застревать даже в неглубоком снеге. Значит, охотник/рыболов или просто любитель активного отдыха получит мало удовольствия от езды на своем боевом «товарище». Особенно чревато загрузнуть в снегу где-то посреди глухого поля, где помощи не дождешься. Поэтому, за гусеницей смотреть очень важно. К мерам ухода за гусянкой можно отнести постоянный её осмотр после каждой поездки, чтобы во время выявить и устранить её повреждения, износ зацепов. Также нужно стараться объезжать стороной различные пеньки, корни и камни, наезды на которые приводит к разрыву гусеницы в считанные секунды.
Учитывая цены на гусеницы, уход за нею является неотъемлемой частью эксплуатации снегохода. Поэтому не стоит относиться халатно к этому вопросу, если денежных средств на покупку новой гусеницы и во все нет.
Видео
Устройство снегоходной гусеницы достаточно просто: она состоит из закольцованной синтетической кордовой ленты, вокруг которой навулканизирован резиновый слой с отформованными грунтозацепами и отверстиями под приводные звезды. Отверстия усиливаются обжатыми по их краям металлическими пластинами. Ряд моделей гусениц ошипован аналогично автомобильной шипованной резине.
В процессе эксплуатации гусеница снегохода подвергается значительным нагрузкам, что усугубляется низкими температурами. На морозе характеристики резины значительно меняются: возрастает ее твердость и теряется упругость, в связи с чем деформации при перегибах гусеницы значительно увеличивают риск механического повреждения: растрескивания и отслаивания резинового слоя от корда, обрыву фрагментов грунтозацепов. Быстро сократить срок службы гусеницы могут повреждения об скрытые под снегом предметы, способные прорезать или надорвать ее, а также работа с сухим трением ? например, даже кратковременные выезды на поверхности, не покрытые снегом. В такие моменты сильно изнашивается как сама гусеница, так и склизы подвески.
Замена гусеницы требуется в следующих случаях:
Последние требования наиболее актуальны для мощных спортивных снегоходов, при езде на которых нагрузка на гусеницу значительно больше, чем при обычной эксплуатации утилитарной техники. Характеристики этих аппаратов ощутимо различаются: требования к качеству гусеницы у 123-сильного Arctic Cat ZR 6000 El Tigre гораздо больше, чем у ?Тайги? с мотором мощностью 50 л.с.
Нужно отметить, что в ряде случаев гусеницу снегохода можно удачно отремонтировать. Это проверено опытом владельцев отечественных ?Буранов? и ?Рысей?, несмотря на то, что гусеницы на эти снегоходы стоят в 6?10 раз дешевле, чем на современную импортную технику и их замена не так ощутима для кармана.
Ремонт гусеницы производится по методике, знакомой любому шиномонтажнику: наклеиванием резинокордовой заплаты на поврежденное место, обработанное специальным составом ? праймером, с последующей вулканизацией, то есть, прогревом под давлением. Для этого удобнее всего применять специальное устройство ? вулканизатор, но можно обойтись и подручными средствами. Таким способом удается чинить как отслаивание резины от корда, так и надрывы (путем наложения заплат с двух сторон).
Для ремонта небольших повреждений обычно применяются автомобильные кордовые заплаты, для более крупных работ используют отрезки транспортерной ленты и прочные специализированные клеи, например, двухкомпонентный TIP TOP Cement SC 2000. Таким образом можно даже склеить укороченную путем вырезания фрагмента гусеницу, к чему поневоле приходится прибегать владельцам ?Икаров?, найти новую гусеницу на которые практически невозможно. Иногда наклеенный слой страхуют несколькими заклепками с широкими металлическими шайбами.
Стоит проверить и надежность фиксации металлических пластин-усилителей, при необходимости ? дополнительно обжать их во избежание потери при езде.
Иногда, если основной причиной замены гусеницы стал сильный износ грунтозацепов, ее ошиповывают для дальнейшего применения на твердом насте и льду (например, при езде по замерзшим водохранилищам). Ряд моделей гусениц выпускается с уже готовыми посадочными местами под специальные шипы ? например, Camoplast RipSaw. Для кустарной же ошиповки обычно используются саморезы.
При принятии решения о замене гусеницы своими силами следует трезво оценить сочетание своих возможностей с конструктивными особенностями снегохода, так как перечень работ может несколько отличаться. Типичный порядок выполняемых работ при замене гусеницы на примере снегохода Arctic Cat 580Z выглядит так:
Только после этого можно выдвинуть внутрь ведущий вал привода гусеницы и снять ее, а затем, заведя новую гусеницу на место, собрать все в обратном порядке. Важно помнить, что перед установкой внутренняя поверхность гусеницы должна быть смочена водой ? она выполняет роль смазки для склизов.
Натяжение новой гусеницы следует производить после того, как двигатель некоторое время прокрутит ее на вывешенном снегоходе.
Список необходимых операций может увеличить наличие на приводном валу дискового тормоза, а также неудачная компоновка других узлов. Так, на Ski-Doo TNT придется демонтировать не только механизм тормоза, но и аккумулятор с глушителем. Подобная работа уже способна оказаться затруднительной для многих владельцев снегоходов, так что принятие решения о передаче аппарата в мастерскую будет весьма разумным. Для большинства же аппаратов высшей ценовой категории, стоимость гусениц на которые измеряется десятками тысяч рублей, ответ будет очевидным, ведь цена работы мастера составит незначительную часть затрат. Самостоятельная замена в таких случаях скорее прихоть, чем необходимость.
Замену гусеницы удобно сочетать с общим профилактическим осмотром подвески: проконтролировать состояние катков и/или склизов. Поскольку замена гусеницы в основном производится в конце осени во время предсезонной подготовки, одновременно с этим меняются склизы, моторное масло, а необходимость разборки вариатора и редуктора позволяет оценить и вовремя заменить при необходимости ремень вариатора, устройство натяжения цепи редуктора или подшипники приводного вала.
Хранение снегохода в неотапливаемом помещении заметно ускоряет старение гусеницы и сокращает срок ее службы. Кроме того, нужно правильно выбирать тип гусеницы в зависимости от наиболее частых условий эксплуатации ? развитые грунтозацепы для рыхлого снега быстро и без практической пользы изнашиваются на твердом насте. Чем ниже температура воздуха, тем жестче условия работы гусеницы ? в регионах с мягкой зимой и частыми оттепелями ее ресурс будет заметно больше, чем при сильных морозах.