Как устанавливать пожарный гидрант

Подача огнетушащих веществ от основных пожарных автомобилей может осуществляется от емкости пожарной автоцистерны или путем установки пожарного автомобиля на водоисточник. В качестве водоисточников используют водопроводные сети. В этом случае пожарный автомобиль устанавливается на гидрант. Кроме водопроводных сетей используется безводопроводное противопожарное водоснабжение. В этом случае пожарный автомобиль устанавливается на водоем.

При установке пожарного автомобиля на водоисточник водитель обязан включить стояночную (запасную) тормозную систему, аварийную световую сигнализацию (при установке на проезжей части дороги), а в ночное время освещать место работы от задней фары автомобиля; на уклонах использовать противооткатные упоры. Установка пожарной автоцистерны на гидрант (см. рис. 5.37) осуществляется расчетом из двух человек (водитель и пожарный) и производится по команде:

«Автоцистерну на гидрант (указывается, какой гидрант и способ соединения пожарного

насоса с гидрантом) – СТАВЬ».

Могут быть применены следующие способы соединения с гидрантом: 1. На два параллельных напорно-всасывающих рукава. Выполняются следующие действия расчета: водитель устанавливает пожарный автомобиль в 3–3,5 м от гидранта, отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, присоединяет к нему водосборник. В это время пожарный устанавливает колонку на пожарный гидрант. После этого расчёт совместно извлекает из пеналов поочередно два напорно-всасывающих рукава. Водитель присоединяет их к водосборнику, пожарный – к патрубкам колонки. После сборки схемы пожарный пускает воду в насос.

2. Параллельно на один напорно-всасывающий и один напорный рукав. При этом

водитель устанавливает пожарный автомобиль в 3–3,5 м от гидранта, отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, присоединяет водосборник, берет в отсеке кузова пожарного автомобиля напорный четырехметровый рукав Ш77 мм, раскатывает его от насоса к колонке, присоединяет соединительную головку рукава к водосборнику. Пожарный устанавливает пожарную колонку на гидрант, извлекает совместно с водителем из пенала напорно-всасывающий рукав, после чего водитель присоединяет головку всасывающего рукава к водосборнику. Пожарный присоединяет напорный и

всасывающий рукава к колонке и пускает воду в насос. При этом начальный пуск воды производится через напорный рукав.

В случаях, когда гидранты удалены от проезжей дороги или подъезды к ним занесены снегом, для установки автомобилей на гидрант, необходимо применять несколько последовательно соединенных напорно-всасывающих и напорных рукавов.

Установка пожарной автоцистерны на водоем осуществляется расчетом из двух человек (водитель и пожарный) и производится по команде: «Автоцистерну на водоем (указывается какой водоем и количество всасывающих рукавов) – СТАВЬ». По этой команде водитель устанавливает пожарный автомобиль к водоисточнику в указанное место. Водитель с пожарным достают из пеналов последовательно один за другим всасывающие рукава, кладут их на землю – один рукав у насоса, второй – за первым, в сторону водоема. Водитель снимает заглушку с всасывающего патрубка насоса. Пожарный достает из отсека всасывающую сетку и переносит ее к водоему. Затем пожарный и водитель присоединяют рукав к всасывающему патрубку насоса, соединяют рукава между собой. Пожарный присоединяет к рукаву всасывающую сетку, опускает рукав с сеткой в водоем так, чтобы сетка полностью погрузилась в воду, закрепляет веревку обратного клапана за какой-либо предмет или рукав. Водитель готовит насос к забору воды.

В случае невозможности подъезда пожарного автомобиля к водоему или если высота забора воды составляет более 7 м используется гидроэлеватор. Подача воды от автоцистерны при помощи гидроэлеватора производится по команде:

«Отделение, автоцистерну для забора воды из водоема (указывается водоем) гидроэлеватором – МАРШ».

При заборе воды с использованием гидроэлеватора Г-600 применяются следующие способы:

А. Через емкость пожарной автоцистерны (см. рис.5.38). Выполняются следующие действия расчета: водитель и пожарный извлекают всасывающий рукав из пенала пожарного автомобиля, затем водитель присоединяет рукав к всасывающему патрубку насоса, пожарный опускает другой конец рукава в горловину автоцистерны. Водитель достает из отсека пожарного автомобиля напорный рукав диаметром 66, соединяет его с напорным патрубком насоса и прокладывает другой конец в сторону

водоисточника (водоема). Далее пожарный извлекает совместно с водителем напорно-всасывающий рукав, затем достает рукав диаметром 77 мм и соединяет оба рукава25. Пожарный берет гидроэлеватор, прокладывает рукавные линии к водоему, соединяет все соединительные головки рукавов с гидроэлеватором, а гидроэлеватор погружает в воду. Водитель опускает напорно-всасывающий рукав в горловину цистерны и готовит пожарный насос к работе. Пожарный следит за работой гидроэлеватора.

Б. Через всасывающую полость насоса автоцистерны (см. рис. 5.39 и 5.40). Выполняются следующие действия расчета: водитель устанавливает водосборник на всасывающий патрубок насоса, достает один (см. рис. 5.39) напорный рукав диаметром 77 мм

или два (см. рис.5.40) рукава диаметром 66 мм из отсека пожарного автомобиля, прокладывает его (их) в сторону водоема и присоединяет рукав (рукава) к водосборнику. Пожарный прокладывает напорный рукав диаметром 66 мм от напорного патрубка насоса к водоему, затем переносит гидроэлеватор, присоединяет к нему соединительные головки рукавов, опускает его в воду и следит за работой гидроэлеватора. Водитель работает на насосе. При определении длины рукавных линий необходимо учитывать, что производительность гидроэлеватора возрастает с увеличением его погружения под уровень воды.

Читайте также:  Как соединить две двускатные крыши

При установке пожарного автомобиля на водоисточник необходимо соблюдать следующие правила:

§ при использовании пожарного гидранта его крышку открывать специальным крючком или ломом, следить за тем, чтобы крышка не упала на ноги;

§ запрещается использовать открытый огонь для освещения колодцев пожарных гидрантов;

§ всасывающие рукава извлекать из пеналов расчетом из двух человек во избежание поломки рукавных соединений;

§ подавать воду в рукавные линии, постепенно повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.

Занятия по установке пожарных автомобилей на водоисточник систематически проводятся в пожарных частях с целью обучения и тренировки личного состава в сборке всасывающих линий, а также тренировки водителей в работе с насосом пожарного автомобиля.

Дата добавления: 2014-11-25 ; Просмотров: 17532 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Многие знают, что для тушения пожара используют гидранты. Но откуда в них берется вода? Все дело в том, что установка пожарного гидранта происходит на специальной подставке, которая подсоединена к водопроводной сети. Получается, что обычный хозяйственный водопровод становится важной частью противопожарной системы.

Места установки

Гидранты устанавливают в колодцах на расстоянии 5 м или дальше от зданий. В этом случае, если пламя охватит строение, высока вероятность, что оно не доберется до колодца, и пожарные смогут открыть его, установить колонку сверху на гидрант и подключить пожарные рукава. Максимальное расстояние до зданий составляет 50-100 м. Запрещено монтировать водозаборное устройство на разветвлении водопроводных труб.

Гидранты устанавливают вдоль дорог, чтобы подъезд к ним был наиболее удобный. Расстояние от пожарных гидрантов до края проезжей части должно быть не больше 2,5 м. Разрешается устанавливать их на проезжей части, если планировка улиц и коммунальных сетей не позволяет выбрать другое положение.

Устраивать стоянки на люках запрещено.

Выбирая места установки, следует учитывать, что при тушении пожара от гидранта будут идти рукава. Они не должны резко перегибаться, их не должен переезжать транспорт. Существуют специальные мостики для прокладки рукавов, защищающие их от дорожного транспорта.

Расстояние между соседними гидрантами должно быть таким, чтобы обеспечить расход воды, соответствующий нормам пожаротушения. Нормы зависит от этажности застройки и численности населения, живущего в районе или квартале.

Нормы для жилых, промышленных и сельскохозяйственных районов отличаются. Подробно они описаны в своде правил для источников наружного водоснабжения 8.13130.2009. Обычно для сельской местности выбирают расстояние 140 м, для городов 120 — 100 м.

Требуемый расход воды также обеспечивается напором в трубопроводе. Для создания напора оборудуют насосные станции. Управляя работой насосной станции, можно в определенный момент времени увеличивать напор или уменьшать.

Основные требования

Гидранты устанавливают в колодцах, подключая к водопроводной системе. В зависимости от глубины прокладки трубопровода выбирают высоту гидранта. Согласно стандартам, высота водозаборного устройства может составлять от 0,5 до 3,5 метров. В средней полосе часто применяют гидранты высотой 1,5 м.

Монтаж делают на стальную или чугунную подставку. Тип подставки выбирают в зависимости от конфигурации и материала водопровода. Установка пожарных гидрантов должна быть строго вертикальной, без перекосов.

Центральная ось проходит на расстоянии минимум 17,5 см от стенок колодца. Подробности конструкции и размеры колодца определяются особенностями водопроводной сети.

По сути, подставка – это переходник, обеспечивающий дополнительное ответвление на подачу воды в установленный гидрант. Подставка может быть сварной и фланцевой с одним, двумя и тремя ответвлениями. Соединение подставки и гидранта происходит через водостойкую прокладку при помощи шести болтов или шпилек.

Расстояние от верхней точки гидранта до люка должно быть в пределах 15-40 см. Это позволяет с легкостью производить осмотр, ремонтные работы. После установки крышку люка закрывают, и открывают только при проверке или подключении колонки.

К крышке всегда должен быть свободный доступ. Ее очищают от снежных заносов, песка и земли. Нельзя устанавливать на ней автомобили, загораживать доступ различными сооружениями.

В теплом климате возможно применение надземных гидрантов, которые не надо помещать в колодец и утеплять. Однако надземные устройства могут быть легко повреждены транспортом.

В местах с высоким уровнем грунтовых вод колодец может затопляться. Чтобы вода не попадала внутрь гидранта и не вызвала коррозию деталей, устанавливают модели с обратным клапаном.

Необходимо также сделать дренаж и отлив вокруг люка, чтобы вода не попадала в него сверху, с поверхности земли. Поднимают обойму колодца для защиты от талых вод.

Устанавливаемый гидрант подключают к водопроводу диаметром минимум 100 мм. В селах и малозаселенных поселках допускается подключение к трубам диаметром 75 мм.

Монтаж водозаборного приспособления требует привлечения специалистов, обслуживающих водопроводную сеть. Гидранты тяжелые, вес некоторых достигает 90 кг, и справиться одному человеку с работой невозможно.

Монтажные работы

Установка гидранта начинается с монтажа подставки. Следят за ее вертикальной ориентацией и прочностью соединения. Подставку вваривают или закрепляют на болтах. Герметичность обеспечивают с помощью резиновых прокладок. Сверху на подставку устанавливают гидрант, применяя фланцевое соединение и так же используя водонепроницаемую прокладку.

После установки подставки и до монтажа пожарного гидранта проводят опрессовку водопровода (испытание избыточным давлением). Для этого устанавливают фланцевую заглушку. На время монтажа водопровод перекрывают. Процедура может занимать 1,5-2 часа и требует применения специальной техники.

Читайте также:  Как сделать красивую композицию из искусственных цветов

Перед пуском и вводом гидранта в эксплуатацию противопожарный водопровод промывают раствором хлорной извести. Промывают также сам гидрант и колонку. Этот процесс необходим для того, чтобы обезопасить потребителей воды.

Для защиты от снежных заносов и промерзания над люком ставят укрытие в виде пирамиды, обшитой изнутри пенопластом. Для утепления применяют минеральную вату, паклю и другие теплоизолирующие материалы. Их укладывают на дощатый настил, который организуют под крышкой люка на высоте около 0,5 м от верха стояка.

Утепление проводят только после проверки гидранта с вынесением заключения о его исправности. Проверка проводится в сухую погоду при температуре воздуха выше +5°. Утепление можно снимать только в случае тушения пожара. Затем его возвращают на место и убирают в апреле-мае.

Открытие гидранта

Чтобы открыть подземный гидрант, на него сверху навинчивают колонку. В центре колонки находится ключ, поворотом которого открывается клапан гидранта. Считается, что установка пожарной колонки завершилась, когда головка гидранта с резьбой была полностью закрыта. Навинчивание должно происходить без перекосов, а квадрат штанги гидранта должен совпадать с квадратом нижней части ключа.

Перед тем как вращать ключ, необходимо проверить, чтобы боковые вентили колонки были закручены. Открытие клапана происходит после 5-6 полных оборотов ключа. Полное открытие происходит после 10-15 полных оборотов.

К отводам колонки присоединяют пожарные рукава. Вода может направляться непосредственно на тушение пожара или для заправки пожарного транспорта.

После установки на ближайших зданиях вывешивают знаки с указанием расстояния до гидранта в метрах.

Важно не только установить, но и в дальнейшем осматривать гидранты, проверять исправность, водоотдачу. Для этого 2 раза в год проводят ревизию и заносят результаты осмотра в журнал. Журнал ведется для всех гидрантов, находящихся в распоряжении водоканала.

В случае поломки, необходимо провести замену износившихся частей. Полный демонтаж с заменой на новое устройство происходит в исключительных случаях.

Пожарный гидрант – это специальное техническое устройство, которое врезается в систему городского или поселкового водопровода с целью отбора воды для тушения очагов возгорания. Но это приспособление является промежуточным. То есть, чтобы начинать отбор воды, необходимо дополнительно присоединить к нему пожарную колонку. А уже к последней подключаются пожарные шланги. Существуют строгие правила установки пожарных гидрантов на сетях водопровода, которые оформлены ГОСТами, СНиПами и другими законодательными актами.

В России первые пожарные гидранты появились в конце девятнадцатого столетия. Их разработал известный инженер Николай Зимин. Необходимо отдать должное изобретательности этого человека, а также его уникальным техническим знаниям. Потому что современные гидранты с незначительными изменениями – это все те же приборы Зимина, установку которых проводят на сетях водопровода.

Конструктивные особенности

Пожарный гидрант представляет собой водоразборный кран, поэтому он должен соответствовать требованиям категории «запорной арматуры». Его задача – предотвратить гидравлический удар в сети водопровода, когда пожарную колонку закрывают после тушения огня.

Чисто конструктивно пожарный гидрант – это прибор, состоящий из трех частей:

  • коробка клапанная;
  • коробка установочная;
  • стояк.

Устройство пожарного гидранта

Соединяются все части между собой болтами. Между элементами обязательно устанавливают резиновые прокладки для обеспечения стопроцентной герметичности устройства. В нижней части располагается клапан, который открывает проход или закрывает его, если его вращать вокруг своей оси соответственно по часовой или против часовой стрелки. Клапан соединен напрямую со шпинделем, а тот в свою очередь со штангой. Последняя – это стержень квадратного сечения. Именно на него насаживается ключ пожарной колонки, который и открывает или закрывает подачу воды. Для установки колонки необходимо откинуть крышку, чтобы получить доступ к штанге.

Принцип работы гидранта основан на вращении рукоятки колонки. Она в свою очередь вращает штангу, а та шпиндель, который давит на клапан, отодвигая его вниз от седла нижней части корпуса прибора. Так открывается отверстие для забора воды. Количество оборотов до полного открытия – 15.

При закрытии устройства все операции проводят в обратном порядке. Но внутри корпуса остается вода, от которой надо избавиться. Это делается в автоматическом порядке. То есть открывается скрытый канал во фланце соединения патрубков. Он закрыт резиновой прокладкой. Так вот эта прокладка и ослабевает, пропуская через себя воду.

Изготавливают гидранты или из серого чугуна, или из бронзы (редко). То есть из металлов, которые плохо поддаются коррозии.

Вид исполнения

Есть две вариации, которые связаны с местом установки: наружные и глубинные. В России в основном применяют второй вариант, то есть устанавливают пожарный гидрант в колодце. Последний – это водонепроницаемое сооружение, покрытое сверху металлической крышкой. Сам гидрант монтируется на водопроводную трубу через стандартный тройник. Крепление производят болтами с использованием резиновой прокладки.

В зависимости от глубины заложения трубопровода выбирают прибор требуемой длины, которая варьируется диапазоне 0,5-4,0 м с шагом 0,25 м. При этом обязательно учитывают диаметр корпуса, который опять-таки выбирают в зависимости от диаметра водопроводной трубы. Пожарный гидрант (ГОСТ 53961-2010) имеет три стандартных диаметра: 100, 125 и 150 мм.

Читайте также:  Как сделать простые инструменты

Гидрант в колодце

Требования

Требований к пожарным гидрантам немного:

  • рабочая температура внутри колодца: от -5С до +40С;
  • должное рабочее давление внутри водопровода – не более 1 МПа;
  • усилие для открытия клапана – 150 Н;
  • максимальный люфт шпинделя – 0,4 мм.

В дополнение можно отметить, что корпус устройства должен быть без трещин, сколов и раковин. Его обязательно покрывают краской. Перед передачей в эксплуатацию есть необходимость провести испытание давлением в пределах 1,5 МПа.

Место расположения и правила установки

Часто звучит вопрос, где должны устанавливать пожарные гидранты в сетях водопровода. Здесь не имеется в виду: в колодце или снаружи. Здесь важно расстояние между приборами, а также между ними и объектами социального или промышленного назначения.

В Федеральном законе под номером 123 обозначены основные правила поддержания пожарной безопасности в городах, поселках и на всех видах объектов. Так вот в этом законе четко говорится, что для тушения пожаров можно использовать любые источники водозабора: озера, реки, пруды и сети водопровода.

Установка пожарного гидранта в сети водопровода, а также правила его монтажа, определены сводом правил (СП) под номером 8.13130-2009. В этом документе четко расписано, где и как должны устанавливаться гидранты.

  1. Установка гидрантов должна производиться вдоль дорог, но с условием, что не ближе 2,5 м от их края. При этом не ближе 5 м от зданий и сооружений.
  2. Нельзя проводить установку прямо на проезжей части. Если такой возможности нет, то надо правильно рассчитать место.
  3. Монтаж проводят на кольцевых сетях водопровода. Можно и на тупиковых, но с условием, что их длина не превышает 200 м. Это на случай возможного замерзания воды внутри трубы.
  4. Схема пожарного гидранта (имеется в виду установка в сети водопровода) должна обеспечивать водой для тушения зданий и сооружений, расположенных вблизи колодца. При этом в независимости от количества гидрантов, обычно это не более 2 приборов, требуемый расход воды должен быть не меньше 15 л/с. Это считается нормой.
  5. Расстояние между устройствами не имеет стандартного значения. Обычно проводят расчет, в который закладывают требуемый расход воды (15 л/с). А это зависит от возможностей сети водопровода: диаметра трубы, напора воды внутри.

Пожарный гидрант у дороги

Внимание! В поселковых сетях водопровода установку гидрантов можно не проводить. Вместо монтируют стояки диаметром 80 мм, на верхний конец которых устанавливают пожарный кран. Такое возможно с условием, что в поселке проживает не более 500 человек.

Еще несколько требований, которые касаются устройства пожарного гидранта в колодце, и не попали в перечисленный выше список:

  • от крышки прибора до крышки люка колодца по вертикали должен оставаться промежуток длиною 45 см, то есть крышка устройства при закрытом люке должна открываться свободно;
  • расстояние от оси прибора до стенки колодезного сооружения не должно быть меньше 1,75 м, это для удобства проведения монтажа (демонтажа) и ремонта;
  • на зиму гидрант необходимо утеплять, а также чистить его от наледи или попавшего внутрь снега;
  • подъездные пути должны всегда находиться в рабочем состоянии для свободного подъезда пожарной машины;
  • вдоль подъездных путей устанавливают соответствующие знаки и освещение;
  • нельзя проводить установку гидрантов в одном колодце с дополнительной запорной арматурой, открывающейся от электропривода;
  • нельзя допускать затопление колодца, если такое произошло, то необходимо быстро провести откачку воды;
  • содержание в чистоте;
  • и самое главное требование, оно же правило – вертикальная установка.

Вертикальная установка гидранта

Правила обслуживания

Важная составляющая – точно указать место расположения. Поэтому на соседних с колодцем домах вешают таблички, где указывают стрелкой и числами, в каком направлении и на каком расстоянии находится пожарный гидрант.

К зиме колодцы подготавливают, устанавливая на внутренней стороне крышки люка теплоизоляционный материал. Сегодня используют специальные утепленные пенополиуретаном крышки. Нередко, чтобы снег не попал внутрь колодца, поверх устанавливают специальные тумбы конусообразного типа.

Два раза в год, обычно весной и осенью, гидранты тестируют на предмет соответствия нормативной базе. То есть проверяют, может ли он выдержать давление воды в сети водопровода, не появились ли серьезные дефекты и прочее. После каждого испытания составляется акт.

Необходимо отметить, что не все гидранты обслуживают пожарные гарнизоны или части, как многие это считают. Этим может заниматься любая компания или предприятие, с которой властями заключен контракт. Для последних разрабатывается инструкция на основе ГОСТов и СП.

Испытание пожарного гидранта

Заключение по теме

К пожарным гидрантам (нормам и правилам), подключенным к сетям водопровода, всегда предъявлялись особые требования. С годами они ужесточаются, потому что количество пожаров по статистике увеличивается. И, как показывает практика, нередко именно сеть водопровода не может обеспечить необходимым объемом жидкости для тушения очага возгорания. Поэтому сегодня во многих городах пересматриваются типовые проекты, чертежи и нормативы закладки водопровода в плане увеличения объема воды и напора.

Комментарии запрещены.

Присоединяйся