Содержание
Частнопрактикующий юрист, эксперт по правовому сопровождению деятельности организаций ЖКХ
специально для ГАРАНТ.РУ
По общему правилу производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее – Закон № 261-ФЗ).
Если дом был введен до 29 ноября 2009 года (то есть до даты начала действия Закона № 261-ФЗ), то собственники дома в срок до 1 января 2011 года обязаны были обеспечить оснащение дома приборами учета тепловой энергии.
В свою очередь, согласно ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ, п. 38.1 Правил содержания общего имущества в МКД (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, далее – Правила) в случае невыполнения данных предписаний закона в указанный срок оснащение МКД приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, оказывающими услуги по передаче тепла, за счет лиц, не исполнивших в установленный срок обязанность по их установке. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку приборов учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Подробнее о порядке установке общедомового прибора учета и оплаты расходов читайте в ответе службы Правового консалтинга ГАРАНТ по ссылке.
Обеспечение надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии входит в состав услуг УК по содержанию общего имущества дома (подп. "к" п. 11 Правил). Также работы по проверки исправности, работоспособности, техническому обслуживанию коллективных (общедомовых) приборов учета являются работами, необходимыми для надлежащего содержания системы отопления в силу п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290).
Все работы, которые указаны в Минимальном перечне услуг и работ, являются обязательными к исполнению УК, и предполагается, что при установлении тарифа на содержание и ремонт такие работы включены в его состав.
Судебная практика, показывает, что выставление дополнительной оплаты сверх тарифа за поверку недопустимо.
Например, ГЖИ провела проверку УК по жалобе собственника о выставлении УК дополнительной строки в квитанции за поверку общедомового прибора учета в размере 5,81 руб. за 1 кв. м.
ГЖИ в результате проверки выдало предписание о необходимости произвести перерасчет (снятие) платы в полном объеме за дополнительные услуги (поверка счетчика узлов учета тепловой энергии). УК, не согласившись с ним, попробовало его обжаловать в суде.
Суды всех трех инстанций встали на сторону ГЖИ и отметили, что обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в число обязанностей УК в силу взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса и подп. "к" п. 11 Правил. А поверка счетчика узлов учета тепловой энергии действующим законодательством, а также заключенным договором управления в доме (по которому выдано предписание) непосредственно отнесена к содержанию общего имущества и входит в состав платы за содержание жилого помещения (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2019 г. № Ф07-7017/19 по делу № А21-12912/2018).
В другом деле, УК оспаривала предписание ГЖИ, которым было предписано осуществить перерасчет и исключить из оплаты дополнительную строку в платежном документе за проведенную поверку общедомового прибора учета отопления. УК в обоснование позиции указала, что договором управления не предусмотрена обязанность УК проводить поверки общедомовых приборов учета, в связи с чем она законно и обоснованно включила в квитанции расходы за проведенную поверку. При этом УК инициировала общее собрание собственников по вопросу об оплате поверки, но кворум на собрании отсутствовал.
Суд указал на наличие обязанности по поверке в силу договора управления и норм действующего законодательства, а также дополнительно на довод об отсутствии кворума и несения бремени УК по поверке напомнив, что УК выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление МКД в качестве своей основной предпринимательской деятельности, а, следовательно, несение подобных расходов является их предпринимательским риском (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 апреля 2019 г. № 13АП-3948/19).
Любой собственник, а также законно проживающее лицо (например, член семьи, совместно проживающий с собственником) имеет право запросить такую информацию у УК. В свою очередь, УК в силу п. 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416, далее – Правила № 416) обязана в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) – предоставить письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в МКД, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в МКД.
В итоге, собственник может запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета не только тепловой энергии, но иных установленных общедомовых приборов учета.
Согласно п. 35 Правил № 416 запрос (обращение) может быть направлен по выбору обратившегося посредством:
Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.
Проблема централизованных сетей теплоснабжения заключается в том, что как бы ни старались хозяева квартир утеплять свое жилище, платить за реально потребленное количество тепла они не смогут, пока не будет установлен и узаконен общедомовой прибор учета тепловой энергии. С помощью различных энергосберегающих мероприятий можно добиться повышения температуры в помещениях, но не адекватной оплаты поставщику услуг. О том, какую роль играют домовые и квартирные узлы учета тепла, об их разновидностях и порядке установки будет рассказано в данном материале.
Уже из вступления можно сделать вывод о том, что любые мероприятия по снижению энергопотребления должны начаться именно с учета расходуемой энергии. Схема, в соответствии с которой взимается оплата за тепло, до недавних пор во всех странах постсоветского пространства была одинаковой и досталась в наследство от СССР. Принцип прост: организацией – поставщиком вводился утвержденный тариф в расчете на 1 м2 помещений, куда входят все затраты, потери при доставке и прибыль этого предприятия.
Учет тепла в многоквартирном доме нужен для того, чтобы иметь представление о реальном расходе тепла и осуществлять в соответствии с этим оплату. Имея общедомовой узел, можно спокойно приступать к модернизации здания. Улучшение тепловых характеристик обязательно отразится на потреблении тепла и будет учтено приборами. Кроме того, внедрение узла позволит отсечь тепловые сети, за потери в которых раньше тоже приходилось платить, они учитывались в тарифе.
Как правило, установка приборов учета дает финансовую экономию для жильцов в размере от 25 до 40%.
Ответ на данный вопрос зависит от законодательных актов, действующих в том или ином государстве постсоветского пространства. Если взять Российскую Федерацию, то там уже действует постановление, гласящее об установке таких приборов учета в обязательном порядке. При этом выполнение задачи возложено на организации, поставляющие тепло в дома. На их же плечи ложится обслуживание и поверка общедомовых приборов для учета тепловой энергии, пока жильцы не создадут свое объединение совладельцев (ОСББ).
Примечание. Немалую стоимость оборудования и его монтажа организации берут на себя, но компенсируют эти затраты путем взимания дополнительных средств со всех жильцов в течение нескольких лет.
Не так категорично стоит вопрос в Украине. Там индивидуальные счетчики учета тепла ставятся на весь дом, подъезд или квартиру по желанию жителей и полностью за их счет. Собранием совладельцев назначается ответственное лицо, чьей задачей является:
Примечание. Теплоснабжающая компания устанавливает срок поверки и обслуживания приборов согласно нормативным документам. В прочих странах СНГ действует приблизительно такой же порядок установки и узаконивания средств учета тепловой энергии.
Независимо от типа расходомерных узлов принцип их действия одинаков и выглядит следующим образом: электронный вычислитель собирает данные из 2 источников — расходомера, встроенного в подающий трубопровод, и датчиков температуры. На основании этих данных вычислитель делает расчет потребленного тепла и выдает результат на дисплей. Дополнительно он может отправлять данные по GSM каналу (мобильная связь) или через интернет напрямую диспетчеру поставщика услуг.
Примечание. Более сложные и точные узлы учета используют 3 источника вместо двух, третьим служат датчики давления.
Домовые индивидуальные приборы учета тепловой энергии применяются 3 основных типов:
Турбинные расходомеры хоть и дешевле остальных, но дают наибольшую погрешность. А еще нужна периодическая очистка фильтра и частое обслуживание. Создают гидравлическое сопротивление потоку и очень чувствительны к наличию в теплоносителе взвешенных твердых частиц, а потому сейчас применяются крайне редко.
Ультразвуковые приборы дороже, но они точнее и надежнее в эксплуатации. Не требуют частого обслуживания и не создают сопротивления, но нуждаются в прямом мерном участке определенной длины до и после себя. Если вода в трубопроводе слишком грязная, погрешность измерений может увеличиться. Электромагнитные расходомеры тоже могут реагировать на качество воды, но незначительно, а прямые мерные участки им не нужны. Данные приборы чаще всего ставят на общедомовых вводах тепловой сети.
Для справки. Иногда теплоноситель подается в многоквартирный дом сквозным коллектором, идущим дальше, к следующим зданиям. Каждый подъезд имеет свой тепловой пункт и врезку в коллектор. Получается, что надо ставить не один узел, а два, — на входе коллектора в дом и на выходе. Дешевле обойдется альтернативное решение — индивидуальный прибор учета тепловой энергии устанавливается на каждый подъезд.
Оплата за поставку тепловой энергии при установленном общедомовом счетчике производится по старой схеме: начисленная сумма раскидывается на все квартиры пропорционально площади. Такое распределение устраивает не всех, ведь у кого-то стены утеплены и стоят энергосберегающие окна, а кто-то так и живет со старыми деревянными. Владельцы утепленных квартир вложили средства в их модернизацию, заставлять их платить наравне с остальными не совсем справедливо.
По этим причинам многих пользователей интересуют собственные приборы учета тепла в квартире. Для их установки не требуется регистрации ОСББ и прочих формальностей. Главное – разработать проект, поставить прибор и согласовать все свои действия с компанией – поставщиком услуг. К сожалению, такой вариант большинству хозяев квартир недоступен, и вот почему.
Учет энергии подразумевает наличие единственного ее источника, а в большинстве квартир их несколько благодаря вертикальной системе отопления. Выходит, надо ставить прибор на врезке в каждый стояк, что безумно дорого, проще платить по старой схеме. Варианты с реконструкцией вертикальной схемы настолько сложны, насколько и бесперспективны, ведь они грозят разбалансировать систему. И только в недавно построенных домах, где устроена горизонтальная система отопления, можно спокойно смонтировать индивидуальный квартирный счетчик.
Счастливые обладатели жилья с горизонтальными ветками могут приобрести соответствующий диаметру труб комплект и смонтировать его на вводе теплоносителя в квартиру. Имея на руках утвержденный проект, документацию и сертификат на счетчик, можно его зарегистрировать в управляющей организации и перейти на оплату услуг по факту. Ниже представлена схема установки квартирного прибора учета:
В последнее время в продаже появились так называемые накладные измерители, предназначенные для учета тепла, затрачиваемого каждым радиатором. Их цена относительно невелика и купить приборчик для каждой батареи вполне реально. Другое дело, что организация – поставщик услуг вряд ли захочет иметь дело с подобными измерителями и откажется их регистрировать.
Узлы учета сами по себе не экономят тепловую энергию. Но они позволяют четко контролировать ее затраты и тем самым открывают путь к термической модернизации здания, индивидуальной регулировке отопительной системы и внедрению средств автоматизации.
Общедомовые приборы учёта тепла нужно установить и ввести в эксплуатацию до 1 января 2019 года в соответствии с ч. 2 ст. 9 № 279-ФЗ. Обязанность по их установке лежит на собственниках помещений в МКД. Однако невыполнение жителями требований законодательства может негативно отразиться на работе УО. Узнайте, почему.
Согласно ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, собственники помещений в многоквартирных домах должны обеспечивать соответствие таких зданий требованиям энергетической эффективности. Одно из таких требований – установка общедомовых приборов учёта в многоквартирных домах.
Ситуация с ОДПУ тепловой энергии сложилась особая: до выхода Федерального закона от 29.07.2017 № 279-ФЗ общедомовыми приборами учёта теплоэнергии можно было не оснащать дома, потребление теплоэнергии в которых составляло более 0,2 Гкал/час. Однако с 31 июля 2017 года обязанность устанавливать ОДПУ тепла закреплена за всеми МКД независимо от объёма потребления ресурса (ч. 8 ст. 13 № 261-ФЗ).
Решение об установке ОДПУ принимают собственники помещений в МКД на общем собрании. Инициировать такое собрание может как управляющая организация, чтобы уведомить собственников о необходимости установить прибор учёта и решить вопросы о его установке, так и собственники помещений в МКД. На собрании рекомендуем обсудить вопросы о:
Обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учёта теплоэнергии собственникам помещений в МКД необходимо в срок до 1 января 2018 года, согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ.
В соответствии с ч. 10 ст. 13 № 261-ФЗ до 1 июля 2018 года ресурсоснабжающие организации обязаны довести до сведения УО информацию о необходимости установить приборы учёта тепла в домах, в которых ОДПУ тепловой энергии ещё не установлены. Несоблюдение этого требования грозит РСО штрафом от 100 000 до 150 000 рублей (ч. 6 ст. 9.16 КоАП РФ).
Управляющие организации, ТСЖ и ЖСК, в свою очередь, обязаны сообщить эти сведения собственникам до 31 декабря 2018 года (ч. 7 ст. 12 № 261-ФЗ). Если этого не сделать, УО получит штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей (ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ).
Если собственники не обратят внимания на уведомления управляющей организации и не установят ОДПУ теплоэнергии, ресурсоснабжающая организация установит его самостоятельно до 1 января 2021 года. Оплачивать установку будут собственники помещений в МКД.
В случае принудительной установки ресурсоснабжающей организацией ОДПУ теплоэнергии, собственники помещений не смогут заранее согласовать с РСО стоимость прибора, его установки, ввода в эксплуатацию и порядка расчётов за его установку. Жители будут расплачиваться за установку прибора в течение пяти лет, при этом размер выплат будет учитывать ставку рефинансирования. В итоге может получиться так, что за принудительную установку ОДПУ жители заплатят на порядок больше.
Устанавливать ОДПУ теплоэнергии не придётся, если для этого нужно провести реконструкцию или капитальный ремонт здания.
Многое также зависит от места установки прибора учёта. Если после установки ОДПУ невозможно будет обеспечить его нормальную эксплуатацию, устанавливать его нет необходимости. Должную эксплуатацию обеспечить не получится, если:
Если прибор учёта в МКД не был установлен из-за отсутствия технической возможности, этот факт нужно зафиксировать актом по форме приказа Минрегиона РФ от 29.12.2011 № 627. В противном случае обязанность собственников помещений многоквартирного дома по установке ОДПУ будет считаться неисполненной.
Бывает так, что собственники помещений не соглашаются на предложение управляющей организации установить ОДПУ тепла и оплачивать расходы за прибор и его установку в рассрочку. Решения установить прибор учёта другим способом на общем собрании они также не принимают. Тем не менее обязанность установить ОДПУ теплоэнергии остаётся и установить счётчик всё равно придётся.
В случае, если ОДПУ не будет установлен до 1 января 2019 года, ресурсоснабжающие организации смогут применять повышающий коэффициент при расчёте размера платы за тепловую энергию для домов, не оборудованных ОДПУ.
Такую надбавку можно будет считать убытком для управляющей организации. Собственники не исполнят свои обязательства, а плату за отопление управляющая организация обязана рассчитывать им исходя из нормативов потребления. Повысить размер такой платы УО не может. Значит, разницу между начисленными ресурсоснабжающей организацией суммами и начислениями потребителям коммунальных услуг управляющим организациям придётся оплачивать самостоятельно.
Если УО планирует установить в доме ОДПУ и ей требуется согласие собственников на эти расходы, помочь ей может сервис «ОСС на 100%». Узнайте, как это сделать.