Содержание
Если вы работаете с древесиной и вам необходимо придать ей определенный цвет, то вам безусловно понадобится морилка. На сегодняшний день существует несколько типов морилки, которые различаются по составу. В магазинах можно найти следующие виды морилок:
Рассмотрим каждый из видов морилки подробнее.
1. Водная морилка – это самый распространенный вид. Дает возможность окрасить древесину в любые тона: от самого светлого "соснового" цвета до темного красного дерева. Существует в жидком виде и в сухом. Жидкой водной морилкой можно пользоваться сразу, а сухой порошок необходимо сначала смешать с теплой водой.
Этот вид морилки почти не обладает запахом, что является большим преимуществом, если морение древесины происходит в помещении. Но она довольно долго сохнет – в течение 12-14 часов. К тому же, водная морилка способна приподнять ворс древесины во время окрашивания, а это приводит к тому, что древесину после морения нужно отшлифовать.
Из всех водных морилок отдельно выделяют акриловые морилки, которые на основе акриловой смолы. Они обладают повышенной устойчивостью к выцветанию, не вымываются водой и намного меньше поднимают древесные волокна. Однако они обладают одним минусом – высокой ценой.
2. Спиртовая морилка – это раствор различных анилиновых красителей в спирте (денатурате). После нанесения морилки, красящие вещества проникают в текстуру древесины, а спирт улетучивается. Этот вид морилки высыхает достаточно быстро – за 15-20 минут. Именно поэтому ее нужно наносить очень быстро, чтобы предотвратить появление пятен и размывов. Равномерное окрашивание спиртовой морилкой достигается путем использования краскопульта для ее распыления.
3. Нитроморилка – морилка, изготовленная на основе растворителей. По принципу действия похожа на спиртовую морилку. Наносится быстро и при помощи распылителя.
4. Масляная морилка – смесь красителей и масла (чаще всего льняного). Такой вид морилки наносится без труда и равномерно. Масляная морилка не поднимает волокна. Красящие вещества масляной морилки имеют высокую светостойкость, что позволяет поверхности на долгие годы сохранить свою яркость и первоначальный вид. Наносить масляную морилку можно краскопультом, широкой кистью или ветошью. Высыхает масляная морилка за 2-4 часа.
Каждый цвет морилки имеет свой шифр, который соответствует международной классификации, и название, совпадающее с породой древесины, цвет которой копирует морилка. К примеру, морилка "Каштан", "Грецкий орех" или "Вишня". Но весьма недальновидно выбирать морилку только по названию или картинке на этикетке, так как может получится непредвиденный результат. На это есть особые причины:
1. Если морилки одного цвета и шифра были изготовлены разными производителями, то они могут иметь разные оттенки. Например, водная морилка "Лиственница" изготовителя "Царицынские краски" обладает розовато-коричневым оттенком, а "Лиственница" выпущенная "Новбытхим" имеет нежно-желтый цвет. В различных магазинах имеются образцы, которые были выкрашены разными морилками. Такие образцы передадут цвет морилки намного точнее, чем картинка на этикетке.
2. Естественный цвет, структура и плотность древесины так же могут повлиять на результат окрашивания морилкой. Например, морилка на красном дереве будет выглядеть намного темнее, чем на клене (если использованная морилка была одного тона). Это объясняется тем, что древесина красного дерева обладает более темным оттенком, чем древесина клена.
Такая же проверка с образцами из сосны и клена продемонстрирует, что древесина сосны окрашивается быстрее и интенсивнее. Сосна имеет более мягкую и пористую древесину, а клен плотную и твердую. По этой причине красящим веществам проще проникнуть в древесину сосны.
На степень окрашивания влияет и текстура древесины. Дуб обладает ярко выраженной структурой, поэтому он быстро темнеет от морилки, так как окрашивающие вещества проникают в углубления прожилок. Но основная часть древесины дуба, которая находится вне прожилок, окрашивается медленнее и не так ярко.
Чтобы окрасить древесину морилкой, можно использовать краскопульт (размер форсунки 1,5 мм и менее), широкую кисть (ширина 100 мм), поролоновый тампон или ветошь. Для обработки большой площади лучше использовать краскопульт. Им также пользуются при работе с нитриморилками и спиртовыми морилками, так как они очень быстро высыхают, а при использовании кистей или тампонов на поверхности древесины появляются пятна.
Кисти, тампоны и ветошь прекрасно подойдут для работы с водными и масляными морилками. Кисти с натуральной щетиной подходят для масляных морилок, а с синтетической щетиной – для водных. Щетина кисти должна быть прочной и не должна оставлять после себя волосков на поверхности древесины.
Если для работы с морилкой используются ткани или тампоны, то они должны быть хлопчатобумажными или поролоновыми. Они не должны оставлять после себя ворс и нитки, которые могут остаться на окрашенной поверхности и, тем самым, снизить качество покрытия.
После приобретения морилки, но до начала самого окрашивания, нелишне будет изготовить цветовую пробу. Ее необходимость в том, что она поможет понять, подойдет ли данная морилка для поверхности. К тому же проба позволит узнать, какой цвет получится в итоге, и поможет определиться с числом слоев нанесения.
Чтобы сделать цветовую пробу, понадобится дощечка, обработанная точно так же, как и древесина, которая подлежит окраске. Бесспорно, порода древесины образца должна совпадать с основной поверхностью.
Дощечка покрывается одним слоем морилки. После высыхания на 2/3 образца наносится второй слой. Третий слой наносится на 1/3 дощечки. После высыхания морилки дощечка покрывается лаком в два слоя. Сравнивая яркость окрашивания каждой части дощечки-образца, выбирают оптимальное для определенной поверхности количество слоев.
Для того, чтобы выбрать наилучший вариант, необходимо сделать несколько пробных окрашиваний. Несколько дощечек окрашивают разными морилками и после этого делают окончательный выбор.
Перед тем, как нанести морилку, древесину необходимо подготовить. Есть несколько этапов обработки:
1. Для начала необходимо снять старое покрытие, если оно есть. Это делают посредством циклевки и шлифовки досок. Этот процесс не только снимет старое покрытие, но и выровняют деревянную поверхность.
2. Очистить поверхность от жировых и масляных пятен. Для этого необходимо протереть проблемные места ветошью, которая была смочена в уайт-спирите или бензине.
3. Хвойные породы древесины нужно обессмолить перед окрашиванием морилкой. Необходимо удалить из структуры древесины смолу, которая может мешать впитываемости морилки. Существует несколько видов растворов для обессмоливания:
– В 1 л нагретой до 60 градусов воды растворить 50 г карбоната калия и 60 г кальцинированной соды.
– В 1 л теплой воды растворить 50 г каустической соды. Полученным раствором соды обработать поверхность.
– Смешать 750 мл дистиллированной воды с 250 г ацетона.
Любой из этих растворов нужно нанести на поверхность древесины в несколько слоев. Через 30 минут протереть древесину хлопчатобумажной тканью и промыть теплой водой.
Если деревянная поверхность правильно подготовлена к окрашиванию, то процедура нанесения морилки будет довольно простой. Она выполняется по следующим этапам:
1. Сначала морилку нужно немного подогреть, чтобы усилить ее степень проникновения в древесину.
2. Кисть, ветошь или тампон смачивают в морилке. Ни в коем случае не допускайте сильного увлажнения, так как могут появиться потеки и окрашивание станет неравномерным. Если используется распылитель, то морилка заливается в резервуар.
3. Морилка наносится вдоль древесных волокон. Необходимо наносить морилку быстро и без перерывов, чтобы избежать появления пятен. Если появляются потеки, то поверхность нужно протереть тканью, собирая лишнюю жидкость вдоль волокон. Затем поверхность оставляют до полного высыхания морилки.
4. Аналогично наносят еще несколько слоев морилки для того, чтобы получить нужный оттенок (как правило, 2-3 слоя).
5. Затем поверхность, окрашенная морилкой, покрывается лаком в несколько слоев. Каждый промежуточный слой ошкуривается мелкозернистой шлифовальной бумагой.
Морилками или бейцами называют тонирующие составы, которые используют для отделки древесины, чтобы придать ей более выразительный оттенок. Впитываясь в структуру дерева, жидкость прокрашивает поверхностный слой, сохраняя естественную текстуру и рельеф поверхности.
Обработка морилкой позволяет просто и без лишних затрат предавать невыразительным породам дерева более благородный внешний вид. Возможность экспериментировать с оттенками раскрывает широкие возможности при отделке проектов.
Состав морилок никак не влияет на основные характеристики материала. На поверхности не образовывается пленка, устойчивость к гниению, твердость и прочность древесины остаются неизменными (при отсутствии в составе специальных компонентов). Техники нанесения бейцев освоить совершенно несложно.
Основой для морилок может служить вода, спирт, масло и другие вещества. Каждый тип отделочного состава имеет свои особенности, зная которые легко выбрать оптимальный тип отделки для конкретного проекта.
Водная морилка доступна в виде жидкости, уже готовой к использованию, и в виде порошка, который самостоятельно разводится до желаемой концентрации. Бейцы на водной основе отличаются хорошей адгезией, естественно подчеркивают текстуру древесины и имею широкий диапазон оттенков: от светлых тонов до глубоких темно-красных цветов. Отсутствие токсичных запахов делает такие составы незаменимыми при выполнении внутренних работ.
При обработке древесины смолянистых пород водная морилка может пойти пятнами, из-за неравномерного впитывания в структуру материала. В этом случае поверхность изделия рекомендуют подвергнуть процедуре обессмоливания.
Еще одним недостатком при работе с водными бейцами является проблема поднятого ворса. Для устранения этого дефекта подготовленную поверхность смачивают водой и дают ей просохнуть. Затем изделие ошкуривают мелкозернистой бумагой и его вскрывают отделочным составом.
Спиртовые морилки – это категория отделочных составов на основе анилиновых красителей, разведенных в спирте. Как и водные бейцы, такой продукт предлагается в порошковом и жидком виде. Отличительной особенностью отделки является ускоренное проникновение красящих пигментов в структуру древесины и быстрое высыхание.
Оптимальный метод нанесение спиртовой морилки – применение краскопульта. Использование кисти, валика и тампонов при работе с такими составами – неэффективно, из-за быстрого высыхания. Применение ручных методов часто заканчивается разводами, неравномерным тоном, пятнами и другими дефектами.
Такие составы оптимальны при отделке поверхностей больших площадей. Близкими по характеристикам к ним являются нитроморилки – бейцы на основе растворителей.
Отделочный состав представляет собой красители, растворенные в масле, как правило, льняном. Морилка легко и равномерно наносится на древесину, причем, как ручными методами, так и краскопультом. Она не образует поверхностных пленок, подчеркивает текстуру дерева и обеспечивает воздухообмен.
Отличительной особенностью красящих пигментов таких составов является их устойчивость перед УФ-излучением, за счет чего выкрашенные поверхности не выгорают на солнце, сохраняя насыщенность цвета годами. Для разведения масляных составов используют уайт-спирит
По всем основным характеристикам такие морилки схожи с масляными аналогами. Отличительной особенностью восковых и акриловых бейцев являются их влагозащитные свойства. Отделка хорошо защищает поверхность дерева от воды, но при этом уязвима к механическим повреждениям.
Восковые и акриловые составы легко наносятся ручными методами, держат одинаковый тон, не оставляют разводов. Они не поднимают ворс и хорошо подчеркивают натуральную текстуру дерева. Этот тип отделки активно применяется при реставрации мебели. Бейцы данного типа предлагаются в широкой цветовой палитре.
Морение дерева в домашних условиях можно производить кистью, поролоновым или тканевым тампоном, малярным валиком, а также краскопультом. Выбор техники определяется в первую очередь типом отделочного состава.
Оптимальное соотношение материалов и используемых инструментов:
Существует два общепринятых метода обработки дерева морилкой:
Техника актуальна в первую очередь для водных составов. Она позволяет выровнять цветовые переходы, устранить подтеки и достичь более светлых тонов. Морилка наносится круговыми (тампон) или продольными (валик, кисть) движениями, с последующим вытиранием вдоль волокон. После подсыхания первого слоя – наносится второй. Процедура повторяется до достижения желаемой насыщенности цвета.
Эта техника более уместна при использовании восковых, масляных и акриловых морилок, когда стоит задача достичь глубоких оттенков древесины. Допускается частичное вытирание излишков, после того как основная часть состава впитается в структуру дерева. Это позволяет выровнять тон и избавиться от незначительных дефектов, которые могут возникнуть при нанесении состава.
Общие рекомендации:
Говоря о достоинствах морилки, не следует забывать, что она подчеркивает не только выразительность текстуры дерева, но и все дефекты, имеющиеся на его поверхности. Поэтому надлежащей подготовке изделия уделяют особое внимание.
Соблюдение этого алгоритма поможет достичь профессионального результата при морении древесины в домашних условиях.
Неравномерный тон отделки, когда в одних местах морилка проявляется сильнее, а в других слабее, – это распространенная проблема, которая связана с особенностями некоторых пород древа. Пятнистость может возникать при обработке смолянистой древесины, а также пород с неравномерной плотностью или фанеры. В первом случае, рекомендуют обессмоливать поверхность, во втором – предварительно обрабатывать дерево специальными кондиционерами, которые закроют поры и обеспечат равномерное поглощение морилки.
Для усиления износостойкости и привлекательности поверхности деревянных изделий, покрашенных морилкой, их дополнительно вскрывают лаком. На этом этапе многие сталкиваются с проблемой, когда при наложении лака морилка начинает идти размывами, что в итоге неисправимо портит всю проделанную работу.
На этапе финишной отделки важно помнить:
Сосна является деревом со своими особенностями. Это хвойное растение, поэтому необходимо учитывать наличие в нем смол и иных веществ, которые имеют свойство выступать из древесины, влиять на ее впитываемость, по-особому взаимодействовать с окрашивающими средствами и придавать прочие эффекты.
Если мастер выбрал сосну в роли материала для пола или иных элементов помещения, то нужно учесть свойства этого дерева при обработке морилкой и лаком. Этапы правильной работы такие:
Многие столяры и специалисты по дереву любят сосну из-за легкости работы с ней, небольшого веса, низкой стоимости. Кроме того, эта древесина доступна повсеместно.
Сосновая поверхность при отделке прозрачными материалами словно излучает теплый солнечный свет. Этот эффект редко встречается у иных пород.
Меньше проблем возникает, когда поставлена задача сохранить или подчеркнуть природный цвет. Но если нужно придать ему более темные оттенки, то результат пропитки морилкой зачастую будет непредсказуемый. Это обуславливается тем, что из-за смоляных веществ древесина сосны на отдельных участках обладает разной впитываемостью. Неравномерность этого процесса делает поверхность пятнистой или с полосами, отличающимися по тону.
Из-за указанного недостатка не стоит отказываться от обработки такого материала. Тонировать сосновые доски можно равномерно, если знать технологию и способы, как это правильно делать. При этом потребуется лишь несколько простых действий и чуть больше времени на подготовку древесины.
В торговых точках зачастую в штабелях готовых сосновых досок есть много иных родственных пород, но продавцы не делают особых различий между ними, называя все «сосной». Такие породы очень близкие по ботанической классификации, но, все же, это не совсем сосна и они имеют несколько иные свойства. То есть, морилку они будут впитывать по-разному. Впрочем, это наблюдается также и у чистой сосны: даже одна и та же доска может иметь на разных участках иное содержание смол и разную впитываемость. Что уж говорить, если выбраны доски из разных деревьев.
Непредсказуемость, вот, что надо учитывать, приступая к использованию морилки для этой породы. Чтобы определить ее уровень и границы, используют пробные образцы. Это самый верный метод проверить качество и параметры материала.
Сосна обладает значительной сучковатостью, но в нашем случае это часть ее привлекательности и уникальности. Обычные, не трухлявые, твердосидящие сучки, являющиеся неотъемлемой частью структуры доски – не помеха, но следует избегать «мертвых» таких элементов древесины. То есть, трухлявых, тех, которые шатаются, выпадают. Также забраковывать следует доски со скоплениями этих образований у сердцевины или с сучками, вокруг которых древесные линии волокон резко меняют направление.
Но даже и доски с указанными недостатками вполне пригодны к использованию. Проблему можно решить простым способом: закрепив выпадающие сучки эпоксидным клеем. Не стоит бояться, что со временем его клеящие свойства ослабнут, и элемент доски вылетит или раскрошится. Такой клей имеет в своей основе эпоксидную смолу, которая чрезвычайно прочна после высыхания.
Поэтапно проверенный способ, как правильно отшлифовать сосновую доску:
Опыт обработки сосновой древесины показывает, что нанесение морилки на ее чистую поверхность приводит к неравномерности тона и образованию пятен.
Столярами был проведен эксперимент с пробными образцами – какой состав грунтовки обеспечит лучшую равномерность окраски. Поверхность была обработана шеллаком для мебели, фабричным грунтом-кондиционером для древесины с неравномерностью впитывания и полиуретановым составом. Последний показал наилучший результат.
После нанесения и высыхания состава поверхность слегка отшлифовывают в направлении волокон губкой с абразивом №320 и наносят жидкую морилку.
Для создания требуемого оттенка на пробные образцы наносят смеси из разных морилок (темных и светлых). То есть, если требуется оттенок темнее, то в светлую пропитку добавляют более темную, и наоборот. Далее, смесь наносят на пробный образец, который должен быть создан строго из той же партии древесины, что и основной обрабатываемый материал. Если это стена или иной объект, то можно выбрать несколько участков и экспериментировать на них или рискнуть и взять похожую древесину, но следует учесть, что результат может отличаться, так как дерева той же породы в нашем случае могут обладать значительными отличиями по показателям насыщения их смолами.
Разные по оттенкам пропитки для хвойных пород можно смешивать для достижения требуемого тона. Еще одним способом добиться нужного результата является добавление в морилку специальной краски-концентратора. Осветление же можно осуществить, добавляя бесцветную жидкость в более темную.
При покупке следует обратить внимание, что в продаже есть разные цветовые варианты морилки. Кроме того, есть большое количество красок для этого вещества. Можно выбрать несколько отдельных концентратов для изменения цвета или их комплект. Некоторые торговые точки предлагают создание требуемого оттенка по образцам покупателя.
Перед применением морилки поверхность необходимо смочить и высушить. Это не допустит деформации волокон непосредственно после обработки. После этих двух этапов дерево необходимо прошлифовать. Зернистость шлифовальных инструментов должна быть 120 – 150. После очистки от пыли – осуществить шлифовку абразивом зернистостью 150 – 180 и затем снова тщательно зачистить от пыли. Желательные параметры древесины: температура > +15 С°, влажность 8 – 12%.
Смолистую древесину сосны крайне желательно обработать средством для очистки ее от смол.
Перед использованием пропитку периодически взбалтывают. Это следует делать основательно: жидкость должна быть максимально однородной, чтобы исключить малейшую возможность тоновых различий при покраске.
Распыляют обильно. Важно следить за равномерностью. Движения должны осуществляться вдоль полотна (по его длине). По прошествии 1 – 2 мин. оставшуюся на поверхности жидкость разравнивают чистой сухой кистью. Если удастся распилить вещество так, чтобы объект был покрыт ее равномерно, то указанные действия не потребуются.
Желательно использовать плоские кисточки: чем шире будет рабочая часть, тем лучше – это уменьшит риск накладывания слоев пропитки друг на друга, что приводит к неравномерности оттенка. Наносят сначала по длине, затем – по ширине и после этого снова по длине. То есть, крестообразными движениями. После 1 – 2 мин. остатки разравнивают такой же кистью, но чистой и сухой – это дополнительно нивелирует разницу, обусловленную неравномерностью впитывающих свойств дерева. Оставленный на поверхности сочный, выровненный слой пропитки обеспечит эффектный вид обрабатываемой поверхности.
Сохнет при 20 С°. При этом относительная влажность воздуха в помещении должна быть до 50%. Относительно сухой поверхность будет через 30 мин., но для покрытия лаком потребуется выждать 10 – 12 часов. Период для сушки сокращать штучно нельзя, то есть, не надо повышать температуру и инициировать движение воздуха (феном или иными инструментами). Эффект после таких манипуляций будет непредсказуемым.
Под морилку определенного изготовителя желательно подбирать и лак той же фирмы. Работа с лаками на водной основе имеет особенность: такой вид продукции следует наносить распрыскивателем (пульверизатором), а не кисточкой или валиком. Это обуславливается особенностями их текучести: при нанесении водных/спиртовых лаков вручную очень сложно обеспечить равномерность, в то время как иные виды таких покрытий имеют густоту и тягучесть, позволяющую им распространиться по поверхности более ровно.
Хвойной древесине свойственно желтеть со временем, поэтому следует выбирать светлые или серые морилки. Рекомендовано использовать только лаки, стойкие к выгоранию.
Специалисты рекомендуют сначала на опытном образце опробовать пропитку и покрыть поверхность лаком. То есть, обработать пробник полностью до конца: так будет виден результат сочетания морилки и выбранного лака, что позволит проверить, подходит ли мастеру тон, созданный в результате «сотрудничества» этих двух веществ.
Дерево, а особенно его хвойные породы, имеет некоторую степень непредсказуемости в свете описываемых нами работ. Существует возможность появления тоновых изменений окраски со временем.
Емкости, используемые в процессе работы, должны быть максимально чистыми и состоять из идентичного материала. Если смешиваются пропитки, то надо это делать чрезвычайно тщательно в одном и том же резервуаре. Если он состоит из металла, то его примеси могут незначительно изменить тон.
Для создания тонов светлого или серого диапазона следует подбирать древесину максимально приближенную к ним по цвету. Кроме того, результат во многом зависит от структуры дерева. Например, на него влияет качество твердых колец этого материала.