Какие утверждения характеризуют современное состояние машиностроения россии

Тест по теме « Машиностроение России.» 1 вариант.

1.Машиностроительные заводы в России расположены:

а) во всех районах б) только на западе в) в основном в Центральной России

2. Установите соответствие:

Производство Главный фактор размещения:

1. робототехники и ЭВМ а) близость потребителя

2. зерноуборочных комбайнов б) близость металлургической базы

3. горно-шахтного оборудования в) близость научных центров

3. Какой фактор имеет решающее значение для размещения точного машиностроения?

а) сырьевой и топливный б) трудовой и научный в) природные условия и потребительский

г) водный и транспортный

4. Установите соответствия.

Отрасль машиностроения. Центр машиностроения

1.тяжёлое. а) Тольятти Ульяновск Нижний Новгород

2.станкостроение. б) Екатеринбург Новокузнецк

в) Москва Санкт-Петербург Новосибирск

5. Производство предприятием однородной продукции .

а) Кооперирование б) Комбинирование в) Специализация

6. Потребителями продукции машиностроения являются:
а) сельское хоз-во; б) сельское хозяйство и транспорт, в) сельское хоз-во, транспорт и машиностроение.

7. Укажите верное сочетание:
а) Челябинск – автомобилестроение, б) Мурманск – авиастроение,

в) Энгельс – производство троллейбусов.

8. Почему большинство машиностроительных предприятий расположено в крупных городах?

а) в них находится научно – конструкторская база б) в них находятся квалифицированные рабочие кадры

в) через них проходят крупные транспортные магистрали г) по всем названным выше причинам

9. Какие отрасли машиностроения размещаются в районах потребления продукции?

а) автомобилестроение в) сельскохозяйственное машиностроение

б) приборостроение г) электронное машиностроение

10. Какое утверждение является неверным?

а) главными формами организации производства в машиностроении являются специализация и

б) машиностроительный комплекс объединяет отрасли промышленности, производящие

оборудование для всех сфер народного хозяйства, а также предметы потребления

в) машиностроение по объему производства опережает все другие отрасли

г) одной из проблем машиностроения является низкое качество производимых машин

11. Почему для размещения сельскохозяйственного машиностроения имеет большое значение потребительский фактор?

а) сельскохозяйственная техника громоздка, и ее неудобно и дорого перевозить на большие расстояния

б) себестоимость производства сельхозмашин очень высока

в) с/х техника нужна во всех частях страны г) с/х относится к числу трудоемких отраслей

12. Район, благоприятный для размещения авиационного завода:

а)Норильск б) Чебоксары; в) Владивосток; г) Якутск.

13. Установите соответствие:

Отрасль машиностроения Фактор размещения

1.производство с/х машин а) научный

2.производство горно-шахтного оборудования б) потребительский

3.электронное машиностроение в) трудовой

4. автомобилестроение г) сырьевой

14. Наибольшее количество легковых автомобилей производится в :

1) Центральном экономическом районе 2) Уральском районе

3) Северо-Кавказском районе 4) Поволжском.

15. Укажите верное сочетание «город – отрасль машиностроения»:

1) Волгоград – автомобилестроение; 2) Петрозаводск – энергетическое машиностроение;

3) Мурманск – авиастроение; 4) Нижний Новгород – судостроение.

Машиностроительный комплекс представляет сложное межотраслевое образование, включающее машиностроение и металлообработку. Машиностроение объединяет специализированные отрасли, сходные по технологии и используемому сырью. Металлообработка включает промышленность металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и оборудования.

Машиностроение является ведущей отраслью тяжелой индустрии страны. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов — орудия труда, машиностроение в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях хозяйственного комплекса, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного производства. На долю машиностроения приходится около 1/5 объема выпускаемой продукции промышленности страны, почти 1/4 основных промышленно-производственных фондов и 1/3 промышленно-производственного персонала.

Ассортимент выпускаемой продукции машиностроения отличается большим многообразием, что обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей и влияет на размещение производств, выпускающих различные виды продукции.

В настоящее время в машиностроении по степени технической оснащенности выделяют пять уровней технологического уклада.

Первый уровень представлен производством оборудования для горнодобывающей промышленности и предприятий, перерабатывающих первичное сырье.

Второй уровень связан с производством оборудования для сельского хозяйства.

Третий уровень представлен производством оборудования для черной и цветной металлургии, производством строительных материалов.

Четвертый уровень включает автомобильную и подшипниковую промышленность, электротехническое машиностроение и др.

Пятый уровень представляют предприятия, связанные с высокими технологиями: это — производство ЭВМ, оптико-волоконная техника, роботостроение, производство станков и оборудования с числовым программным управлением (ЧПУ), ракетно-космическое производство, авиационная промышленность.

В структуре машиностроения насчитываются 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.

К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относятся тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение, электротехническая промышленность, химическое и нефтяное машиностроение, станкостроительная и инструментальная промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности.

В течение длительного периода темпы развития машиностроения опережали развитие промышленности в целом. Высокие темпы были характерны для отраслей, определяющих научно-технический прогресс, и в первую очередь станкостроения, приборостроения, электротехнической и электронной промышленности, производства средств вычислительной техники, авиакосмического производства.

Достижения машиностроительного комплекса характеризовались не только ростом объемов его производства, но и созданием и выпуском прогрессивных видов продукции, внедрением более современных технологий.

Читайте также:  Как сделать полки из старого шкафа

В последние десятилетия машиностроительный комплекс формировался в соответствии с текущими потребностями экономики и обороны страны под конкретную номенклатуру конечной продукции. В результате были созданы предметно-специализированные предприятия с жесткими технологическими связями, низкой гибкостью и мобильностью производства.

Кризисная ситуация, назревшая в стране к началу 1990-х годов, существенно отразилась на отрасли. Структура машиностроения отличалась крайней утяжеленностью с высокой степенью милитаризации. Отмечались высокий уровень концентрации и монополизации производства, избыточная, неэффективная производственная активность. Лишь около 1/4 новых технологий соответствовали мировому уровню.

В результате в СССР стали происходить нарушения договорных обязательств по поставкам продукции, натурализация обмена, возникновение в широких масштабах бартерных сделок. Менялись налаженные связи по поставкам комплектующей и конечной продукции машиностроения. Высокий уровень территориального разделения труда, а также монополизм, присущий машиностроительному комплексу СССР, явились причиной отсутствия в России целого ряда производств, необходимых для нормального функционирования как машиностроения, так и всего хозяйственного комплекса страны.

За период 1998–2009 гг. объем промышленной продукции машиностроения возрос в 9,1 раза и составил 2,6 трлн руб. Деиндустриализация экономики отразилась и на машиностроительном комплексе. Отрасли машиностроения пятого уровня, ориентированные на выпуск наукоемкой продукции, сократили производство с 45,3 до 22,5%. Выпуск высокопроизводительного наукоемкого оборудования, оснащенного электронными устройствами и микропроцессорным управлением, за отмеченный период сократился в десятки раз, а по некоторым номенклатурным позициям — в сотни раз. Так, производство станков с ЧПУ сократилось в 142 раза. В стране в 2007 г. было изготовлено всего 200 станков с ЧПУ, а в Японии (для сравнения) — около 35 тыс., свыше половины из них были реализованы на мировом рынке. Производство кузнечно-прессовых машин с ЧПУ сократилось с 370 до 22 единиц, или в 16,8 раза. В значительных объемах сократился также выпуск прогрессивного режущего инструмента, особенно из керамики, поликристаллических синтетических алмазов и сверхтвердых материалов, абразивных микропорошков. Тогда как производство продукции четвертого уклада (автомобилей) осталось практически без изменений и составило 1,1 млн шт.

Ухудшилось внешнеторговое сальдо по продукции машиностроения: если в 1990 г. объем импорта превышал объем экспорта на 33%, то в 2009 г. — почти на 90%. Общее снижение экспортного потенциала машиностроения вызвано как внешними, так и внутренними факторами. К первым относятся разрушение предметной специализации, существовавшей в рамках СЭВ и СССР, а также изменение соотношения цен производителей сырьевых и обрабатывающих отраслей. Индексы роста цен по сырьевым отраслям превысили соответствующие показатели для машиностроительного комплекса по электроэнергетике более чем в 4 раза, топливной промышленности примерно в 3 раза, черной металлургии почти в 2 раза. Вследствие этого цена факторов производства машиностроительной продукции (за исключением труда) приблизилась к мировой.

К внешним факторам снижения экспортного потенциала относятся низкая (по сравнению с зарубежными аналогами) конкурентоспособность выпускаемой продукции и неготовность к активной деятельности в области мониторинга рынков, маркетинга и обслуживания техники в сфере эксплуатации.

Главным сдерживающим фактором развития машиностроения с 1992 г. выступает сокращение инвестиций в развитие машиностроительного комплекса, высокий износ основных производственных фондов, устаревшие технологии в машиностроительном комплексе.

Структурные изменения в выпуске продукции машиностроения отражают сдвиги в экономике в целом и в ее отраслях.

Повышение удельного веса ремонта машин и оборудования с 8,5 до 14% отражает естественный процесс экономического кризиса и необходимость поддерживать в работоспособном состоянии стареющий парк техники. Недостаточно продуманная политика на ориентацию развития топливно-сырьевых отраслей определила повышение в отраслевой структуре доли машиностроения с 7,8 до 18,9%. В то же время удельный вес наукоемких отраслей, определяющих научно-технический прогресс и повышение производительности труда (приборостроение, машиностроение оборонного комплекса), сократился с 45,3 до 27,6%. Снижение доли структурообразующих отраслей машиностроения представляет угрозу невыполнения им одной из главных ролей — обеспечения воспроизводственного процесса в экономике, обновления ее на основе прогрессивной техники и технологии, т.е. реструктуризации. В настоящее время машиностроение использует лишь 10–15% мощностей, имевшихся на начало 1992 г., и без внедрения наукоемких технологий. В то же время отечественные технологические разработки позволяют производить широкий спектр техники с высокими трудо-, энерго- и материалосберегающими характеристиками. Широкое внедрение ресурсосберегающих технологий обходится в 2–3 раза дешевле увеличения объемов добычи топлива и сырья, что особенно важно для потребителя в условиях приближения роста цен на производство к мировым. Следовательно, основные тенденции, наблюдаемые в машиностроении, свидетельствуют об отходе как от ведущих мировых тенденций (рост наукоемкой продукции), так и от функции технологического обеспечения воспроизводственного процесса в экономике.

В 1997 г. впервые за годы экономических реформ в России в машиностроении отметились положительные сдвиги в объеме производства. По сравнению с 1996 г. производство отечественных цветных телевизоров увеличилось в 2,4 раза, персональных ЭВМ — на 29,8%, автобусов — на 21,6, легковых автомашин — на 13,5%. Доля машин и оборудования в общем объеме российского экспорта возросла с 9,6 до 10,1%, в том числе в экспорте в страны дальнего зарубежья — с 7,8 до 8,2%. В целом выпуск продукции машиностроения и металлообработки повысился на 3,5%. 1997 г. стал годом активного формирования нового облика машиностроения. Свидетельством этого процесса являются ориентация на текущий платежеспособный спрос (как внутренний, так и внешний), кооперация с ведущими зарубежными производителями с целью выпуска конкурентоспособной продукции, рационализация схем комплектования конечных продуктов, регионализация и локализация машиностроения в экспортно-ориентированных ФПГ, существенно меньшие по сравнению с дореформенным периодом объемы производства.

Читайте также:  Картофельное пюре блендером погружным отзывы

Однако финансовый кризис августа 1998 г. негативно отразился на экономике России, в том числе и на машиностроительном комплексе. Объемы промышленного производства здесь сократились на 4,9% по сравнению с 1997 г. Некоторая положительная динамика стала отмечаться с 1999 г.

В ходе приватизации произошла существенная децентрализация производства. Число действующих организаций в машиностроительном комплексе за 1992–2009 гг. увеличилось с 5,2 до 50,3 тыс., что создает возможности для структурного маневра, формирования новых конкурентоспособных отраслей, для гибкости и мобильности. Акционирование и приватизация в гражданском машиностроении близки к завершению. В оборонных отраслях государственный сектор еще обеспечивает около 40% объема выпуска промышленной продукции. В результате приватизации стирается грань между гражданскими предприятиями машиностроения и оборонного комплекса (исключая небольшое число сохранившихся военных заводов). В одни и те же ФПГ вошли как оборонные, так и гражданские предприятия. Например, в группе «Сокол» из 10 заводов пять относятся к оборонной промышленности, три — к электротехнической и два — к автомобильной.

В то же время на большинстве приватизированных предприятий существенные изменения в структуре, номенклатуре и объемах производства продукции еще не произошли. Поэтому экономический эффект в результате разгосударствления предприятий пока не достигнут.

В отраслевой структуре промышленности на долю машиностроения приходится 18,9%. Машиностроение занимает важное место в экономике регионов России. В структуре промышленного производства товарной продукции федеральных округов на долю машиностроения приходится от 8,8 до 28,7%. Особенно высок уровень его развития в Приволжском, Северо-Западном и Центральном федеральных округах.

В отличие от других отраслей промышленности на размещение отраслей машиностроительного комплекса в наименьшей степени влияют природные факторы (наличие полезных ископаемых, обеспеченность водными ресурсами) и весьма существенно воздействие экономических факторов, таких, как обеспеченность территории трудовыми ресурсами, наличие устойчивых транспортных связей, близость потребителей, специализация и кооперирование производства, высокий научно-технический и трудовой потенциал. В машиностроении потребительский фактор оказывает большее влияние на размещение производства, чем сырьевой. Специализация производства предполагает сосредоточение основной производственной деятельности на изготовлении одного продукта, части продукта или выполнение только отдельных операций при его производстве. Развитие специализации выражается не только в обособлении отдельных производств и отраслей, но и в четком разделении труда между отдельными предприятиями одной отрасли. Так, автомобилестроение представлено производствами автомобилей различных классов, автобусов и троллейбусов.

Специализация является важнейшим направлением интенсификации производства машиностроения. Она дает большие возможности для использования высокопроизводительного оборудования, средств автоматизации и роботизации производственных процессов, что обеспечивает рост производительности труда и повышает эффективность развития производства. Например, Камский автомобильный комплекс включает шесть крупнейших специализированных заводов: ремонтно-инструментальный, литейный, дизельный, прессово-рамный, кузнечно-прессовый и автосборочный. Они оснащены оборудованием и технологическими средствами, позволяющими сравнительно быстро, без дополнительных затрат перейти с производства одних видов автомобилей на другие.

Специализация промышленного производства обусловила широкие связи по кооперационным поставкам между предприятиями различных отраслей хозяйственного комплекса: металлургической, химической, текстильной и др. Кооперирование означает участие в процессе производства готового продукта нескольких предприятий, каждый из которых выполняет определенную технологическую операцию. Например, Волжский автозавод связан по кооперированным поставкам более чем с 300 смежниками, в том числе и странами дальнего зарубежья, поставляющими ему свыше 100 комплектующих изделий и 500 наименований материалов. На их долю приходится более 55% себестоимости производимой продукции.

Специализацию в машиностроении подразделяют на предметную, технологическую, подетальную. Отрасли предметной специализации производят технологическое оборудование для разных отраслей промышленности, строительства, черной и цветной металлургии, электроэнергетики, транспорта и т.д.; отрасли технологической специализации выпускают различные виды литья, кузнечно-прессовых изделий и другой продукции; отрасли подетальной специализации связаны с производством литья, кузнечно-прессовых изделий.

Производственно-технический потенциал отрасли характеризуется тремя основными показателями:

  • 1) объемом выпускаемой товарной продукции (руб. или натуральных показателей),
  • 2) размером основных промышленно-производственных фондов (руб.),
  • 3) численностью промышленно-производственного персонала (чел.). Удельный вес этих показателей по отдельной отрасли в общих показателях машиностроения позволяет определить ее направленность.

Так, если удельный вес основных промышленно-производственных фондов (ОППФ) в данной отрасли значительно превышает долю занятых в ней, то такая отрасль относится к фондоемкой, но трудосберегающей (тяжелое машиностроение). Если же удельный вес численности промышленно-производственного персонала (ППП) значительно превышает долю ОППФ в отрасли, то эта отрасль принадлежит к числу трудоемких, но фондосберегающих.

Читайте также:  Как сделать скрытое оружие

Среди многочисленных факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных производств машиностроительного комплекса, выделяют материало-, энерго-, трудо- и фондоемкость, а также потребительский фактор.

В зависимости от особенностей взаимодействия таких факторов, как металлоемкость, материалоемкость и трудоемкость, выделяют тяжелое, общее и среднее машиностроение.[1,7,12,15]

А) периодизация б) описание в) районирование г) генерализация

В 1993 году численность населения Росси была …. млн. человек

А)130,1 б)137,6 в)148,7 г)162,0

Превышение числа родившихся над числом умерших людей в стране на 100 жителей называется …. населения.

А) естественным приростом б) воспроизводством в) внутренними миграциями г) движением

Какая последовательность стран отражает их место в ряду убывания численности населения?

А) Китай, США, Россия, Индия, Бразилия, Нигерия, Германия

б) Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Россия

в) Китай, Индия, Россия, Индонезия, Пакистан

г) Китай, Россия, Индия, США, Бразилия, Австралия

В последние годы в Росси рождаемость составляет примерно …… промилле

А) 1 б) 15 в) 5 г) 10

После распада СССР русское население активно реэмигрировало из…

А) Украины б) Польши в) Закавказья г) Западной Сибири

Россия закупает в других странах….(1), поставляя им….(2) (соотнести все буквы с цифрами)

А) продовольствие б) топливо в) продукцию тяжелой промышленности г) предметы потребления

Какие утверждения характеризуют современное состояние машиностроения в России?

А) Высокие темпы роста б) огромные диспропорции в темпах роста отдельных отраслей

В) Быстрое обновление оборудования и выпускаемой продукции

Г) низкая надёжность машин д) соответствие оборудования и машин мировым стандартам

Е) значительный экспорт

А) судостроение б) автомобилестроение в) электроника г) металлургическое машиностроение

Череповецкий металлургический комбинат использует…

А) собственное сырьё и топливо б) собственное сырьё и привозное топливо в) привозное сырьё и собственное топливо в) привозное сырьё и топливо

Прочитайте информацию и по набору характеристик определите экономический район России:

А) В состав района входит крупнейшая республика; является связующим звеном между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона; богат водными, лесными, морскими биологическими ресурсами; большое разнообразие полезных ископаемых; в перспективе – создание собственной металлургической базы и развитие обрабатывающей промышленности. Это.

Б) Производство зерноуборочных комбайнов, электровозов, паровых котлов, атомных реакторов; многоотраслевое с/х, сложная структура пищевой промышленности, пёстрый национальный состав; высокоразвитое рекреационное хозяйство; экономические связи с другими районами осуществляются морским и железнодорожным транспортом. Это …………….

в) Выгодное ЭГП; кладовая минеральных ресурсов, но нефти мало и она низкого качества, угольные бассейны истощены; развита цветная и чёрная металлургия, тяжёлое машиностроение и химическая промышленность, богатые лесные ресурсы; остро стоит проблема окружающей среды.

В последние годы 20 века на политической карте Европы появились государства:

А) Испания б) Нидерланды в) Югославия г) Хорватия

Ошибка в перечне федеративных государств:

А) Бразилия б) Украина в) Индия г) Малайзия

Первая в мире страна, где доля занятых в непроизводственной сфере превысила долю занятых в сфере материального производства:

А) Германия б) Япония в) США г) Россия

Пара стран, выделяющихся очень незначительными лесными ресурсами

А) Канада и США б) США и Саудовская Аравия в) Саудовская Аравия и Египет г) Египет и Россия

Европейская монархия, имеющая относительно низкую плотность населения, поскольку условия на значительной части территории страны суровые, главными статьями экспорта являются нефть и газ, хорошо развит морской транспорт и рыболовство:

А) Швеция б) Норвегия в) Финляндия г) Исландия

О какой стране идёт речь?

А) Государство сравнительно молодое. Развитие хозяйства обусловили три главные фактора – это соседское и приморское положение, а также богатство минеральными ресурсами. Страна крупнейший производитель минерального сырья (свыше 80 % идёт на экспорт). Более 70% экспорта поступает в США, поэтому экономика страны тесно переплелась с экономикой США. Страна переселенческого капитализма, входящая в большую семёрку. Это …..

Б) Единственная на континенте экономически развитая страна, по всем показателям экономического развития ей принадлежит первое место в регионе. Однако её часто называют «страной с двойной экономикой», т. к. не все районы достигли высокого уровня экономического развития, и длительное время проводилась политика апартеида. Страна переселенческого капитализма. Это….

1. Что общего у следующих стран: США, ФРГ, Франция, Великобритания, Япония?

2. Перечислите главные причины опустынивания.

3. Что изучает географическое ресурсоведение?

4. Почему Моровой океан называют комплексным ресурсом?

5. Назовите основные демографические проблемы Мира, их причины и пути решения.

III. По таблице определите величину естественного и механического прироста страны за год. Объясните полученные данные. Дайте характеристику страны, которая может иметь такие показатели?

Комментарии запрещены.

Присоединяйся