Содержание
Стальные трубы без защитного покрытия быстро корродируют и выходят из строя. Поэтому была разработана технология нанесения защитного цинкового слоя, который увеличивает срок службы материала почти в десять раз.
Оцинкованные трубы сегодня используются повсеместно, они дешевле изделий из нержавейки и по техническим характеристикам им не уступят. Но есть негативный момент, связанный с температурой плавления цинка и другими свойствами этого металла.
Когда производится сварка оцинкованных труб, то температура в зоне сваривания достигает +1200 ℃. Происходит выгорание цинкового слоя. Этот металл начинает закипать уже при +906 ℃. То есть, получается, что на участке стыка двух труб образуется зона без защиты. Но и это не все отрицательные стороны сварки оцинкованных труб.
Газообразный цинк вредное для человека вещество. Попав в дыхательные пути, он приводит к удушью. Поэтому сварка в помещениях без организации хорошо действующей вентиляции запрещена. К тому же по техники безопасности сварщик должен надеть под маску респиратор.
При высокой температуре цинк начинает интенсивно испаряться, что приводит к образованию внутри стали раковин и пор. А это снижение качества места соединения и прочности стыка двух оцинкованных труб.
Учитывая все выше упомянутые минусы сваривания оцинкованных труб, были разработаны две специальные технологии, в которых процесс сварки проводится так, чтобы оцинковка не разрушалась.
В первой технологии зона сварки обрабатывается специальным материалом – флюсом, который закрывает собою стык и не дает цинку выгорать, то есть, переходить в газообразное состояние.
Он на себя оттягивает часть тепловой энергии, а внутри под флюсом цинк расплавляется и становится вязко-жидким. Этот металл обволакивает собою соединение двух оцинкованных труб, равномерно покрывая их концы. Защитный слой, таким образом, не нарушается.
Во второй технологии используют специальные электроды, которые могут выдерживать ток большой силы. В основе этого метода лежит позиция сокращения времени сварки, в течение которого цинк не успевает испаряться.
То есть, процесс сварки производится настолько быстро и без снижения качества соединения, что защитное покрытие не успевает превращаться в газ.
Эти технологии сегодня используется повсеместно, когда дело касается сварки именно оцинкованных труб. И не только тех, которые собираются в трубопроводы для газа или в несущие конструкции в строительстве.
В водопроводе под действием проточной воды цинк растворяется и частично выводится наружу. Так что для здоровья человека он опасности не несет.
Как уже было сказано, процесс сварки сопровождается выделением тепловой энергии, поэтому цинк начинает интенсивно испаряться. Есть большая вероятность, что этот металл попадет в сварочную ванну и смешается со сталью.
А это приведет к образованию пор и трещин на уровне кристаллизации стали, и, как следствие, к снижению качества стыка соединяемых изделий. Поэтому основное требование к сварке оцинкованных труб – это удаление цинкового слоя в зоне соединения.
Если нет возможности удалить защитное покрытие, тогда для соединения оцинкованных труб используются именно специальные электроды. В принципе, сварка оцинкованного изделия практически ничем не отличается от такого же процесса соединения обычной стали. Но есть и свои нюансы.
Во-первых, сам электрод для сварки представляет собой металлический стержень, покрытый порошком. Именно разновидность порошкового слоя влияет на то, какие металлы можно варить.
В случае со сваркой оцинкованных труб используются электроды или с рутиловым покрытием или с основным. Первый используется, если трубы изготовлены из углеродистых сталей (к примеру, сталь 20), второй, если изготовлены из низколегированной стали (С345).
Применяются электроды с рутиловым покрытием. Рутил – это минерал в виде оксида титана. Он в порошковом покрытии применяется в виде концентрата с содержанием более 50%. В состав также входят алюмосиликаты и карбонаты.
Получаемый при сварке шлак имеет высокую щелочность, поэтому металл соединения обладает такими показателями, как высокая ударная вязкость и повышенная защита от образования горячих трещин.
Единственное требование к рутиловым электродам для сварки оцинкованных труб – это перед началом процесса просушить их в течение часа при температуре +200 °C. Но использовать расходники можно лишь через сутки.
Могут использоваться электроды с основным покрытием. Этот порошковый слой имеет сложную рецептуру, куда входит большое количество разных химических веществ: магний, кальций, шпат плавиковый и ферросплавы.
При сгорании внутри зоны сваривания порошок выделяет углекислый газ и окись углерода, которые защищают расплавленный металл от воздействия кислорода и водорода. Два последних снижают качество сварки. Обычно этими электродами проводят сварку трубопроводов из труб с толстой стенкой.
Что касается самого процесса сварки, то в его основу ложится толщина стенки трубы. Если этот показатель не превышает 3 мм, то концы труб соединяются электродом без предварительной подготовки, оставляя между ними зазор 2-3 мм.
Конечно, чистота поверхностей (и внешней, и внутренней) должна быть идеальной, поэтому их очищают от загрязнений и обезжиривают спиртом или растворителем.
Если толщина более 3 мм, тогда на концах оцинкованных труб делают фаску с притуплением 1,5-2 мм в зависимости от толщины стенки. Пространство между фасками в процессе варки заполняют расплавленным металлом от электродного стержня.
Важно правильно подобрать силу тока на сварочном аппарате и диаметр электрода. Большой ток приведет к прожиганию соединяемых изделий.
То же самое касается электродов с большим диаметром. И наоборот, если ток небольшой величины или мал диаметр расходника, то произойдет непровар. А это снижение качества стыка.
Многое будет зависеть и от скорости движения электрода вдоль сварочной зоны. Здесь, как и в предыдущих случаях, медленное движение – это вероятность прожигание стали и оцинкованного слоя.
Большая скорость – это все тот же непровар. Подходящая скорость сварки приходит с опытом. И чем чаще приходится варить оцинкованные трубы, тем качественнее получается шов.
После окончания сварки рекомендуется стык двух оцинкованных труб обработать антикоррозионным составом. Оно должно иметь три основных качества:
Популярностью для покрытия стыка пользуется специальная краска, в состав которой входит более 94% цинковой пыли. По сути, это цинк в виде пыли, в который вносятся неомыляемые связующие компоненты.
Поэтому краска легко наносится кисточками или валиками на любые поверхности: горизонтальные, вертикальные или наклонные, где она хорошо держится и не стекает.
Соединить две оцинкованные трубы можно с помощью газовой горелки. Все чаще используют технологию под маркировкой «UTP», которую в свое время изобрели немцы.
Для этого они использовали флюс марки «HLS-B», защищающий цинковое покрытие от выгорания. Сегодня предлагаются по этой технологии стержни марки UTP-1 – это медно-цинковый припой в виде прутка толщиною 2 мм. С его помощью можно варить не только изделия из оцинковки, но и медные сплавы, чугун.
Подготовка к процессу идентично той, которую применяют для сварки оцинкованных труб электродами. Но есть определенные особенности и нормы, которые устанавливают ГОСТы и СНиПы.
Номер грелки выбирается на 1-2 позиции меньше, чем при сварке обычных стальных труб.
В ацетиленовое пламя добавляется больше кислорода. Это делается для того, чтобы кремний, который является компонентом припоя, соединялся с кислородом и образовал оксид.
Именно последний является главным защитным ингредиентом в процессе сдерживания испарения цинка. При этом пламя должно быть стабильным, оно не должно скакать, что приведет к перепадам температурного режима в зоне сварки.
Предварительно концы труб нагреваются на ширину до 5 см.
Что касается номера горелки, то здесь зависимость прямая от диаметра трубы:
Сама пайка – это внесение прутка припоя в зону соединения, где он нагревается горелкой и расплавляется. При этом очень важно направлять огонь не на концы соединяемых оцинкованных труб, а на припойный стержень.
Для такой технологии лучше использовать сварку на себя, когда пруток движется перед горелкой. Кстати, она должна подноситься к месту стыка под углом 40°.
Но перед сваркой место соединение двух оцинкованных труб заполняется флюсом «HLS-B». Это пастообразное вещество, которое наносится на концы так, чтобы им заполнился участок с каждой стороны стыка длиною не меньше 2 см.
При этом надо учитывать, что толщина слоя флюса должна быть в два или три раза больше, чем при пайке обычных труб.
Если пайкой соединяют оцинкованные трубы толщиною до 4 мм, то сварка проводится за один проход. Если больше данного показателя, то за два или три. После завершения работ и остывания стыка флюс, который остался поверх соединения, удаляют водой и металлической щеткой.
Усердствовать не надо, чтобы не повредить цинковое покрытие. Внутренняя поверхность соединенных изделий промывается водой, которой заполняется трубопровод на сутки.
Сварить оцинкованные трубы не так просто, как может показаться на первый взгляд. Небольшое отступление от норм и правил приведет к серьезным дефектам, которые отразятся на качестве конечного результата.
Оцинкованная сталь является надежным материалом для создания или скрепления различных конструкций. Её применяют в промышленной и строительной сферах. Детали из подобного материала обладают устойчивостью к коррозии и являются более дешевыми, нежели нержавеющая сталь.
Сварка оцинкованных труб активно применяется дизайнерами в создании интерьера, так как после обработки материал сохраняет свой первоначальный эстетичный вид во время работы. Процесс достаточно легкий и простой, однако необходимо учитывать особенности скрепления, правила использования и другие нюансы.
Когда обустраивают инженерные коммуникации, то сварка оцинкованной стали становится весьма востребованной процедурой.
Но сплавление таких изделий благодаря резьбе является проблематичным процессом из-за свойства строительного материала. Это добавляет сварке оцинкованных изделий большей стоимости на выполнение работы.
Для оцинкованной сварки зачастую используют классические сварочные инструменты, но к их выбору необходимо подходить внимательно, поскольку любое неверное движение может привести к повреждению поверхности, а это провоцирует появление коррозии.
Необходимо отметить, что для того чтобы защитить оцинкованные детали нужно постараться минимизировать работу сварочного инструмента, тогда материал не будет испаряться.
Для этой процедуры специалисты зачастую используют электрод, который может выдержать большую частоту тока. Это дает возможность пользоваться более высокой температурой, нежели в обычной ситуации.
Электроды для сварки цинка также обладают определенными преимуществами, которые облегчают рабочий процесс:
Для защиты оголенных мест небольшой площади тубы, слой цинка можно перенести при помощи катоды электромеханическим методом. Для больших площадей данный способ не рекомендуется применять, поскольку процесс является трудным и нет полной уверенности, что поверхность будет защищена от коррозии.
Технология сварки оцинкованных труб подразумевает под собой использование специальных приборов, которые могут сварить несколько деталей, не повреждая при этом поверхность.
Чтобы работа была качественной на предполагаемое место сварки необходимо нанести специальный флюсовый слой. С его помощью основной материал не выгорит во время плавления.
Сварка оцинкованного листа происходит следующим образом:
Необходимо отметить, что данная технология используется при работе сварочных оцинкованных труб для водопроводной коммуникации. Если вдруг флюс попадает внутрь трубопровода, он не оказывает негативного влияния для людей, поскольку имеет свойство полностью растворяться в воде.
Также каждый специалист должен придерживаться всех мер безопасности, куда входит выполнение работы только в комнате, где присутствует хорошая вентиляция либо на улице.
Любой из способов сварки оцинкованных труб должен надеть резиновые перчатки с теплоизолирующей тканью и респиратор. Во избежание вспучивания цинковой поверхности рекомендовано наносить после всех обработок изделия соляную кислоту.
Когда цинк подвергается плавлению, он имеет свойство издавать пар, поскольку кипение начинается при температуре 906°С. При попадании цинковых паров в сварочную ванну, шов может иметь поры либо микроскопические трещины, и будет некачественным и ненадежным.
С этой целью необходимо очистить всю поверхность материала. Стоит отметить, что не всегда можно удалять слой цинк, поэтому существуют иные способы, благодаря которым можно получить качественный сварной шов. Если мастер использует дуговую ручную сварки, то ему понадобятся электроды для оцинкованных труб.
При варении углеродистой стали, электрод необходимо подбирать меньше диаметра трубы. В некоторых случаях в роли электрода может выступать деталь, имеющая рутиловое покрытие. Чтобы сварить запчасти, изготовленные из низколегированной стали, электрод может быть с основной поверхностью.
Существует несколько преимущественных свойств электродов:
Иногда для пониженной удельной массы углеродистого раствора, находящего в поверхности из цинка и для повышения сопротивляемости изделия к возникновению повреждений, рекомендуется в рутил добавлять немного железа в виде порошка.
Чтобы швы и поверхность в свариваемых трубопроводах и оцинкованных трубах не вздувались, специалисты увеличивают подачу тока и снижают скорость варения.
В жаркой окружающей среде, где будут находиться трубы, цинк не будет негативно влиять на заделанные швы. Чтобы скрепить несколько частей трубопровода с цинковым покрытием, не повредив поверхность, используют пайку.
Достоинства этого метода заключаются в следующем:
Распространенной технологией без нарушения цинкового слоя является использование электродов для сварки оцинкованных труб. Для её основы берут специальный флюс.
Сварка оцинковки по черному металлу выполняется согласно следующим этапам:
Для того, чтобы грамотно провести процесс цинкования при помощи сварочного инструмента, каждому мастеру необходимо придерживаться определенных правил выполнения сварочных работ.
Чтобы оцинковка легко сваривалась простым способом и швы были ровными, можно использовать электроды. Для тех, кто не сильно разбирается в теме, одним из важных вопросов является: какими электродами варить оцинкованную трубу.
Очень важно, чтобы они имели хорошее сцепление с основным материалом и могли выдерживать защитный слой.
Стальные трубы с цинковым покрытием часто используются для прокладки теплосетей, системы водоснабжения и канализации. При монтаже трубопровода необходимо учитывать ряд нюансов, связанных с разницей температуры плавления цинка и стали. Если соединять защищенный металл обычными методами, пострадает качество покрытия.
Пары цинка очень вредны, при работе ими легко отравиться. Счищать защитное покрытие – тоже не вариант, в месте швов магистраль начнет ржаветь, при сварке оцинкованных труб необходимо это учитывать.
ГОСТом предусмотрены правила сборки водоводов. Взамен традиционным методам сваривания предусмотрены другие, не нарушающие защитное цинковое покрытие в процессе монтажа. Защитный слой вскипает при 906°С, а сплав должен прогреться до 1200°С. Как сварить оцинкованную трубу в этом случае:
Существует две технологии сборки магистралей: варить оцинкованные трубы можно электродуговым аппаратом и газовой горелкой.
Особенности сварки оцинкованных труб состоят в правильном подборе номера горелки и техники формирования соединения. Процесс пайки заключается в расплаве припоя в зоне шва, пламя направляется на припой, жидкий металл равномерно заполняет зону стыка, не повреждая слой цинкового покрытия, покрытого флюсом.
Толщина припоя для стыков со стенкой до 10 мм равна половине толщины плюс 1 мм, если стенка толще, припой равен ½. За один проход проваривается стенка до 4 мм, если они толще, делается двойной провар.
К электродам для сварки оцинкованных труб предъявляются особые требования:
Марка покрытия электрода выбирается по типу стали: для углеродистых нужно рутиловое, для низколегированных – основное. В рутиловом покрытии содержится до 50% оксида титана, наиболее популярные марки: ESAB-SVEL OK 46.00, Electric Omnia 46, ОЗС-12, МР-3, УОНИ 13/55. Из электродов с основным покрытием для сварки применяют ТМЛ, ТМУ-21, ЦУ-5, ЦЛ-20; ЦЛ-39, в их состав входит фосфор и кальций. Диметр подбирается по специальным таблицам в зависимости от толщины свариваемой трубы и толщины стенки, он должен соответствовать СНиП 3.05.01-85.
Размер горелки выбирается по диаметру трубы и толщины стенки: номера 1–2 подходят для труб диаметром до 250 мм со стенкой до 6 мм; №№ 3–4 – свыше указанных размеров. Концентрацию кислорода увеличивают, чтобы кремний, содержащийся во флюсе, полностью окислялся до оксида, образуется термоизолирующая пленка, при высокой температуре цинк уже не вскипает. Пламя должно поддерживаться постоянно, чтобы не было непроваров.
До начала работы трубы необходимо подготовить:
В конце работы проводится смывка флюса, зачистка шва. После этого проводится обработка зоны сварки антикоррозионной краской с большой концентрацией цинка. Для защиты от коррозии можно применять другие составы на основе эпоксидной смолы, каучука.