Какое дерево наряжают на новый год

Традиция наряжать новогоднюю елку пришла из средневековой Германии. Тогда, правда, дерево не ставили в доме, а выбирали в лесу и вешали на него тряпочки, веревочки и простые предметы. В Россию эта традиция пришла в XIX веке в период увлечения немецкой культурой и литературой. Первая публичная елка была установлена в 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала. Одна ее сторона прилегала к стене, а другая была разукрашена лоскутами разноцветной бумаги. Вскоре публичные елки стали устанавливать в зданиях клубов, театров и в других местах. Сегодня в каждой стране мира можно купить и елку и игрушки и нарядить дерево как угодно. Но при этом народы разных стран сохраняют свои интересные традиции, о которых мы вам расскажем.

Европа

Скандинавия. Скандинавы, в частности, шведы стандартным елочным шарам предпочитают деревянные фигурки животных. Также шведы ─ ярые патриоты, вешают на елку маленькие флаги своей любимой страны. Датчане мастерят бумажные сердечки из белой и красной бумаги и наполняют их орехами или конфетами. Фины исторически использовали солому как символ урожая и украшали ею не только елку, но и дом, а сейчас часто наряжают елку игрушками геометрической формы, визуально напоминающими плоды осеннего урожая.

Исландия. В Исландии к детям приходит не Дед Мороз, а 13 рождественских гномов. Подарки они оставляют в башмаке, которые дети ставят на подоконник. Именно фигурками этих гномов исландцы чаще всего и украшают елку.

Германия. Германия, как известно, поделена на множество регионов, и каждый город имеет свои абсолютно разные обычаи ─ от того, какие напитки пьют жители, до разумеется того, как они украшают елку. Но повсеместная традиция, известная во всей Германии – украшать елку настоящими свечами. Этот не очень безопасный «дизайнерский прием» берет начало в XVI веке, когда Мартин Лютер первым украсил свечами ель, дабы воссоздать огни Рождественского неба.

Франция. В Париже (да и в целом во всей Франции) на елку принято вешать. красные яблоки. Они как символ урожая несут в дом благополучие, а также напоминают о библейских символах ─ Адаме, Еве и Райском саде. Сотни лет назад яблоки использовали настоящие, но однажды, в год плохого урожая, им в замену изобрели стеклянные реплики. С тех пор так и повелось.

Греция. В Греции наряду с елкой наряжают гранатовое дерево. А плодами граната и другими фруктами и орехами украшают стол. В давние времена, в островной Греции, вместо елок украшали лодки и корабли, и эта традиция, между прочим, сохранилась и до наших дней.

Китай. Вместо елок в Китае наряжают апельсиновые и мандариновые деревья – деревья Солнца. А украшения очень популярны из бумаги, засахаренных фруктов и цветов, которые подразумевают благополучие и любовь. Пионы символизируют богатство, а нарциссы – согласие в семье. Также в Китае на праздничное дерево принято вешать написанные от руки пожелания.

Япония. В Японии из-за дефицита елок наряжают карликовые сосны и бонзаи. Японцы ─ синтоисты, для них важна символичность: они верят в числа, знаки и символы. Так сосна для них символизирует долголетие, а бамбук ─ стойкость. Именно из этих растений японцы устанавливают около дома кадомацу – новогоднюю композицию с использованием ягод и водорослей, но если наряжают именно елку или карликовую сосну, то украшают дерево фигурками птиц из оригами, колокольчиками, веерами и фонариками.

Австралия и Новая Зеландия. В Австралии и Новой Зеландии выращиванием елок специально для Новогодних праздников занимаются благотворительные организации и церковные общины. Для них эта деятельность является одним из способов сбора средств на свои нужды. Так как Новый год приходится в Австралии на лето, елку украшают летними символами – ракушками, морскими звездами и цветами и, разумеется, фигурками местных символов – коалы и кенгуру.

Южная и Северная Америка

Бразилия. В Бразилии, где Новый год тоже выпадает на лето, елку украшают кусочками ваты, тем самым имитируя снег. В Рио де Жанейро ставят одну из самых необычных елок в мире, вошедшую даже в Книгу рекордов Гиннеса – плавучую. Ее высота превышает 85 метров, вес ─ 530 килограмма, а устанавливают ее на Озере Лагоа.

Читайте также:  Кипятильник 12в своими руками

США. В Соединенных Штатах новогодняя елка есть почти в каждом доме. Помимо стандартных красно-зеленых украшений, американцы часто вешают на елку леденцы в форме буквы J. По истории, первый кондитер, сделавший этот леденец, хотел увековечить букву с которой начинается имя Jesus.

Мексика. Мексиканцы и многие островные страны Карибского бассейна наряжают не елку, а пальму. Украшения в виде христианских символов не вешают, а именно ставят вокруг этой пальмы-елки.

Все мы привыкли к тому, что символом Нового года и Рождества является нарядная зеленая ёлочка или другое хвойное дерево. Но традиция эта свойственна не всем народам. О новогодних растениях разных стран – в предновогодней статье блога «Живой уголок»!

Падуб остролистный

Падуб (или остролист) – куда более древний символ зимних праздников, чем ель. Древние римляне считали остролист священным деревом бога Сатурна, друиды традиционно сжигали его ветви на праздник зимнего солнцестояния, а кельты плели из падуба венки и верили, что его ярко-красные ягоды помогут им пережить самую длинную ночь в году.

Со временем языческие традиции перекочевали и в христианские праздники. Падуб стал настоящим символом Рождества. По одной из версий, именно из остролиста был сплетен венок Иисуса Христа, а красные ягоды – это кровь Спасителя. Венки и гирлянды из остролиста до сих пор популярны во многих странах Западной Европы, особенно в Великобритании. Считается, что это растение дарит людям надежду и веру в лучшее.

Омела белая

Омела – ещё одно праздничное растение с богатой историей. Несмотря на то, что это растение-паразит, да к тому же ещё и ядовитое для человека, самые разные народы почитали омелу и поклонялись ей в разные времена. Друиды приписывали этому растению мистическую способность изгонять злых духов. В древнескандинавской мифологии омела – символ дружбы и любви. Римляне считали омелу символом мира, а под ветками омелы традиционно целовались влюбленные. Поцелуи под веточкой омелы на Рождество до сих пор популярны в Англии и США. В современной трактовке белая омела – это символ плодородия и гостеприимства.

Молочай красивейший (Пуансеттия)

Другим популярным рождественским растением в англоговорящих странах является пуансеттия – «Вифлиемская звезда». В США, Канаде, Великобритании и ряде других европейских стран пуансеттией украшают дома и офисы, а также преподносят это красивое растение в качестве рождественского подарка. Эта традиция в последние годы начала распространятся и в России.

Плющ обыкновенный

В рождественские венки в западноевропейских странах, Канаде и США часто добавляют веточки плюща. Этот вьюн символизирует стремление расти вверх, развиваться и быть ближе к Богу.

Кумкват и мандарины

Цитрусовые растения – новогодний символ в Китае, Японии и Корее. Кумкваты и мандарины символизируют здесь здоровье, счастье и долголетие. Эти деревья, увешанные плодами, традиционно продают здесь на новогодние праздники, ими украшают дома и преподносят в подарок.

Бамбук

В Японии на Новый год обязательным атрибутом являются ветви бамбука. Из них плетут необычные фигурки «на счастье» или просто вешают пучки соломы из бамбука на дверь, чтобы отогнать злых духов. Популярны в Японии также ветви сосны, кипариса и цветущих сливы или персика.

Нуитсия обильноцветущая

В Австралии главным рождественским деревом считается Нуитсия. Именно под новый год нуитсия зацветает огромными ярко-желтыми цветами, которые могут достигать 10 метров в высоту!

Метросидерос зонтичный

Новогодние традиции в Австралии тоже совсем иные. Вместо венков из остролиста или ели, австралийцы украшают свои дома удивительным по красоте растением – метросидерос. Его ярко пурпурные цветы так чудесны, что никакая мишура уже ни к чему.

Такая вот новогодняя ботаника! С наступающими вас праздниками!

Тихо в лесу. Снег укрыл опушки, перелески и просеки, забрался в лесную чащу, расположился под стволами. Каждое дерево, каждая веточка отмечена снежными росчерками. Днем снежинки искрятся под тусклым зимним солнышком, ночью перемигиваются со звездами в лунном свете. Больше всего снега задержалось на еловых лапах. Среди всех молоденьких ёлочек, выбежавших на просеку, выделяется одна – стройная двухметровая красавица, статная и пушистая. На одной из веток – красная ленточка, а это значит, ёлочка кому-то приглянулась, и скоро ее заберут в избу.

Читайте также:  Как спасти орхидею фаленопсис

От недальней деревеньки слышится песенка «В лесу родилась ёлочка…». Потрескивает морозец, ветер слегка покачивает еловые лапы, а ёлочка ждет мужичка с топориком…

Песенка о новогодней ёлочке известна каждому с детства. Ель прочно ассоциируется у нас с лучшим из праздников – Новым годом. Но вот задумывались ли вы о том, почему именно ёлка стала новогодним деревом, откуда пошла эта традиция?

История новогодней ёлки довольно занимательна…

В Древней Руси под Новый год украшали любые деревья. Почему? В древности очень сильна была вера людей во все сверхъестественное и, в частности, в магию растений.

Существовало поверье, что во всех деревьях живут добрые духи, помогающие людям. И никто не хотел этих духов обижать, поэтому возле дома украшали все имеющиеся деревья, не делая меж ними различий.

Справедливости ради надо отметить, что встречали Новый Год (а точнее, праздник Новолетия) наши предки, древние славяне, не зимой, а весной, 1-го марта. Даже поговорка такая была: "Как над землёй поработаешь, так и год проведёшь».

Указом Великого князя Московского Ивана III от 1492 года празднование Новолетия было перенесено с весны на осень, на 1-е сентября, дабы совместить его со сбором податей и окончанием страды.

А позже указом Петра I от 20 декабря 1699 года Новый год стали отмечать 1-го января.

И вот когда праздник из весеннего и осеннего стал зимним, задумались об украшении не всех деревьев, а какого-то одного. Но и тогда этим деревом не стала ель.

На Руси ель вообще считалась недобрым символом, да и деревом не очень полезным.

И то правда – еловый лес темный и сырой, древесина ели особой ценности не представляет, шишки ее не съедобны.

У древних славян ель символизировала смерть, отсюда и традиция отмечать дорогу из дома умершего еловыми ветками.

В Библии ель называют жилищем аиста, а у христиан аист считается птицей нечистой, поэтому и прибежище нечистой птицы посчитали тоже нечистым.

Среди православных ель считалась прибежищем нечистой силы. О тех, кто водил свадебный хоровод вокруг ёлки, говаривали – «Венчались вкруг ели, а черти им пели».

Над входом в кабак ставили ёлку (причем она стояла там весь год, даже с осыпавшейся хвоей), и в русский язык вошло выражение «Идти под ёлку», то есть идти в кабак, а известное словосочетание «ёлки-палки» являлось скрытым ругательством, чертыханьем. Так что никакого почтения на Руси к ёлке не было, поэтому и в голову никому придти не могло делать ее праздничным деревом. А отсюда напрашивается вывод, что новогодняя ёлка – традиция не русская, а заграничная (если уж совсем точно, то немецкая).

И тому есть историческое подтверждение.

Вернулся Петр I из очередной поездки по Европе и привез оттуда, помимо знаний полученных, некоторые традиции новомодные, как то – бороды боярам брить, трубки курить, одеваться в европейский сюртук и праздновать начало года по-европейски – в январе. А был тогда царь Петр в Германии, там и увидел, что улицы да площади ёлками украшают, а на домах да воротах ветки еловые развешаны. Но то была совсем даже не ель, а пихта. Она похожа на ель, но хвоя у нее несколько иная, отчего дерево и без украшений выглядит пышно и нарядно. В Европе она встречается чаще ели, и изначально именно пихту выбрали там в качестве новогоднего, а точнее, «рождественского» дерева.

В Германии есть легенда о том, как английский миссионер 8 века Бонифаций обратил в христианскую веру одно из языческих племен на севере Гессена, близ Гайсмара. Неподалёку от пограничного укрепления франков росло священное для германцев-язычников дерево – Дуб Донара (Дуб Тора), и Бонифаций, чтобы показать бессилие языческих богов, решил срубить его. Перед этим он сказал: «И узрите – пихта христианства вырастет на корнях срубленного дуба язычества». Язычники, присутствовавшие при этом святотатстве, ожидали гнева своего бога, но ожидания оказались напрасными. Дуб был срублен. Они были поражены тем, как легко пала их святыня, и приняли христианство.

Из срубленного священного дуба Бонифаций распорядился возвести капеллу Святого Петра, а на его месте посадил пихту, символизирующую торжество Христианства над мракобесием Язычества.

Читайте также:  Как удалить силиконовую затирку

Да где ж в России на всех пихт набрать? Из положения вышли, применив вместо пихты ее близких родственников – сосну, ель да можжевельник. Почему их? Да просто потому, что на фоне снега и голых веток берез да осин сочная зеленая хвоя смотрелась очень нарядно. Да и указ Петра I гласил: ". По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. а людям скудным, каждому, хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь, а стоять тому украшению января в первый день".

Причем украшали так, преимущественно ветками, не жилище, а именно церкви, ворота домов, двор возле дома да улицы. Таким образом, ёлочка в дом на праздник еще не пришла. Однако после смерти Петра I украшать ёлками улицы перестали, и остались ёлочки только как обозначение питейных заведений.

А почему же в последствии все-таки именно ёлка стала новогодним деревом?

Поскольку в России пихты не являются повсеместно растущими деревьями, сосны очень высоки, можжевельники низки и порою не очень опрятны, а вот ёлок полным-полно – так, методом исключения, и стала ёлка новогодним деревом вместо пихты. Если в Европе и есть замена пихте, то это отнюдь не ель, а сосна, потому что ее хвоя длиннее еловой, что и придает сосне сходство с пушистой пихтой.

Именно еловыми деревьями, а уже не только ветками, стали украшать улицы, вытесняя с них сосну и можжевельник. Ёлочки ставили по краям ледяных горок, на катках. В Петербурге ёлками стало принято

обозначать пути зимних перевозов на санях через Неву. Однако все это не имеет никакого отношения к нарядной новогодне-рождественской ёлке, установленной в доме и украшенной яблоками, орехами, бумажными розами, игрушками и свечами. Так как же пришла мысль забрать ёлку с улицы в дом и подобным образом украсить под праздники. И кто это впервые сделал?

Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Вернее, можно, но только на первую часть вопроса. Подобным образом на Рождество ёлки устанавливали в доме и украшали немцы, живущие в Петербурге. Да это и не удивительно – ведь подобная традиция родилась именно в Германии приблизительно в XVI-м веке, но только к середине XVIII века рождественская ёлка получила в Германии повсеместное распространение.

Упоминаний о рождественской ёлке нет ни у Пушкина, ни у Лермонтова, ни в повестях Сомова, Погодина и Полевого периода 1820-1830 годов. Что же получается? Уважаемые авторы, подробно описывая уклад жизни и устройство празднования, упустили столь важную деталь? Отнюдь нет! Вывод прост – в те времена рождественской ёлки, в привычном нам сейчас виде, просто не существовало! И только накануне1840 года на страницах газеты "Северная пчела" начинает упоминаться сама ёлка в качестве рождественского дерева и обсуждаться коммерческая сторона вопроса о покупке-продаже уже украшенных ёлочек.

Вот что было написано в одном из выпусков: "Мы переняли у добрых немцев детский праздник в канун праздника Рождества Христова. Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетами, плодами, игрушками и книгами составляет отраду детей. получить в праздник за хорошее поведение внезапное награждение. "

Точно определить, кто же первым поставил в доме ёлочку, практически невозможно. В повести С. Ауслендера "Святки в старом Петербурге" (1912 г.) можно прочесть, что первая рождественская ёлка была установлена в конце 1830-х годов государем Николаем I, после чего по примеру царской семьи ёлку стали устанавливать в знатных домах Петербурга.

К концу 1840 года рождественское дерево становится привычным предметом праздничного интерьера, распространяясь из Петербурга по всей России.

Но где бы ни родилась эта традиция, какое бы дерево ни было первым символом Нового года, мы ни на что не променяем ставшую такой родной ёлочку.

Наш сказочный Новый год напоен ароматами оттаивающей с мороза смолы и хвои, украшен увешанными игрушками еловыми ветками. И пусть он приходит поскорее, чтобы мы могли поздравить друг друга, подарить подарки и сказать

Комментарии запрещены.

Присоединяйся