Какой баллон лучше для метана

Многие автомобилисты и, в первую очередь, владельцы такси, стремясь сэкономить устанавливают на свои авто газ метан. Эксплуатация автомобиля на природном газе, в некоторых регионах страны, является значительно дешевле, нежели езда на пропане. Поэтому сегодня мы поговорим о том, что из себя представляют метановые баллоны. Разберем какие размеры они имеют, из чего делаются, какое давление выдерживают. И главное, баллоны из какого материала являются наиболее безопасными.

Типы газовых баллонов под метан

На сегодняшний день существует 4 разновидности резервуаров под природный газ, это:

  • ТипI. Полностью металлическая конструкция. Отливается в специализированных резервуарах и не имеет швов. Прочная и надежная конструкция, проверенная годами. Баллон имеет горловину под вентиль в форме цилиндра с одной стороны, и дно закругленной формы с другой. В процессе изготовления все резервуары подвергаются испытаниям избыточным давлением и проходят проверку ультразвуком для выявления скрытых дефектов. Несмотря на более современные технологии изготовления других типов, многие считают Тип 1 наиболее надежной конструкцией.
  • ТипII. Баллоны второго типа представляют собой металлопластиковую конструкцию. Изготовлены они из легированной конструкционной стали. Основная часть конструкции покрыта армирующей оболочкой. Заявлено, что сталь, которая применяется в данной конструкции не изменяет своих физических свойств при низких температурах окружающей среды.
  • ТипIII. Конструкция третьего типа схода с предыдущей. Отличительной особенностью является наличие алюминиевого лейнера, который усилен оплеткой из карбоволокна. Разрывное усилие составляет около 140 кгс/ мм2. Оплетка пропитывается специально разработанным составом на основе эпоксидной смолы. Плюсом данного типа конструкции является стойкость к коррозии на протяжении всего периода эксплуатации.
  • ТипIV. Четвертый тип по своей конструкции аналогичен предыдущим двум. Особенностью исполнения является материал лейнера. В данном типе он полимерный, усиленный армирующей оболочкой из углеродного волокна или композитного материала. Основным плюсом баллона данного типа является его небольшой вес, за счет использования современных технологий производства. К минусам же относится высокая цена изделия, редкость на рынке, а также хрупкость изделия при воздействии механических повреждений.

Метановые баллоны для легкового автомобиля

Первое, что хочется отметить, так это то, что на метановом баллоне экономить не стоит. Если Вы собираетесь переоборудовать свой автомобиль на метановое топливо в обязательном порядке покупайте новый баллон.

Помните! метан хранится и работает под высоким давлением, а значит резервуар под него должен быть прочным, не иметь видимых повреждений и следов коррозии.

В обязательном порядке необходимо проходить освидетельствование баллона один раз в 3-5 лет.

Для легкового автомобиля Вы можете выбрать любой из существующих типов газовых хранилищ. Автор статьи, для своего личного автомобиля, предпочел бы тип 1. Пусть он несколько тяжелее, но имеет достойный срок службы и технические характеристики, которые превышают другие современные типы. Новый резервуар прослужит не менее 10 лет без видимых коррозийных процессов.

Также хотим обратить внимание на то, что после 55 взрывов композитных газовых баллонов типа 2-4 в Узбекистане, эти типы были запрещены для использования. На текущий момент единственным разрешенным в стране является тип 1.

В России пока таких запретов на использование не вводилось. Но стоит отметить, что подавляющее большинство автомобилей, которые пострадали от взрыва природного газа, были оборудованы именно композитными газовыми баллонами.

Цена и размеры метановых баллонов первого типа

Самыми распространенными по-прежнему являются метановые баллоны первого типа. Их цена зависит от размера и вместимости и, на текущий момент времени, составляет:

Объем (литры)

Размер (мм)

Цена ($)

27 229х855 180-200 38 273х850 220-240 55 316х910 270-300
  • Второй тип можно приобрести по цене примерно равной $7 за литр;
  • Третий тип $8-8.50 за литр;
  • Четвертый, самый дорогой на текущий момент стоит около $18 за 1 литр.

Размеры метановых баллонов второго типа

Модель: CNG-2 DIGITRONIC Light

Объем (литры) Размер (мм) Вес (кг)
50 325 х 780 40
55 325 х 830 44
60 325 х 880 47
65 356 х 800 57
70 356 х 880 60
80 356 х 980 65
80 406 х 800 64
90 406 х 890 72
100 406 х 980 79
110 406 х 1140 91
120 406 х 1180 98

Размеры метановых баллонов третьего типа

Модель: CNG-3 STAKO

Объем, л Наружный диаметр, мм Длина, мм Масса, кг
47 326 860 33,6
50 326 900 35,2
67 326 1140 44,6
80 326 1360 53,2
100 326 1660 65
123 326 2000 78,4
67 398 840 45,6
80 398 965 52,3
85 398 1015 55
96 398 1125 61,1
100 398 1165 63,5
132 398 1485 80,5
160 398 1765 99,5
185 398 2005 108,5

Размеры метановых баллонов четвертого типа

Модель: TK-FUJIKIN (TKF), Корея

Объем (л) Наружный диаметр (мм) Длина (мм) Вес (кг)
42 310 810 16
61 336 1000 22
68 392 850 27,1
73 392 900 28,5
101 452 950 37,5
103 452 950 37,5
107 448 940 40
123 452 1110 43
131 460 1090 40
138 358 1830 47,8
145 485 1090 46
164 392 1820 61
230 458 1830 63
35 280 864 16
91 452 850 39,5
99 462 864 35
103 452 950 43
105 408 1143 38
132 408 1397 48
138 462 1143 45
175 408 1829 65
187 537 1143 64
192 408 2032 66
194 462 1524 59
198 408 2108 66
264 537 1524 82
Читайте также:  Какой пол лучше деревянный или бетонный

Заключение

Если Вы хотите ездить дешево и безопасно, то это возможно лишь при соблюдении всех стандартов установки газобаллонного оборудования. Обязательно проверяйте метановые баллоны, которые установлены на Вашем авто в установленные сроки. А также проводите поверхностный визуальный осмотр раз в месяц.

При выявлении трещин, коррозии или других механических повреждений обратитесь к специалисту за консультацией, и при необходимости, замените газовый резервуар на новый. Ни в коем случае не заваривайте баллон сваркой, такая конструкция ненадежна и в обязательном порядке приведет к взрыву. Не рискуйте своей жизнью, и жизнями близких Вам людей. Удачи на дорогах, а если Вас есть какие-то мысли, предложения или комментарии обязательно делитесь ими под статьей.

Не ценой интересен композитный баллон, это ясно. Так почему не смотря на цену, спрос на композитные баллоны неизменно растет?! Давайте разбираться. Для начала нужно разобраться в чем же «Ахиллесова пята» устаревших металлических баллонов.

— Коррозия и механические повреждения

Состояние металлического баллона изнутри сложно выяснить наверняка без поверки. В газовых баллонах образуется конденсат, что с течением времени может привести, к коррозии изнутри. Часто из-за коррозионных отложений забивается вентиль, первый предвестник «усталости» баллона. Более того в некоторых случаях коррозия приводит к деградации прочности несущего лейнера (колбы корпуса) и сварных швов баллона. Более того стальной баллон боится и механических повреждений — падения, запилы, вмятины на корпусе не способствуют его прочности. Как известно, где тонко — там и рвется. Поэтому, для металлических баллонов и необходима обязательная поверка, где баллон разбирают и подвергают гидравлическим испытаниям. Если вы сами этого не делали в срок, ваш баллон темная лошадка, тем более, если ему уже лет за 15. Катализатором взрывоопасности являются условия эксплуатации, условия транспортировки и, да-да, "человеческий фактор", закрывающий на эти моменты глаза.

Не делая поверок и относясь халатно к необходимым условиям эксплуатации, пренебрегая техникой безопасности потребитель зачастую стремится еще и сэкономить, загоняя себя глубоко в зону риска. Часто не осознанно. Например, заправил на морозе до краев, занес в теплое помещение. Или оставил, например, на улице под солнцем. От большого перепада температур газ расширяется и ищет «выход». Хорошо, если он (потребитель) избавился от вредных привычек заранее. Когда «выход» газом будет найден, может и обойдётся без взрыва, но летающий как ракета не закрепленный баллон тоже вещь не из безопасных.

— «Общий градус по больнице»

К сожалению, в настоящее время в нашей стране отошли от централизованной системы эксплуатации газобаллонного оборудования в частном секторе, как это было в Советском Союзе. Тогда, как вы, наверное, помните, приезжала машина и меняла баллон на полный. Затем ваш пустой баллон попадал на станцию обслуживания, где с ним производились все необходимые мероприятия по проверке его эксплуатационных характеристик. Не прошедшие проверку баллоны отбраковывались и изымались из эксплуатации. Под таким, системным и централизованным надзором баллон мог пережить не более 8 поверок, что в целом гарантировало его расчетную безопасную эксплуатацию в течении 40 лет.

После развала Союза, обязанность по контролю частично возложили на газозаправочные станции, а необходимость поверки и ее оплату — на самих потребителей. Эти причины еще больше способствовали общему обветшанию всего баллонного парка в масштабах страны. Подавляющее большинство эксплуатируемых баллонов имеют возраст более 15 лет и ни разу не проходили обязательную поверку раз в пять лет. Многие из нас сталкивались с ситуацией, когда баллон отказываются заправлять. И не спешите упрашивать заправщика, чтобы для вас он сделал исключение и закрыл глаза на отсутствующую своевременную отметку в паспорте вашего ржавого «красавца». Задумайтесь. Ведь он первый, видя сложившуюся ситуацию, понимает, что это крайне опасно.

Из-за избыточного давления и ослабленного, выше описанными факторами, корпуса — металлический баллон, подвержен взрывной разгерметизации, а при наличии открытого источника огня и/или искры — взрыву. Который даёт ударную волну, сопровождаемую разбросом осколков корпуса. И если никто не пострадает, то с большой вероятностью пострадает имущество. И если не от осколков, то от сопровождающего, как правило, взрыв пожара. Композитные баллоны от этого избавлены в принципе, не только в открытом огне, но и даже под шквальным огнём из автоматического оружия!

Так в чем же преимущества композитных баллонов?


В первую очередь это — новый уровень безопасности композитного баллона. Недаром полимерно-композитные баллоны называют баллонами нового поколения.

— Композитный баллон в 4 раза прочнее металлического

Корпус баллона — цельный, в нем нет швов, что безусловно способствует прочности. А благодаря используемому в корпусе стекловолокну, прекрасно работающему на растяжение, достигается небывалая прочность корпуса. Композитный баллон прочнее металлического как минимум в 4 раза на разрыв и выдерживает до 130 бар, против 30 предельных у металлического. Даже при больших перепадах температур, лейнер легко справляется с возрастающим давлением внутри. Там, где металлический баллон уже разорвало на куски, у композитного еще даже аварийный клапан не сработал.

Читайте также:  Какие работники допускаются к выполнению электросварочных работ

— Композитный баллон не подвержен коррозии

Ни изнутри, ни снаружи. Ржавчина не повлияет на прочность корпуса и не испортит внешний вид. «Композит» не надо шкурить, потому что его никогда не возникнет желание красить. Он легко отмоется от грязи на любой мойке, не потеряет внешний вид с годами. А срок эксплуатации, например, у Чешского баллона не ограничен. Не придется выковыривать отвалившиеся куски краски с ржавчиной из ворса багажника, что будет приятным дополнением автолюбителям.

— Вентиль композитного баллона оснащен системой аварийного сброса давления

При превышении порога давления, газ стравливается небольшими порциями. Так, например, у Чешского баллона HPC Research аварийный клапан настроен на 35 Бар. Для понимания, при температуре окружающей среды в 70 градусов, давление даже чистого пропана у «Чеха» не достигнет отметки и в 30 бар. Клапан не сработает.

Композитные баллоны не подвержены взрыву. Противодействие взрывной разгерметизации запрограммированно еще на этапе производства композитного баллона. И если с бОльшими, чем у стальных баллонов, перепадами температур, с легкостью справляется прочный композитный корпус. То, срабатывание клапана аварийного сброса давления, с большой долей вероятности свидетельствует о приближении к последнему рубежу обороны. В данной ситуации, уже ясно определенно — открытый источник огня находится в непосредственной близости от баллона. При достижении температуры, окружающей баллон среды, в 200 и более градусов размягчается и начинает выгорать связующая намотку полимерная основа, обнажая сетчатую структуру стекловолокна, через которую и стравливается опасное давление. Таким образом, весь вырывающийся наружу газ выгорает малыми порциями, не давая произойти взрыву. Ни взрыву, ни ударной волне, ни тем более, поражающим все на своем пути, осколкам. Как это все происходит в живую смотрите в этом видео https://www.youtube.com/watch?v=9QN6duEjeIA (полностью заправленный "Чех" в открытом огне).

В защиту металлических баллонов, надо заметить, что в последнее время появляется информация об установке в металлические баллоны вентилей с клапаном аварийного сброса давления. Но, к сожалению, в продаже они пока не замечены. Заявленная цена выше, выше обычных и приближается к уровню композитных. Кроме того, никуда не делся ни вес, ни способность такого баллона ржаветь со временем. Все-таки стальной баллон, это стальной баллон – "прошлый век", и это надо понимать.

Но, не только одной безопасностью хороши композитные баллоны. Имеется еще пара «побочных» приятных дополнений.

Преимущества композитных баллонов несвязанные с безопасностью

Конечно же вес. Композитные баллоны от трех до пяти раз легче своих стальных аналогов. Например, заправленный полностью «композит» весит всего 15 кг, его «старший» товарищ (27 л) столько весит пустой! Не нужно, например, искать «напарника» помочь с погрузкой на заправке или изображать из себя мифического Геракла, тягая 44 кг (именно столько весит заправленный полностью 50 литровый баллон) в багажник своего автомобиля, рискуя здоровьем и болями в спине, пояснице. С этой задачей с легкость справится, даже необременённая мечтами о бодибилдинге, девушка.

Корпус конечно не прозрачен, как стекло, но на просвет вполне можно оценить, когда приблизительно вновь придется ехать на заправку. Неожиданно для вас газ не закончится.

Определенно, полимерно-композитные баллоны можно считать новым уровнем безопасности при эксплуатации газа в быту, за счет интегрированных систем защиты. В некотором смысле, факт появления композитных баллонов на рынке можно рассматривать, как системный шаг вперед и на пути решения «проблематики человеческого фактора». Композитные баллоны более «дружелюбны» к ошибкам, что конечно же, ни в коем случае, не избавляет от необходимости знания и соблюдения элементарных правил ТБ и эксплуатации.

Не подлежит сомнению, что делая выбор в предметной области с повышенным риском, человек должен быть уверен, что ознакомился со всеми необходимыми для выбора аспектами, проработал все возможные «случайности», трезво оценил риски, а главное — сделал осознанный выбор. Поговорка о том, что скупой платит дважды, сейчас уже устарела, в наше время скупой платит постоянно. В следующей статье, мы как раз и попробуем посчитать, на сколько дороже выйдет композитный баллон при эксплуатации на дистанции в 10 лет.

Помочь Вам сделать более осознанный выбор и ставилась нами как цель при написании этой статьи, надеемся, что нам это хоть немного удалось.

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях, чтобы не пропустить наши новые статьи и быть в курсе новостей и проводимых нами акций.

ГБО метан и ГБО пропан-бутановое сильно отличаются друг от друга. Сжатый природный газ (СПГ, метан) хранится в сжатом состоянии, под высоким давлением порядка 220 атмосфер. Сжиженный нефтяной (СНГ, пропан) как уже понятно по названию, хранится в жидком состоянии, под давлением порядка 16 атмосфер.

Такие отличия требуют разных условий хранения газа. Я, думаю, понятно, что для 220-250 атмосфер простой пропановый баллон не подойдет, так как он не выдержит такое давление. Отличий между пропаном и метаном на самом деле очень много, о них я как-то рассказывал в статье: "Сравнение двух видов ГБО: Пропан-бутан и Метан, отличия и особенности установки", кому интересно переходите по ссылке.

Читайте также:  Какое напряжение на дверном звонке

Сегодня же я хочу больше сконцентрироваться на баллонах и разобраться, чем газовые баллоны под метан отличаются от баллонов для пропана. Также затрону тему особенности конструкции метановых баллонов, разновидностей и разных тонкостей, о которых следует знать перед тем как установить метан на свой автомобиль.

Газовые баллоны метан имеют особую "сигарообразную" или проще сказать цилиндрическую форму. Края баллона скруглены, а сам резервуар не имеет швов, это придает ему прочности и позволяет выдерживать высокое давление. Баллоны под метан могут быть металлическими или композитными (выполненными из композитных материалов). В процессе производства метановые баллоны подвергаются ряду серьезных испытаний и проверок. После успешного завершения тестирования, продукция получает сертификат испытаний, в котором указаны характеристики баллона. Срок службы металлического баллона составляет 5 лет, по истечению этого периода баллон должен быть снят, проверен на предмет повреждений и подвержен повторным испытаниям. В общем задача проверить баллон, чтобы понять возможна ли его дальнейшая эксплуатация.

В целях безопасности на метановом баллоне устанавливается ручной или электромагнитный запорный клапан. В случае необходимости такой клапан позволяет изолировать баллон. Рабочий кран с запорным клапаном должны выдерживать высокое давление такое же, как и общее давление баллона.

Установка метанового баллона — ответственное мероприятие, укомплектованный всем необходимым, он должен быть надежно закреплен на автомобиле. Установка баллона под метан в салоне общественного транспорта — запрещено!

Какие виды баллонов существуют?

Как я уже говорил выше, метановые баллоны могут изготавливаться из металла или композитных материалов. Между этими баллонами очень много отличий, о которых мы сейчас и поговорим.

Металлические баллоны метан считаются самыми доступными. Они выполнены из прочной стали и обладают высоким уровнем стойкости к механическим повреждениям. Толщина стенок металлического баллона достигает 3 см., а это, как вы понимаете, не может не отразиться на весе этих баллонов. Именно большой вес металлических метановых баллонов считается главным недостатком, из-за которого многие отказываются от идеи установить метан на свой автомобиль. К примеру, вес метанового баллона объем 80 л. составляет порядка 90 кг., многовато согласитесь!? Такие баллоны хорошо подходят для грузовых, а также коммерческих авто, которые предназначены для перевозки больших и средних грузов.

Плюсы и минусы металлических баллонов под метан

Металлические баллоны под метан

Плюсы:

  1. Невысокая стоимость;
  2. Высокая степень прочности и стойкость к мех. повреждениям.

Минусы:

  1. Большой вес;
  2. Небольшой срок эксплуатации;
  3. Подвержены коррозии;
  4. В случае взрыва высокая степень травмирования (повреждения наносят металлические осколки).

Композитные метановые баллоны

Баллоны под метан из композитных составов — более приемлемая, но в тоже время дорогая альтернатива. Резервуар производится с использованием композитных материалов (пластик, синтетические волокна и т. д.). Эти баллоны весят намного меньше, при этом имеют такую же прочность, а также ряд плюсов.

Плюсы:

  1. Небольшой вес по сравнению с металлическими баллонами;
  2. Стойкость к коррозии;
  3. Большой срок службы (не менее 10 лет);
  4. В случае взрыва, баллон не разлетается на осколки и никого не травмирует.

Минусы:

  1. Высокая стоимость (примерно $200-400 за один баллон, а на авто, как правило, ставят два баллона);
  2. Хрупкость. Баллоны абсолютно не стойки к мех. повреждениям, особенно в случае наружной установки.

Подведем итоги

Установка метанового ГБО на авто — это более дорогая альтернатива простой пропан-бутановой установке. Однако вместе с тем она имеет ряд преимуществ, которые я уже перечислял в этой статье. Что касается баллонов, то как вы видите, купить метановые баллоны из композита будет куда выгоднее с точки зрения надежности и безопасности. И даже несмотря на то, что цена баллонов под метан из композитных материалов достаточно высока, в конечном итоге она оправдывается надежностью и сроком их эксплуатации.

Металлические баллоны под метан более выгодны с точки зрения бюджета, однако имеют ряд недостатков, которые нивелируют разницу в цене. Баллоны разрушаются из-за коррозии, особенно изнутри, по вине конденсата, который образуется внутри резервуара. Также большую опасность такие баллоны несут в случае разрушения, толстый метал во время взрыва превращается в "настоящую бомбу" и уничтожает все на своем пути.

Лучшим, на мой взгляд, вариантом будет ГБО баллон для метана выполненный из композита, в конечном итоге его стоимость будет оправдана надежностью и сроком службы. Металлический метановый баллон я бы не рекомендовал устанавливать на легковые авто по ряду причин, описанных выше. Если же вы все же решили остановиться именно на этом варианте, вам следует регулярно следить за состоянием баллона, вовремя проводить его освидетельствование, а также проверку на предмет исправности. Только при таком раскладе эксплуатация метанового ГБО с металлическим баллоном будет безопасной.

У меня все, пишите ваши комментарии относительно данной темы, а также делитесь опытом эксплуатации как металлических, так и композитных метановых баллонов ГБО. Спасибо за внимание, до новых встреч на ГБОшнике. Делитесь статьей с друзьями и знакомыми, при помощи кнопок соц. сетей, расположенных ниже, тем самым вы поможете развитию нашего проекта.

Комментарии запрещены.

Присоединяйся