Какой хладагент используется в кондиционерах

Хорошая работа кондиционера напрямую зависит от качества его заправки хладагентом. При его нехватке происходит обмерзание соединений, вентилей наружного блока и внутреннего испарителя. В результате этого происходит понижение интенсивности холодного воздуха. Это может привести к подтекам на стенах, а в случае, если забита дренажная система, то и полной остановке компрессора. Так как цена компрессора обычно составляет около 60% стоимости всего кондиционера, то очень важно не пропустить момент, когда устройство необходимо заправить. Важно разобраться, чем заправляют кондиционеры.

Виды хладагента

В качестве хладагента в кондиционерах используется фреон. Он является системой охлаждения компрессора и защищает его от перегрева. К утечкам фреона приводит неправильный монтаж оборудования и его неисправности. Существует также нормированный расход фреона в период службы, он составляет до 9% в год. Нормированной утечки не бывает у оконных и мобильных кондиционеров.

Есть несколько видов фреона, которые можно применять, если нужна заправка или дозаправка кондиционера. К ним относятся:

  1. фреон R22 (хладон 22) – хладагент, который используется в системах охлаждения до очень низких температур. К ним относятся различные холодильники промышленного и бытового назначения, автомобильные и морские холодильники, бытовые и производственные кондиционеры. Если есть утечка этого фреона, его пары испаряются постепенно. Положительные стороны данного вида фреона – это относительно низкая стоимость устройств, которые заправлены R22, и сервисных комплектующих для них. Устройства с таким фреоном можно заправлять частично, не используя полную заправку. Минус у хладагента R22 всего один – он негативно влияет на озоновый слой земли и поэтому не рекомендуется к применению экологами;
  2. фреон R410A – совершенно не имеет хлора и, следовательно, не разрушает озоновый слой атмосферы. Это более новое поколение хладагента, который пришел на смену фреону R22. Он быстро приобрел популярность и с успехом используется для заправки холодильного оборудования бытового и промышленного предназначения, а также различных кондиционеров. Фреон 410 состоит из двух разных составляющих. С утечкой больше 40% необходима полная перезаправка устройства. Добавление фреона в систему, в которой произошла утечка больше 40%, приведет к нестабильной работе техники, вследствие этого нарушится отношение компонентов фреона друг к другу;

Когда необходима заправка кондиционера

Существуют определенные признаки, когда следует задуматься о заправке кондиционера.

  • происходит образование инея и льда на коммуникациях наружного блока охлаждающего устройства;
  • плохое охлаждение или подогрев помещения;
  • достаточный промежуток времени, который прошел с момента начала эксплуатации кондиционера.

Если появился хоть один из названных признаков, не стоит тянуть с приглашением специалиста и сервисным обслуживанием кондиционера.

Абсолютно любой кондиционер бытовой или промышленный нуждается в систематическом уходе. Заправка домашнего кондиционера чаще всего происходит на месте его монтажа, однако бывают случаи, когда прибор нуждается в профессиональной диагностике и ремонте. В этом случае устройство демонтируется и отвозится в сервисный центр. Если кондиционер установлен на стене многоэтажного дома и доступ к нему весьма ограниченный, то на выручку придут альпинисты. Они работают в большинстве сервисных центров по установке и обслуживанию кондиционеров.

Промышленные альпинисты при возникшей необходимости проведут первичную диагностику климатической техники, очистят его от загрязнений и при необходимости заправят или дозаправят. Снижение эффективности работы любого кондиционера происходит от воздействия внешней агрессивной среды на наружный блок устройства. Обслуживание техники на большой высоте и заправка его хладагентом – это очень ответственный процесс, которым могут заниматься только специально обученные люди. Специалисты без труда определят, чем заправляют кондиционеры требуемых марок.

Часто неисправность кондиционера появляется при засорении фильтров. Профилактическое обслуживание любых климатических устройств желательно проводить два раза в течение года, тогда можно предотвратить большинство поломок и неисправностей оборудования.

Как заправить кондиционер

Заправка или дозаправка кондиционера фреоном требуется после монтажа системы или в процессе диагностического обслуживания. Если кондиционер небольшой, то в него уже при выпуске закачивается определенное количество хладагента, которого вполне хватит, если длина коммуникаций не превышает 7 метров.

Заправка производится в несколько этапов:

  • до заправки из системы необходимо тщательно удалить весь воздух путем вакуумирования;
  • требуется определиться с точным количеством фреона, который необходимо закачать. Точный расчет необходимого количества хладагента является гарантией бесперебойной работы системы кондиционирования. Все данные об объеме и виде фреона указываются на самом кондиционере;
  • далее присоединятся баллон с хладагентом и начинается непосредственная заправка устройства, которая контролируется с помощью манометра.

Чтобы определить нужное количество фреона для заправки, есть несколько разных способов:

  1. заправка хладагента по массе. Баллон с фреоном взвешивается до заправки и его вес контролируется в процессе заправки. Вес баллона уменьшается на столько, сколько заправлено хладагента в кондиционер. Преимуществами такого способа является простота работы, высокая точность и скорость заправки;
  2. заправка по манометру. Для осуществления такой заправки необходимы точные справочные данные. Заправку производят мелкими порциями и постоянно сверяются с данными производителя. Такой способ требует высокого профессионализма мастера и достаточно много времени;

Каждый из данных способов имеет преимущества и некоторые недостатки, однако очевидно то, что заправку климатической техники должен проводить обученный специалист и тогда прибор послужит долго и надежно.

Возможность самостоятельной заправки

Заправка кондиционера самостоятельно – это хоть и труднодоступный процесс, однако вполне реализуемый. В интернете часто вбивают в поисковике запрос, как заправить кондиционер самому, это можноосуществить в несколько приемов:

  1. при помощи баллона с азотом система осушается;
  2. при помощи специального насоса вакуумируем систему устройства. При этой процедуре вся оставшаяся влага удаляется, а также проверяется герметичность;
  3. с помощью специальных весов и станции с манометром заправляем устройство фреоном, объем и марка написаны на блоке устройства.


Очевидно то, что если нет необходимых приборов или инструментов, то желательно обратиться к специалистам, так выйдет дешевле, чем приобретать все комплектующие для одной заправки. Да и баллон с фреоном стоит недешево, следовательно, такая заправка себя не оправдает и не окупится.

Читайте также:  Как удалить царапину на машине своими руками

Заключение

Если в квартире или доме установлен кондиционер, то нелишним будет знать правила его эксплуатации и сервисного обслуживания. Как заправляют кондиционеры,можно почитать в сети интернет или печатных изданиях, это поможет понять все манипуляции, которые будет проводить мастер при обслуживании устройства.

Как утверждает словарь, фреоны – галогеноалканы, производные насыщенных углеводородов, содержащие фтор. Среди углеводородов используются чаще всего метан и этан. Фреоны применяют в качестве хладагентов для холодильных машин, которыми и являются, в том числе системы кондиционирования. Если сказать немного проще, то холодильный агент представляет собой рабочее вещество, которой в процессе кипения или изометрического расширения забирает тепло от охлаждаемого объекта и далее, после сжатия, отдает ее среде в виде конденсата. Хладагент, таким образом, является своеобразным теплоносителем. Как говорилось выше, фреоны содержат атомы фтора, также в его составе встречается хлор и бром. Фреоны выпускаются в промышленных масштабах, и они насчитывают порядка 40 различных типов.

Можно утверждать, что фреон для кондиционера – это такой же бензин для автомобиля. Совместно с фреоном используются специальные масла, необходимые для смазки трущихся друг о друга частей компрессора. Тем, кто обладает климатическим оборудованием, следует запомнить Ра и навсегда – для каждой группы фреонов подходят только определенные масла.

Давайте рассмотрим те фреоны, которые используются и применялись ранее в сфере климатической техники. Самым широко распространенным был фреон R-22. Во всем мире сегодня он относится к запрещенным хладагентам для холодильных машин, в виду доказанного «Монреальским протоколом по веществам…» факта о том, что R-22 разрушает озоновый слой. Программа ООН предусматривает постепенное сокращение производства и использование данного типа фреона. Наряду с R-22, фреон R-12 признан как наиболее вреднейший враг для озонового слоя среди хладагентов, поэтому он должен вообще покинуть климатический рынок. Что собственно и происходит.

На сегодняшний момент, не взирая на то, что большинство производителей отходят от создания систем кондиционирования, использующих фреон R-22 в Европе, ряд российских компаний по продажам климатической техники, все же активно предлагают R-22 своим клиентам в качестве хладагента для кондиционеров.

R-407C и R-410A – фреоны, пришедшие на смены запрещенным холодильным агентам, которые считались традиционными. Новые разработки относятся не к однородным по типу веществам – это смеси из различных типов фреонов. Такой качественный состав накладывает ряд трудностей на использование этих фреонов. Хладагент R-407C, ставший альтернативой R-22, состоит из следующих фреонов в их процентом соотношении:

Каждый из составляющих смеси фреона R-407C отвечает за обеспечение определенных свойств. Так R-32 позволяет увеличить производительность оборудования, R-125 исключает ситуацию возгорания внутри кондиционера, а R-134a – организует определенное рабочее давление в контуре циркуляции хладагента.

Главный недостаток, препятствующий повсеместному распространению этих групп фреонов (R-407C и R-410A) – высокая стоимость и создание более высокого давления, при сравнении с работой фреона R-22. То есть, к примеру, при температуре в +43С давление в системе кондиционирования с фреоном R-22 составляет 16 атмосфер, а в случае использования R-410А это значение уже равно 26 атмосфер. Помимо выше сказанного, следует отметить, что новые разновидности хладагентов требуют более квалифицированно обращения: им необходимо надлежащее хранение, транспортировка, а также заправка и дозаправка. Также с использование новых фреонов необходимо применение и новых синтетических масле, не тех, которые использовались ранее (минеральные масла).

При любых утечках фреона R-407C, которые неизбежны (так называемая нормируемая утечка) предполагает неравномерный выход из контура хладагента в кондиционере фракций, то есть оптимальный состав рабочего вещества в системе меняется. Следовательно, систему кондиционирования в этом случае недостаточно дозаправить – уже поменяется процентное соотношение фреонов в смеси R-407C. В этом случае следует слить весь хладагент из системы и заполнить контур новой порцией фреона. Именно это стало ключевым препятствием распространения R-407C. Тут дело в том, что сбор старого фреона – трудоемкий процесс, требующий не сколько сноровки, сколько высокой квалификации.

Хладагент R-410A состоит из двух фреонов: R-32 (50%), R-125 (50%). Он является условно изотропным, иными словами любая малейшая утечка хладагента не приведет к изменению качественного (процентного) состава смеси. А это означает, что система кондиционирования с хладагентом R-410A предусматривает дозаправку. Но ничего не бывает идеального. Недостаток заключается в том, что каждая деталь компрессора смазывается специальным маслом, которое, как говорилось выше, идет совместно с фреоном. Если неправильно совмещать марку масла и тип фреона, то можно легко загубить сердце кондиционера – компрессор. Так что, при использовании новых разновидностей хладагентов следует с особой точностью подбирать марку масла. Для R-407C и R-410A подходят синтетические полиэфирные масла.

Глобальный переход на кондиционеры с хладагентом R32
Мировой рынок систем кондиционирования начал переход на хладагент с низким потенциалом глобального потепления R32.
В странах Европейского Союза с 2015 года проводится политика жесткого ограничения использования хладагентов – гидрофторуглеродов (ГФУ) с высоким показателем глобального потепления. Попадая в нижние слои атмосферы, эти парниковые газы задерживают тепло, излучаемое с поверхности земли, в тысячи раз сильнее, чем диоксид углерода (С02).
В связи с опасениями по поводу потепления климата в ЕС было решено ограничить годовой объем производства ГФУ. К 2021 году их производство будет сокращено на 37%, к 2031 – на 79%. Развивающиеся страны имеют более щадящий график снижения объемов производства. Начало процесса у них отложено на 5-13 лет, но к 2050 году они также должный выйти на минимальный уровень – 15% от текущего. Компенсация установленных для производителей квот возможна только при замене ГФУ на хладагенты с низким ПГП.
В то же время отмечается постоянный рост объема производства климатического оборудования. Поэтому ответственные производители приступили к освоению альтернативных хладагентов. Первой в мире компанией, которая предложила кондиционер на таком хладагенте, стала компания Daikin. Она остановила свой выбор на R32. За ней последовали наиболее известные мировые бренды, включая китайскую Midea. Следует отметить, что, например, американские производители ищут альтернативные хладагенты.
В конце 2016 года 197 стран, включая Россию, подписали проект поправок к Монреальскому протоколу (1987 г.) по веществам, разрушающим озоновый слой, в аспекте поэтапного сокращения производства ГФУ. Проект приветствовали также США и Китай, не входящие в Монреальский протокол.

Читайте также:  Кодиеум уход и выращивание

Фреон R290, R22, R407C, R410A – какой лучше?!
Покупатели бытовых кондиционеров и крупных систем кондиционирования все чаще задают вопросы: "Насколько вреден фреон, используемый в системе? Разрешено ли его применение?" Сегодня энергосбережение и сохранение окружающей среды – одни из приоритетных задач человечества.

В 2008 году в Китае применение вредного для озонового слоя хлордифторометана (он же хладагент R22) составило 0,1046 миллионов тонн при темпах роста 20% в год. В настоящий момент это наиболее широко используемый хладагент.
«Основной компонент хладагента второго поколения R22 – это фтор, – говорит Лью Тинг (Liu Ting), главный инженер китайского Института по исследованию энергопотребления домохозяйств CHEARI. Согласно Монреальскому протоколу, R22 был запрещен в Евросоюзе много лет назад, как вещество, разрушающее озоновый слой. В Китае его применение будет прекращено к 2013 году».
В качестве альтернативы R22 используется R410A, однако, и он не способен окончательно решить проблему парникового эффекта. Разработку оборудования на других альтернативных хладагентах постоянно ведут крупнейшие корпорации отрасли, вкладывая в разработки значительные средства.
Наибольшего успеха в этом направлении достигла корпорация M >По данным исследований и тестов, по безопасности для озонового слоя земли новые хладагенты существенно превосходят R410а. Хладагент R290 будет использоваться корпорацией в инверторных кондиционерах, в том числе, под маркой MDV. Учитывая ценность и важность разработок, ООН выделила Midea 4 миллиона долларов на строительство конвейерных линий, предназначенных для производства климатических систем, работающих на новом хладагенте.
Midea уже провела различные тесты и начала пробное производство нескольких моделей с новыми хладагентами. Кроме того, Midea совместно с GMCC разработали собственные компрессоры, специально для новых хладагентов. В настоящий момент корпорация рассматривает перспективу применения этих компрессоров в кондиционерах высокой производительности.

Применение R290
Хладон-290 (фреон 290, R290, С3Н8, пропан) используют при промышленном охлаждении и обработке: в промышленных холодильных установках и в холодильных транспортных установках, в тепловых насосах. Смесь хладагентов R290 и R600a применяют в качестве замены хладонов R12, R22, R134a в стационарных холодильных установках и системах кондиционирования воздуха (при условии замены компрессорного масла).
Описание R290
Хладагент R290 – бесцветный, пожароопасный, нетоксичный газ группы гидрофтроуглеродов. Газ обладает нулевым потенциалом разрушения озона и потенциалом глобального потепления GWP=3. Пропан хорошо растворим в минеральных маслах. В случае использования пропана на выходе из компрессора температура низкая, но размеры компрессора должны быть больше, чем при использовании R22 заданной холодопроизводительности.
Транспортировка, хранение R290
Хладон R290 перевозят любым видом транспорта при соблюдении правил перевозки опасных грузов. Хранят в закрытых складских помещениях. Фреон обычно залит в стальные баллоны.

В сентябре 2012 года в Центре Микроклимата, Энергоэффективности и Автоматизации Зданий ЮНИДО провел бесплатные мастер-классы по переводу систем кондиционирования на углеводороды, в частности на пропан R290.
Таким образом, тренд наметился. А все потому, что системы кондиционирования и холодильные системы с использованием популярного R22 будут поэтапно выводиться из обращения. Это связано с выполнением международных обязательств Российской Федерации по Монреальскому Протоколу по веществам, разрушающий озоновый слой.
Углеводороды являются одной из экологичных алтернатив озоноразрушающим веществам и парниковым газам (использование которых в долгосрочной перспективе также может быть ограничено).
Почему семинар имел практический интерес?
– Новое оборудование многих экологичных производителей использует пропан в качестве хладагента;
– Сейчас у пользователей имеется более 8 миллионов бытовых кондиционеров на R22, и около 40% промышленной холодильной техники заправлено этим популярным, но озоноразрушающим хладагентом. Естественно, никто не планирует запрещать уже установленное оборудование (хотя определенные требования к обслуживанию и отчетности будут). Однако есть большая вероятность, что будут проблемы с сервисным обслуживанием установленных систем при утечках хладагента.
Скептики не должны бояться небольшого количества углеводородов в системах кондиционирования. Например, практически во всех современных холодильниках используется изобутан, а многие мировые производители активно выпускают кондиционеры на углеводородах. Однако бесспорно, что для работы с этими веществами требуются определенные навыки и культура монтажа.

В настоящее время хладагент R12 признан одним из самых вредных фреонов. До недавнего времени он широко использовался в домашних холодильниках. Токсичность фреонов при прямом воздействии на человека незначительна и нормируется величиной предельно допустимой концентрации (ПДК), которая составляет 300мг/м3 для R12; 3000 мг/м3 для R22 и большинства других фреонов. Чем же вреден тогда R12?
Как показали научные исследования, R12, попадая в верхние слои атмосферы, способствует разрушению озонового слоя Земли. Это приводит к повышенному проникновению ультрафиолетовой радиации к поверхности Земли, оказывающей разрушительное воздействие на организм человека.
Именно поэтому мировое сообщество обеспокоено этой экологической проблемой, имеющей глобальное значение. Действительно, фреон R12, выпущенный в атмосферу в России, может увеличить поток ультрафиолета в Америке.
В соответствии с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в 1987 г. вступил в действие "Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой" во исполнение Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 г., предусматривающий постепенное сокращение производства и потребления ряда хлорфторуглеродов.
Сегодня 90% кондиционеров используют хладагент R22.
В качестве хладагентов, заменяющих R22, предлагаются R134а, R407с и R410A.
Озоноразрушающая активность хладагентов оценивается величиной озоноразрушающего потенциала, который может принимать значения от 0 (для озонобезопасных хладагентов) до 13 (для озоноразрушающих).
Так озоноразрушающий потенциал R12 равен 1,0; R22 – 0,05; R134а – 0; R407C – 0.
Значит ли это, что проблема создания новых хладагентов решена и они отвечают всем предъявляемым требованиям.
К сожалению, идеального хладагента пока не существует, и если R134а не разрушает озоновый слой, что очень хорошо, то его термодинамические свойства далеки от совершенства.

Читайте также:  Какой дом дороже из бруса или пеноблока

Хладагент, являющийся рабочим телом кондиционера, выбирается разработчиками систем кондиционирования с учетом большого числа факторов: высокой эффективности работы оборудования, низкой стоимости, пожаробезопасности и токсичности. Требования к холодильным агентам постоянно пополняются и конкретизируются самой жизнью.

Основными факторами, определяющими выбор хладагента, безусловно, являются его термодинамические и теплофизические характеристики. Они влияют на эффективность, эксплуатационные показатели и конструктивные характеристики кондиционеров. Широкое применение в холодильной технике нашли фторхлоруглеродные хладагенты (фреоны), обладающие требуемыми термодинамическими и теплофизическими качествами. Свойства хладагентов зависят от структуры молекулы вещества, присутствия соотношения молекул фтора, хлора и водорода в его составе (рис.1).

Вещества с высоким содержанием молекул водорода являются горючими и при их применении пожароопасными.

Вещества с малым содержанием фтора обладают токсичностью и их применение ограничено санитарными нормами.

Вещества с малым содержанием водорода долго "живут" в атмосфере, не разлагаясь на части, поглощаются биосферой Земли и являются экологически нежелательными.

На рис.1 указаны как "запретные" области по факторам горючести, токсичности и стабильности веществ в атмосфере, так и область допустимого состава для использования в качестве альтернативных хладагентов.

На диаграмме для группы метана (рис. 2) мы видим, что холодильные агенты R11 и R12 лежат в области экологически неблагоприятных хладагентов. Широко применяемый в настоящее время хладагент R22 хотя и лежит в области допустимой для применения, но все же содержит в своем составе атом хлора и поэтому является "озоноопасным". "Озоноопасность" R22 составляет всего 5% от "озоноопасности" хладагента R12, что нашло отражение в Монреальском протоколе в сроках реализации сокращения выпуска. На диаграмме веществ группы этана (рис.3) интерес представляют хладагенты R134a и R125. R134a предложен как альтернатива традиционному хладагенту R12, широко используемому в холодильной технике и, в частности, в чиллерных системах.

Для применения в кондиционерах хладагент R134a недостаточно привлекателен по своим термодинамическим характеристикам. Для модификации его свойств к хладагенту R134а добавляют хладагенты R32 и R125. Присутствие в смеси каждого хладагента обеспечивает придание необходимых свойств смеси и выполняет определенную функцию.

Смесь хладагентов такого состава получила марку R407C. Подобно хладагенту R22, R407C обладает малой токсичностью, химически стабилен и не горюч. Если произошла утечка хладагента, то к негативному влиянию нехватки хладагента на работу кондиционера добавляется и отрицательное влияние изменения ее состава. Оставшийся в системе хладагент имеет отличный от оптимального состав и его нельзя использовать для работы без доработки. Поэтому при ремонте необходимо слить оставшийся хладагент полностью и заправить систему новой смесью оптимального состава. Основная разница в характеристиках прежнего хладагента CHF2Cl (R22) и нового R407C заключается в величине давлений при рабочих температурах и типе масел, совместимых с данным хладагентом.

Рабочее давление в системе, заправленной хладагентом R407C, несколько выше, чем в случае хладагента R22 (таб. 1).

Традиционно используемое с хладагентом R22 минеральное масло не пригодно в сочетании с R407C. Новый хладагент плохо смешивается с минеральным маслом, в особенности, при низких температурах и образует с ним расслаивающуюся двухфазную смесь. Это приводит к неудовлетворительной смазке компрессора из-за периодического попадания в зону смазки жидкого хладагента вместо масла, что приводит к быстрому износу трущихся частей компрессора. Кроме того, плохо растворимое в хладагенте масло, имеющее при низких температурах высокую вязкость, забивает капиллярные трубки и нарушает нормальную циркуляцию хладагента.

Чтобы обойти эти трудности, хладагент R407C применяется в сочетании с эфирным маслом, растворимым в данном хладагенте. Один из недостатков такого синтетического масла – высокое поглощение им влаги. Хранение, транспортировка, процесс заправки маслом должны исключать возможность попадания в масло не только капельной влаги, но и продолжительный контакт с влажным воздухом, из которого масло активно поглощает влагу. Необходимы также специальные меры по предотвращению попадания влаги в систему как в процессе производства кондиционера, так и при его установке на месте использования.

R22 (бар) R407C (бар)
-40°С 1,050 1,568
-20°С 2,448 3,297
0°С 4,976 6,203
20°С 9,100 10,737
40°С 15,335 17,247
60°С 24,265 26,230
80°С 36,622 38,279

К 25-ЛЕТИЮ МОНРЕАЛЬСКОГО ПРОТОКОЛА МИНПРИРОДЫ РОССИИ УЖЕСТОЧАЕТ ОЗОНОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации встречает 25-летие Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, рядом важных изменений как в российском законодательстве, так и в законодательстве Таможенного союза.

1. На территорию Таможенного союза с 1 января 2013 года будет запрещен ввоз не только озоноразрушающих веществ, но и продукции, их содержащей.

Решение Евразийской таможенной комиссии № 158 от 18 сентября 2012г. (г. Москва) «О внесении изменений в разделы 1.1 и 2.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами»
1.1 0зоноразрушающие вещества и продукция, их содержащая, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза и вывозу с таможенной территории Таможенного союза
2.1 0зоноразрушающие вещества, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и вывозе

Комментарии запрещены.

Присоединяйся