Содержание
Деревянная вагонка – отличный отделочный материал. Он достаточно долговечна, красива, обеспечивает сохранение тепла стенами и аккуратный внешний вид фасадов снаружи. Современная деревянная вагонка изготавливается из отборной древесины, поэтому можно обеспечить по-настоящему приятный вид стен снаружи и внутри дома.
Окрашивание — лучший способ продлить срок службы вагонки
Однако отделка подвергается действию множества факторов, из-за чего ее внешний вид может портиться. Покраска и обработка полос вагонки снаружи дома – лучший способ защитить материал и обеспечить неизменно отличный внешний вид здания.
Вагонка – натуральный материал. Снаружи здания лучшие результаты по долговечности показывает отделка из хвойных пород древесины, однако и она не столь долговечна, как пластик или металл. На деревянную вагонку действуют следующие негативные факторы:
Естественно, со временем деревянная вагонка снаружи дома теряет влагу, усыхает, может деформироваться. Поэтому лучше всего будет, если покраска и обработка отделки будет сделана сразу после завершения ее монтажа.
Идеальным вариантом будет, если сразу красить свежесмонтированную деревянную вагонку снаружи дома. Но на практике это редкость. Обязательно существуют факторы времени, а иногда и неряшливой предыдущей покраски. Краска, отслаивающаяся лохмотьями, пересушенная поверхность, пораженные гниением участки – все это нередко присутствует снаружи на стенах домов, где покраска произведена плохо или не делалась вообще.
Старую вагонку нужно подготовить к покраске — удалить остатки краски, пропитать антисептиком
Поэтому, перед тем, как начинать красить, вагонку нужно обработать. Работа несложная, но достаточно трудоемкая. Нужно провести следующие этапы:
После проведения всего комплекса мероприятий можно красить поверхности или покрывать их различными составами. Какой именно вариант обработки стен снаружи дома выбрать – решает каждый в индивидуальном порядке.
Одним из самых современных и функциональных способов обработки деревянной вагонки снаружи дома являются специальные пропитки. Они обладают свойствами останавливать размножение бактерий, что предотвращает гниль и появление синего оттенка древесины. Дополнительно пропитки обладают следующими свойствами:
Обработка антисептиком обязательна
В зависимости от выбранного типа пропитки, можно решить несколько задач. К примеру:
Классический проверенный метод обработки стен снаружи дома. Краски масляные обладают следующими достоинствами:
Покраска такого типа имеет и некоторые недостатки, которые часто не считаются существенными, относясь, скорее, к категории естественного положения вещей.
Однако в целом краски на масляной основе очень функциональны. Они дешевы, не требуют специальных методов нанесения, довольно долго сохраняют свои характеристики, а красить стандартными методами умеют почти все.
Масляные краски — традиционное средство для окрашивания
Более современный тип краски хоть и дорогой, но обеспечивает некоторые полезные характеристики. К примеру, благодаря паропроницаемости, акрилатные краски и лаки предпочтительнее для «свежей» вагонки, которой лучше терять и впитывать влагу. Акрилатные краски отличаются следующими особенностями:
Акрилатные составы соответствуют современным экологическим нормам, поэтому пригодны как для работ снаружи дома, так и для того, чтобы красить любые поверхности внутри помещений.
Эффективны краски на основе акрилата
Хотя алкидные лаки обладают очень хорошими пользовательскими характеристиками, применяются они достаточно редко. Связано это с необходимостью иметь опыт работы с ними для получения действительно красивой и аккуратной поверхности. Если же нужные навыки присутствуют, алкидные составы обеспечат:
Срок службы качественно сделанного покрытия может достигать 10 лет. Но после этого лак начинает быстро разрушаться, а процесс его удаления для повторной покраски довольно трудоемок.
Алкидная эмаль для покрытия вагонки снаружи дома
К самым простым и распространенным методам покраски вагонки снаружи дома относится обработка морилкой. С ее помощью можно достигать не только защиты от различных неблагоприятных факторов, но и создавать различные художественные эффекты.
Кроме того, сегодня можно найти морилку любого цвета, поэтому способ можно сравнивать с использованием цветных полупрозрачных пропиток. Подобный способ относится к самым простым и дешевым, однако его главный недостаток – недолговечность покрытия. Внешний вид стен снаружи дома лучше обновлять раз в год или два.
Как видим, качественная покраска отделки снаружи дома доступна и достаточно легко реализуется при должном усердии и внимательности. Современные составы могут обеспечить различные свойства защиты, а рынок предложит массу цветовых оттенков. Поэтому, если хотите отлично выглядящий дом – просто сделайте его таким.
Внутренняя отделка дачного дома должна быть долговечной, безопасной и прочной. А если зимой он пустует и не отапливается, то еще и влагостойкой, так как риск образования конденсата в этом случае очень велик. Не каждый материал справится с такими задачами, однако, если правильно обработать и декорировать вагонку из натуральной древесины, она прослужит десятки лет.
В зависимости от того, чем покрасить вагонку внутри дома на даче, она будет иметь различный внешний вид: сохранит естественный рисунок и оттенок или приобретет новый. А защитные составы для пропитки древесины улучшают ее эксплуатационные характеристики.
Любой материал из дерева необходимо покрывать защитными составами. Без них отделка быстро потеряет внешний вид и придет в негодность. Краски, лаки и пропитки выполняют несколько функций:
Покрытия разных видов решают одну или несколько проблем. Поэтому для наилучшей защиты приходится выбирать сразу несколько составов. Чем покрасить вагонку внутри дома зависит от того какие именно функции возложены на покрытие и какой внешний вид отделки хотелось бы получить в итоге.
Все средства для обработки древесины условно делятся на защитные и декоративные. Некоторые из них необходимо комбинировать, другие можно использовать самостоятельно. В идеале первичную обработку нужно проводить до монтажа деревянной вагонки, так изделия будут защищены от неблагоприятных факторов со всех сторон. Если обшивка уже установлена и имеет покрытие, его потребуется удалить или зашкурить.
Обратите внимание! Евровагонка, если она изготовлена по стандарту, уже покрыта защитными или защитно-декоративными составами.
Первоочередные задачи этих составов – защита дерева от вредителей, плесени, грибка, влаги, перепадов температурного режима и продление срока службы вагонки и финишного покрытия.
Распространенные средства для обработки деревянных поверхностей:
Масло-воск и льняное масло не требуют дополнительной обработки, так как придают поверхности выраженный рисунок, а цвет можно заколеровать. Олифу тоже допустимо не красить, но обновлять придется часто. Грунтовка и антисептики используются как база для финишной отделки.
Подбирать эти составы необходимо с учетом состояния отделки. Есть средства, которые сохраняют и подчеркивают природный вид древесины, делают более выраженными годовые кольца, придают оттенок. Другие напротив – скрывают рисунок под плотным цветным слоем. Первые стоит применять, если вагонка не имеет дефектов (сорта Экстра, А и АВ) и старой краски. Вторые, для изделий с многочисленными повреждениями (сорт В и С) и покрытиями, которые нельзя снять.
Прозрачные составы для финишной обработки деревянной вагонки: лаки, морилка, некоторые краски. Непрозрачные: акриловая и масляная краска, водоэмульсионная.
Для внутренних работ больше всего подходят акриловые, алкидные и лаки на водной основе. Полностью сохраняют природный вид древесины. В состав можно добавить пигмент, который придаст вагонке оттенок. Поверхность, покрытая лаком, имеет глянцевую или матовую фактуру. Дополнительно защищают отделку от воздействия влаги, изменения цвета и мелких механических повреждений. Могут содержать антисептические добавки.
Придает древесине выраженную структуру и любой цвет. Не образует на поверхности пленку, а проникает вглубь. Материал прозрачный, поэтому вагонка под ним должна быть без существенных дефектов. Кроме декоративной, выполняет защитную функцию.
Имеет практически такой же эффект, как и декоративная лазурь. Окрашивает древесину в насыщенный коричневый цвет разных оттенков. Морилку часто используют для искусственного состаривания вагонки. Важно учитывать, что она недостаточно защищает от влаги.
Образует на поверхности дерева тонкий слой, через который видны фактура и натуральный оттенок древесины. Такие краски скрывают незначительные дефекты отделки.
Плотное непрозрачное покрытие. Образует пленку на поверхности. Может иметь любой оттенок. Длительно сохраняет цвет и целостность. Эта краска для вагонки требует обновления примерно каждые 5 лет. Обладает едким запахом.
Более долговечное непрозрачное покрытие, чем масляная краска. Практически не имеет запаха, сохнет за короткое время. Может создавать матовое и глянцевое покрытие. Единственный ее недостаток – высокая стоимость.
Краски без запаха, быстро сохнут. Образуют матовую или полуматовую фактуру. Подходят только для сухих помещений.
На видео пример грамотной комбинации защитных и декоративных покрытий для вагонки, нанесенных в домашних условиях, без применения специальных инструментов.
Широкий выбор покрытий позволяет подобрать совершенно любой цвет и фактуру для вагонки. В условиях дачного дома лучше отдать предпочтение самым стойким и неприхотливым составам, которые не придется часто обновлять.
Если отделка новая, то стоит сохранить ее природный колорит и выбрать для обработки прозрачные средства: лаки, лазури.
В случае если на панелях имеется множество дефектов или старое покрытие, то без плотной, непрозрачной краски не обойтись. Улучшить внешний вид базовой поверхности можно за счет удаления верхнего слоя древесины, но это слишком трудоемкий и долгий процесс.
Цвета и оттенки вагонки можно комбинировать в отделке одного помещения. Этот прием позволяет разделить просторную комнату на зоны. Украсить или разнообразить дизайн, расставить акценты.
За счет цвета отделки можно добиться некоторых визуальных эффектов. Светлые оттенки расширяют пространство, темные, напротив, делают меньше. Белый потолок выглядит выше, чем коричневый.
Цветовое решение для вагонки может совпадать с палитрой оттенков, использованных в интерьере или контрастировать.
Защита и покраска вагонки выполняется в несколько этапов. Первый из них – подготовка. Если отделка новая, то прежде чем покрыть вагонку ее поверхность достаточно очистить от пыли раствором из 5 литров воды и 150 гр. соды. После сушки можно наносить первый слой.
При наличии старых покрытий потребуется шлифовка пемзой или наждачной бумагой. Лучше ее выполнять шлифовальной машиной. Задача этой процедуры создать шероховатую фактуру, которая легко сцепится с покрытиями.
Если на вагонку нанесены плотные краски, то счистить их можно механическим способом (строительным феном и шпателем, шлифмашиной) или специальными химическими растворами. Оба способа не гарантируют идеального результата, но попробовать стоит. Этот вариант лучше, чем покрасить вагонку внутри дома прямо поверх старой финишной отделки.
Покрытие можно не снимать, но тогда его следует обезжирить. В обязательном порядке удалить участки с обсыпающейся краской, воздушными полостями и зачистить до гладкости.
При наличии серьезных дефектов, например выпавших сучков, необходимо зашпаклевать отверстие и зачистить до гладкости.
Если покрытие не удалось нанести на неустановленную вагонку, то следует тщательнее промазывать стыки, чтобы обработать как можно большую площадь. Состав необходимо накладывать тонким и равномерным слоем. Для этого можно использовать как кисть и валик, так и механические инструменты. Если защита наносится в несколько слоев, то каждый из них важно тщательно просушить, прежде чем покрасить вагонку следующим составом.
Способ нанесения финишного покрытия зависит от его вида. Общие правила проведения работ:
В труднодоступных местах для окрашивания можно использовать поролоновую губку. Лучше всего за короткое время нанести состав на всю площадь. Если требуется сделать перерыв, то стык нужно расположить на незаметном участке.
Для внутренней отделки дачного дома, вагонка – один из лучших вариантов. Она не требует сложного ухода, а реставрировать поверхность достаточно раз в 7-10 лет (в зависимости от вида покрытия). Если обработать ее по всем правилам и с учетом особенностей эксплуатации, материал прослужит не менее 25 лет.
Деревянная вагонка – экологически чистый отделочный материал, способный придать фасаду здания элегантный внешний вид. Атмосферные явления негативно влияют на древесину, поэтому вагонку необходимо обрабатывать лакокрасочными материалами и специальными антисептиками.
Фасадные краски. Существует широкий спектр разновидностей фасадных красок, но для обработки вагонки идеальным решением станет акриловая краска на водной основе. Состав эластично покрывает древесину, создавая плотный защитный слой, оберегающий материал от негативного влияния осадков и температурных перепадов. Кроме того, краска безопасна и не выделяет токсичных веществ.
Морилки и лаки. Морилка – специальное средство для биологической защиты древесины. Использование морилки позволяет защитить вагонку от появления грибка, плесени и вредных микроорганизмов. Лакокрасочные материалы используются для придания древесине декоративных качеств, а также защищают материал от влияния влаги, солнечного света и насекомых. Лаки и морилки могут использоваться вместе и по отдельности.
Цветовая гамма морилок.
Воск и масла. Средства на восковой основе используются для придания древесине матового блеска. Масляные составы впитываются древесиной и надежно защищают вагонку от негативного воздействия окружающей среды.
Матовые и лессирующие антисептики. Использование таких материалов позволяет глубоко пропитать древесину противогрибковыми и противомикробными средствами для защиты вагонки от гниения. Слой антисептика наносится перед основной покраской.
Пропитки. Специальные пропитки используются для защиты древесины от бактерий, плесени, насекомых, влаги и огня. Для качественной пропитки вагонки специалисты используют грунтовку. Большинство лакокрасочных материалов уже имеют в своем составе пропитки, но их можно использовать и по отдельности.
Перед непосредственным покрытием вагонки снаружи дома проведите подготовительные работы: удалите грязь с вагонки, просушите древесину, уберите декоративные элементы. Важно загерметизировать и обработать швы, трещины и стыки.
Перед покраской вагонки снимите с нее старое покрытие. Если древесина почернела на улице, то удалите также и поврежденную поверхность. Для этого нанесите на древесину особый раствор и оставьте на время, указанное в инструкции. После этого удалите старое покрытие, используя наждачную бумагу и шлифовальную машинку.
Затем пропитайте поверхность древесины выбранным антисептиком. Грунт и олифу используйте для выравнивания поверхности дерева и его защиты от поражения насекомыми и грибками После чего отшлифуйте поверхность древесины и обработайте ее слабым растворителем или спиртом.
После полного высыхания древесины нанесите краску в 2-3 слоя. Во избежание выпуклостей и разводов следующий слой краски наносите только после высыхания предыдущего слоя. Для покраски вагонки используйте валик, а неудобные места, стыки и выемки пропитывайте кисточкой. А при использовании краскопульта кисточка вовсе не нужна.
Краскопульт низкого давления – идеальный инструмент для покраски вагонки. Он практически не создает эффект тумана, а также минимизирует потери краски. При работе на высоте выбирайте мобильный электрический краскопульт. Красить вагонку снаружи дома необходимо при температуре выше +15 градусов, так как при более низких температурах ухудшается взаимодействие защитных покрытий с поверхностью древесины. После полного высыхания краски смело наносите лак.