Содержание
Времена, когда поездка на дачу предполагала проживание несколько дней в полу первобытных условиях, постепенно проходят. Всё чаще дачники обзаводятся благами цивилизации: комфортным туалетом, водопроводом, ванной и т. д.
Для обеспечения функционирования всего этого необходима канализация. Капитальные сооружения из бетона, камня или кирпича обходятся весьма недёшево, да и времени на них нужно потратить много. Куда проще — выгребная яма из покрышек своими руками. Старые покрышки можно достать на любой станции техобслуживания автомобилей, а технология создания выгребной ямы доступна даже для человека без определённых навыков.
Прежде чем приступать к строительству такого канализационного сооружения, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против».
Преимущества:
Для обустройства выгребной ямы вполне подойдут бывшие в употреблении покрышки
Недостатки:
Читайте также: Что такое септик и его преимущества.
Выгребную яму нужно организовывать в таком месте, где свободно сможет подъехать ассенизаторская машина. Ведь время от времени содержимое канализации нужно будет откачивать.
Кроме этого, выгребная яма из покрышек не располагается вблизи водозаборных скважин и колодцев с питьевой водой, чтобы фекалии не попали в грунтовые воды (не ближе 30-50 метров).
Дом с заглублённым фундаментом тоже составляет проблему для организации стока. Канализационная яма не должна быть ближе к нему, чем 5 метров, иначе может нарушиться целостность стен. Проще говоря, дом «поведёт».
От забора должен быть минимальный отступ в 2 метра.
Очень удачно, если яма будет размещаться в песчаном грунте — можно будет долго не вызывать ассенизаторов.
Котлован для выгребной ямы вполне может вырыть и один человек, не прибегая к помощи техники. Ширина ямы не должна сильно превышать диаметр покрышки, чтобы не пришлось расходовать много щебня на засыпку.
На начальном этапе происходит подготовка котлована
В работе надлежит использовать две лопаты с разной конфигурацией. Штыковая позволит разрыхлить землю, а лопатой-черпаком очень удобно её выбирать. Второй вид можно сделать самостоятельно, взяв совковую лопату и загнув её относительно черенка на 80°. Черенки этих лопат должны быть не короче 2,5 метров, чтобы хорошо доставать на большую глубину.
Итак, приступаем к работе. Сначала нужно наметить контур будущей ямы. Для этого на землю кладут покрышку и обводят её колышком, отступая на ширину длины спичечного коробка. Зазор нужен для облегчения ввода автопокрышек в готовую яму. Сначала можно обойтись и обычными короткими лопатами, но по мере заглубления понадобятся всё же длинночеренковые.
Важно: Если возникает соблазн опуститься в яму для упрощения работы, то следует предпринять все меры по собственной безопасности, ведь грунт в любой момент может обвалиться.
Во время копки котлован может постепенно сузиться. Чтобы этого не случилось, нужно периодически производить замеры диаметра ямы.
Перед тем как правильно сделать выгребную яму из покрышек, нужно тщательно и равномерно засыпать дно ямы крупным щебнем. Толщина слоя — не меньше 30 сантиметров. Щебень необходим для уменьшения вероятности заиливания дна.
Схема выгребной ямы из старых покрышек (1. Грунтовый слой из щебня, 2. Покрышки, 3. Трубы, 4. Крепление для крышки, 5. Крышка)
Покрышки перед закладкой тоже необходимо обработать — обрезать электролобзиком по внутреннему ободу, чтобы в закруглениях не скапливался мусор и сточные воды.
Также необходимо вырезать отверстие для подвода канализационной трубы.
Между собой авторезину можно скрепить герметиком, горячим битумом, а дополнительно всю конструкцию обернуть рубероидом или очень плотным полиэтиленом.
Как сделать выгребную яму из покрышек незаметной? Очень просто. Её нужно прикрыть крышкой из плотного пластика и присыпать холмиком земли. Сверху можно даже цветы посадить. Роль крышки может успешно выполнить колпак от колеса.
Любая выгребная яма требует периодической очистки. Избавление ямы из автопокрышек от содержимого можно осуществлять несколькими способами:
Машина для откачки канализационных стоков
Подробнее о том, что из себя представляют бактерии для септиков и выгребных ям и как их использовать, читайте в нашей отдельной статье.
Как сделать своими руками септик для дачи без откачки, мы рассказали на нашем сайте. Обзор материалов и технология изготовления.
Люди, которые установили подобную яму на своих участках, свидетельствуют о простоте и удобстве системы канализации. Если на даче не живут постоянно, а изредка приезжают, то можно обойтись покрышками небольшого диаметра. В случае установки выгребной ямы во дворе частного дома, лучше брать шины побольше или использовать другую систему канализации.
Выгребная яма из старых покрышек полностью справляется с возложенным на неё функционалом. Она обеспечивает стабильную работу канализации в небольших частных домах или на дачах. И, хотя её потенциала хватает на обслуживание небольшого количества людей, отсутствие больших материальных затрат и скорость возведения делают такой вид канализации очень конкурентоспособным. Это такой себе эконом-вариант для организации комфортной жизни на природе.
Выгребная яма – это канализационное сооружение, куда сливаются стоки и нечистоты. Это самый простой и дешевый способ организовать автономную канализационную систему на дачном участке. Для сооружения ямы используются разные материалы. Один из интересных вариантов – автомобильные покрышки. Они резиновые, канализационные стоки на них никаким образом не воздействуют, поэтому прослужат шины много лет. Но перед тем как сделать выгребную яму из автомобильных покрышек своими руками, необходимо найти место для канализационного сооружения, а также разобраться в принципе ее работы.
Раньше выгребные резервуары делали прямо в грунте, ничем их не защищая. Нечистоты проникали в почву через стенки, загрязняя его. При этом на участке стоял неприятный запах, который распространялся даже с малым дуновением ветра.
Природоохранные стандарты требовали, чтобы канализационные сооружения были герметичными, а колодцы, в которых фильтрация нечистот производилась через грунт, оснащались естественными фильтрационными слоями. Поэтому на дно выгребных ям стали засыпать крупнозернистый песок или щебень средней или крупной фракции.
Стоки попадают в сооруженный резервуар, часть твердых частиц перерабатывается бактериями, часть оседает на дно и стенки, а вода уходит через днище в грунт. При этом она становится осветленной, то есть практически не наносит вреда экологии.
Канализационные стоки поступают в сливную яму по трубе, которая проводится под наклоном от дома.
Существуют стандартные нормативы, которые позволяют сделать точный расчет объема ямы. Для этого учитываются следующие параметры:
3х0,2х3=1,8 м³ – это и есть объем выгребной ямы для дома, в котором живет 3 человека.
Существуют стандартные нормативы удаленности гидротехнического сооружения от объектов, расположенных на дачном участке:
Внимание! Твердые частицы, собирающиеся на дне резервуара, покрывают фильтрующий слой, что усложняет прохождение осветленной воды в грунт. Поэтому выгребную яму надо периодически чистить. Лучше это делать с помощью ассенизационной машины. Поэтому необходимо отстойник сооружать недалеко от забора, возведенного у дороги.
Чтобы сделать канализацию из автомобильных колес от КаМаза, необходимо в первую очередь выкопать яму диаметром чуть больше диаметра шин. При этом надо учитывать требуемый объем будущего сооружения. Поэтому предварительно надо измерить внутренний диаметр колеса, найти его площадь по формуле: S=πD²/4=3,14xD²/4.
Полученное значение умножается на ширину покрышки. Это и будет приблизительный внутренний объем колеса. После чего рассчитанный объем ямы делят на данный параметр. Конечный результат – количество требуемых покрышек. Соответственно, глубина ямы будет равна ширине колес, умноженной на полученное количество.
Так как дно сооружения надо будет засыпать фильтрующим слоем, глубину увеличивают на 30-50 см.
Следующий этап – земляные работы. Выкапывают яму под покрышки, траншею для канализационной трубы. Оптимальный вариант для последней – прямолинейный участок от дома к яме. Труба укладывается под наклоном 2-3°.
В дне котлована садовым буром надо просверлить скважину глубиной 1-2 м. В нее вставляется пластиковая труба длиной 2-3 м, диаметром 100-200 мм, в которой просверлены отверстия диаметром 5-10 мм. Последние сверлятся равномерно по той части трубы, которая расположена выше дна котлована на полметра. Открытый верхний край трубы надо закрыть синтетический мелкой сеткой. Это дренаж для отвода осветленной воды в грунт.
Основная задача производителя работ – добиться герметичности возводимого сооружения. Поэтому с внешней стороны стыки покрышек замазывают цементно-песчаной смесью или битумной мастикой. Это делать надо сразу в процессе укладки каждого колеса.
Как только все покрышки будут уложены, проводят засыпку пазух между стенками котлована и шинами. Для этого используют выбранный из ямы грунт. Но лучше его перемешать с песком.
Последняя укладываемая автомобильная шина должна быть выше поверхности земли.
Внешние боковины верхней покрышки обсыпают грунтом, который утрамбовывают. Это отмостка, которая будет защищать канализационный отстойник от атмосферных осадков и таящего снега. Сверху надо уложить утепленный люк. Это может быть деревянная крышка, собранная из досок. Внутреннюю ее поверхность надо обклеить пенопластом. В люке делается отверстие, куда вставляется вентиляционная труба для отвода неприятных запахов. Чем длиннее труба, тем лучше.
Чтобы отстойник работал эффективно, его надо периодически откачивать. Поэтому хотя бы один раз в месяц надо открывать люк и осматривать – не заполнилась ли яма до краев. Если есть необходимость, производят откачку.
Для более эффективного очищения канализационных стоков рекомендуется вносить в выгребную яму биологические препараты – сухие бактерии. Последние при соприкосновении с водой оживают и начинают перерабатывать органику.
При необходимости в отстойник заливают химические препараты. Они полностью расщепляют содержимое канализационного сооружения, проводят дезинфекцию и удаляют неприятный запах. Но при этом химикаты убивают всех бактерий. После химической очистки надо засыпать сухие бактерии.
Главное преимущество выгребной ямы из шин – простота возведения и малый бюджет строительства. Срок службы – до 15 лет.
Самый большой недостаток – низкая производительность. Зимой система часто замерзает. Неприятный запах при низкой герметичности сооружения быстро распространяется по дачному участку. Степень очистки составляет до 40%, что считается недостаточным для современных канализационных систем. Поэтому существует вероятность, что нечистоты попадут в грунт.
Плюсы и минусы выгребной ямы из покрышек
Внимание. При высоком уровне залегания грунтовых вод стоит выбрать другой вариант утилизатора, яма из покрышек не оправдает себя.
Так же стоит обратить особое внимание на тот факт, что объем конструкции рассчитан на 1-2 постоянно проживающих человека.
Выгребная яма из автомобильных покрышек идеальный вариант для дачи или не большого дома с временным или сезонным проживанием.
Прежде чем приступить к работе следует подготовить материал и инструменты:
На выбранном месте вырывается котлован, диаметром больше покрышек на 10-15 см, глубиной в соответствии с количеством изделий плюс насыпь из природного фильтра. Последняя (верхняя) покрышка должна быть чуть выше уровня почвы.
Дно выравнивается и по центру делается шахта, при помощи бура, которая должна пересечь водоносный слой.
Когда котлован готов, выкапывается траншея под канализационные трубы. Главное соблюсти уклон при прокладке, чтобы обеспечить самотек.
В шахту погружается труба с перфорацией. Оставляется метр свободной трубы. Этот отрезок обматывается мелкоячеистой сеткой вместе с отверстием, что послужит фильтром и поможет избежать быстрого засорения перфорации.
На дно высыпается крупный щебень слоем толщиной в 30 см.
В траншее для трубопровода следует создать песчаную подушку.
Выгребная яма готова.
Для обустройства ямы можно использовать покрышки от трактора, грузового автомобиля или легкового.
Выбор размера зависит от требуемого объема ямы.
Рекомендация. Хорошо обустраивать яму из тракторных шин. Они более жесткие, прочные и среднего диаметра.
Сливная яма из покрышек имеет дренажное дно, по этой причине за стоками лучше следить. Наличие в них химикатов, медикаментов, хлора не допустимо. Желательно и отсутствие фекалий. Серые стоки позволят колодцу прослужить долго и не нанести ущерб окружающей среде.
>