Содержание
Карнизные свесы – важный элемент в строительстве дома. Дом человека – сплав техники и искусства, поэтому не удивительно, что на облик дома влияет и страна, и местность, где он построен. Все связано, и, если дом, построенный в Карпатских горах, имеет очень широкий свес крыши при крутых скатах – причина этому традиции, укоренившиеся в результате природных условий. Широкие карнизные свесы защитят и стены, и окна от атмосферной воды и снегопада, примут на кровельное покрытие струи косого дождя, сильный ветер. Стены и цоколь дома должны намокать как можно меньше – это правило действует для всех конструкций и для очень многих, если не для всех стеновых строительных материалов, а также отделок стен.
Высокие окна одноэтажных домов предохраняют от дождей и снега широкими карнизами, летом – карнизы дают тень, защищая комнаты от излишнего зноя. Кроме того, отделки и подшивки карнизных свесов исключительно выразительны в архитектурном плане, они могут кардинально изменить облик и настроение дома, изменив его пропорции. Зрительно свес карниза увеличивает площадь здания, при этом уменьшая его высоту. Ширина свеса может достигать 0,8 и более, даже более метра, такое решение связано с конструкцией стропильной системы. Для домов с мансардами ширина свеса выбирается в большую сторону, не только из соображений привлекательных пропорций, но и для защиты вертикали стен под мансардными скатами. В местностях со спокойным климатом и редкими несильными ветрами не редкость дома, не имеющие карнизных свесов вообще. Исключение – классический каменный английский дом с черепичной крышей и крошечным карнизным свесом, но это тоже объяснимо – каменные стены и небольшие окна и не нуждаются в особой защите от непогоды.
Узкие свесы крыши могут опираться на выступы стен, зрительно – свесы лежат на карнизах, а карнизы «завернуты» на стены фронтонов. Общее впечатление от дома – компактность при устремленных вверх линиях, стройность и легкость всего облика строения. Для дома, находящегося в условиях плотной застройки, с маленьким садовым участком или вообще без участка – узкие свесы более практичны и выглядят органичнее.
Под широкими свесами образуется очень комфортное и защищенное пространство. Варианты использования этого пространства и уюта – обустроенные места для отдыха под стенами дома, со скамейками, вазонами с цветами, возможно – и с чайным столиком. Более утилитарное использование «подкарнизной полосы» – поленница, место для хранения огородного инструмента, летняя кладовая для хранения и сушки трав, фруктов. Наиболее выразительны дома с широкими карнизами, утопающие в садовой зелени и цветах, рядом с окрестными газонами или лужайками.
Строгого регламента для проекции вылета крыши на горизонталь, или карнизного свеса, в строительных нормах нет. Есть только общие указания, что свес материала кровли не должен превышать небольших значений – шифер (асбоцементный волнистый) – до 5 см, керамическая черепица – до 7 см, кровельная сталь – до 10 см. Рекомендации даны для открытого, безопорного свеса, из расчета и прочности материалов кровельного покрытия. Но для крыши частного дома можно запроектировать тот карниз, который нужен для архитектурной красоты и из практических соображений функциональности, хотя стропильная система для большого свеса будет немного технически сложнее и затратнее.
Карнизные свесы, как любая конструктивная часть дома, влияют и на его энергоэффективность. Недаром выходящие на юг и юго-восток окна первых этажей оборудуют на лето маркизами или рольставнями с затеняющими козырьками. Солнечный нагрев в летнюю жару добавляет немало затрат на кондиционирование. Эти устройства обычно планируют при разработке проекта здания. Верхние окна под карнизным свесом так же могут участвовать в экономии энергии, если находятся под свесом крыши, рассчитанным по ширине и высоте расположения над окнами таким образом, чтобы в зимние месяцы пропускать как можно больше солнечных лучей в комнаты, а в летние – максимально затенять окна.
Свесы следует подразделять на фронтонные и карнизные, их конструкции отличаются. Фронтоны и фронтонные свесы расположены чаще с боковых (фронтальных) сторон здания, очень редко – на фасаде. По конструкции фронтонный свес может быть выполнен заподлицо или с выступами стропильных ног. Если стропильные ноги не выступают за фронт стены, водоотвод с кровли решают дополнительным крепежом сливов. Фронтонные свесы должны выполнять ту же функцию, что и карнизы – защищать стены на верхних участках, это их главная задача. Выступающий фронтонный карниз, как правило, подшивают, классический размер выступа фронтонного свеса – 0,5-0,6 метра.
Карнизные свесы тоже отличаются по конструкциям – свесы могут быть выполнены заподлицо, открытыми и закрытыми. При открытых карнизах стропила выступают за плоскость стен, а сливные устройства часто устанавливают на боковые части стропил, или крепят к их верхним сторонам. Открытые карнизы часто применяют для индивидуальных домов.
Для высотного или многоэтажного дома открытый карниз редкость. Но все чаще частные дома строят с закрытыми свесами, применяя для подшивки неконструктивную разновидность сайдинга – софиты. Результат – аккуратный и эффектный облик дома и удобство в эксплуатации. Кроме того, современные виды софитов имеют как сплошную, так и перфорированную конструкцию, помогая решить вопрос с вентиляцией подкровельного пространства.
И конструкция, и размеры свеса карниза зависят от установки и конструкции стропильной системы. Конструкции свесов рассчитываются на нагрузки от веса, снега и ветра, как часть крыши, и при некорректности расчета и монтажа могут оказаться перегружены. Также важны вопросы креплений и соединений стропил и карнизных элементов, а также правильная вентиляция.
Закрытый карнизный свес имеет внутри вентилируемое пространство. Фронтоны не требуют дополнительных вентиляционных отверстий, и подшиваются сплошными софитами.
Карнизные свесы, в отличие от фронтонных, должны обеспечивать вентиляцию не эксплуатируемых чердаков или пространства под кровлей. Воздух проходит снизу-вверх, к коньку крыши. В верхних частях крыш необходимо делать продухи, чтобы воздух выходил, а в карнизных свесах – приточные отверстия. Размеры этих отверстий рассчитывают по общей площади проекции крыши – 1/500 этой площади. Столько же должны иметь по площади и выходные отверстия в верхних уровнях крыши. Все вентиляционные отверстия закрывают сетками от птиц и насекомых.
Воздухообмен достигается встроенными отверстиями в подшивке свесов кровли или подшивкой «дышащими» материалами. При подшивке сплошным софитным сайдингом делают вентиляционные отступы от стен здания. Эти отступы, или зазоры, закрывают вентиляционными решетками или панелями с перфорацией. Перфорированные софиты имеют воздушные отверстия, и при их применении не требуется дополнительных мер для устройства вентиляции.
Карнизные свесы, не имеющие подшивки, также возможны и очень интересны как дизайнерский штрих, при общей архитектурной гармонии. В этом случае и нижняя поверхность кровли, и торчащие стропильные ноги открытой конструкции широкого свеса по-особому эффектны и вполне эстетичны.
Строительство крыши состоит из нескольких этапов, каждый из которых по-своему важен. Все они оказывают большое влияние на долговечность и эффективность эксплуатации строения. Рассмотрим устройство карнизного свеса, являющегося обязательным элементом большинства стропильных систем.
Карнизный свес – часть ската, которая выступает за пределы фасадных стен здания и предназначена отводить влагу от коробки и улучшать внешний вид. Минимальная величина свеса 50–60 см, но эти значения могут изменяться в широких пределах с учетом строительных традиций в данной местности. К примеру, некоторые проекты домов в Финляндии используют карнизный свес в качестве навеса для веранды, а это довольно большая конструкция, требующая высокой квалификации строителей.
Карнизный свес кровли
Финишное оформление свесов зависит только от желания застройщика. На функциональность оно никакого влияния не оказывает, но лишь в том случае, когда строго выполняются все рекомендации строительных норм и правил.
Таблица. Типы конструкций карнизного свеса
Вид свеса | Краткое описание |
---|---|
Перед окончательным выбором нужно проконсультироваться с профессионалами, при этом следует принимать во внимание внешний вид и необходимость обеспечения рекомендованных условий эксплуатации крыши.
Финишная отделка карнизных свесов выполняется различными строительными материалами, среди которых есть как бюджетные, так и эксклюзивные варианты. При выборе рекомендуется учитывать стиль здания и рядом расположенных строений.
Сайдинг для карнизов отличается наличием перфорации
Натуральная вагонка — отличный вариант для подшивки карниза
Оцинкованная сталь тоже применяется для подшивки свесов, но встречается такой вариант нечасто
Медная подшивка карниза смотрится очень эффектно и дорого
Довольно часто концы стропил незначительно выступают за пределы несущих стен и карнизный свес получается слишком узким. В таких случаях стропила удлиняют с помощью досок сечением 100 на 50 мм. Называются эти элементы кобылками.
Удлинение стропил кобылками
Для примера мы рассмотрим самый сложный вариант – крыша утеплена минеральной ватой и требует эффективной вентиляции для удаления конденсата. Для создания пароизоляционного слоя применяется пленка на основе этилен-бутилакрелата с двумя парозадерживающими слоями полипропилена и сополимера.
Шаг 1. Закрепите мембрану с внутренней стороны чердачного помещения. Пленки вначале фиксируются степлером, в дальнейшем будут использоваться технологии в зависимости от метода обшивки стен мансардных помещений. Стыки плотно приклеиваются, выходы дымоходов и вентиляционных труб дополнительно герметизируются. Внутренняя пароизоляция не может переходить на карнизный свес, она фиксируется либо к стенам, либо к кровельному перекрытию.
С внутренней стороны стропил крепят защитную мембрану
Шаг 2. Установите опорную доску между стропильными ногами. Она должна быть в одной плоскости с фасадными стенами, ширина элемента отвечает шагу стропильных ног, а он учитывает размеры утеплительных материалов. За счет такого соответствия размеров минвату нет необходимости разрезать для подгонки по ширине ниш, работы намного облегчаются и ускоряются, качество утепления значительно увеличивается. Опорные доски прикручиваются к стропильным ногам саморезами или прибиваются гвоздями, нужно по два крепежных элемента на каждую сторону.
Устанавливают опорные доски между стропилинами
Шаг 3. Подготовьте ровное основание для укладки ветрозащитной и гидрозащитной мембраны, уменьшите высоту стропил на длину холодного свеса. Делается это в несколько этапов.
Делают срезы на концах стропил
Некоторые неопытные застройщики не уделяют внимания уровню расположения досок на свесах и прибывают их прямо к стропильным ногам. В таком положении они располагаются выше плоскости, мембрана в этом месте загибается вверх. Конденсат не может беспрепятственно удаляться, в месте примыкания постоянно скапливается большое количество воды. Такие условия эксплуатации стропильной системы оказывают крайне негативное влияние на долговечность деревянных конструкций.
Практический совет. Карнизный свес утеплять не нужно, утепление должно заканчиваться на опорной доске. А она устанавливается напротив мауэрлата или фасадной стены.
Шаг 4. Оформите карнизный свес обрезными досками. Они прибиваются к подготовленным участкам стропильных ног. Во время работы проверяйте положение, если доски выступают над плоскостью ног, то ниши следует углубить. Еще раз напоминаем, что конденсат не должен длительное время быть на мембране, это очень важно. Со временем вода начет протекать, стропильная система намокнет.
Прикручивают доски к стропилам
Доски можно прикручивать саморезами, но намного быстрее и легче фиксировать их гладкими гвоздями. Нагрузка на этот элемент ничтожная, любые метизы гарантируют достаточную прочность фиксации.
Шаг 5. Прикрутите на место лобовую (карнизную) доску. Ее нужно крепить к торцам стропильных ног. Во время монтажа стропильной системы торцы ног выравниваются по веревке и располагаются строго в одной плоскости. Если обнаружились несоответствия по длине, то между доской и ногами можно подкладывать деревянные подставки. Только надо следить, чтобы они были сухими и имели достаточные размеры. В противном случае слишком маленькие подставки могут трескаться при забивании гвоздей, а сырые усыхать – появляются нежелательные щели.
Устанавливают лобовую доску
Шаг 6. Прибейте капельник. Он выполняет две задачи: отводит воду за пределы стен и удерживает нижний край гидрозащитной мембраны. Капельник изготавливается из листовой оцинкованной стали, толщина 0,45 мм, верхние поверхности имеют полимерное покрытие. Нахлест элементов примерно пять сантиметров, направление стыков не имеет значения.
Сверху прикручивают капельник
Шаг 7. Приступайте к укладке гидроизоляционной ветрозащитной мембраны. В зависимости от типа материала она может укладываться непосредственно на утеплитель или необходимо оставлять зазор для облегчения испарения влаги. Работы ведутся снизу вверх к коньку, нахлест примерно 10 см, места соприкосновения желательно проклеивать. Некоторые мембраны имеют специальные полосы с клеящими составами, с них снимается защитная бумага и все готово к проклейке.
Укладывают защитную мембрану
Для крепления мембраны к капельнику следует применять специальную ленту. Профессионалы рекомендуют пользоваться материалами на основе бутил-каучука, он длительное время сохраняет первоначальные параметры адгезии и гарантирует надежное сцепление. Мембрана фиксируется в следующей последовательности.
Нижний край мембраны должен плотно приклеиваться к планке капельника
Точное соблюдение рекомендованных технологий дает гарантию длительного и беспроблемного пользования стропильной системой. Для всех случаев жизни универсальных советов не существует, многие решение должны приниматься мастером на месте в зависимости от конкретных особенностей конструкции.
Теперь осталось сделать вентиляцию подкровельного пространства, ее эффективность во многом зависит от правильности оформления карнизного свеса.
Правильная вентиляция обеспечивает долговечность стропильной системы и теплоизоляционного материала
Для создания вентиляционных каналов в подкровельном пространстве надо использовать бруски толщиной не менее 5 см — только такой зазор обеспечивает необходимую скорость движения воздушных потоков.
Шаг 1. Прибейте вертикальные бруски контробрешетки к стропилам. Не надо брать длинные пиломатериалы, делайте разрывы через каждые 1–1,5 м. За счет этого улучшается вентиляция, воздух имеет больше возможностей обходить препятствия. Мембрана фиксировалась к стропильным ногам степлером, в этих местах появились небольшие отверстия. С целью их герметизации можно к одной плоскости приклеить уплотнительную ленту.
На бруски предварительно крепят уплотнительную ленту
Практический совет. Как утверждают опытные строители, отверстия от степлера никакого негативного влияния не оказывают. Сквозь них никогда не попадает влага.
Шаг 2. Установите горизонтальные рейки обрешетки, шаг зависит от технических параметров кровельных материалов. Для мягких покрытий нужно делать сплошную обрешетку из плит ОСП или листовой фанеры. Через карниз происходит забор воздуха, и если не обеспечить его беспрепятственную подачу, то естественная вентиляция не сможет эффективно функционировать. Такое состояние крыши становится причиной возникновения очень неприятных проблем.
Поверх вертикальных реек крепят обрешетку
Шаг 3. Закройте вентиляционный канал специальной защитной перфорированной лентой. Она почти не оказывает негативного влияние на скорость движения воздуха и не допускает проникновения в канал птиц и насекомых. Ленты могут быть металлическими или пластиковыми, значения не имеет, в эти места не проникают УФ-лучи.
Зазор закрывают специальной лентой
Шаг 4. Закрепите на место желоб водосливной системы. Он может фиксироваться длинными металлическими крюками к обрешетке или пластиковыми держателями к карнизной доске.
Выполняют монтаж кронштейнов и водосточного желоба
На этом работы по оформлению карнизного узла закончены. Если все сделано правильно, то крыша будет выполнять свои задачи, а утепление обеспечивать комфортные температуры в мансардных помещениях.
Вы уже знаете, как сделать правильный карнизный свес кровли. Это один из важных узлов крыши, отнеситесь к его обустройству с должным вниманием. Теперь можно браться за кровельные работы самостоятельно. Многие желают строить мансардные помещения, а такие конструкции требуют теплой крыши. У вас уж есть начальные знания, следует их углубить и расширить. Как делается мансардная крыша – читайте на страницах нашего сайта.
Степан Русов главный редактор
Автор публикации 25.11.2018
Понравилась статья? Сохраните, чтобы не потерять!
Карнизный свес представляет собой конструкцию, выступающую за линии несущих стен здания на конкретную длину. Его основная роль заключается в защите несущих конструкций от воздействия снега, дождя и талой воды, которые стекают по крыше.
Существует следующая классификация свесов:
Узел карнизного свеса дома подбирается в зависимости от особенностей климата в регионе, в котором ведется строительство.
К популярным материалам, используемым для обшивки кровельных карнизных свесов, относят дерево и металл.
В большинстве случаев этот материал получают из хвойных пород, он обладает умеренной влажностью древесины. Толщина такой обшивки согласно ГОСТу составляет 17-22 мм, а ширина и длина выбирается индивидуально для каждого определенного случая. Крепеж осуществляется с двух сторон с шагом до 1 м, пред этим дерево предварительно обрабатывается пропиткой из влагостойкого состава. В роли пропитки применяется специальный защитный лак или влагостойкая краска.
Подшив свесов кровли из дерева нуждается в постоянном уходе. Обработка должна осуществляться раз в 3-5 лет. В таком случае они прослужат дольше и сохранят свой первоначальный вид. Помимо защитного покрытия, конструкция должна хорошо проветриваться. Для этого устраивают впускные отверстия из расчета 1:400 от вентилируемой площади веса. При правильной организации вентиляции, воздухообмен осуществляется через просверленные отверстия и отверстия конька кровли. Для защиты от птиц и насекомых применяют защитные сетки.
Такая подшивка свесов кровли имеет вид стального листа, толщина которого составляет до 0,8 мм — плоские либо перфорированные. На края листов наносится антикоррозийная краска.
Их покрывают защитным слоем, который предотвращает образование коррозии металла. Размеры листов могут находиться в пределах: толщина — 6мм, ширина — 100-300 мм, длина — 6000 мм. Крепеж алюминиевых листов обшивки осуществляется на специальные защелки.
Ширина свеса крыши определяется с учетом его расположения. Минимальное значение ширины составляет 40 см, а в случае не организованного водоотвода — не менее 60 см. Для боковых свесов на практике выпуск конструкций за границы здания достигает значения 50-60 см, для фронтальных — до 1 м.
В доме из дерева длина свесов должна быть от 550 мм, из кирпича и в панельных домах — до 550 мм. Но, существует и минимальный свес кровли — длина может составлять 400 мм, а в отдельных случаях размер достигает даже 1200 мм.
Подшивка карнизного свеса может осуществляться по следующим вариантам:
При проектировании и монтаже следует учитывать:
При правильном монтаже свесов на кровле, вид стен дома и сама кровля надолго сохранят свой первоначальный внешний вид и эксплуатационные свойства.
Монтаж карнизных свесов, видео:
Монтаж софитов Vox, видео: