Картины как будто светятся

Толпа, подобная недавней «очереди на Серова», в 1880 году часами стояла у одного из петербургских выставочных залов. Люди жаждали увидеть «Лунную ночь на Днепре» Архипа Куинджи и разгадать секрет пейзажа, светящегося изнутри. Совсем скоро работы знаменитого художника вновь посетят Россию — на выставке Куинджи в Государственной Третьяковской галерее в Москве с 6 октября 2018 года по 17 февраля 2019-го будут представлены более 120 произведений Куинджи из нескольких музеев мира.

Картина «Лунная ночь на Днепре»
Холст, масло 105 × 144 см
1880
Хранится в Русском музее

Повторения-варианты: в Астраханской государственной картинной галерее им. Б.М. Кустодиева (1882);
Симферопольском художественном музее (1882);
Киевском музее русского искусства («Ночь на Дону», 1882);
ГТГ («Ночь на Днепре», 1882; «Ночь на Днепре», уменьшенный не датированный вариант);
Национальном художественном музее Республики Беларусь («Ночь над Днепром», 1880-е).

«Все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи — дело нехитрое, а сами его сделать не могут», — писал художник Павел Чистяков. Впервые выставленная «Лунная ночь на Днепре» шокировала даже искушенную петербургскую публику. Куинджи подогревал интерес к этой работе заранее, пуская отдельных зрителей к себе в мастерскую по воскресеньям, чтобы к открытию экспозиции они разнесли слух о поразительной картине. В итоге здание Общества поощрения художеств, где выставили полотно, целый день осаждала толпа, а вся улица и часть Невского проспекта были забиты экипажами. Куинджи самому пришлось утихомиривать нетерпеливых посетителей и разбивать толпу на группы, которые по очереди запускали в зал. Там в полумраке на стене висела одна-единственная картина, притом что «сольно» в то время могли выставить разве что монументальное историческое полотно, но никак не пейзаж. Однако «Лунная ночь. » стоила таких почестей: луна и ее отражение на холсте как будто испускали настоящий свет, у зрителей даже в глазах резало. Газеты наперебой писали о невероятно реалистичном пейзаже, вся столица обсуждала картину и секрет художника, в попытках объяснить «светопись» выдвигались самые экстравагантные версии, вплоть до сговора с нечистой силой.

Картины Куинджи со «спецэффектами» в передаче лунного и солнечного света стали продаваться за огромные деньги, но, когда творческие поиски повели его дальше, интерес зрителей и критиков начал спадать. Через два года после успеха «Лунной ночи. » пейзажист почти на двадцать лет затворился от публики, не желая слушать рассуждения на тему «Куинджи уже не тот».

Светоотражение. Некоторые зрители пытались заглянуть за подрамник, думая, что картина написана на стекле, за которым скрыта зажженная лампа, и поэтому так «светится». На самом деле один из эффектов действительно создавала лампа, но помещенная не за картиной, а перед ней. На выставке Куинджи решил по максимуму использовать светоотражающие свойства светлых тонов и светопоглощающие — темных, задрапировав в зале окна и в этом полумраке направив луч электрической лампы в центр картины. И луна на холсте засияла.

Лессировки. Некоторые зрители думали, что картина написана на перламутровой или золотой подложке, однако ее основа — обыкновенный холст. Искусствовед Софья Кудрявцева в книге о творчестве Куинджи отметила, что художник, желая визуально углубить и выделить небо, прописал землю на переднем плане более эскизно, а вот луну, облака и окружающее их пространство тщательно проработал с помощью лессировки: наложения многочисленных полупрозрачных красочных слоев.

Дополнительные цвета. Куинджи интересовался мнением ученых о взаимовлиянии различных цветов и других особенностях восприятия их человеческим глазом и использовал научные теории в живописи. Дополнительные цвета — оттенки красного и зеленого, синего и оранжевого, — положенные рядом, усиливают друг друга на его полотнах.

Мелкие мазки. Темные мазки на светлых участках создают ощущение вибрирующего света.

Оттенки. Илья Репин вспоминал, как один живописец с восторгом заявил Куинджи, что разгадал его секрет: тот, дескать, пишет свои удивительные пейзажи через цветное стекло. «Ха-ха-ха-ха-ха-ха!» — ответил Куинджи. Однако у него действительно в некотором роде была специфическая «оптика». Физик Федор Петрушевский измерял особым прибором способность разных художников различать тончайшие оттенки цветов, и оказалось, что Куинджи значительно превосходил в этом товарищей-передвижников.

Асфальтовая краска. Посетители выставки напрасно думали, будто хитрость Куинджи в том, что он пишет светящимися фосфорными красками или некими таинственными «лунными». Впрочем, художник все же экспериментировал с материалами: ради эффекта глубины использовал полупрозрачный коричневый асфальтовый подмалевок, а также добавлял асфальт в краски, чтобы сделать тона более глубокими. Однако такая краска нередко темнеет в результате внешних воздействий. «Лунную ночь. » еще до выставки приобрел племянник царя Александра II великий князь Константин Константинович (он же поэт К.Р.) и, будучи не в силах расстаться с картиной, взял ее с собой в кругосветное плавание, в результате пейзаж потускнел и потемнел.

Около 1842 — родился в Карасевке, в предместье Мариуполя, в семье сапожника греческого происхождения.
1868 — за показанную на выставке картину «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма» признан петербургской Академией художеств достойным звания свободного художника.
1875 — избран в Товарищество передвижных выставок; женился на Вере Кечеджи-Шаповаловой, дочери купца из Мариуполя.
1876 — написал «Украинскую ночь», поразившую всех самобытной манерой исполнения.
1880 — вышел из Товарищества передвижных выставок.
1882–1901 — отказался от участия в выставках и закрыл свою мастерскую от посетителей.
1894–1897 — был профессором-руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств; среди его учеников — Николай Рерих.
1910 — умер в Петербурге от болезни сердца.

Читайте также:  Как собрать шкаф с доводчиком

Даже сейчас, спустя почти 140 лет после написания, пострадавшая от многочисленных переездов, картина будоражит, вызывает в памяти название психосоматического расстройства, которое может наступить от слишком ярких переживаний при созерцании предметов искусства. Искусства, которое человеческий мозг не в состоянии объять, постичь, объяснить. Слишком красиво, слишком абсолютно, чтобы быть правдой. Словосочетание «синдром Стендаля» появилось только в 1979 году, первый диагноз поставили в 1982-м, но еще за век до этого зрители приходили на выставку одной картины Куинджи «Лунная ночь на Днепре», часами стояли рядом с полотном, а после уходили в слезах. С некоторыми посетителями случались истерики.

От «фотошопера» до гения

Архип Куинджи родился в Мариуполе в семье сапожника, рано осиротел, учился из рук вон плохо, но на любом доступном клочке бумаги рисовал. В 13 лет вместе с чумаками пешком отправился в Феодосию, мечтал поступить в ученики к Ивану Айвазовскому, но тогда маринист не разглядел талант. Вся живопись Архипа летом 1855 года сводилась к толчению красок и покраске заборов, но всё же ему удалось тогда получить несколько уроков от Адольфа Фессера, родственника Айвазовского. Два месяца прожил Куинджи в Феодосии и вернулся в Мариуполь, устроился ретушёром к местному фотографу. Через два месяца была Одесса, где будущий художник тоже зарабатывал себе на хлеб ретушированием. В 1860 году Куинджи перебрался в Таганрог, где снова устроился ретушёром в фотостудию, в Таганроге прожил долгие пять лет.

В 1865 году двадцатитрёхлетний Архип приезжает в Петербург с целью поступить в Академию художеств. Первые две попытки успехом не увенчались. Под очевидным влиянием Айвазовского в 1868 году Куинджи пишет не дошедшую до нашего времени картину «Татарская сакля в Крыму», создание которой позволило ему получить звание свободного художника. И только в 1870 году, с третьей попытки, живописец смог стать вольнослушателем Императорской Академии художеств. В это же время он знакомится с художниками-передвижниками.

Под влиянием идей передвижников Куинджи пишет несколько работ, которые были представлены публике в рамках выставок Товарищества передвижников и имели невероятный успех. Имя Архипа Куинджи получило широкую известность, и живописец, поверив в свой талант, перестал посещать Академию художеств. Уже тогда было очевидно, что это человек колоссального трудолюбия, с несомненной способностью выжить, добиться своего. Сейчас бы о нем сказали «мотивированный»: страстно хотел стать художником — и стал им. Талант его неспокойный, буйный, совсем не академический.

Город М

Молодой художник случайно оказался в доме Шаповаловых, увидел девушку и попросил разрешения написать ее портрет. Вера была дочерью богатого мариупольского купца. Отец Веры Леонтий был недоволен завязавшейся дружбой, полушутя и полугрозя спросил у Веры, не собралась ли она замуж за нищего художника. Вера сказала отцу, что замуж пойдёт только за Архипа — или уйдет в монастырь. Тогда Леонтий Шаповалов поставил Куинджи условие: принести 100 рублей. По тем временам это была огромная сумма.

Куинджи уехал на заработки, вернулся через три года со 100 рублями, но отец невесты поставил новое условие — заработать ещё денег. Расчёт был прост: купец надеялся, что дочь образумится за то время, пока жених добывает новую сумму. Архип снова отправляется в Петербург, где живёт впроголодь, добывая деньги для «выкупа» Веры. Одну за другой он пишет невероятные работы: «На острове Валааме», «Ладожское озеро». Уже тогда о Куинджи можно было говорить как о стихийном художнике. Метод, который он немного позже окончательно изберёт для высокого полёта своей кисти, проступал на холстах — природа взволнованная, природа загадок, пиковые состояния природы. В 1873 году в Обществе поощрения художеств состоялась выставка картины «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне Куинджи получил бронзовую медаль. В 1875 году художник уезжает во Францию, где покупает свадебный фрак и цилиндр, из Франции едет в родной Мариуполь.

Спустя столько долгих лет состоялась желанная свадьба. После венчания Архип пишет портрет Веры, её лицо на картине светится любовью и счастьем.

Читайте также:  Коагулянты что это в медицине

Передвижники, передвиньтесь

В 1875 году Куинджи приняли в члены Товарищества передвижников. В этом же году на выставке Товарищества живописец представил картину «Степи», а в 1876 году — «Украинскую ночь», вызвавшую восхищение публики. Эта картина стала переломной для творчества Куинджи: он ушёл от академического романтизма и ступил на тропу экзотического восприятия реальности. «Украинская ночь» — первая магическая работа художника. Тёмное небо, перекличка синего и чёрного, украинские мазаные хаты, освещённые неоновым лунным светом — как предтеча будущего огромного успеха, пришедшего в 1880 году после выставки одной картины «Лунная ночь на Днепре».

Весной 1879 года Архипа Куинджи и Михаила Клодта избрали в ревизионную комиссию Товарищества передвижников, но всего через несколько месяцев Куинджи рвёт с художниками Товарищества. Повод — анонимная статья, автор которой резко отзывается о работах Куинджи, обвиняет его в однообразии, злоупотреблении особым освещением. Критиком оказался Клодт. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако вскоре понял, что того не исключат, и решил уйти сам.

Разрыв назревал давно, если бы не история с Клодтом, Куинджи всё равно ушёл бы от передвижников — в определённый момент их художественные рамки стали ему тесны. Куинджи не нужна была система, он сам по себе был системой, именно поэтому он и занятия в Академии забросил. Передвижники — это товарищество со своим уставом, со своими лидерами, среди которых были довольно консервативные художники. А он хотел быть хозяином положения и никому не подчиняться. У него уже была своя наработанная клиентура, картины успешно продавались, продавались очень дорого, почти баснословно.

Передвижники ему были не нужны ещё и потому, что за группу держится тот, кому группа что-то даёт. Он ни на кого не был похож. Куинджи сам по себе стал брендом, привлекал внимание именно непохожестью, своим горением. Были, есть и будут многие хорошие художники, масса талантливых рисовальщиков, но они подобны друг другу, а он вырывался из толпы живописцев своим непокорным стилем, куинджизмом.

В чём успех?

Куинджи был очень талантливым самоучкой, в нём много от самодеятельного художника — недаром его так любят копировать. Он хотел производить впечатление, его занимали нюансы света и цвета. Ведь что такое цвет? Это игра света, окрашивающего в разные оттенки поверхность. Художник много экспериментировал — и находил отклик в сердцах людей.

Результатом разрыва с передвижниками стала выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» в 1880 году. Куинджи сделал всё, чтобы представить это не просто как рядовую выставку картины, а как художественное заявление. «Лунную ночь на Днепре» мечтали приобрести многие коллекционеры, но Куинджи продал её великому князю Константину Константиновичу за пять тысяч рублей. Князь взял полотно в кругосветное путешествие. Под действием морского воздуха состав битумных красок, которые применил художник при написании полотна, изменился. Это привело к потемнению пейзажа.

После оглушительного успеха «Лунной ночи на Днепре» Куинджи представил свои работы ещё на нескольких выставках, а потом, на пике славы, стал затворником. Двадцать лет Куинджи никому не показывал свои полотна, за эти годы создав около 800 работ: пятьсот живописных и триста графических.

Летом 1901 года Куинджи впервые за два десятка лет продемонстрировал своим воспитанникам и друзьям новые полотна: «Вечер на Украине», над которым работал 23 года, «Христос в Гефсиманском саду». В ноябре 1901 года состоялась последняя выставка Куинджи, после которой никто не видел новых работ мастера вплоть до 1910 года, до самой смерти живописца.

Коммерсант

Существует стереотип, что художник должен быть бедным. Это мы видим, обращая свой взор и в сторону представителей западноевропейской живописи, и в сторону русской художественной традиции. Общим местом стала фраза, что за талант нужно дорого платить. Хочешь быть Рембрандтом — будь, но помни о нищете. Хочешь быть Ван Гогом, опередить время — так знай, что не продашь за жизнь ни одной картины и умрёшь в бедности. За фамилию, которая останется в искусстве на века, приходится рассчитываться комфортом земной жизни. Гораздо проще быть верным времени остроглазым портретистом, чем смелым, свободным творцом, как создатель «Ночного дозора». Порою талант гораздо шире человека, порою талант очень сложно объять и понять. Иногда он разрушает судьбу. Понимание собственного таланта — это сверхзадача художника, но художник — это человек, а человек, как известно, слаб. Конечно, есть редкие примеры успешных при жизни художников, когда и в систему вписан, и образование имеешь, и талант, и хороший характер. Тот же Айвазовский, например.

У Куинджи помимо художественного таланта был ещё один дар, сослуживший ему отличную службу. Он обладал хваткой, способностью трезвого расчёта. То ли мариупольская улица его так наградила, то ли коммерческий талант развился за дюжину лет, посвящённых зарабатыванию денег, до свадьбы с Верой. Куинджи не витал в облаках, как тот же Рембрандт, знал цену деньгам, был талантливым коммерсантом. Во-первых, он продавал свои картины дорого, а во-вторых, точно знал, куда надо вкладывать заработанные средства. Он покупал земельные участки, строил на них дома. При этом сам жил довольно скромно, деньги не мотал, роскошью себя не окружал.

Читайте также:  Какое электрооборудование можно тушить углекислотным огнетушителем

Дети Куинджи

Из куинджистов вышли и Рерих, и Рылов, и Богаевский, и латышский художник Пурвитис. Картины Куинджи и его учеников всегда словно над бытом, над конкретной реальной ситуацией. Куинджисты стремились к эмоциональной насыщенности художественного образа. Сам Куинджи всю жизнь находился в колористическом поиске, разрабатывал в полотнах красочную гамму, старался достичь осмысленного звучания цвета. Ученики Куинджи продолжили его поиски и расширили художественную географию. Добавили к Украине и России, Крыму и Кавказу — Заполярье, Прибалтику, Италию, Францию, Индию, etc.

Архип Куинджи ушёл из жизни в 1910 году, оставив богатое наследство. Весь капитал был завещан Обществу имени Куинджи для поддержки художников, которое было основано за два года до смерти живописца.

Главное — помимо материального наследства, знаменитый выходец из Мариуполя своим творчеством оставил ещё и практическое подтверждение уникальной формулы любого искусства. Как заставить волноваться другого? Нужно как следует разволноваться самому!

Архип Куинджи, чью картину "Ай-Петри. Крым" украли 27 января из Третьяковской галереи в Москве , написал огромное количество полотен. Свет, струящийся с его работ, многие до сих пор не хотят признавать творением кисти мастера. Многие теряли покой, пытаясь повторить его палитру.

Связь с темными силами

До сих пор не утихают разговоры о связи художника с темными силами, которые якобы помогли Куинджи создать совершенно неземной свет, разлившийся по его картинам. Этот свет ни одному художнику так и не удалось повторить. Куинджи постоянно искал новые пигменты и грунтовые основы, а его мастерская больше походила на лабораторию химика, чем художника. Куинджи не столько писал, сколько возился с пробирками. Впрочем, в экспериментах охотно участвовали его друзья – химик Дмитрий Менделеев и физик, изучавший проблемы цветоделения, Федор Петрушевский . Эксперименты химика и физика показали, что зрение Куинджи во много раз превышало чувствительность других известных живописцев к нюансам цвета. В этом и был секрет " куинджевских красок". Куинджи видел иначе в самом буквальном физиологическом смысле.

А.И. Куинджи. Ай-Петри. Крым. 1898 -1908. Бумага коричневая на картоне, масло, 39 x 53 см

"Птичий избранник"

Куинджи обожал птиц и читал себя "птичьим избранником". Он рассказывал, что птицы понимают его речь и даются ему в руки. Архип Куинджи часами просиживал на крыше своего дома, "беседуя" с голубями и воронами. Он лечил птицам поломанные крылья и лапки, а однажды собственноручно сделал пернатой трахеотомию.

"Лунная ночь на Днепре"

Самая известная картина Куинджи, имела огромный успех и принесла художнику громкую славу. Впервые публика увидела ее в 1880 году в Петербурге на первой в истории России выставки одной картины. Куинджи заявил, что увидел свое полотно во сне. В зале, где была выставлена "Лунная ночь", занавесили все окна, а на полотно направили сфокусированный луч, оттого казалось, что лунный свет падает с полотна в зал. Публика буквально цепенела от таинственныго фосфоресцирующего света луны. Одни думали, что Куинджи использовал для написания полотна какие-то секретные, известные лишь ему одному краски. Другие – не верили в то, что свет можно передать красками, и заглядывали за полотно, разыскивая там лампу. После ошеломляющего успеха "Ночи" разговоры о волшебстве художника уже не прекращались. Почитатели таланта Куинджи говорили о магии мастера, а нахождение рядом с его полотнами называли райскм блаженством. Недоброжелатели наоборот утверждали, что Куинджи продался темным силам. Поэтому "свет Куинджи", или "эффект Куинджи" называли дьявольским.

Затворничество

Через некоторое время после успеха "Лунной ночи на Днепре " Куинджи прекратил выставлять свои работы и перестал появляться на людях. По слухам. причиной послужил трагический эпизод. Во время путешествия по Ладоге Куинджи и его жена едва не утонули. Им удалось спастись, а вот находящиеся при живописце эскизы и наброски были безвозвратно утрачены. Возможно, художник увидел в случившемся знак, предупреждением свыше. Почти 30 лет – до самой своей смерти он работал как отшельник, создав более 500 картин и эскизов.

«Если любишь ты Куинджи, если ты не ротозей, то за этой за картиной приходи скорей в музей»

Комментарии запрещены.

Присоединяйся