Картины на шелке нарисованными красками

Цветные шелковые платки выглядят одновременно элегантно и ярко, они придают образу изюминку и помогают сделать его уникальным. Тем более, если речь идет об изделиях ручной работы, расписанных в технике батик – это различные способы нанесения краски на шелк. Сегодня мы сделаем роспись по шелку с простым пошаговым мастер-классом для начинающих!

Искусство батик было известно еще с древних времен, его родиной считается Юго-Восточная Азия.

Не случайно батик также называют «китайской росписью» – в этой стране мастерицы умели расписывать ткани еще в III веке до н.э. Они использовали так называемую «горячую роспись» – проводили контуры рисунка при помощь расплавленного воска.

В целом батик является достаточно сложным направлением рукоделия, требующим твердой руки и умения работать с красками. В отличие от росписи по стеклу здесь не получится с легкостью удалить неправильные линии растворителем и начать все заново. Но при наличии желания и терпения даже новички смогут освоить роспись по шелку, в технике «холодный батик» можно разобрать мастер-класс для начинающих.

Учимся росписи по шелку в простом мастер-классе для начинающих

1)Ткань необходимо натянуть на подрамник. Следите, чтобы материал нигде не провисал и не образовывал складки. По краям ткань нужно аккуратно закрепить кнопками так, чтобы не повредить тонкий шелк – сначала закрепляем углы, а потом, немного намочив ткань, серединки. Т.к. мы используем продолговатый отрез шелка, сначала закрепляем материал с короткой стороны, а потом только с длинной.

2)Под ткань подкладываем и закрепляем эскиз рисунка. Натуральный шелк – это достаточно тонкая ткань, поэтому рисунок виден хорошо.

3)Теперь необходимо обвести рисунок по контуру резервирующим составом. Набираем резерв в трубочку. Это делается спринцовкой. Спринцовка сжимается, приставляется к широкому концу трубочки и резерв засасывается внутрь. Достаточно будет наполнить трубочку до половины резервуара.

4)Обводим рисунок. Техника следующая: трубочку держим так, чтобы носик был перпендикулярно ткани. Вести нужно ровно и аккуратно, не задерживаясь в одном и том же месте – не должно оставаться утолщений и капель.

5)Обратите внимание на то, что все линии должны быть замкнуты. Это делается для того, чтобы краска, которой мы будем раскрашивать рисунки, не вытекала на соседние области.

6)Чтобы проверить, все ли линии четко обведены, можно посмотреть ткань на просвет. Далее оставьте ее для высыхания на 50 минут.

7)Начинаем раскрашивать фон. Смачиваем его обыкновенной водой с помощью широкой кисти.

8)Если где-то остались места, плохо обведенные резервом, мы их сразу обнаружим, т.к. вода начнет просачиваться через них. В таком случае ткань нужно обязательно высушить и еще раз обвести эти места резервирующим составом.

9)На палитре готовим цвета для росписи фона. Помните, что это будет только первый слой краски, которую мы наносим на фоновую часть, поэтому лучше, чтобы она была не очень яркой.

10)Для фона можно использовать несколько оттенков, так будет даже красивее.

11)Начинаем расписывать лепестки цветов, делая переходы от светлого к темному. Оставляем для высыхания.

12)С помощью трубочки и резерва обводим прожилки на цветах и стебельки.

13)Наносим на фоновую часть еще один слой краски, на этот раз пятнами, создавая акварельный эффект.

14)При нанесении нескольких слоев краски нужно давать каждому пятну высохнуть и только потом наносить следующее – ручная роспись по шелку не терпит спешки!

15)Расписываем стебли цветов.

16)Расписываем вторым слоем лепестки.

17)При помощи контура добавляем детали: рисуем прожилки и точки на лепестках.

18)Для большей выразительности рисунки дописываются тонкой кистью, которая должна быть практически сухой.

19)Вот такие цветы получились.

20)Снимем ткань с рамы и аккуратно проглаживаем через тряпочку в течение 3-4 минут. Далее оставляем до полного высыхания примерно на сутки. Для удаления резервирующего состава материал можно простирать вручную в теплой мыльной воде.

21)Осталось подшить края. Это можно сделать на машинке или вручную. Последний вариант предпочтительнее, т.к. в таком случае шов будет мягче. Шарф готов! Уже освоив эту технику, вы сможете расписать не только платки, но и любые другие изделия из шелка.

Для тех, кто уже освоил контурные виды росписи по шелку, можно попробовать свободную роспись. При этой технике рисунок наносится на ткань анилиновыми красками без каких-либо шаблонов свободными мазками. Так получают очень нежные и необычные работы с плавным переходом оттенков.

Видео по теме статьи

Для больше наглядности предлагаем посмотреть следующие видео, на которых процесс художественной росписи по шелку демонстрируется поэтапно.

Автор: Мастерица НМ Studio · Published 18/07/2012 · Updated 16/07/2017

Искусство краcить ткань известно человечеству с древнейших времен. Само слово «батик» (batik) пришло к нам из Индонезии. Словом «ba» индонезийцы называли хлопчатобумажную ткань. Слово «tik» переводится как «капля» или «точка».Батик не имеет каких-либо жёстких рамок или традиций. Каждый мастер может применять различные варианты росписи, внося что-то новое, постоянно совершенствуя свою методику. Украшать художественной росписью можно любую одежду и аксесуары (платья, платки, шарфы, рубашки, сумочки и т.д.) а также предметы интерьера (шторы, подушки, покрывала, скатерти) или создавать отдельные панно.Роспись по шелку – очень интересное и увлекательное занятие. Необходимо иметь определенные навыки – умение рисовать, художественный вкус. Шелк предоставляет широкие возможности его росписи, прекрасно принимая краски, придавая им блеск, создавая переливы цветов, делая роспись по-настоящему живой. На шелке можно выразить настроение – создать абстракцию, пейзаж, картину в китайском стиле, расписать платок, шарф, платье. Натуральный шелк с ручной росписью долго сохраняет яркость цветов.
Для первых пробных занятий подойдет тонкий гладкий шелк белого цвета. Перед росписью его необходимо постирать в мыльном растворе, так как шелк имеет свойство садиться. Кроме того, он может быть аппретирован (пропитан специальным составом), что очень нежелательно для росписи (плохо будет растекаться краситель).
Краски для росписи лучше использовать специальные (для шелка). Они закрепляются на ткани различными способами – утюгом, над паром, закрепителем, длительной сушкой. Начинающим лучше остановиться на красках, закрепляемых проглаживанием утюгом (из-за простоты фиксации). Все красители растворяются водой и смешиваются, образуя необычные сложные цвета и оттенки.
Для разделения плоскостей используется резервный состав — прозрачный и цветной (подкрашенный). Резерв бывает в специальных пузырьках с насадками, но можно использовать и стеклянные трубочки с резервуарами и носиком различного диаметра. При помощи резерва создаются конкретные рисунки, так как он ограничивает растекаемость. Для начала лучше использовать мягкий карандаш или цветной резерв, чтобы видеть контурные линии. Если на первом этапе сложно пользоваться резервом, можно приобрести шелк с уже нанесенным контуром. Для росписи шелк туго натягивается на подрамник (деревянную раму), для начала можно использовать пяльцы.
Кисти для росписи ткани лучше выбирать круглые, с острым кончиком (куница, колонок, синтетика), для росписи фона или больших участков – широкие кисти-губки.
Для первого знакомства с шелком лучше использовать свободную роспись. Можно нанести на шелк 20% раствор поваренной соли, чтобы краски не сильно растекались. Начать следует с абстрактных цветовых пятен, полос, полностью покрывающих ткань. С помощью кристаллов соли можно добиться оригинальных эффектов на шелке, посыпая ее на влажную ткань. Соль разного помола по-разному создает узоры на шелке (соль притягивает воду, а вместе с ней и краситель, образуя интересные разводы).
После того, как роспись полностью высохнет, можно воспользоваться методом «сухая кисть» для тонких акцентов в работе (темными красками).
Роспись по шелку – очень творческое занятие, требующее экспрессии и быстрой реакции на небольшие погрешности, возникающие в процессе работы – результат всегда непредсказуем.

Читайте также:  Какие двигатели переменного тока называются асинхронными

Холодный батик (техника батика).
Техника холодного батика появилась с развитием химических технологий. Резервирующий состав не требует нагревания, поэтому доступен широкому кругу художников и любителей. Порядок выполнения работы следующий:

Этап-1.
Рисуем на бумаге шаблон будущей работы – линейное изображение. Обводим тонким черным маркером четкими непрерывистыми замкнутыми линиями.

Этап-2.
Натягиваем ткань на подрамник, используя специальные кнопки для шелка (трехзубчатые) или кнопки с тонкой длинной ножкой. Шелк должен быть натянут как барабан.

Этап-3.
Подкладываем шаблон под ткань, обводим контур с помощью мягкого карандаша (лучше простого). При приобретении опыта можно будет сразу обводить шаблон резервом по ткани, немного его подкрасив.

Этап-4.
Обводим с помощью стеклянной трубочки с резервом линии карандашного рисунка на ткани. Важно, чтобы резерв был необходимой консистенции. Так, очень густой будет вытекать с трудом, не пропитает ткань полностью, а слишком жидкий будет растекаться, образуя подтеки и кляксы. Линия должна быть выразительной, четкой, ровной, равномерной, непрерывной.

Этап-5.
Затем нужно подсушить нанесенные линии резерва, проверить их целостность. Для этого на отдельные закрытые участки нужно капнуть воду и посмотреть, не выходит ли она за контур. Если есть погрешности, то после высыхания нанести резерв на эти участки повторно (лучше с изнанки).

Этап-6.
Приступаем к росписи. Готовим краски разной насыщенности. В работе используем растяжки цвета, переходы от одного цвета к другому, акварельную технику. Начинаем со светлых участков, постепенно переходя к более темным. Фон расписываем в самом конце. По окончании работы оставляем ее до полного высыхания.

Этап-7.
Для окончательной отделки изделия необходимо закрепить краски на ткани. Профессиональные красители закрепляются паром.

После закрепления цвета изделие следует оформить в багет, если это картины панно или обработать край, если это аксессуар (платок, шарф, шаль, парео).

Горячий батик.
Горячий батик – один из древних способов росписи по ткани. Название горячий батик появилось потому, что резервирующий состав (парафин, воск), который используется при росписи, наносится на ткань в горячем (расплавленном) виде. Сочетание прокрашенных и не прокрашенных участков ткани создает неповторимую игру цветов и оттенков (множественные слои как будто просвечиваются друг через друга, создавая мягкие переходы тонов). Горячий батик открывает огромные возможности проявить свой почерк, индивидуальный стиль, фантазию. Более живописной будет работа, если роспись осуществляется в несколько слоев (целесообразно начинать со светлых тонов, а каждый последующий слой делать более темным). При соблюдении всех этих правил получится отличный подарок ручной работы (панно, платок, шарф и т. д.). Для этого вида росписи подойдут различные ткани: шелк (лучше плотный), хлопок, шерсть.

Узелковый батик
Наверное, это был самый первый способ украшения ткани с помощью окрашивания, ведь куда проще завязать часть ткани узлом и опустить в краску. Спрятанный участок после крашения остается белым, да еще от него в разные стороны отходят затейливые тропинки и узоры.
Главное отличие узелкового батика – его утилитарность. Правда, иногда мастера используют узелковое крашение для фона картины с последующей росписью, но в основном его применяют для украшения одежды, предметов домашнего обихода. В этом виде батика не требуется никаких художественных навыков. Создание уникального узора вполне осуществимо в домашних условиях, т. к. рисунок образуется очень просто: ткань завязывают, обматывают, складывают, обшивают, а затем уже красят.
Наиболее подходят тонкие ткани – их легче завязать, прокрасить и получить более четкие линии сгибов. Подходят для этой техники батика многие виды тканей: хлопок, вискоза, шелк. Сложнее работать с шерстью, бархатом, трикотажем, плюшем, но можно получить потрясающий эффект.
Полотно не обязательно должно быть белым, но наиболее интересные варианты получаются на контрасте белого узора и темного фона.
Для работы в технике узелкового батика необходимы ленты, веревки, нитки, шнуры. Они должны быть крепкими, плотно прилегающими к ткани и не пропускать краску. Веревки сами создают рисунок полос – узких или широких.

Читайте также:  Какое масло самое вредное

Многие приемы требуют складывания ткани, плиссировки. Лучше всего зафиксировать утюгом каждую складочку по мере их образования. Кроме того, понадобятся камешки, бусинки, горошины, прищепки, зажимы, дощечки и палочки. Приемов создания узоров с помощью складывания и прошивания ткани очень много – от простых до сложных. Можно варьировать столько, на сколько хватит воображения, а разное количество обвязываний и многоцветное крашение дадут бесконечное разнообразие вариантов. Завязки создают рисунок, а складывание помогает распределить узоры наилучшим образом.

Складывание
Складывание образует на ткани геометрические узоры, а также позволяет повторять рисунок образованный обмотками столько раз, сколько была сложена ткань. Ткань можно складывать различными способами: по прямой и по диагонали.
Сложив ткань вчетверо и заплиссировав её по диагонали, получим крестообразную звезду.

Цветы получаются следующим образом: заплиссируйте сложенную вдвое ткань, а затем загните вовнутрь уголки на верхнем сгибе. Меняя количество обмоток, вы можете добиться более интересного варианта.

Оранжево-фиолетовый венок можно получить с помощью частичного крашения в разные цвета.Больше всего для узелкового батика подходит тонкая хлопчатобумажная ткань, ее проще завязать и прокрасить. Можете попробовать использовать шелк и вискозу, но для них нужно подобрать соответствующий краситель.

При подборе красителей необходимо учитывать, для каких тканей они предназначены, для хлопка — одни, для шелка и шерсти — другие. Существуют и универсальные красители, которые подходят сразу для нескольких видов волокон. Однако во избежание разочарований, лучше сначала попробовать окрасить небольшой кусочек ткани.

Для крашения вам понадобится большая емкость. Она должна быть такой, чтобы окрашиваемая ткань в ней плавала свободно. Лучше всего подойдет большой эмалированный таз.

Также вам потребуются хлопчатобумажные нитки №10 и хлопчатобумажные веревки разной толщины. Веревки и шнуры нужны не только для того, чтобы зафиксировать сложенную ткань, они сами образуют узор из тонких или широких полос. Веревки из искусственных материалов использовать нельзя, так как при крашении они пропустят под себя краску, и вы не получите рисунка на ткани.

Многие приемы узелкового крашения требуют складывания ткани. Для того чтобы лучше зафиксировать складки, вам понадобится утюг.

Кроме того, вам пригодятся камешки, бусинки, пуговицы, сушеный горох.

Крашение
Разведите краситель в банке согласно инструкции на упаковке и процедите перед тем, как вылить в таз для крашения. Добавьте необходимое количество горячей воды и постепенно нагрейте на газовой плите до 40-45 °. Затем опустите ткань в краску. Медленно доведите краситель до кипения и продолжайте кипятить на малом огне.

Если вы красите хлопчатобумажную ткань, то после 20 мин. кипения ее надо вынуть, положить поваренную соль (2 столовые ложки на 2-5 л воды) и снова опустить ткань в раствор. После этого кипятите еще 30 мин. Во время крашения шерстяной или шелковой ткани вместо соли добавляют 1 столовую ложку уксусной эссенции на 4-5 л воды. Закончив крашение, оставьте ткань в растворе, пока она не остынет до 60-70 °, затем прополощите ее сначала в теплой (35-40°), потом в холодной воде. В заключение снимите обмотки, развяжите узлы и еще раз прополощите ткань. В последнее полоскание добавьте 1-3 столовые ложки уксуса на 10 л воды.

Для частичного крашения ткани в разные цвета ее подвешивают над баком и нужную часть опускают в кипящий раствор. В этом случае лучше опускать ее сухой и высушивать перед очередным крашением. Для многоцветного окрашивания можно предварительно нанести на ткань цветные полосы, круги, пятна или брызги, а затем сложить, связать и окрасить ткань, как обычно.

А можно многократно опускать ткань в краску. После первого окрашивания ткань не развязывая прополощите, расправьте складки, завяжите новые узелки и обмотки и окрасьте в более темный тон. Этот процесс можно повторить многократно, каждый раз окрашивая ткань в более темный цвет.

Прошивание
Прошивание ткани используется, как правило, в сочетании с приемами складывания и обматывания нитками и веревками. Сначала необходимо разметить рисунок простым карандашом, затем по намеченным линиям промотайте ткань суровой ниткой (№10). Длина стежка должна быть не большой — не более 5 мм. После этого нить сильно затягивают, чтобы краска не проникла в складки. Концы нитей служат обмоткой, но ее при желании можно усилить веревкой.

Прошив ткань по диагонали, вы получите наклонные полосы.

Сочетание складывания и прошивания позволяет получить рисунок в виде четких ромбов.

Вы можете создать любые геометрические узоры: зигзаги, квадраты, кривые линии, овалы и более сложные фигуры — в технике прошивания можно сделать практически любое изображение.Свободная роспись шелка
Свободная роспись – самый быстрый способ создать интересную живописную работу (она на самом деле больше похожа на живопись, чем на батик).
На загрунтованной ткани создают композицию, как на бумаге. Краска сохраняет форму мазка, так как грунт не дает расплываться. Этот способ является и наиболее сложным – он требует от художника свободного обращения с тканью и красками, способности создавать рисунок без карандашного наброска. Необходимо соблюдать законы цветоведения и композиции.
В этом виде росписи по ткани проявляется почерк художника, его индивидуальный стиль и мастерство.
Для свободной росписи подходят все виды шелка. Открываются широкие возможности для совершенствования техники и технологии свободной росписи и художественных приемов.
Сущность заключается в том, что ткань пропитывается так называемой грунтовкой, в результате ограничивается растекание краски. Создается возможность наносить рисунок свободными мазками, насыщать светом и цветом, не оставляя границ. Для загусток используется крахмал, раствор поваренной соли, желатин и т.д.

Читайте также:  Как укрыть на зиму ежевику торнфри

Основы композиции в батике
Композиция – основа художественного произведения. Батик (роспись ткани) относится к видам декоративно-прикладного искусства. Независимо от того, что художник хочет изобразить, вся композиция строится по законам текстильной графики. При создании композиции необходимо продумать цветовое, тоновое, графическое решение. В основе композиции действуют законы: целостности восприятия, контрастов форм и цветов, выразительности линий и объемов. Используя технические и художественные приемы, работе можно придать различное настроение – движение, покой, динамику, статичность, свежесть, радость, свет, тепло.

С чего начать?

Подготовка ткани
Перед работой ткань необходимо постирать, чтобы предотвратить усадку и удалить аппретуру, которой может быть пропитан материал, поскольку краска на такую ткань ложится неравномерно.

Лучше всего стирать ткани, предназначенные для росписи с хозяйственным мылом, так как стиральные порошки вымываются не полностью и могут повлиять на цвет краски. Хлопок стирают в горячей воде, шелк — в теплой.

После стирки ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят еще влажной.

Перевод рисунка на ткань
Для первой пробы лучше взять небольшой и несложный образец. Вначале нанесите рисунок на плотную бумагу тушью или черным фломастером линиями такой толщины, чтобы их было хорошо видно через ткань. Закрепите ткань с подложенным под нее образцом на какой-нибудь доске с помощью кнопок. Обведите рисунок простым карандашом.

Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом.

Если ткань очень прозрачная, а рисунок несложный, можно обводить его сразу резервным составом. Можно импровизировать, сразу нанося резерв на ткань без предварительного наброска, но для этого нужно предварительно закрепить ткань на раме.

Натягивание ткани на раму
Прежде всего, обмотайте раму скотчем или плотной бумагой, чтобы краска не попала на раму и не окрасила ваши последующие работы.

Закрепите ткань кнопками сначала по углам, а затем посередине каждой стороны рамы. Затем втыкайте остальные кнопки, чем их больше, тем ровнее закрепится материал.

Натягивайте ткань как можно сильнее, при росписи она увлажнится и может провиснуть. Следите за тем, чтобы рисунок не перекашивался и не искажался. Ткань должна быть натянута строго по долевой нити.

А эти работы для вдохновения…….

Если нет времени писать .

А писать надо! Чтобы написать что-то новое, нужно время: на продумывание сюжета, композиции, написать эскиз и только потом начинаешь писать. Когда все продумано и подготовлено, написать можно быстро. Я могу не торопясь расписать платок за 2-3 дня. написать картину можно за неделю. А вот если времени нет, я достаю из-за шкафа свои прежние эскизы и […]

рождественские открытки на хлопке

Сегодня ценятся не дорогие и нужные подарки, а те, что доставят радость любимым людям. Я предлагаю идею для поздравления с Новым годом и Рождеством — открытки на ткани, которые мы рисовали на начальном курсе обучения батику. Свои открытки я нашла на сайте «Старинные английские рождественские открытки». Техника простая: взять лист плотной бумаги размером А4, сложить пополам […]

Я не расписывала больших купонов ткани чисто из практических соображений. Cейчас такой большой выбор тканей и одежды со всех концов мира, что ткань ручной росписи становится очень дорогим удовольствием. Разве что для себя или под заказ. Одежда стала более демократичной и чаще приобретается на все случаи жизни, поэтому роспись шёлка для платья или хитона, мягко […]

братья наши меньшие на шёлке

Журавли и фламинго — излюбленная тема для художников-батикистов. Я тоже мимо этой темы пройти не могла. По-моему животные на платке в драпировке выигрышно смотреться не будут, поэтому я писала картины. Первая была на хлопке с довольно примитивным сюжетом, но в очаровательных оливковых тонах. Эту картину я подарила сразу с выставки хорошему человеку. Следующий сюжет я взяла […]

натюрморт на шёлке

Картины — натюрморты на шёлке я не писала, написала только одну маслом по картине Э. Ладелла «Натюрморт с фруктами, грецкими орехами и бокалом вина». Писала картину с большим удовольствием, она мне нравится и расставаться я с ней не хочу. А на шёлке я написала четыре чудесных платка — фреш по идее и на мастерклассах Н. Улумбековой в […]

пейзаж на шёлке /продолжение/

Картина «Гранатовый рай» это пейзаж или натюрморт? Наверное, что-то среднее, но здесь отнесём эту картину к пейзажам. История создания этой картины связана с моими первыми шагами в масляной живописи. Устав от граната, который ну никак не получался маслом, я решила попробовать нарисовать его на шёлке. Накупила гранатов, нарезала и решила написать сразу все, чтобы больше […]

пейзаж на шёлке

Я начала писать на шёлке с традиционных тем для новичков — цветы, рыбки, японский сад, эффекты на шёлке. Через какое-то время я начала переходить к более сложным темам и одна из них — пейзаж. Некоторые работы я здесь выставить не могу по причине их несовершенства, а выставляю несколько не совсем удачных, но интересных в плане исполнения и […]

Комментарии запрещены.

Присоединяйся