Киношная хлопушка своими руками

Идею подал TeX, который в последнее время сильно увлекся кино. Я решил сделать ему подарок:)

Наверное, найдётся много людей, которых всегда интересовал вопрос: зачем нужен в кино человек с так называемой «хлопушкой»? Признайтесь, ведь Вам действительно было это интересно?

Оказывается, звук хлопушки и смешная женщина из мультика «фильм, фильм, фильм» – это один из наиболее важных участников съёмочного процесса. Конечно же, я имею ввиду не конкретно эту женщину, а самого человека с хлопушкой.

Как известно, в процессе съёмок фильма делается множество дублей и сцен, из которых режиссёр впоследствии должен выбрать самые лучшие, и, что называется, склеить всё это в качественный продукт, который потом вы увидите на теле- или киноэкранах. Весь этот процесс называется модным словом «пост продакшн».

Так вот, представьте себе, из какого объёма материала режиссёры монтажа и сам режиссёр должны выбрать свои оптимальные кадры! Для того, чтобы облегчить процесс пост-обработки, каждый кадр и сцену во время съёмок номеруют. А название сцены, дубля, кадра и номер кассеты пишут на хлопушке. Сам же хлопок нужен для так называемой синхронизации изображения и звука. Чтобы потом в кадре реплики героя и движения его губ не расходились во временной кривой.

Стандартная хлопушка состоит из двух частей – доски для обозначения наименования снимаемой сцены и прикреплённого на шарнире бруска для хлопка. Интересно, что раньше в кино планшет с названием сцены и хлопушка были двумя разными предметами. Один человек держал табличку с названием сцен, а второй в это время хлопал двумя палками, соединёнными между собой. Потом эти два приспособления объединили, таким образом, оставив множество профессионалов без работы…

Также достаточно важный вопрос – цвет хлопушки. С начала прошлого столетия «тело» хлопушки делали чёрным, а мел, которым писали все данные, соответственно, был белым. Это было связано с тем, что раньше снимали в негативе, – т.е. при монтаже хлопушка казалась белой и её было намного легче увидеть на плёнке.

Сама же палка хлопушки обычно окрашивается в чёрно-белую диагональную полоску – это сделано для оптимальной различимости хлопушки при любом освещении.

Как вы понимаете, сейчас процесс съёмки стал гораздо проще. Конечно же, появилось множество новых электронных гаджетов, сам процесс стал более быстрым и оптимизированным. Например, думаю, все знают, что после съёмок фильмы теперь оцифровывают с плёнки либо же сразу же снимают на «цифру». Никто больше плёнку не проявляет и не клеит её по кусочкам в монтажной. Теперь всё это делается на компьютере в специальных монтажных программах. Именно поэтому сейчас начали применять и белые «хлопушки». Мел как средство нанесения информации также ушёл в прошлое – сейчас чаще используют специальные маркеры, надписи которых легко удалить при помощи губки. Единственный недостаток – больше, чем на 12 часов, надпись оставлять не рекомендуется – может засохнуть, и потом вытереть её будет намного сложнее… (http://eatmeet.com.ua/cinema/full/298)

Вот несколько вариантов готовых хлопушек:

Приступим к изготовлению подарка своими руками.

— оргстекло (у меня остался кусочек со статьи про самодельный подводный фотобокс)

— шарнир (сделаем своими руками)

— неодимовый магнит (возьму с разобранного жесткого. Если вы не разбирали еще ни одного то вот прекрасный повод)

— брусок (купил на рынке за $1. 30х40 мм длиной 1.5м)

— маркер (думаю вы уже поняли что хлопушка будет современного типа)

— краски (черная + белая)

— трафареты (вы можете скачать уже готовые или нарисовать свои собственные)

Решил добавить изюминку в виде отпечатков пальцев)

Трафарет я нарисовал в Microsoft Visio (самая простая программа для черчения помойму).

Думаю принцип сборки понятен, не буду углублятся в детали, а покажу фото готовой работы

Покрасил рамку предварительно грунтовым слоем

Ньюансы работы хлопушки. Она не будет работать если не скруглить одну часть бруска.

Читайте также:  Когда можно сажать семена туи

Начертим все возможные отклонения.

Можно было отпилить кусок и на глаз… Но я люблю дотошность)

Крепления я взял с советского конструктора.

Сделал подсветку со светодиодной ленты. В тот момент кусок нужной длины был только с зеленой водозащищенной ленты 🙂 Но для стиля хоррор самое оно)

Незаметный микропереключатель и съемная батарея

Так же в хлопушку встроены неодимовые магниты и держатель для маркера. В общем все самое лучшее что можно придумать)

Что такое кинохлопушка?

Хлопушка для кино (или как ее еще часто называют – нумератор) – это доска с полями для надписей и двумя брусками в верхней части, соединенных петлёй, которые при складывании и производят тот самый хлопок.

Раньше кинохлопушки делали исключительно из покрашенного в черный цвет дерева, а надписи наносили мелом, однако сейчас более популярным решением является акриловая доска из белого пластика под маркер. Деревянные кинохлопушки можно встретить и сейчас, но они больше используются как подарочный сувенир, нежели для работы.

В современном кинопроизводстве на больших проектах часто используют электронные хлопушки, однако они требуют наличие дополнительного оборудования и стоят намного дороже классических.

Какие бывают хлопушки для кино?

Кинохлопушки бывают деревянные, пластиковые и электронные. Каждая из них существует в полноразмерном (примерно как лист А4), маленькие (формат А5), и нано (размером с кредитную карту). Стандартные кинохлопушки используют при обычных съемках, а малые и нано – для крупных планов.

Если не брать в счет электронные, то можно разделить хлопушки на 8 видов:

Единого мнения, какую хлопушку использовать, не существует – какую кинохлопушку выбрать, зависит исключительно от ваших пожеланий.

Зачем нужна кинохлопушка?

Хлопушка для кино предназначена для облегчения работы монтажера. Обработка отснятого видео и записанного звука в кинопроизводстве осуществляется по отдельности, и в дальнейшем именно по визуальном контролю синхронизации хлопка и момента соединения брусков производится сведение визуального и аудиорядов.

А еще это замечательный подарок как для киношника, так и для любого человека, ведь почти каждый из нас мечтает однажды попробовать себя режиссером.

Как пользоваться кинохлопушкой?

Перед началом съемки на хлопушке подписывают название фильма, имя режиссера, а так же техническую информацию – номер дубля, сцены, информацию о месте и времени съемки, времени суток и другое. После того, когда вся съемочная группа готова, звучит команда «мотор», специальный человек выходит в кадр с хлопушкой в руках, производит хлопок, и начинается съемка. На съемочной площадке даже есть специальная должность «хлопушка», в роли которой работают начинающие, или просто первые попавшиеся под руку незанятые члены съемочной группы.

Какую хлопушку для кино выбрать?

На рынке можно встретить большой выбор с широким разбросом цен, но здесь (как впрочем и везде) «дьявол кроется в деталях».

К примеру, на недорогих кинохлопушках названия полей под надписи выполнены простой краской, а т.к. во время съемок кино происходит их постоянное стирание и нанесение вновь, краска начинает отваливаться, и в результате тратится дополнительное время как при самих съемках, так и при монтаже, а время в кино стоит особенно дорого.

Второй нюанс – нечеткий хлопок. В более дорогих моделях кинохлопушек в бруски встроен магнит, который практически исключает этот недостаток.

Третий важный момент – качество соединения доски и хлопающей части, а также деталей хлопающей части между собой: в недорогих моделях используется клей низкого качества, а на винты не наносится резьбовой герметик, что может привести к саморазваливанию хлопушки в самый ответственный момент.

Еще один важный момент – качество акрилового пластика: в недорогих моделях на морозе он может просто расколоться.

Разумеется, можно сделать кинохлопушку своими руками, например – из картона, но использовать такой вариант для работы мы не рекомендуем, ведь качественный инструмент – почти всегда половина успеха.

Что нужно купить вместе с кинохлопушкой?

Если вы используете хлопушку на основе акриловой доски – то мы рекомендуем дополнительно приобрести маркер на кинохлопушки на водной основе (если конечно вы не хотите оставить надпись навсегда), а так же удобную губку для стирания надписей и сумку для переноски.

Разбираемся с тем, как правильно держать хлопушку, что именно на ней нужно писать, как облегчить жизнь монтажеру и другие неочевидные советы из зарубежной практики

  • 6 августа 2015 18035
  • Евгений Белов
Читайте также:  Как связать тапочки на стельках крючком

Популярное

Как это снято: «Сонная Лощина»

Как снять фильм без бюджета и продать его Netflix

Всплеск гламура перед войной: костюмы к фильму «Аббатство Даунтон»

«Дракула Брэма Стокера»: разбираем оптические и механические эффекты

Приемы: Правило диагоналей

За всю историю развития кинематографа, пожалуй, только хлопушка не претерпела глобальных структурных изменений в отличие от камер, световой или звукозаписывающей техники. Именно этот атрибут до сих пор является главным символом съемочного процесса, и никто еще не придумал ему достойную замену. Первый прототип кинохлопушки появился в 20-х годах прошлого века благодаря Фрэнсису Вильяму Трингу, австралийскому режиссеру и владельцу «Efftee Studios». Хлопушки этого времени были довольно громоздкими и состояли из двух раздельных деталей: деревянных брусков, соединенных болтами, и черной доски, на которой мелом обозначались номера сцен, кадров и дублей. Один человек произносил написанную на доске информацию и делал громкий хлопок при помощи скрепленных брусьев, второй – держал в руках табличку. Постепенно на съемочных площадках возник дефицит работников и один человек был вынужден управлять разъединенными «запчастями» хлопушки, что прилично удлиняло процесс съемки. Тяжелую табличку с номером кадра приходилось засовывать подмышку, чтобы освободившимися руками хлопнуть бруски. Однажды молодой киноработник студии Universal Леон М. Леон (в будущем известный иллюзионист) устал держать локтем выскальзывающую дощечку и попросил студийного плотника приколотить бруски прямо к доске. Так и появилась хлопушка – гениальное изобретение, которое моментально распространилось по всему миру.

На дощечке стали указывать дополнительную информацию: имя режиссера, оператора (иногда и продюсера), дату, фильтры, время (ночь/день) и место (интерьер/экстерьер) съемок. На брусках появились косые белые полоски, которые затем превратились в цветные. С появлением цифровых камер деревянная черная доска стала акриловой белой. На наиболее продвинутых хлопушках появился LED-дисплей с тайм-кодом. При этом функции этого важнейшего киноизобретения остались прежними – фиксация аудиовизуальной информации о кадре для последующего монтажа, цветокоррекции и озвучки.

Человеком с хлопушкой обычно является второй ассистент оператора (Second Assistant Camera или просто 2AC), его также называют Clapper Loader (жаргонный вариант Clapper Boy, в отличие от нашего «девушка с хлопушкой»). Процесс работы достаточно однотипен: режиссер или помощник режиссера командует «Мотор!», звукорежиссер отвечает «Мотор идет!», оператор включает камеру, в это время хлопушка уже находится в кадре, после положительного ответа оператора, второй ассистент оператора с хлопушкой зачитывает данные, делает хлопок и бесшумно выходит из области кадра. Несмотря на кажущуюся простоту в эксплуатации хлопушки, существует несколько важных правил, которые необходимо соблюдать при работе с ней.

Текст на хлопушке должен быть написан разборчивым почерком и без ошибок. Название фильма, имя режиссера и оператора можно написать при помощи трафарета, если на проект не была заказана специальная хлопушка с выгравированными инициалами. Иногда в высокобюджетных проектах оригинальное название заменяется на вымышленное, чтобы не допустить утечек в СМИ.

Информацию о номере сцены, кадра и снимаемых в данный момент дублях второму ассистенту оператора обычно предоставляет скрипт-супервайзер (script-supervisor). На небольших проектах эти должности иногда совмещают, и тогда помимо «хлопания» в кадре клаппер-бою придется следить за процессом съемки и вносить всю информацию в специальные монтажные карточки.

Существует дополнительная маркировка кадров: к номеру сцены или кадра могут добавляться буквы, например, «1А» или «1В», если уникальные буквы закончились, то можно написать «1АА» и т.д. Также на хлопушке указывается дополнительная информация: вид светофильтра, номер объектива и карты памяти (пленочной катушки), время суток (день/ночь), вид локации (Int/Ext). Если в кадре отсутствует звук – можно оставить пометку MOS (motor only shot), либо держать хлопушку закрытой. В зарубежной практике используются и другие обозначения: буква «R» (reshoot) перед номером кадра обозначает пересъемку сцены; маркер «TV» после номер кадра – съемка версии сцены для телевидения; «p/u» – досъемка (pickup) в случае, если актер испортил дубль и режиссер решил переснять небольшой кусочек с запоротым диалогом; плюс различные специализированные маркеры для художников компьютерной графики и т.д. Обычно в дополнительной маркировке не используются буквы «О» и «I», так как они похожи на цифры. При съемке рекламных роликов на хлопушке редко пишут дополнительные буквы, обычно используют другую нумерацию, например, «101» и «201» для разных роликов.

Читайте также:  Книжка домик для куклы из фетра

Если вы находитесь в стесненных условиях, например, при съемке детали, когда расстояние между камерой и объектом ограничено, можно использовать специальные миниатюрные дощечки где сцена и дубль пишутся вместе («20А/1»). Этой информации для монтажа будет достаточно. Если необходим звук, то нужно поместить в кадре часть хлопушки с изображением сцены, кадры и дубля, а затем сдвинуть ее вниз, чтобы была видна верхняя часть и хлопнуть. Третий вариант, самый распространенный – так называемая «перевернутая хлопушка», когда хлопушку переворачивают верх ногами и помещают в конце дубля после команды режиссера «Снято!». Только нужно убедиться, что оператор в этот момент не выключил камеру.

В обычной ситуации хлопушка располагается недалеко от кинокамеры (примерно 30 см на каждый 10 мм фокусного расстояния), чтобы текст был читабельным и легкоразличимым. Хлопушка должна быть хорошо освещена, особенно если съемки проходят в темноте (в таких случаях можно носить с собой фонарик). Так как монтажер будет ориентироваться в превью на самый первый кадр, второму ассистенту оператора необходимо всегда следить за тем, чтобы хлопушка на момент начала записи уже находилась перед камерой.

Нужно также контролировать свои руки, чтобы во время удара хлопушка не двигалась – это облегчает монтажеру поиск нужного момента для синхронизации видео со звуком. Обычно хлопушку держат в левой руке, а сам хлопок осуществляют правой. Но с опытом можно наловчиться делать это все одной рукой. После удара хлопушку нужно подержать в кадре в течение секунды и после беззвучно исчезнуть, как ниндзя. Пока идет съемка текущего дубля, нужно подготовиться к следующему и обновить информацию на хлопушке. Особо продвинутые «хлопари» обладают мастерством бесшумно снимать колпачок с маркера. Кстати нужно заранее подобрать маркеры, которые будут легко оттираться и запастись специальным спиртовым раствором, чтобы к концу съемок хлопушка не превратилась в месиво из черных разводов.

На общих планах нужно громко и четко проговаривать номер сцены, кадры и дубля, и не стесняться при совершении хлопка. Если же снимается крупный план, то надо поберечь актеров и хлопать как можно тише, чтобы те не испугались и не потеряли нужной эмоции. В зарубежной практике перед тем как совершить хлопок второй ассистент оператора кричит слово «Маркер!» («Mark!» или «Marker!»), чтобы монтажер знал, что на следующий громкий звук придется удар хлопушки. Часто функции записи номера сцены, кадры и дубля лежат на плечах звукорежиссера, и чтобы сократить время, человек с хлопушкой произносит только «Маркер!». Если вдруг хлопок не получился, можно крикнуть «Второй удар!» («Second Sticks!») и повторить попытку.

Очень часто на съемках возникают ситуации, когда новички отлучаются с площадки вместе с хлопушкой, чем навлекают на себя праведный гнев съемочной группы. Поэтому нужно всегда оставлять хлопушку недалеко от камеры, чтобы ассистент оператора смог в случае вашего непродолжительного отсутствия самостоятельно написать новый дубль и хлопнуть его вместо вас.

В случае многокамерной съемки существует несколько вариантов поведения. Самое простое решение – найти оптимальное место, с которого вас увидят все камеры. Либо поочередно подносить хлопушку к каждой камере, что особенно эффективно в том случае, если у вас цифровой аппарат с бегущим единым тайм-кодом. Другой вариант – использовать несколько хлопушек для каждой камеры. При этом они должны быть все промаркированы своими буквами «А», «В», «С» и так далее, у каждой буквы свой цвет. Во время съемки необходимо проговорить в кадре отдельные команды: «Маркер для камеры А!», «Маркер для камеры В!». Нужно следить, чтобы другие хлопушки не попали в кадр, это избавит от проблем с неправильной синхронизацией на монтаже.

Таким образом, работа второго ассистента оператора не так проста, как может показаться. Человек с хлопушкой необходим в любом съемочном процессе, так как он синхронизирует работу его участников от момента съемок до окончания постпродакшна. И хлопушка не просто инструмент, это символ, который удивительным образом дисциплинирует съемочную группу, создавая волшебную атмосферу на площадке вне зависимости от бюджета проекта.

Комментарии запрещены.

Присоединяйся