Содержание
Являюсь обладателем старенькой "семерки" ВАЗ-2107, машине 11 лет, поэтому на кузове начали появляться "рыжики" и периодически требуется местная покраска, дабы сохранить внешний вид и хоть как-то затормозить коррозию. Раньше обходился обычной дешевой алкидной грунтовкой и краской из балончика, однако хватало это ненадолго, ржавчина снова проедала себе путь и вылазила наружу. Поэтому решил подойти к этому делу более серьезно и, перелопатив интернет, нашел много лестных отзывов о кислотных грунтовках. Компрессора и краскопульта в наличии нет, поэтому решил поискать вариант в балончике, приемлемым по цене оказался Body 960, который недолго думая и заказал.
Баллон емкостью 400 мл, как заявляется на этикетке грунт предначначен для защиты гальванизированных (то бишь оцинкованных), нержавеющих стальных, аллюминиевых поверхностей перед покраской, очень токсичен и вреден для здоровья, содержит ксилол – поэтому будем красить на открытом воздухе. Инструкции по применению, как таковой, нет, но по значкам на баллончике можно понять, что перед распылением его необходимо встряхивать 2-3 минуты, наносить грунт с расстояния 20-30 см в 2-3 слоя, слой высыхает за 10 минут при 23 С. Произведено в Греции.
Для начала, решил попробовать его на задней крышке багажника, где за зиму выскочило очень много "рыжиков" и требовалась немедленная покраска.
Предварительно зачистил поврежденные места с помощью дрели с насадкой до чистого металла. Как видно на фото, ржавчина проела целые раковины в металле, по хорошему, это место следует зашпаклевать, но обойдусь лишь покраской, основная моя задача – остановить коррозию. После зачистки обклеиваем орашиваемое место бумажным скотчем с газетами.
Хорошенько обезжириваем поверхность растворителем, взбалтываем баллон и наносим кислотный грунт в 2 слоя с промежуточной сушкой. В интэрнетах пишут, что достаточно одного слоя, что расходится с указанием на этикетке, поэтому для подстраховки нанес 2 слоя и хорошенько пролил "раковины".
На вид распыляемая жидкость походить по консистенции на молочко, только яркого желто-оранжевого цвета, растекается хорошо, сохнет быстро и матовеет. Расход небольшой, образует тонкое достаточно прочное, но мягкое покрытие, царапается ногтем, как и все грунты. Запах очень токсичный, поэтому лучше работать в респираторе.
Однако, заметил один недостаток: головка распыляет в виде плоской широкой струи, а не округлой, как обычно, поэтому много материала с непривычки уходит впустую по сторонам.
Сразу же после подсыхания грунта для закрепления наносим алкидный грунт из баллончика, также в пару слоев с промежуточной сушкой примерно 30 минут и оставляем на ночь до полного высыхания. Были опасения, что кислотный может с ним прореагировать, так как везде пишут, что кислотные грунты необходимо перекрывать акриловыми, но ничего страшного не произошло. На следующий день переклеиваем скотчь повыше, чтобы эмаль легла внахлест со "здоровым" участком, зашкуриваем переход и всю поверхность мелкой абразивной шкуркой для лучшей адгезии, обезжириваем, и наносим алкидную эмаль соответствующего цвета (в моем случае Мурена 377) в 2-3 слоя и снимаем скотчь.
Получилось очень даже ничего.
Ждем полного высыхания около суток. Посмотрим, сколько продержится такое покрытие.
Небольшое видео процесса:
Когда речь идёт о кислотном грунте, звучат такие названия, как фосфатирующий, травящий, реактивный грунт. В этой статье рассмотрим, есть ли какое-либо отличие этих продуктов или это разные названия одного и того же вида грунта. Разберёмся, когда применяется и как «работает» кислотный грунт и в чём отличие однокомпонентных и двухкомпонентных кислотных составов.
p, blockquote 1,0,0,0,0 –>
Кислотный грунт является первичным грунтом, как и эпоксидный и наносится на чистый металл (см. статью “кислоиный или эпоксидный грунт, какой выбрать”). Кислотный грунт, протравливая металл, очищает его и немного изменяет поверхность для улучшения дальнейшей адгезии наполняющего грунта, а также обеспечивает преобразование мелкой ржавчины. Травящий грунт не убирает, но останавливает коррозию от распространения. Важно максимально тщательно удалить всю ржавчину. На остатки, которые невозможно убрать, и воздействует кислотный грунт.
p, blockquote 2,0,0,0,0 –>
Содержание:
Все эти названия, так или иначе, обозначают грунт, в составе которого есть кислота. На английском языке существует три разных названия кислотных грунтов, которые указываются также и на упаковках, продающихся в России. Etch или etching primer – травящий грунт, self etch/etching primer – травящий грунт, имеющий ингредиенты, которые сразу после действия кислоты въедаются в металл, создавая антикоррозионную защиту, wash primer – реактивный грунт, который также содержит кислоту и, по теории, предназначен для нанесения на новый металл, не содержащий старой шпаклёвки и краски, для повышения адгезии (в особенности цветных металлов, к примеру аллюминия).
p, blockquote 4,0,0,0,0 –>
Некоторые кислотные грунты недостаточно «сильные», чтобы действовать на сталь. Нужно смотреть технические характеристики продукта.
p, blockquote 5,0,0,0,0 –>
У разных производителей разные формулы грунтов и инструкции по применению. Первоначально, травящие грунты не содержали компонентов, повышающих корозионную защиту и, тем более, наполнителей, заполняющих мелкие неровности. Сейчас можно встретить кислотные грунты разных производителей, которые содержат и антикоррозионные добавки и могут быть одновременно наполняющими. Чаще всего, всё же, хороший кислотный грунт способен химически действовать на любой металл, подготавливая его для следующего слоя наполняющего грунта, а также преобразует небольшое количество трудно счищаемой ржавчины и пассивирует поверхность металла, делая его не активным к окислению, а следовательно к коррозии.
p, blockquote 6,0,0,0,0 –>
Реактивный грунт (Wash primer) и кислотные грунты похожи по своему действию. Wash primer наносится только на чистый металл. Он не заполняет риски и мелкие неровности и требует обязательного нанесения поверх него акрилового грунта. Wash primer – это ортофосфорная кислоты в растворе поливинилбутирального полимера, изопропилового спирта и других ингредиентов. Такой грунт наносится тонким слоем, создавая сухую плёнку, толщиной 8–13 микрон. Этот грунт делает процесс покраски более эффективным и добавляет металлу антикоррозионные свойства. В дальнейшем, при эксплуатации, даже при незначительном повреждении лакокрасочного слоя, металл, обработанный реактивным грунтом не будет ржаветь.
p, blockquote 7,0,1,0,0 –>
Этот грунт пассивирует металл перед нанесением наполняющего грунта. Поверхность металла становится неактивной к кислороду, содержащемуся в воздухе и воде. Создаётся очень тонкая плёнка, он переходит в пассивное состояние, и тормозятся процессы коррозии. Также, создаётся хорошее основание для нанесения следующего слоя наполняющего грунта.
p, blockquote 8,0,0,0,0 –>
Wash primer обычно рекомендуют наносить на алюминий и другие металлы для улучшения адгезии с последующим покрытием. На алюминии и оцинкованном металле, без подготовки этим праймером, покрытие плохо держится.
p, blockquote 9,0,0,0,0 –>
Однокомпонентный кислотный грунт не требует добавления активатора. Такой грунт продаётся как для нанесения краскопультом, так и в баллончиках.
p, blockquote 10,0,0,0,0 –>
p, blockquote 11,0,0,0,0 –>
Кислотный грунт не содержит наполнителей и при высыхании даёт очень тонкий слой.
p, blockquote 12,0,0,0,0 –>
Достаточно одного тонкого слоя. Нанесение толстого слоя или нескольких тонких слоёв однокомпонентного кислотного грунта не сделает его более эффективным.
p, blockquote 13,0,0,0,0 –>
Нужно помнить, что любой однокомпонентный продукт находится в не стабильном (не затвердевшем) состоянии и может оказывать действие на следующий слой покрытия. Сразу после высыхания кислотный грунт должен быть покрыт двухкомпонентным (с отвердителем) акриловым наполняющим грунтом.
p, blockquote 14,1,0,0,0 –>
Двухкомпонентный кислотный грунт необходимо смешать с активатором, чтобы использовать.
p, blockquote 15,0,0,0,0 –>
Кислотный грунт с активатором наносится 1 слоем. Он не является самостоятельным полноценным грунтом. Вторичный (акриловый) грунт наносится следующим слоем, через 15–20 минут.
p, blockquote 16,0,0,0,0 –>
Из опыта можно сказать, что двухкомпонентные кислотные грунты лучше преобразовывают остатки ржавчины, оставшейся после чистки и дают лучшую защиту от коррозии.
p, blockquote 17,0,0,0,0 –>
Кислотный грунт – это прозрачный состав, с оттенком серого или светло зелёного цветов.
p, blockquote 18,0,0,0,0 –>
Как было уже сказано, состав кислотных грунтов может отличаться друг от друга, в зависимости от производителя и иметь разные пропорции.
p, blockquote 19,0,0,0,0 –>
Базовым полимером обычно служит поливинилбутираль, также в составе присутствует фосфорная (ортофосфорная) кислота (небольшое количество), изопропиловый спирт, хромат цинка (или фосфат цинка), тальк (около 2%) и другие добавки.
p, blockquote 20,0,0,0,0 –>
Хромат цинка – это компонент, повышающий коррозионную защиту металла. В травящем грунте ортофосфорная кислота вступает в реакцию с металлом, тогда как хромат цинка химически не взаимодействует с металлом. По сути, хромат цинка может добавляться в грунты с различными полимерами, такие как эпоксидный, полиуретановый. Он добавляет антикоррозионные свойства продукту, в который добавлен.
p, blockquote 21,0,0,1,0 –>
В некоторых странах химический реактив хромат цинка запрещён из-за высокой токсичности, поэтому в грунте содержатся другие компоненты подобного действия.
p, blockquote 22,0,0,0,0 –>
“ Конкурентом” кислотного грунта является эпоксидный грунт. О различиях этих грунтов и тонкостях применения можете прочитать статью.
p, blockquote 23,0,0,0,0 –>
p, blockquote 24,0,0,0,0 –>
Основным правилом является то, что кислотный грунт нужно покрывать сверху вторичным акриловым грунтом, который после высыхания нужно подготовить к покраске шлифованием.
p, blockquote 25,0,0,0,0 –>
Если на однокомпонентный кислотный грунт наносить слой краски, то одной из проблем может стать действие жёлтого пигмента грунта на краску. Он может повлиять на цвет краски.
p, blockquote 26,0,0,0,0 –>
На кислотный грунт нельзя наносить шпаклёвку и эпоксидный грунт (см. статью “можно ли наносить эпоксидный грунт на кислотный”).
p, blockquote 27,0,0,0,0 –>
p, blockquote 28,0,0,0,0 –> p, blockquote 29,0,0,0,1 –>
Когда встал вопрос: как делать грамотный кузовной ремонт. Пришлось изучать чужой опыт. Картина происходящего в общем сформировалась, остался только опыт)
Решил получить моральное удовлетворение, и увидеть воочию оригинальный цвет своего туринга.
Цвет по вин MAURITIUSBLAU METALLIC (287). Подбор по номеру стоит в среднем 250р 100г, а это 2500 за кг, на данный момент недопустимые траты, тк перекрас полный не планируется.
Ситуацию усложняло то, что машину подкрашивали балончиком местами, лючек не исключение. Растворителем оттер угол, и вот беда, цвет несовсем совпадает с тем что на крыше и на арке задней там где задняя дверь… ну да ладно, примерно запомнив расхождение побрел по магазинам, на глаз примерно подходил Helios mobihel Ривьера 499, но оттенок при разных углах у краски синий а у машины фиолетовый, но он был максимально приближен. Motip 499 совершенно другая краска, совершенно другой оттенок. В одном из магазинов, решив окончательно закончить вопрос этот, мне предложил помощь продавец консультант.Я небрежно намекнул что мне он вряд ли поможет, но он настойчиво переубедил, сказав что у него есть каталог красок… За что ему спасибо)
Это был продавец сети магазинов автоальянс, у них есть каталоги красок Motip. Спрашивайте у продавца) В этом каталоге находите свой номер краски для марки авто по вин, и находите номера красок в баллончиках или кисточки для подкрашивания. Так же по базе пробили в каком магазине что есть. Был только 1 баллончик в магазине в новогиреево на кетчерской, там каталог вообще на полке лежал в свободном доступе для покупателей.
Купил баллон и радостный побрел в гараж, напылил на лючок и… цвет гораздо ярче… но гораздо приятней (субъективно). причина потом была выяснена. Машину всю красили( этого следовало ожидать))) нашел скол краски под значком бмв на крышке багажника, он похож очень на тот что в баллончике, т.е. все-таки краска там более менее похожа на правду. И содрал наклейку с внутренней стороны лючка, под наклейкой та же краска)
ну… моральное удовлетворение я получил))) теперь стоит попробовать)
Изучив, как и говорилось технологию покраски, выбрал наиболее похожий на правду алгоритм, обоснованный фактами, и повторяющийся не раз на форуме автомаляров.
Порядок таков:
1) кислотный грунт
(Wash primer. Body 960(novol 340) он же травящий.На голый металл. Обладает антикоррозийными свойствами, отличной адгезией к стали аллюминию и тп. 2х компонентный. Я использовал body 960, он дороже чем новол, но мне легче было найти)
2) акриловый грунт наполнитель
(Acril Filler.Кислотный грунт перекрывают исключительно 2x компонентным акриловым грунтом!я использовал body 300 3+1. Их много разных, отличаются пропорциями 3+1, 5+1 и однокомпонентные. Суть не помню но для себя выбрал 3+1. Body 300)
3) эпоксидный грунт
( body 989 4:1 epoxy primer. Двухкомпонентный. Антикоррозицный. Плюс его в том что он дает толстый слой, устойчив к ударам, эластичный и не пропускает влагу!
4) Шпаклевка(если нужно. Тут тоже много нюансов по выбору в зависимости от слоя и жалемой шероховатости поверхности)
5) Снова акриловый грунт парозаполнитель поз.2(заполняет поры шпаклевки перед покраской)
6) Краска
7) Лак 2 компонентный( из своего малого опыта понял зачем нужен 2х компонентный, в основном это устойчивость к жидкостям, его очень тяжело смыть растворителем. Ну и соответственно другие его прелести типа устойчивость к уф лучам и тд. Грунт 2х компонентный тоже почти не оттирается)
Цель сего эксперимента – опыт! Опыт обработки голого метала и борьбы с ржавчиной.
Все материалы были куплены следуя советам все тех же автомаляров с форума, а не из личного опыта.
Итак, первым под раздачу попал лючок бензобака.
Зачистил все вздутия краски и отшелушивания, каждое вздутие кроет под собой коррозию, которую нужно хорошенько зачистить, выглаживать поверхность не стал, тк покрасить в моих условиях хорошо невозможно. заматовил все 500 шкуркой. Обезжириваем.
Все зачищенные места покрыл кислотным грунтом. кисточкой. Почему кисточкой? Во первых грунт этот очень ядовит, если на всех банках значки вредно для среды или крестик в оранжевом квадрате, то на банке красным по белому написано о мерах предосторожности, о проветриваемом помещении и картинка с черепушкой с косточками в красном квадрате) не особо хочется распылять эту дрянь по гаражу, а на улице температура +5 градусов)
Даем высохнуть минут 10-15 при температуре 23 градуса. Долго сушить не рекомендуют, при сушке более 60 минут рекомендуют покрыть 2м слоем.
Покрываем обычным грунтом. Я покрыл только закрашенные кислотным грунтом места, захватывая и соседнюю поверхность.
Снова обезжириваем и напыляем краску. Напыляю кстати аэрографом, тк компрессор маленький и слабенький, пулевизатор не потянет. Для мелких деталей самое то.
Еще одной проблемой, с которой я столкнулся является краска из баллончика. Тк подбор в емкости не рационален, купил баллончик. В баллончике большой напор и большой расход краски, поэтому решено выливать из баллончика и заливать в аэрограф.
Но все не так просто) краска в балончике настолько жидкая, что не распыляется аэрографом. Поэтому приходилось выпаривать из краски растворитель, уменьшая объем примерно в 1,5 -2 раза, тогда краска ложится тоненьким ровненьким слоем.
Кладем на внутреннюю сторону 2-3 слоя(в зависимости от толщины). На внешнюю 3-6 слоев. Кладем слои крест накрест, чтобы не было пропусков.
Далее кладем лак. Лак нужен чтоб придать глянец и защитить краску(ну и глубину цвета и тд))). В моем случае краска металлик, она имеет всегда матовую поверхность и всегда перекрывается лаком. Тратится на 2х компонентный не стал, тем более что в гараже были пару баллончиков лака мотип +20% которые). Процесс повторяется, пока распыляю порцию, вторая порция выпаривается. Кладем на внутрянку 2 слоя лака, на внешку 3-4. Также слои крест накрест.
Итог: безумно приятный цвет(объективно). И ужасная поверхность((( причиной опять же условия(ожидаемо), тк на улице +5, то приходится работать тепловой пушкой электрической! Нельзя допускать открытый огонь! И вся пыль успешно налетает на свежий слой((( ну это опыт, ничего не поделаешь. цель была увидеть цвет краски) моральное удовлетворение)
Так же нанес грунт на некоторые проблемные места на кузове, убрал жучки. Тк основная цель это борьба с коррозией( основной внешний марафет планируется весной-летом), наносил грунт кисточкой.
так же были куплены антигравий, антикор для скрытых полостей, герметик боди 999(для сварных швов) и жидкие подкрылки. мож еще чего вспомню. В целом на химию ушло очень много денег, сколько — уже и не счесть может 5000 может и больше. Пусть цена вопроса будет 5000)