Содержание
Строительство и ремонт любых сооружений — источник немалого количества отходов, еще больше мусора порождает демонтаж старых зданий. Строительным мусором считаются любые пришедшие в негодность строительные материалы: расколовшиеся кирпичи, обломки арматуры и балок, счищенная штукатурка, демонтированные напольные и настенные покрытия, отходы от отделки.
Сегодня существует несколько классификаций. По разновидности сырья различают 3 группы:
По опасности стройотходы относятся к 4–5 классу, то есть они оказывают минимальный вред экосистеме с восстановлением около 3 лет. Но при строительстве и монтаже не исключено выделение тяжелых металлов, солей, газообразующих смесей, возникновения кислотных и щелочных остатков.
По агрегатному состоянию выделяют такие типы мусора:
По степени горючести их классифицируют на следующие категории:
В связи с этим складирование подобного мусора категорически запрещено вблизи проводки и открытого огня. Рекомендуется хранить его в железных контейнерах и перевозить на специализированном транспорте. Такие разновидности, как резина, древесина и полиэтилен желательно убирать с рабочей площади максимально быстро по мере накопления.
Ниже в таблице приведены данные об объемном а также удельном расчете строительных отходов.
Тип мусора | Упаковка | Объемный вес, тонн/м3 | Удельный вес, м3/тонн | ||
Пределы колебаний | Средняя расчетная величина | Пределы колебаний | Средняя расчетная величина | ||
Мусор строительный | навалом | 1,10 – 1,40 | 1,20 | 0,91 – 0,71 | 0,83 |
Мусор бытовой и уличный | навалом | 0,30 – 0,65 | 0,55 | 3,33 – 1,54 | 1,82 |
Обрезки деревянные | навалом | 0,35 – 0,55 | 0,40 | 2,86 – 1,82 | 2,86 – 1,82 |
Обрезки тканей | навалом | 0,30 – 0,37 | 0,35 | 3,33 – 2,70 | 2,86 |
Опилки древесные | навалом | 0,20 – 0,30 | 0,25 | 5,00 – 3,33 | 4,00 |
Снег мокрый | навалом | 0,70 – 0,92 | 0,80 | 1,43 – 1,09 | 1,25 |
Снег влажный | навалом | 0,40 – 0,55 | 0,45 | 2,50 – 1,82 | 2,22 |
Снег сухой | навалом | 0,10 – 0,16 | 0,12 | 10,00 – 6,25 | 8,33 |
Шлак котельный | навалом | 0,70 – 1,00 | 0,75 | 1,43 – 1,00 | 1,33 |
Щебень кирпичный | навалом | 1,20 – 1,35 | 1,27 | 0,83 – 0,74 | 0,79 |
Щепа древесная | навалом | 0,15 – 0,30 | 0,25 | 6,68 – 3,33 | 4,00 |
Электрическая арматура | навалом | 0,37 – 0,63 | 0,50 | 2,70 – 1,59 | 2,00 |
Асфальт, битум, гудрон дробленый | навалом | 1,15 – 1,50 | 1,30 | 0,87 – 0,67 | 0,77 |
Бой разный, стекло, фаянс | навалом | 2,00 – 2,80 | 2,50 | 0,50 – 0,36 | 0,40 |
Бумага | рулоны | 0,40 – 0,55 | 0,50 | 2,50 – 1,82 | 2,00 |
Бумага | кипы | 0,65 – 0,77 | 0,70 | 1,54 – 1,30 | 1,43 |
Бумага | связки | 0,50 – 0,65 | 0,55 | 2,00 – 1,54 | 1,82 |
Бумага старая пресованная — макулатура | кипы | 0,35 – 0,60 | 0,53 | 2,86 – 1,67 | 1,89 |
Бутылки пустые | навалом | 0,35 – 0,42 | 0,40 | 2,86 – 2,38 | 2,50 |
Ветошь | кипы | 0,15 – 0,20 | 0,18 | 6,68 – 5,00 | 5,56 |
Изделия металлические крупные, части труб | 0,40 – 0,70 | 0,60 | 2,50 – 1,43 | 1,67 | |
Изделия из пластмасс | без упаковки | 0,40 – 0,65 | 0,50 | 2,50 – 1,54 | 2,00 |
Изделия стеклянные кроме листового | 0,26 – 0,50 | 0,40 | 3,85 – 2,00 | 3,85 – 2,00 | |
Картон | кипы | 0,59 – 1,00 | 0,70 | 1,70 – 1,00 | 1,43 |
Картон | связки | 0,42 – 0,45 | 0,43 | 2,38 – 2,22 | 2,33 |
Лом стальной, чугунный, медный и латунный | навалом | 2,00 – 2,50 | 2,10 | 0,50 – 0,40 | 0,48 |
Лом алюминиевый | навалом | 0,60 – 0,75 | 0,70 | 1,67 – 1,33 | 1,43 |
Лом бытовой негабаритный | навалом | 0,30 – 0,45 | 0,40 | 3,33 – 2,22 | 2,50 |
Машинные части разные мелкие | навалом | 0,42 – 0,70 | 0,50 | 2,38 — 1,43 | 2,00 |
Мебель разная | 0,25 – 0,40 | 0,30 | 4,00 – 2,50 | 3,33 |
Существует множество объективных причин, по которым следует вывозить вторичный материал и в дальнейшем его перерабатывать:
Решать проблему, куда и как выбрасывать строительные отходы, необходимо исходя из ситуаций:
Складировать строительное сырье в контейнер рекомендуется согласно закону. Контейнер и мешки для мусора представляют собой важную составляющую для того, чтобы осуществить вывоз отходов.
Строительный мусор подлежит утилизации или вторичной переработке. Реализовать процесс можно собственными силами с учетом законодательных норм или путем привлечения специалистов. С целью контроля объемов утиля разработан Регламент.
В соответствии с санитарными нормами понятие «строительный мусор» – это отходы, возникшие в процессе реконструкции, ремонта, демонтажа сооружений.
Эта деятельность является основным источником материалов, потерявших первоначальные качества. К ним относятся:
С целью надлежащей организации сбора и транспортировки строительные отходы подлежат классификации.
Занимаясь возведением, реконструкцией, сносом здания следует придерживаться не только производственных норм типов работ, но правил вывоза отходов строительства. В ином случае можно встретиться со штрафными взысканиями.
Согласно ФЗ «Об отходах производства и потребления» ТБО — мусор, непригодный к использованию людьми дома для удовлетворения личных и бытовых нужд, а также продукция, лишенная потребительских качеств.
Под строительными отходами понимают утиль, образующийся в следствие:
По закону, в оплату услуг по вывозу ТБО не включается данная категория мусора.
До выяснения класса опасности необходимо провести разделение ненужного материала на виды согласно положениям СНиП и ФККО. Следующий этап – определение класса опасности.
Существует несколько классификаций отходов.
Классы строительного мусора
Источник возникновения (характеристика)
В зависимости от типа утиля:
По агрегатному состоянию:
По степени горения:
Даже при вторичном использовании строительного материала остается значительная часть мусора, подлежащая ликвидации. Есть несколько вариантов действий:
Во избежание штрафных санкций следует заранее подумать и определиться со способом транспортировки утиля до начала проведения ремонтных или строительных работ.
Существует несколько способов направить строительные отходы на переработку с целью вторичного применения. Наиболее используемый материал (из-за больших объемов) — кирпич, бетон, иные железобетонные элементы. Сбор сырья подходит строительным компаниям, т.к. прибыль от переработки небольшого количества не рентабельна.
Строительные отходы принимают на специальных пунктах за жилым массивом, сортируют и дробят, получая щебень. Стоимость продукта значительно ниже рыночной.
Важным этапом в проведении строительных работ является выбор технологии утилизации мусора. Отсутствие специальной документации может стать причиной остановки строительства.
К основным способам ликвидации утильсырья относятся:
В век современных технологий при соблюдении юридических определений избежать возникновения строймусора невозможно, и ежегодно полигоны все больше заполняются.
Сегодня утилизация проводится 3 методами, каждый из них обладает индивидуальными особенностями.
Вывоз и уничтожение материалов требует привлечения специалистов и своевременности согласно нормам законодательства.
Из дорожного мусора делают грунтовую смесь. Недорогой механизм регламентирован приказом Роспотребнадзора. Создание предполагает несколько стадий процесса:
Полученное вещество используется в лесной, с/х, дорожной отраслях с разрешения Роспотребнадзора. Юридические и физические лица обязаны знать правила обращения с каждой группой отходов. От ликвидации зависит будущее, поэтому необходимо уменьшение объемов и повторное использование.
Повторное применение строительных отходов обеспечивает неполноценными материалами, которые дешевле до 70% первоначальной стоимости.
Использованные элементы потребляют при строительстве новых сооружений.
Вторичное сырье не является полноценным материалом, но имеет обширный спектр применения.
Процедура рециклинга обеспечивает превращение хлама в полезный продукт, экономя природные ресурсы.
В американских и европейских странах выброс строймусора обходится дорого. Более дешевой процедурой является утилизации. Это способствует стремлению фирм не складировать мусор на полигонах, а применять для производства вторсырья. В будущем использование материалов сокращает затраты, так как цена ниже.
В государствах Северной Европы перерабатывается 90% отходов со стройки. В Германии запрещено размещение стройматериалов на полигонах. Это дало толчок развитию новых технологий в области применения переработанного утиля. Большая часть строительных отходов подлежит возврату в строительную промышленность.
В РФ утвержден регламент обращения со стройотходами. Существует учет:
Документ предполагает соблюдение правил экологической безопасности с целью защиты экосистемы от негативного воздействия мусора.
Отходы строительных и ремонтных работ запрещено сбрасывать в контейнеры для ТБО. Несоблюдение запрета предполагает применение штрафных санкций.
При сборе и сортировке строительного мусора учитывают его характер и вид, класс опасности для окружающей среды, место хранения, логистику вывоза.
Отходы образуются при возведении зданий и сооружений, их демонтаже, реконструкции и ремонте, прокладке инженерных сетей, производстве строительных материалов и возведении конструкций.
По степени опасности для природы и человека строительные отходы подразделяются на 5 классов — чрезвычайно опасные, высоко, умеренно, мало- и практически неопасные.
Отходы классифицируются согласно сборнику нормативных актов СНиП:
Класс строительного мусора определяется как первый в соответствии с данными таблицы №5 «Номенклатура и классификация грузов», приведенной в Федеральном сборнике сметных цен (ФССЦ).
Сбор осуществляется механизированным способом или вручную.
Отходы содержат, распределив по категориям, на объектах строительства или в местах временного хранения с соблюдением природоохранных, санитарно-эпидемиологических и противопожарных требований законодательства.
Все отходы являются собственностью владельца или заказчика объекта строительства. Объем мусора задается в проектно-сметной документации.
Расходы на транспортировку включают в локальные сметы в статью «транспортные расходы». Сумму рассчитывают исходя из массы строительных отходов, расстояния и тарифов на перевозку грузов.
Вывоз осуществляется собственником отходов или перевозчиком при заключении договора.
При автомобильных перевозках транспортные средства оборудуют контейнерами или тентами, не допускающими высыпания мусора.
Вывоз осуществляется по оптимальному маршруту при наличии сопроводительного паспорта перевозки отходов производства.
Определяются по тарифам «Сборника сметных цен на перевозку грузов автомобильным транспортом». Учитывают класс груза в смете, вид транспорта, действующие тарифы.
Строительный мусор относят к вторичным ресурсам.
Асфальтобетонный лом, щебень и дрова, полученные при сносе зданий, используются в строительстве. Если повторное применение строительных отходов предусмотрено проектной документацией, их приводят в состояние, пригодное для повторного использования.