VIDEOРама квадроцикла
В зависимости от «донора» и конструкции квадрика раму либо предстоит изготовить самому, либо можно реконструировать готовую, бывшую в употреблении.
Самое главное, чтобы вдоль рамы надежно крепился болтами к днищу двигатель, который можно расположить как спереди, так и сзади. Также крепко, во избежание люфта, следует присоединить к раме трансмиссию и привод.
Самодельная рама
В качестве материала подойдут обычные водогазопроводные трубы, с толщиной стенки не более 3 мм:
для лонжеронов — 25-миллиметровые;
для поперечин и подкосов — 20-мм.
Трубы соединяются с помощью точечной сварки, затем проводится цельная сварка. Ушки для крепления амортизаторов и рычагов привариваются к раме сразу. Кронштейны — в процессе монтажа агрегатов и узлов.
Реконструкция имеющейся рамы
Чтобы реконструировать готовую раму, следует снять всё, оставив каркас, демонтировать заднюю часть и нарастить переднюю. Затем приварить элементы для крепления полного набора узлов и агрегатов квадроцикла. При реконструкции рамы мотоцикла следует на 40 — 45 см отодвинуть подседельные стойки.
Вырезаются из металлического листа и варятся передний и задний багажники, привариваются к раме. В заключение готовая рама красится, покрывать лаком не нужно.
Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего эксперта, посвящённую тому, как выбрать багажник на крышу автомобиля.
Также рекомендуем прочитать статью нашего специалиста, из которой вы узнаете, как выбрать и установить бокс на крышу автомобиля.
Двигатель
Двигатель подойдёт от автомобиля, мотоцикла либо мотороллера. Некоторые «Левши» даже конструируют квадроцикл из мотоблока своими руками, так как более новые модели оснащаются четырёхтактными двигателями, мощность которых у тяжёлых устройств достигает 15 «лошадок» — против 11 л.с. «Муравья».
Двигатель от мотороллера выгодно отличается малым расходом топлива, к тому же, квадрик на базе скутера самый лёгкий, что позволяет легко вытаскивать его при застревании в грязи и песке. Но квадрику для перевозки грузов и/или езды по бездорожью необходим движок помощнее.
Мощность движка «Иж-1», «Иж-2» и «Иж Юпитера» — 24 л.с., старого «Урала» — 32 или 36 л.с., двухцилиндрового двигателя старой «Оки» — 35 л.с., трехцилиндрового машины более позднего выпуска — 53.
Подвеска
Подвеску можно использовать как заднюю, так и переднюю. Проще всего взять переднюю от мотоцикла.
2 варианта задней подвески:
Задний мост автомобиля, укороченный под габариты квадрика. Преимущество — наличие дифференциала. Недостаток — конструкция выйдет более тяжелой.
Карданно-редукторная конструкция — с редуктором, смонтированным на задней оси.
Обратите внимание: для квадра-вездехода необходима независимая подвеска с высоким клиренсом.
Рычаги подвески крепятся к раме болтами через резинометаллические шарниры — сайлентблоки.
Амортизаторы подойдут от «Ижа», но если бюджет позволяет приобрести газомасляные с подкачкой, водитель сможет регулировать подвеску сообразно дорожным условиям.
Рулевое управление и ходовая часть
Рулевая система квадроцикла может быть как на основе автомобильной — с рулевым колесом, так и с мотоциклетным рулём. Некоторые мастера совмещают оба типа: мотоциклетные руль, рычаг и вал — вверху, автомобильные рулевые тяги — внизу. Вместе с рулем мотоцикла желательно сразу брать топливный бак.
Самодельный рулевой вал делается из 20-мм трубы со стенками до 3 мм. Снизу обязательно ставится ограничитель хода.
Коробку переключения передач (КПП) рекомендуем механическую, поскольку с ней улучшается маневренность, к тому же при управлении квадроциклом заднюю, низкую либо высокую передачу всё равно приходится переключать вручную.
Колеса чаще всего берутся от малогабаритных ВАЗов («Оки» или «Нивы») и обуваются резиной, соответствующей условиям эксплуатации (погода, местность и др.). Тормозная система выбирается в зависимости от колёс. Поворотные кулаки — тоже от «Нивы» либо «Оки».
Полный привод
Полноприводные квадроциклы характеризуются особо хорошей проходимостью — разумеется, при наличии достаточно надежного двигателя и шипованной резины (читайте о законе о зимней резине).
Если вы предпочитаете транспорт с полным приводом, необходимы рулевое управление от автомобиля, дифференциалы и привод механической трансмиссии.
VIDEO
Подвески, как и рулевую систему, нужно взять с автомобиля. На передней необходимо предусмотреть место для установки редуктора.
Установка полноприводной модели требует не только специальных навыков умельца, но и дополнительных трудозатрат. Альтернативный вариант — купить готовый полноприводный узел — стоит денег.
Корпус
Изготовление корпуса — далеко не самый простой этап истории, под названием: «как собрать квадроцикл своими руками». Подходящие материалы — стеклопластик и стекловолокно, проще сделать обвес из второго.
Сначала необходимо начертить, вырезать и соорудить из кусков прочного пенопласта, склеиваемых либо скрепляемых монтажной пеной, «болванку» корпуса. Затем — нанести на неё несколько слоёв стекловолокна, промазывая каждый эпоксидной смолой и вставляя между ними металлические крепления для присоединения корпуса к раме. В заключение — хорошенько высушить корпус, после чего погрунтовать, отшлифовать и покрасить.
Этапы сборки квадроцикла
Чтобы создать самодельный квадроцикл своими руками, нужно шаг за шагом пройти 9 этапов работ:
Приобретение и подготовка всего необходимого;
Сварка (переделка) рамы;
Монтаж подвесок, тормозов, ходовой части, амортизаторов, колёс;
Установка двигателя, коробки передач, сборка привода;
Установка топливной системы;
Монтаж электрооборудования — поворотников, фар, приборной доски, аккумулятора;
Изготовление корпуса;
Грунтовка, шлифовка и покраска корпуса, (при желании) изощрённый авторский тюнинг;
Утановка корпуса и сидения.
После заключительного этапа готовое чудо самодельной техники останется хорошенько обкатать, постепенно усложняя дорожные (и бездорожные) условия.
Заключение
Квадроцикл, изготовленный самостоятельно, практически не уступает продукции предприятий по техническим характеристикам. Но самое главное, что под управлением «Мастера Золотые Руки», знающего собственный транспорт «от А до Я», он будет ездить долго и счастливо. Ведь случись что за много десятков километров от ближайшей СТО, владелец и водитель квадрика в одном лице тут же его отремонтирует. Главное — возить с собой набор необходимых инструментов, сложенных в кофр, которым рекомендуется снабдить ТС.
Используя наши советы, внимательно продумайте процесс сборки до мелочей, правильно подберите всё необходимое, проведите полную последовательность работ не торопясь, ведь от скрупулёзности умельца зависит безопасность участников дорожного движения — и результат будет!
Данный вездеход собирался сугубо для развлекательных целей, поэтому автор ориентировался на промышленные квадроциклы и сборе своей машины. Однако имеется ряд конструктивных отличий, которые положительно повлияли на проходимость вездехода и существенно выделяют его на фоне квадроциклов стандартной комплектации.
Машина имеет отличные качества проходимости и надежности, во многом благодаря небольшому весу.
При строительстве данной модели самодельного квадроцикла использовались следующие детали и материалы: 1) водопроводная труба диаметром 32 мм 2) труба 27 мм 3) Двигатель внутреннего сгорания от автомобиля Ока 11113 4) Коробка переключения передач от той же оки 5) передний и задний редукторы от классического ваза 6) ступицы и гранаты от ваз 2109 7) стеклопластик
Рассмотрим более детально этапы постройки этого вездехода:
Для начала автор сделал раму использовав для этого водопроводную трубу диметром в 32 мм.
Подвеска вездехода самодельной конструкции, организована при помощи А-образных рычагов, которые сделаны из трубы диаметром в 27 мм.
Был установлен двигатель и коробка переключения передач от автомобиля ока, был заварен дифференциал.
Передаточное число соотношение переднего и заднего редукторов равно 43 к 11, они были переделаны под внутренние гранаты от лады девятки.
Были установлены ступицы и дисковые тормоза от ваз 2109, а колеса поставлены 15 радиуса через проставки.
Затем автор приступил к работам по установке и регулировке сцепления вездехода:
Изначально планировалось сделать сцепление на руле как у мотоциклов, но затем все же решено сделать его под левую ногу, несмотря на необычность решения для квадроцикла, это оказалось довольно удобно со слов автора. То есть проблем с переключением передач на ходу не возникает. Причем вездеход способен трогаться с места на любой передаче даже с пассажиром на борту, мощности двигателя вполне хватает. Поэтому и передачи переключаются не так часто, при поездкам по дорожному полотну используется в основном только третья и четвертая передачи, а вне дороги соответственно первая и вторая как пониженные передачи.
Была организована раздаточная коробка собственной конструкции автора, благодаря которой стало возможно отключение переднего моста. Ниже представлена фотография всего механизма отключения переднего моста, где вы можете увидеть основные элементы деталей:
Были произведены работы по задней подвеске вездехода:
Уязвимым местом конструкции, как вы могли заметить из фотографий, являются пыльники на гранатах. Автор пока не решил как именно их защитить от возможных разрывов.
На следующей фотографии отлично виден механизм выбора передач, как видно на фотографии рычаг был немного отдален от двигателя, так как до этого он был установлен ближе и автор часто обжигался об глушитель, особенно была велика вероятность такой травмы при включении заднего хода. На данный момент проблема полностью устранена путем переноса рычага:
По радиатору фото пока нет, а что конкретно интересует?
Радиатор вездехода спрятан под пластик прямо перед щитком приборов, несмотря на то, что отверстие, которое там имеется весьма небольшое, его вполне хватает для охлаждения машины. Хотя могут возникнуть проблемы при езде по сильной грязи, так как отверстие легко забивается, и охлаждения от набегающего воздуха не получается. Но вентилятор справляется с подобной нагрузкой, хотя вездеход и не эксплуатируется по сильной грязи. К тому же вентилятор включается только при действительно сильных нагрузках, что происходит крайне редко.
Причиной тому служит то, что аппарат сам по себе получился довольно легкий и двигатель от оки отлично справляется с нагрузками.
Ниже приведена фотография размещения радиатора:
Вездеход имеет приблизительную массу около 450 килограмм. Видео испытаний вездеход при движении по снегу:
VIDEO
Если вы посмотрели видео, то наверно обратили внимание на пробуксовывание заднего колеса аж по несколько метров, что должно сказать о работе заднего дифференциала. Этим данный вездеход сильно отличается от промышленных, так как у них задний дифференциал отсутствует и задняя ось всегда гребет, что нисколько не мешает управляемости квадроциклом, так как ширина машины небольшая.
Автор же тоже хотел изначально заварить задний дифференциал, но подумал что сделать это успеет всегда, и решил попробовать поездить пока с дифференциалом. Но так как проходимость вездехода устроила и проблем с задним мостом не наблюдалось, то какого либо желания разбирать конструкцию и заваривать задний дифференциал у автора не было.
Именно поэтому вездеход так и остался с задним дифференциалом.
Единственное автор планирует установку более серьезных колес на вездеход. Либо убрать подставки для дисков 15, путем установки дисков с разболтовкой 4 на 100 от Логана или Опеля, которые великолепно подходят под вазовские ступицы.
Автор вездехода с ником "СашаКУ" из города Череповец Вологодской области.
Представляем квадроцикл нашего постоянного автора С. Плетнёва из города Очёр Пермского края. Очередная построенная им машина свидетельствует о возросших конструкторском уровне и профессиональных навыках её создателя. Впрочем, судите сами.
Год труда по 3 — 4 часа после работы и в выходные — и новая машина была готова к испытаниям, остались лишь небольшие (и я бы сказал приятные) доработки: подключение светового оборудования, установка замка зажигания, зеркал заднего вида и прочие мелочи.
Квадроцикл из оки своими руками
Силовым агрегатом для моего самодельного квадроцикла стал мотор от автомобиля «Ока» — 32-сильный, двухцилиндровый, четырёхтактный, жидкостного охлаждения. И если для автомобиля его мощности часто оказывалось маловато, то для квадроцикла должно было хватить с лихвой.
Рама машины — пространственная, сварная. Основные её элементы (две пары лонжеронов: верхняя и нижняя) выполнены из круглых труб типа ВГП-25 (водогазопроводных диаметром 25 мм с толщиной стенки 3,2 мм), вспомогательные (подкосы, поперечины и пр.) — из ВГТ-20. Лонжероны — гнутые: нижние в горизонтальной плоскости, верхние — в вертикальной. Изгибал трубы на трубогибе, «на холодную». Проушины (пары ушек) для крепления рычагов и амортизаторов подвески приваривал к раме сразу, а различные кронштейны — по мере монтажа узлов и агрегатов (по «месту»).
Трансмиссия вездехода — своеобразная. Хотя машина полноприводная, но раздаточной коробки в ней нет. Как известно, в «Оке» двигатель расположен поперёк, а на квадроцикле он установлен вдоль. Это позволило направить выходные валы из коробки перемены передач (КПП) не на правое и левое колесо (как в автомобиле), а на передний и задний мосты. Вот только сам силовой агрегат, сблокированный с «корзиной» сцепления и КПП, пришлось сдвинуть относительно продольной плоскости симметрии немного влево, чтобы уменьшить горизонтальный угол продольных шарнирных валов трансмиссии. Ну а их вертикальные углы оказались при этом незначительными.
Скомпонована трансмиссия из агрегатов различных отечественных автомобилей, в основном «вазовских» моделей. Но и готовые промышленные агрегаты тоже пришлось дорабатывать. Например, из КПП (от «Оки») для обеспечения оптимальной (уменьшенной) скорости и повышения крутящего момента удалил главную зубчатую пару и заменил её на цепную передачу. Шток переключения передач тоже сделал другой — удлинённый, с выпусками на обе стороны КПП. Шток может фиксироваться в трёх положениях: для включения 1-й и 2-й передач, 3-й и 4-й и задней. Рычаг выбора этих положений находится с правой стороны, а рычаг переключения скоростей — с левой.
Межколёсные редукторы — от задних мостов вазовской «классики», только их полуоси вместе с «чулками» удалены и заменены на валы со ШРУСами от переднеприводных моделей. ШРУСы в качестве шарниров использованы и в остальных промежуточных валах трасмиссии.
Пониженных передач и блокировки дифференциалов нет.
Рулевое управление — мотоциклетного типа (рычаг и вал) вверху и автомобильного типа (с рулевыми тягами) — внизу, только упрощённое, без рулевого механизма, с одной сошкой. Руль сначала использовал от мотоцикла «Минск», с диаметром трубы 22 мм, но он оказался немного тонковат. Позднее нашёл и поставил от мотоцикла «Урал». Рулевой вал — из трубы диаметром 20 мм и толщиной стенки 2,8 мм. На нижнем конце он имеет ограничитель хода. Внизу вал опирается на упорный подшипник, а в срединной части поворачивается в разъёмном капроновом кронштейне-втулке.
Сошка изготовлена из стального листа толщиной 8 мм по форме, напоминающей букву «Т». У края «стойки» выполнено отверстие диаметром 20 мм — в него вставлен и приварен рулевой вал, а в ушках — конические отверстия под шаровые наконечники рулевых тяг. Эти отверстия усилены подходящими приваренными шайбами. Ушки сошки немного загнуты вниз, чтобы они были почти параллельны тягам.
Колёса квадроцикла — 15-дюймовые, от автомобиля «Шевроле-Нива». Шины с соответствующим посадочным диаметром размерами 205/70 (ширина/ высота в процентах от ширины) с внедорожным рисунком протектора. Диаметр обкатки колеса — около 660 мм.
Подвески колёс — независимые, на двух треугольных поперечных рычагах каждое (верхнем и нижнем) с амортизаторами от автомобиля «Ока» (передними). Рычаги сварены из круглых труб типа ВГП-20. Упругие элементы (пружины) и амортизаторы — от автомобиля «Ока » (задние). В колёсные концы передних рычагов вварены ступицы колёс и поворотные кулаки — от автомобиля ВАЗ-2109. И те и другие пришлось доработать. В ступицах установил шпильки под колёса от «Нивы», а в передних кулаках — самодельные поворотные рычаги.
Глушитель — самодельный, двухсекционный. Для защиты от температурного коробления обвеса прикрыл его дистанционной крышкой, а входной патрубок изолировал асбестом.
Обвес для квадроцикла своими руками
Обвес квадроцикла своими руками — стеклопластиковый. Вклеивал его впервые, а потому сначала изучил рекомендации по выполнению соответствующих работ. Но как оказалось — процесс этот кропотливый, хотя результат того стоит.
Сначала изготовил из стальной квадратной трубы сечением 10x10x1 мм требуемые контуры обвеса. Благо эта труба легко гнётся даже руками через колено. Контур приварил к раме с помощью перемычек из этой же трубы, в местах, где потом (после выклейки обвеса), можно было бы без труда «прихватки» спилить. Затем изогнул из оргалита (древесно-волокнистой плиты) «крылья» и зафиксировал их саморезами к контуру и перемычкам. Там, где изгиб получался крутой, крепил отдельные полоски из того же оргалита. Передок выводил пенополистиролом, приобретённым в хозяйственном магазине. Можно было использовать пенопласт или ту же монтажную пену, но пенополистирол оказался более подходящим материалом — хорошо режется острым тонким ножом. Отдельные элементы из него клеил в общую конструкцию на монтажной пене.
Квадроцикл своими руками чертежи
Рама квадроцикла своими руками чертежи
Фальшбак — сложной формы. Выгнуть его из оргалита не представлялось возможным. Поэтому, замотав двигатель полиэтиленовой пленкой, стал заполнять слоями монтажной пены предназначенное для него место. После каждого слоя — обязательная сушка, иначе толстый объём пены может не просохнуть внутри. Заполнял до тех пор, пока слои не вышли за пределы контура. Наконец после полного высыхания пены стал ножом выводить нужную форму Грани заглаживал крупнозернистой наждачной бумагой.
Под приборный щиток пошла в ход часть приборной панели «Оки». Закреплял её на болванке тоже с помощью монтажной пены. Поскольку пена крупнопористая, поры заполнял гипсом и затем обрабатывал. Когда форма болванки начала отвечать задуманному дизайну и её поверхность стала более-менее гладкой, покрыл заготовку краской ПФ-115. Поскольку я не собирался изготавливать по болвану матрицу для выклейки обвеса, а сразу выклеивал по нему обвес с последующей доводкой поверхности до идеального состояния, то шпаклевание гипсом и покраской болвана можно было бы пренебречь.
Итак, болван готов и чтобы выклеить качественное изделие, потребовалось: 10 кг эпоксидной смолы, 1 кг пластификатора к ней и 1 кг отвердителя, 15 погонных метров не толстой стеклоткани, 5 м стекломата, кисти, перчатки. Очень желательно работать в средствах, защищающих дыхание. И чем они дороже, тем надёжнее. А вот опыт, как известно, не купишь, поэтому набирался его в процессе работы.
В качестве разделительного слоя между болваном и изделием использовал прозрачный скотч. Тщательно, без пропусков, обклеил его полосами весь болван. Ушло всего 1,5 рулона широкого скотча.
Разводил смолу по 200 — 300 граммов с отвердителем и пластификатором. Применял мерные стаканчики и шприцы, что не очень-то удобно. Перед этим нарезал полоски стеклоткани такими размерами, чтобы на ровных поверхностях ложились большие полотна, а на неровностях отрезки ткани смогли их повторить, не сделав складок. К слову, стеклоткань в меру тянется по диагонали переплетений, «обтекая» нужную форму.
Сначала намазывал густо эпоксидной смолой один участок болвана, накладывал на него стеклоткань и сверху пропитывал снова смолой. Соседний кусок ткани клеил по той же технологии с перехлёстом 3 — 5 см. Работать пришлось споро — смола схватывается довольно быстро, и чем выше её температура, тем быстрее. Да, ещё смолу чуть-чуть подогревал возле мощной лампы освещения для лучшей текучести.
После обклейки болвана стеклотканью в один слой, начал обклеивать его стекломатом. Стекломат достался мне достаточно толстый, и им оказалось хорошо набирать толщину изделия. Но он не облегает неровности, поэтому использовал его только на ровных (или с некрутым прогибом) поверхностях и без перехлёста. Пропитка смолой осуществлялась так же, как и при работе со стеклотканью. Только следует учесть, что смолы для пропитки стекломата уходит очень много, поэтому разводить её нужно побольше. Неровные поверхности после наклейки стекломата проклейвал в несколько слоёв тканью. Каждый последующий слой накладывал после того, как немного схватится предыдущий, чтобы не утекала смола. А поскольку процесс выклейки обвеса занял не один день, приходилось после суток перерыва «шершавить» поверхность крупной наждачной бумагой и обезжиривать — ведь смола за это время отверждается полностью. Заключительные слои поверх мата опять покрывал стеклотканью, и даже не одним слоем.
Так как поверхность мне нужна была, как говорится, чем ровнее, тем лучше, а опыта было маловато, то провалы и ямки всё же оставались — заливал их где одной смолой, а где и с наложением кусочков стеклоткани. Смолы немного не хватило. Докупал уже в хозмаге, в коробочках. Работать с ней понравилось мне больше, поскольку уже расфасована, и оставалось лишь смешать компоненты. И сохла она побыстрее, чем приобретённая на фирме.
После полного высыхания выклеенного обвеса сделал в нём пропилы, разделив изделие на три части: задние крылья и задок, фальшбак с подсиденьем, передние крылья и передок. Осторожно, слегка поддев и оттягивая руками с подковыриванием, отделил изделие по частям без особых усилий от болвана.
Теперь, сняв части, начал обрабатывать их по отдельности, доводя до нужного результата. В общем, обыкновенные подготовительные и покрасочные работы по «всей» технологии: сначала грубая шлифовка со снятием больших выпуклостей смолы и стеклоткани; затем кропотливое заделывание шпаклевкой со стекловолокном углублений; далее шлифовка наружной поверхности и грунтовка с пластификатором. В заключении — покраска «металликом» и покрытие лаком с пластификатором.
Болван тоже аккуратно срезал и положил в дальний угол — на всякий случай. Обвес прикрепил к специально сделанным и приваренным «по месту» креплениям на раме.
В завершение сварил из тонкостенных стальных труб наружным диаметром 20 мм передний и задний багажники, а в дополнение к ним — и «кенгурятники», заменяющие бамперы.
Квадроцикл своими руками видео
VIDEO