Квалитеты отверстия и вала

Номинал.
размер, мм
H12 H13 H14 H15 H16 H17 H18
Предельные отклонения, мм
До 3 включ. +0.1 0 +0.14 0 +0.25 0 +0.4 0 +0.6 0
Св. 3 до 6 +0.12 0 +0.18 0 +0.3 0 +0.48 0 +0.75 0 +1.2 0 +1.8 0
Св. 6 до 10 +0.15 0 +0.22 0 +0.36 0 +0.58 0 +0.9 0 +1.5 0 +2.2 0
Св. 10 до 18 +0.18 0 +0.27 0 +0.43 0 +0.7 0 +1.1 0 +1.8 0 +2.7 0
Св. 18 до 30 +0.21 0 +0.33 0 +0.52 0 +0.84 0 +1.3 0 +2.1 0 +3.3 0
Св. 30 до 50 +0.25 0 +0.39 0 +0.62 0 +1 0 +1.6 0 +2.5 0 +3.9 0
Св. 50 до 80 +0.3 0 +0.46 0 +0.74 0 +1.2 0 +1.9 0 +3 0 +4.6 0
Св. 80 до 120 +0.35 0 +0.54 0 +0.87 0 +1.4 0 +2.2 0 +3.5 0 +5.4 0
Св. 120 до 180 +0.4 0 +0.63 0 +1 0 +1.6 0 +2.5 0 +4 0 +6.3 0
Св. 180 до 250 +0.46 0 +0.72 0 +1.15 0 +1.85 0 +2.9 0 +4.6 0 +7.2 0
Св. 250 до 315 +0.52 0 +0.81 0 +1.3 0 +2.1 0 +3.2 0 +5.2 0 +8.1 0
Св. 315 до 400 +0.57 0 +0.89 0 +1.4 0 +2.3 0 +3.6 0 +5.7 0 +8.9 0
Св. 400 до 500 +0.63 0 +0.97 0 +1.55 0 +2.5 0 +4 0 +6.3 0 +9.7 0
Св. 500 до 630 +0.7 0 +1.1 0 +1.75 0 +2.8 0 +4.4 0 +7 0 +11 0
Св. 630 до 800 +0.8 0 +1.25 0 +2 0 +3.2 0 +5 0 +8 0 +12.5 0
Св. 800 до 1000 +0.9 0 +1.4 0 +2.3 0 +3.6 0 +5.6 0 +9 0 +14 0
Св. 1000 до 1250 +1.05 0 +1.65 0 +2.6 0 +4.2 0 +6.6 0 +10.5 0 +16.5 0
Св. 1250 до 1600 +1.25 0 +1.95 0 +3.1 0 +5 0 +7.8 0 +12.5 0 +19.5 0
Св. 1600 до 2000 +1.5 0 +2.3 0 +3.7 0 +6 0 +9.2 0 +15 0 +23 0
Св. 2000 до 2500 +1.75 0 +2.8 0 +4.4 0 +7 0 +11 0 +17.5 0 +28 0
Св. 2500 до 3150 +2.1 0 +3.3 0 +5.4 0 +8.6 0 +13.5 0 +21 0 +33 0

H14, H15, H16, H17, H18 не применяют для номинальных размеров до 1 мм включительно.

Отверстия под резьбу

Таблица сверл для отверстий под нарезание трубной цилиндрической резьбы.

Размеры гаек под ключ

Основные размеры под ключ для шестигранных головок болтов и шестигранных гаек.

G и M коды

Примеры, описание и расшифровка Ж и М кодов для создания управляющих программ на фрезерных и токарных станках с ЧПУ.

Типы резьб

Типы и характеристики метрической, трубной, упорной, трапецеидальной и круглой резьбы.

Масштабы чертежей

Стандартные масштабы изображений деталей на машиностроительных и строительных чертежах.

Режимы резания

Онлайн калькулятор для расчета режимов резания при точении.

Отверстия под резьбу

Таблица сверл и отверстий для нарезания метрической резьбы c крупным (основным) шагом.

Станки с ЧПУ

Классификация станков с ЧПУ, станки с ЧПУ по металлу для точения, фрезерования, сверления, расточки, нарезания резьбы, развёртывания, зенкерования.

Режимы резания

Онлайн калькулятор для расчета режимов резания при фрезеровании.

Форматы чертежей

Таблица размеров сторон основных и дополнительных форматов листов чертежей.

CAD/CAM/CAE системы

Системы автоматизированного проектирования САПР, 3D программы для проектирования, моделирования и создания 3d моделей.

Чтение чертежей

Техническое черчение, правила выполнения чертежей деталей и сборочных чертежей.

До́пуск (машиностроение) — разность между наибольшим и наименьшим предельными значениями параметров (размеров, массовой доли, массы), задаётся на геометрические размеры деталей, механические, физические и химические свойства. Назначается (выбирается) исходя из технологической точности или требований к изделию (продукту). Любое значение параметра, оказывающееся в заданном интервале, является допустимым.

В Российских стандартах допуск — абсолютная величина.

Содержание

Обозначения [ править | править код ]

  • Допуск IT = International tolerance;
  • Верхние и нижние отклонения, ES = Ecart Superieur, EI = Ecart Interieur,
  • Для отверстий большие буквы (ES, D), для валов малые (es, d).

Термины [ править | править код ]

  • Размер — числовое значение линейной величины (диаметра, длины и т. п.) в выбранных единицах измерения.
  • В машиностроении существует три вида размеров:
  • Номинальный размер — размер, который служит началом отсчета отклонений и относительно которого определяются предельные размеры. Обозначается нижним индексом н справа от обозначения размера: Dн, dн, Lн, lн, Bн, bн — номинальные диаметры, соответственно отверстия, вала, номинальные длины, соответственно отверстия, вала, номинальные ширины, соответственно отверстия, вала, и т. д. Для деталей, составляющих соединение, номинальный размер является общим. Номинальный размер определяют, исходя из функционального назначения детали или узла, в результате расчета деталей на прочность и т. д., и указывают на чертеже.
  • Действительный размер — размер элемента, установленный измерением с допускаемой погрешностью. Обозначается нижним индексом д справа от обозначения размера: Dд, dд, Lд, lд, Bд, bд — действительные диаметры, соответственно отверстия, вала, действительные длины, соответственно отверстия, вала, действительные ширины, соответственно отверстия, вала, и т. д.
  • Предельные размеры — два предельно допустимых размера элемента, между которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер годной детали. Больший из них называют наибольшим предельным размером, меньший — наименьшим предельным размером. Обозначают предельные размеры нижними индексами справа от обозначения размера max и min: Dmax, dmax, Lmax, lmax, Bmax, bmax — наибольшие предельные диаметры, соответственно отверстия, вала, наибольшие предельные длины, соответственно отверстия, вала, наибольшие предельные ширины, соответственно отверстия, вала, и т. д.; Dmin, dmin, Lmin, lmin, Bmin, bmin — наименьшие предельные диаметры, соответственно отверстия, вала, наименьшие предельные длины, соответственно отверстия, вала, наименьшие предельные ширины, соответственно отверстия, вала, и т. д.
  • Отклонение размера — алгебраическая разность между этим размером (действительным или предельным) и соответствующим номинальным размером.
  • Верхнее предельное отклонение ES, es — алгебраическая разность между наибольшим предельным и соответствующим номинальным размерами.
  • для отверстия ES = Dmax— Dн
  • для вала es = dmax— dн
  • Нижнее отклонение EI, ei — алгебраическая разность между наименьшим предельным и соответствующим номинальным размерами.
  • для отверстия EI = Dmin— Dн
  • для вала ei = dmin— dн
  • Действительное отклонение — алгебраическая разность между действительным и соответствующим номинальным размерами.
  • для отверстия Eд= Dд— Dн для вала eд= dд— dн Отклонения, в отличие от размеров, которые всегда выражаются положительными числами, могут быть и положительными (со знаком плюс), если размер больше номинального, и отрицательными (со знаком минус), если размер меньше номинального. Если размер равен номинальному, то его отклонение равно нулю.
  • Основное отклонение — одно из двух предельных отклонений (верхнее или нижнее), определяющее положение поля допуска относительно нулевой линии. В данной системе допусков и посадок основным является отклонение, ближайшее к нулевой линии.
  • Нулевая линия — линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении полей допусков и посадок. Отрицательные отклонения откладываются внутрь детали, положительные — наружу.
  • Допуск Т — разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или алгебраическая разность между верхним и нижним отклонениями. Допуск является абсолютной величиной без знака.
  • Стандартный допуск IT — любой из допусков, устанавливаемых данной системой допусков и посадок.
  • Поле допуска — поле, ограниченное наибольшим и наименьшим предельными размерами и определяемое величиной допуска и его положением относительно номинального размера. При графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии.
  • Квалитет (степень точности) — совокупность допусков, рассматриваемых как соответствующие одному уровню точности для всех номинальных размеров.
  • Единица допуска i, I — множитель в формулах допусков, являющийся функцией номинального размера и служащий для определения числового значения допуска. i — единица допуска для номинальных размеров до 500 мм, I — единица допуска для номинальных размеров св. 500 мм.
  • Вал — термин, условно применяемый для обозначений наружных элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы.
  • Отверстие — термин, условно применяемый для обозначения внутренних элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы.
  • Основной вал — вал, верхнее отклонение которого равно нулю.
  • Основное отверстие — отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю.
  • Посадка — характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки.
  • Номинальный размер посадки — номинальный размер, общий для отверстия и вала, составляющих соединение.
  • Допуск посадки — сумма допусков отверстия и вала, составляющих соединение.
  • Зазор — разность между размерами отверстия и вала до сборки, если размер отверстия больше размера вала.
Читайте также:  Как сделать библиотечный проект

Линейные размеры, углы, качество поверхности, свойства материала, технические характеристики [ править | править код ]

Линейные размеры, углы, качество поверхности, свойства материала, технические характеристики указываются:

  1. в виде числового значения допуска;
  2. в виде двух предельных отклонений между которыми находится действительный размер ( ∅ 30 − 0 , 11 + 0 , 31 , 50 + 0 , 2 , 60 ∘ ± 3 ′ <displaystyle varnothing 30_<-0,11>^<+0,31>,

60^<circ >pm 3′>) ;
сочетанием букв (буквы) основного отклонения и номера квалитета ( ∅ 40 H 7 , 20 k 6 , 36 J S 7 <displaystyle varnothing 40H7,

36JS7>);

  • в виде наибольшего и наименьшего предельных значений;
  • знаком «больше или равно» ( ≥ <displaystyle geq >) или «меньше или равно» ( ≤ <displaystyle leq >);
  • процентом.
  • Для устранения излишнего многообразия числовые величины рекомендуют приводить в соответствие (например, округлять расчетные значения) с предпочтительными числами. На основе рядов предпочтительных чисел разработаны ряды нормальных линейных размеров (ГОСТ 6636-69) [1] .

    Нормальные линейные размеры, мм:

    3,2 3,4 3,6 3,8 4,0 4,2 4,5 4,8 5,0 5,3
    5,6 6,0 6,3 6,7 7,1 7,5 8,0 8,5 9,0 9,5
    10 10,5 11 11,5 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 24 25 26 28 30
    32 34/35 [2] 36 38 40 42 45/47 48 50/52 53/55
    56 60/62 63/65 67/70 71/72 75 80 85 90 95
    100 105 110 120 125 130 140 150 160 170
    180 190 200 210 220 240 250 260 280 300
    320 340 360 380 400 420 450 480 500 530
    560 600 630 670 710 750 800 850 900 950

    Предельное отклонение угла конуса [ править | править код ]

    Предельное отклонение угла конуса:

    • если конус задан конусностью — обозначается символами A T D <displaystyle AT_>и числовым значением степени точности;
    • если конус задан углом — обозначается символами A T α ′ <displaystyle AT’_<alpha >>и числовым значением степени точности.

    Допуск формы и расположение поверхностей [ править | править код ]

    Допуск формы и расположение поверхностей указывается в виде условных обозначений (графически с числовым значением допуска) или текстом.

    Знаки видов допусков форм и расположения поверхностей

    Группа допуска Вид допуска Знак
    Допуск формы Допуск прямолинейности
    Допуск плоскостности
    Допуск круглости
    Допуск цилиндричности
    Допуск профиля продольного сечения
    Допуск расположения Допуск параллельности
    Допуск перпендикулярности
    Допуск наклона
    Допуск соосности
    Допуск симметричности
    Позиционный допуск
    Допуск пересечения осей
    Суммарный допуск формы и расположения Допуск радиального биения, торцового биения, биения в заданном направлении
    Допуск полного радиального биения, полного торцового биения
    Допуск формы заданного профиля
    Допуск формы заданной поверхности
    Читайте также:  Как убрать фугу с рельефной плитки

    Квалитет [ править | править код ]

    Квалитет (в русском от нем. Qualität , которое от лат. qualitas — качество) — характеристика точности изготовления изделия (детали), определяющая значения допусков.

    Квалитет является мерой точности. С увеличением квалитета допуск увеличивается, а точность понижается.

    • Допуск по квалитету обозначается буквами IT с указанием номера квалитета, например IT8 — допуск по 8-му квалитету.
    • Квалитеты с 01 до 4-го используются для изготовления калибров и контркалибров.
    • Квалитеты от 5-го до 12-го применяют для изготовления деталей, образующих сопряжения — относительные положения составных частей изделия, характеризуемые соприкосновением их поверхностей или зазором между ними, заданными конструкторской документацией. Примером таких сопряжений могут быть, ГЦС — гладкие цилиндрические соединения).
    • Квалитеты от 13-го до 17-го используют для параметров деталей, не образующих сопряжений и не оказывающих определяющего влияния.
  • Основная закономерность построения допусков размеров (допуск обозначается IT = International tolerance),
    • IT, мкм = K * i,
    • где K — квалитет (число единиц допуска), i — единица допуска, мкм.
    • На диаметры от 1 до 500 мм единица допуска функционально связана с номинальным размером i = 0.45 D 3 + 0.001 D <displaystyle i=0.45<sqrt[<3>]>+0.001D>, мкм.
    • Соответствующие значения допуска регламентируются стандартом на допуски и посадки (Limits and Fits) ISO 286-1:2010 [3] , а также ГОСТ 25346-89. [4] .
    • Значение допусков для размеров основного отверстия до 500 мм:

      Изначально производство было единоличным делом. Один человек изготавливал какой-либо механизм от начала и до конца, не прибегая к посторонней помощи. Соединения подгонялись в индивидуальном порядке. На одной фабрике невозможно было найти 2 одинаковые детали. Так продолжалось вплоть до середины 18 века, пока люди не осознали эффективность разделения труда. Это дало большую производительность, но следом возник вопрос о взаимозаменяемости изделий. Для этого разработали систему нормирования уровней точности изготовления деталей. В ЕСДП установлены квалитеты (иначе степени точности).

      Нормирование уровней точности

      Разработка методов стандартизации производства — сюда входят допуски, посадки, квалитеты точности – осуществляется метрологическими службами. Прежде чем приступить непосредственно к их изучению, нужно понимать смысл слова «взаимозаменяемость». Что скрывается под этим определением?

      Взаимозаменяемость — это свойство деталей собираться в единый узел и выполнять свои функции без проведения их механической обработки. Условно говоря, одна деталь изготавливается на одном заводе, другая на втором, и при этом они могут быть собраны на третьем и подходить друг к другу.

      Целью такого разделения является повышение производительности, которое образуется в силу следующих причин:

      • Развитие кооперирования и специализации. Чем более разнообразна номенклатура производства, тем больше времени необходимо для наладки оборудования под каждую конкретную деталь.
      • Сокращение разновидностей инструмента. Меньшее количество типов инструмента также повышает эффективность изготовления механизмов. Происходит это по причине сокращения времени на его замену в процессе производства.

      Понятие о допуске и квалитете

      Понять физический смысл допуска без введения термина «размер» затруднительно. Размер — это физическая величина, характеризующая расстояние между двумя точками, лежащими на одной поверхности. В метрологии существуют следующие его разновидности:

      • Действительный размер получается непосредственным измерением детали: линейкой, штангенциркулем и прочим мерительным инструментом.
      • Номинальный размер показан непосредственно на чертеже. Он является идеальным с точки зрения точности, так что получение его в реальности является невозможным в силу наличия определенной погрешности оборудования.
      • Отклонение — это разность между номинальным и действительным размерами.
      • Нижнее предельное отклонение показывает разницу между наименьшим и номинальным размером.
      • Верхнее предельное отклонение указывает разницу между наибольшим и номинальным размерами.

      Для наглядности рассмотрим эти параметры на примере. Представим, имеется вал диаметром 14 мм. Технически определено, что он не потеряет своей работоспособности при точности его изготовления от 15 до 13 мм. В конструкторской документации это обозначается 〖∅14〗_(-1)^(+1).

      Диаметр 14 является номинальным размером, «+1» – верхним предельным отклонением, а «-1» – нижним предельным отклонением. Тогда вычитание из верхнего предельного отклонения нижнего даст нам значение допуска вала. То есть в нашем случае он составит +1- (-1) = 2.

      Все размеры допусков стандартизированы и объединены в группы – квалитеты. Иными словами, квалитет показывает точность изготовляемой детали. Всего существует 19 таких групп или классов. Схема их обозначения представлена определенной последовательностью чисел: 01, 00, 1, 2, 3. 17. Чем точнее размер, тем меньший квалитет он имеет.

      Таблица квалитета точности

      Числовые значения допусков
      Интервал
      номинальных
      размеров
      мм
      Квалитет
      01 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
      Св. До мкм мм
      3 0.3 0.5 0.8 1.2 2 3 4 6 10 14 25 40 60 0.10 0.14 0.25 0.40 0.60 1.00 1.40
      3 6 0.4 0.6 1 1.5 2.5 4 5 8 12 18 30 48 75 0.12 0.18 0.30 0.48 0.75 1.20 1.80
      6 10 0.4 0.6 1 1.5 2.5 4 6 9 15 22 36 58 90 0.15 0.22 0.36 0.58 0.90 1.50 2.20
      10 18 0.5 0.8 1.2 2 3 5 8 11 18 27 43 70 110 0.18 0.27 0.43 0.70 1.10 1.80 2.70
      18 30 0.6 1 1.5 2.5 4 6 9 13 21 33 52 84 130 0.21 0.33 0.52 0.84 1.30 2.10 3.30
      30 50 0.6 1 1.5 2.5 4 7 11 16 25 39 62 100 160 0.25 0.39 0.62 1.00 1.60 2.50 3.90
      50 80 0.8 1.2 2 3 5 8 13 19 30 46 74 120 190 0.30 0.46 0.74 1.20 1.90 3.00 4.60
      80 120 1 1.5 2.5 4 6 10 15 22 35 54 87 140 220 0.35 0.54 0.87 1.40 2.20 3.50 5.40
      120 180 1.2 2 3.5 5 8 12 18 25 40 63 100 160 250 0.40 0.63 1.00 1.60 2.50 4.00 6.30
      180 250 2 3 4.5 7 10 14 20 29 46 72 115 185 290 0.46 0.72 1.15 1.85 2.90 4.60 7.20
      250 315 2.5 4 6 8 12 16 23 32 52 81 130 210 320 0.52 0.81 1.30 2.10 3.20 5.20 8.10
      315 400 3 5 7 9 13 18 25 36 57 89 140 230 360 0.57 0.89 1.40 2.30 3.60 5.70 8.90
      400 500 4 6 8 10 15 20 27 40 63 97 155 250 400 0.63 0.97 1.55 2.50 4.00 6.30 9.70
      500 630 4.5 6 9 11 16 22 30 44 70 110 175 280 440 0.70 1.10 1.75 2.80 4.40 7.00 11.00
      630 800 5 7 10 13 18 25 35 50 80 125 200 320 500 0.80 1.25 2.00 3.20 5.00 8.00 12.50
      800 1000 5.5 8 11 15 21 29 40 56 90 140 230 360 560 0.90 1.40 2.30 3.60 5.60 9.00 14.00
      1000 1250 6.5 9 13 18 24 34 46 66 105 165 260 420 660 1.05 1.65 2.60 4.20 6.60 10.50 16.50
      1250 1600 8 11 15 21 29 40 54 78 125 195 310 500 780 1.25 1.95 3.10 5.00 7.80 12.50 19.50
      1600 2000 9 13 18 25 35 48 65 92 150 230 370 600 920 1.50 2.30 3.70 6.00 9.20 15.00 23.00
      2000 2500 11 15 22 30 41 57 77 110 175 280 440 700 1100 1.75 2.80 4.40 7.00 11.00 17.50 28.00
      2500 3150 13 18 26 36 50 69 93 135 210 330 540 860 1350 2.10 3.30 5.40 8.60 13.50 21.00 33.00
      Читайте также:  Количество светодиодных светильников на квадратный метр

      Понятие посадки

      До этого мы рассматривали точность одной детали, которая задавалось только допуском. А что будет с точностью при соединении нескольких деталей в один узел? Как они будут взаимодействовать друг с другом? И так, здесь необходимо ввести новый термин «посадка», который будет характеризовать расположение допусков деталей друг относительно друга.

      Подбор посадок производится в системе вала и отверстия

      Система вала — совокупность посадок, в которых величина зазора и натяга подбирается за счет изменения размера отверстия, а допуск вала остается неизменным. В системе отверстия все наоборот. Характер соединения определяется подбором размеров вала, допуск отверстия считается постоянным.

      В машиностроении 90% продукции производится в системе отверстия. Причина этому служит боле сложный процесс изготовления отверстия с технологической точки зрения, по сравнению с валом. Система вала применяется при возникновении затруднений обработки наружной поверхности детали. Ярким примером этого являются шарики подшипника качения.

      Все виды посадочных соединений регулируются стандартами и также имеют квалитеты точности. Целью такого разделения посадок на группы является повышение производительности за счет увеличения эффективности взаимозаменяемости.

      Виды посадок

      Тип посадки и ее квалитет точности выбирают, исходя из условий работы и способа сборки узла. В машиностроении разделяют следующие их разновидности:

      • Посадки с зазором — соединения, которые гарантированно образуют зазор между поверхностью вала и отверстия. Обозначают их буквами латиницы: A, B…H. Они применяются в узлах, в которых детали «ходят» относительно друг друга и при центрировании поверхностей.
      • Посадки с натягом — соединения, в которых допуск вала перекрывает допуск отверстия, в результате чего образуются дополнительные напряжения сжатия. Посадка с натягом относится к не разборным типам соединения. Они применяются в высоко нагруженных узлах, главным параметром которых является прочность. Это – крепление на вал уплотнительных металлических колец и седел клапанов головки блока цилиндров, установка крупных муфт и шпонок под шестеренок и т.д и т.п. Посадку вала на отверстие с натягом производят двумя способами. Наиболее простой из них это — запрессовывание. Вал центрируют по отверстию, а затем ставят под пресс. При большем натяге используют свойства металлов расширяться при воздействии на них повышенных температур и ссужаться при понижении температуры. Этот метод отличается большей точностью сопряжения поверхностей. Непосредственно перед соединением вал предварительно охлаждают, а отверстие нагревают. Далее производят установку деталей, которые по истечению некоторого времени возвращают свои прежние размеры, образуя тем самым нужную нам посадку с зазором.
      • Переходные посадки. Предназначены для неподвижных соединений, которые часто подвержены разборке и сборке (например, при ремонте). По своей плотности они занимают промежуточное положение среди разновидностей посадок. Данные посадки имеют оптимальное соотношение точности и прочности соединения. На чертеже обозначаются буквами k, m, n, j. Ярким примером их применения является посадка внутренних колец подшипника на вал.

      Обычно использование той или иной посадки указано в специальной технической литературе. Мы просто определяем тип соединения и выбираем нужный нам тип посадки и квалитет точности. Но стоит отметить, что в особо ответственных случаях стандартом предусмотрен индивидуальный подбор допуска сопрягаемых деталей. Производится этой с помощью специальных расчетов, указанных в соответствующих методологических пособиях.

      Комментарии запрещены.

      Присоединяйся