Содержание
Барельеф в Воронеже, май 2015 года. Настенная декоративная лепка очень украшает практически любой интерьер, будь то крохотная спальня или большая гостиная. Замечательно при грамотном освещении смотрятся объемные, как бы каменные цветы на стене. Вот и в данной работе я лепила объемный цветок мак в гостиной на стене.
Сначала нарисовала эскиз цветка простым карандашом, затем после грунтования приступила к лепке.
Для работы использовала два вида смесей: гипсовую смесь Кнауф Унифлот и финишную шпаклевку Шитрок. Цветы из шпаклевки лепила в два этапа: сначала наносила черновой базовый слой с формированием основного рельефа цветка. Когда слой подсох, его слегка ошкурила, чтобы сбить неровности, которые так или иначе были. И вторым этапом наносила финишную шпаклевку Шитрок, заполняя все неровности, в общем, как при шпаклевании стен.
После высыхания снова ошкурила. Без сомнения после первого шпаклевания шпаклевка на цветке будет разных цветов, так как будет проступать первый более темный цвет Унифлота. Но после двукратной обработки Шитроком этот недочет скрылся.
Красила цветок из шпаклевки акриловой белой краской, стены — интерьерной краской, колерованной в сиреневый цвет.
Свой дом хочется сделать красивым и оригинальным. Самый надежный способ — уникальные самодельные украшения. Один из очень интересных способов — барельеф на стене. Это объемное изображение, вылепленное из гипса или любого другого подобного материала. Гипс в чистом виде используют очень редко — он слишком быстро застывает, не давая времени на обработку. Чаще всего используют гипсовые штукатурные смеси. Они идут с добавками, которые облегчают работу. С ними сделать объемное настенное панно можно своими руками даже без наличия опыта.
Чтобы сделать барельеф на стене, надо для начала ее подготовить: очистить, выровнять. Уже на ровной и полностью сухой поверхности можно начинать работать. Когда соберетесь делать большие по размерам барельефы, желательно стену загрунтовать — для лучшего сцепления состава со стеной.
Барельеф на стене может быть разной степени сложности. Этот — сложный. Для начинающих явно непосилен. Зато вы знаете, что можно сделать в перспективе
Для первого опыта лучше начать с небольших изделий — типа медальонов (круглых или квадратных) с простыми рельефными изображениями. В качестве основы для таких изделий лучше всего взять влагостойкий гипсокартон. Под него можно сделать каркас (из профиля, например). В таком виде объемную композицию можно будет перевешивать с места на место. Так проще осваивать азы технологии.
Это вся технология в общих чертах. Есть нюансы, на которых стоит остановиться отдельно. Первый касается нанесения стартового слоя шпаклевки на стены и переноса рисунка. В более сложных композициях барельеф на стене начинается с переноса контуров рисунка. Делают это при помощи карандаша или мелка (если умеете рисовать) или при помощи распечатанного в нужном размере изображения и подложенной по него копирки. Потом те места, на которые будем наносить шпаклевку, покрываем грунтом (для лучшего сцепления), а затем при помощи мастехинов (маленьких шпателей разных форм) наносим первый слой материала. Далее последовательность действий аналогична описанной.
Самый распространенный вопрос среди начинающих: какую шпаклевку лучше брать для изготовления барельефа? В принципе, подходи любая финишная гипсовая шпаклевка. У каждого мастера есть свои любимые марки и составы. Вот несколько, которые можно рекомендовать:
Кроме того, необходимы пропитки. Их подбирают исходя из стартовых характеристик материала. Есть составы, которые укрепляют осыпающиеся материалы, проникая глубоко и связывая частички материалов друг с другом. Это необходимо, так как панно из гипса весят прилично, создают дополнительную нагрузку. Без предварительной подготовки, от непрочных оснований они могут отвалиться. Можно использовать влагозащитный грунт концентрат фирмы PUFAS. Он подходит для всех минеральных оснований, включая древесину и древесные плиты. Влагозащитный состав Aquastop подходит для сыпучих оснований.
Пропитки для грунтовки барельефа
Кроме того, используют такие составы:
Для послойной обработки нужны грунтовки, которые создают на поверхности клейкую шершавую поверхность. В этом случае можно класть новый слой шпаклевки даже на подсохшую уже поверхность. Для этих целей подойдет грунт глубокого проникновения Ceresit и пропиточный грунт PUFAS. Их же можно использовать для финишной обработки перед покраской.
Инструменты для создания барельефа нужны для двух видов работ — для нанесения шпаклевки и для удаления/срезания лишнего раствора. Поэтому набор инструментов и приспособлений довольно обширный. Для нанесения шпаклевки или декоративных красок используют:
Основной инструмент для формирования рельефа при декоративной лепке на стенах
Для точной прорисовки и коррекции
Это все инструменты, которые могут понадобиться. Из необходимых: кельмы, шпатель, стамески. Очень удобны мастихины, трудно бывает без скальпелей и кондитерского шприца. А вот стеки — это инструмент для перфекционистов — для точной доработки рельефа.
Для рельефной картины на стене была выбрана морская тема — с рыбками, осьминогом, водорослями. Отличный вариант для получения первого опыта! Легкий рисунок, который можно формировать постепенно.
Вот такой рисунок на морскую тематику для первого изготовления барельефа
Рисунок при помощи карандаша перенесен на предварительно выровненную и прогрунтованную поверхность. Для изготовления барельефа используют гипсовую штукатурку ШИТРОК/SHEETROCK (с более мелким помолом). При разведении раствора добавляется меньшее количество воды: на килограмм смеси взять 0,5 л воды (вместо 0,6 по рекомендации). При таком замесе состав получается жестковатым, но именно такой лучше для изготовления рельефного изображения на стене.
Раствор должен быть достаточно густым. Начинаем с самого простого: водоросли
Сразу замешивайте небольшое количество раствора: гипсовая штукатурка быстро теряет эластичность (минут 15-17) и вам надо успеть весь объем не только выложить на стену, но и выровнять и придать нужные очертания. Для первого раза замесите граммов 300-400, выложите, придайте какую-то форму. Если в процессе вы почувствуете, что можете справиться с большим объемом, замесите большее количество.
Понемногу мастихином выкладываем раствор, заполняя контур водоросли, срезаем лишнее, насколько возможно заглаживаем
При такой тактике — мелких порциях раствора — большая часть времени уходит именно на то, чтобы замешивать шпаклевку. Замешивать лучше в посуде с высокими бортами — ведре или кастрюле. Однако из них застывший раствор тяжело удалять. Если есть в доме старый мяч, можно срезать верхушку и замешивать шпаклевку в нем. Из такой емкости легко удаляются даже мелкие частички.
В емкость засыпьте порошок, добавьте чистую холодную воду, быстро перемешайте при помощи шпателя, затем доведите состав до однородности, оставьте на 5 минут, затем еще раз перемешайте. Должна быть однородная густая паста без комков или неоднородностей. Время выдержки и «схватывания» обозначено на упаковке со шпаклевкой, если используете другой состав, придерживайтесь рекомендаций производителя.
Для начала проще начать с неглубокого рельефа. При формировании мелких деталей берем небольшое количество раствора на кельму, наносим на нужное место, стараясь хорошо размазать, чтобы сцепление раствора со стеной было хорошим. Если стена покрыта грунтовкой, улучшающей сцепление (поверхность чуть шершавая и липковатая на ощупь), проблем не будет. Если детали очень мелкие — типа щупалец медузы — удобнее раствор класть мастихином.
Барельеф медузы из гипсовой или акриловой шпаклевки сделать ненамного сложнее…
Выложив замешанную порцию раствора на стену, сразу же приступаем к выравниванию и формированию рельефа. Работаем острием кельмы, мастихинами, ножами, стамесками, скальпелями — всем, что есть под рукой и что может дать нужной формы поверхность. Если в процессе деталь уже высохла, но еще не доработана, ее можно смочить из пульверизатора и попробовать доработать через несколько минут. Когда добьетесь нужной степени совершенства, очищаете емкость для замеса от остатков раствора и замешиваете новую порцию. Обратите внимание: емкость должна быть абсолютно чистой. Малейшие частицы будут оставлять царапины.
При изготовлении барельефа, который выступать за пределы стены будет не более чем на 2 см, никаких усиливающих конструкций не требуется. При большей толщине, в тех местах, где планируется слой толще 2 см, вкручиваются саморезы. По ним можно будет ориентироваться при нанесении штукатурки, они же будут поддерживать раствор, не давая ему сползать.
Рыба и раковина имеют больший объем — в некоторых местах больше 2 см. Тут для армирования вкручиваем саморезы
В данном барельефе самые выступающие части — рыбы и раковина с жемчужиной. В те места, где будет уложен толстый слой и вкручиваем саморезы. Жемчужину скатываем отдельно, слепив шарик и насадив его на саморез.
Самое толстое место — голова
В местах, где рельеф предполагается глубокий, можно накладывать раствор не за один раз, а в несколько слоев. При этом совсем необязательно слои сглаживать. Чем более неровной получится поверхность, тем проще будет наложить следующий слой. Когда на определенном участке достигнут нужный объем (например, голова рыбы), начинаем работу над мелкими деталями — глазами, усами, жабрами и т.д.
При проработке мелких деталей, замешивать не более 100-200 граммов раствора — пока вырезаете, выравниваете, раствор схватывается, поэтому большие порции просто не нужны.
Для детализации прорисованы чешуйки
После того как рисунок из шпаклевки на стене готов, его оставляют на пару суток до полного высыхания. Затем можно начинать шлифовку — берем наждачную бумагу со средним зерном, обрабатываем, добиваясь нужной гладкости. Когда рельеф готов, его дошлифовываем мелкозернистой наждачкой.
По той же технологи сделан осьминог на прилегающей стене
Двое суток и больше, могут сохнуть элементы с глубоким рельефом. Более мелкие — водоросли, волны, медуза — высыхают быстрее. С них и можно начинать. Пока будете их доводить до ума, подсохнуть и более толстые детали. После того как шлифовка полностью кончена, удаляем при помощи густой щетки пыль. При желании можно пропылесосить. Далее, покрываем декоративное панно из штукатурки грунтовкой глубокого проникновения.
Барельеф на стене на морскую тему готов
Последний шаг изготовления барельефа на стене — покраска. Способ окраски каждый выбирает сам. В данном случае использована обычная водоэмульсионка (грунтовка была под краски на водной основе). На этом можно считать что вы сделали барельеф на стене своими руками. В данном случае получилась большая композиция на двух свободных прилегающих стенах.
Один совет: барельеф на стене лучше смотрится при специально спроектированной подсветке. Так что перед тем, как выравнивать стену, проведите проводку, выведите концы. После того как выровняете и прогрунтуете поверхность, установите те светильники с теми лампами, которыми будете в дальнейшем подсвечивать рельефную картину. Вот при этом свете надо будет шлифовать сделанное вами объемное панно из штукатурной смеси. Только в этом случае смотреться все будет хорошо. Потому что, если работу проводить при другом освещении, при установке штатных светильников вы можете обнаружить «кошмар и ужас».
Без опыта очень сложно понять, что и как можно сделать при помощи обычной гипсовой штукатурки. На самом деле, объемные картины из гипса могут быть самой разной тематики, но наиболее распространенные — цветы, деревья и пейзажи (городские, загородные). В этом разделе мы собрали некоторое количество самых разноплановых барельефов на стене. С их помощью вы можете себе придумать тему для художественной лепки на стенах. По сути процесс похож на работу с пластилином.
Идеально ровные одноцветные стены могут выглядеть довольно скучно. В связи с этим у многих возникает желание разнообразить интерьер, например, добавив в него декоративную штукатурку или шпатлевку. При этом в интерьере появляется не только разнообразие цветов, но и рельефные рисунки (чаще всего цветы). О том, как сделать деревья на стенах из шпаклевки или штукатурки, и пойдет речь в этой статье.
К преимуществам декоративного оштукатуривания и шпаклевания относится следующее:
Недостаток у декоративной фактуры один, и состоит он в том, что, если понадобится вернуться к варианту с обоями, придется удалять всю шпатлевку и краску, а это достаточно трудоемкий процесс.
Существует большое разнообразие декоративных отделочных материалов. Штукатурные и шпаклевочные материалы можно приобрести в строительном магазине или на рынке.
По способу применения все смеси делятся три вида:
По своему содержанию смеси бывают минеральными, акриловыми, силикатными и силиконовыми. Также составы классифицируют по степени готовности: предлагаются готовые растворы и порошки, которые нужно замешивать перед применением. Преимуществом сухого порошка является возможность маневрирования в дозировках, поскольку изготовить можно именно то количество раствора, которое реально необходимо для работы.
Обратите внимание! Сухие смеси всегда обходятся в конечном счете дешевле.
Кроме того, составы классифицируются по декоративному эффекту. Они бывают фактурными, структурными, флоковыми и со специальными эффектами.
Чаще всего для создания декоративной отделки используется обычный целлофановый кулек. Для его изготовления нужно выполнить следующие действия:
Ниже расскажем о том, как работать с помощью целлофанового пакета.
Перед созданием барельефа из шпаклевки необходимо тщательно подготовить основание:
к содержанию ↑
На данном этапе работы все зависит только от фантазии исполнителя:
Существуют и другие способы создания рельефных поверхностей. Например, вместо кулька для создания рельефного рисунка можно использовать пластиковую губку для мытья посуды (ершик). Рисунок создается так же, как описано выше, но вот результат будет отличаться: рельеф будет похож на цветочные бутоны с множеством небольших лепестков.
Для создания рельефных рисунков не обязательно использовать только самодельные приспособления. В продаже имеется специальное приспособление для нанесения изображений на шпатлевке — фактурный (узорный) валик. Причем при желании можно выбрать модель, которая создаст именно тот рисунок, который нужен.
Иногда в магазинах встречаются трафареты или матрицы для декоративной штукатурки. Основное отличие таких приспособлений от валика состоит в возможности создания не только малых, но и больших узоров.
Также изображения на декоративной штукатурке можно создавать при помощи обычного шпателя. Инструмент вдавливается в свежее покрытие, а затем соответствующими движениями формируются цветочные лепестки. Однако декорирование таким инструментом требует определенного умения.
Нанесение узоров на шпатлевку или штукатурку — задача довольно сложная, требующая наличия художественных навыков. Однако если запастись терпением и потренироваться, все обязательно получится.