Как сделать корпус корабля

Для любителей моделизма листы из спрессованного и проклеенного деревянного шпона всегда были одним из наиболее востребованных материалов. Они легко режутся, прекрасно обрабатываются, чертежи кораблей из фанеры легко найти в сети, а потому именно с фанерных выкроек начинают свое знакомство с моделированием различных судов многие мастера.

Одна из наиболее простых схем

Изготовление моделей своими руками – задача весьма непростая, требующая значительного багажа знаний и определенной сноровки. В статье мы расскажем лишь о самых основных приемах, а дальнейшее мастерство вы будете оттачивать уже сами. Фото модели в процессе создания

Материалы для работы

Если вы хотите изготовить небольшую модель корабля, то вам понадобятся такие материалы:

  • Дерево – кедр, липа, орех или другая древесина, желательно мягкая и не волокнистая . Древесные заготовки должны быть ровными, без сучков и повреждений. Древесина может использоваться как в качестве материала для основных элементов модели (корпус, палуба), так и для мелкой деталировки.
  • Фанера – пожалуй, наиболее востребованный материал . Для судомоделизма применяют либо бальсовую, либо березовую, поскольку именно эти породы дерева обеспечивают минимальное количество сколов при распиливании. Модельная корабельная фанера, как правило, имеет толщину от 0,8 до 2 мм.

Качественная березовая фанера

Обратите внимание! Листы из букового шпона малой толщины иногда применяют в качестве альтернативы березовым: хоть они и уступают по прочности, зато гнутся гораздо легче.

  • Шпон – тонкие пластины натурального дерева дорогих пород . Как правило, применяется для фанеровки, т.е. оклейки поверхности из недорогого материала.
  • Крепежные элементы – тонкие цепочки, шнурки, нити, латунные и медные гвоздики .

Кроме того, нам обязательно понадобится клей для дерева, картон и калька для переноса шаблонов и т.д. Мелкая деталировка изготавливается из металлического литья. В качестве альтернативы металлу можно использовать окрашенную полимерную глину.

Делаем сувенирный кораблик

Подготовка к работе

Любая работа начинается с подготовки, и моделирование ни в коем случае не будет исключением.

  • Для начала нужно определиться с тем, что мы будем строить. Если ранее вы не имели дела с судомодельным искусством, то рекомендуем скачать чертежи корабля из фанеры в сети: как правило, они содержат всю необходимую информацию и понятны даже новичку.

Обратите внимание! В продаже доступны наборы, позволяющие собрать судно из готовых деталей. Новичкам подобные комплекты будут интересны (хоть цена большинства из них весьма существенна), но лучше все-таки осваивать технологию с азов.

  • Проанализировав чертеж, проверяем, все ли необходимое есть в наличии. В принципе, если чего-то не хватает, то можно будет докупить несколько позже, ведь постройка корабля (пусть и миниатюрного) – дело небыстрое!

Чертеж и схема мелких деталей

  • Распечатав чертеж, изготавливаем шаблоны основных деталей.
  • Шаблоны переносим на фанеру, после чего приступаем к выпиливанию.

Вырезаем и собираем детали

Выпиливать заготовки можно как с помощью ручного, так и с помощью электрического модельного лобзика.

Последний стоит дороже, но зато с ним вы меньше намучаетесь при вырезании мелких деталей:

  • В фанерном листе проделываем стартовое отверстие, в которое вставляем пилку или полотно лобзика.
  • Выпиливаем деталь, стараясь двигаться точно по отмеченному контуру.
  • Выпиленную заготовку обрабатываем напильником, снимая небольшие фаски по краям и удаляя неизбежные сколы и заусенцы.

Совет! Работая над одним элементом (палубой, бортами, килем и т.д.), сразу вырезаем все детали, необходимые для сборки. Так мы потратим значительно меньше времени, и работа будет продвигаться быстрее.

Когда все готово, начинаем сборку нашего корабля.

Типовая инструкция рекомендует выполнять операции в такой последовательности:

Шпангоуты на киле

  • Вначале на продольную балку – киль – надеваем поперечные шпангоуты. В нижней части каждого шпангоута обычно предусмотрен паз для закрепления на фанерном киле.
  • Для соединения можно использовать стандартный клей, а можно – специальные клеевые смеси, предназначенные для судомоделизма.
  • Верхние части шпангоутов крепим к палубе. У простых моделей палуба представляет собой один лист фанеры, а у сложных она может быть многоуровневой.
  • После того как клей на шпангоутах высохнет, начинаем обшивать борта тонкими полосами фанеры. Толщина материала должна быть не более 1,5 мм, поскольку только в этом случае мы сможем согнуть обшивку без риска повредить ее.
  • Для изгибания шпонированную фанеру можно нагреть и увлажнить. После этого материал согнется без труда, а со временем – приобретет устойчивую форму.

Обратите внимание! Корпус под окраску можно оклеить сплошным листом. А вот для имитации дощатой обшивки лучше применять полоски шириной до 10 мм (зависит от масштаба).

Окончательная отделка

По большому счету, на этом столярное мастерство завершается, и начинается искусство.

Читайте также:  Как сделать пресс из гидроцилиндра

Когда корпус собран и высушен, нам необходимо:

  • Изготовить из тонкой фанеры и закрепить палубные надстройки.

Мелкая деталировка

  • Нарастить борта таким образом, чтобы они выступали над плоскостью палубы.
  • Поверхность палубы оклеить деревянным шпоном или же расчертить с помощью шила, имитируя дощатую обшивку.
  • Сделать и установить все мелкие детали вроде штурвала и рулевой лопасти.
  • Закрепить мачты со всеми дополнительными устройствами (так называемый рангоут), установить паруса и растянуть всю эту конструкцию с помощью нитей такелажа.

В завершение все фанерные детали нужно обработать морилкой и пролакировать. Это обеспечит нашему сувениру как минимум пару десятков лет сохранности.

Вывод

Простой кораблик из фанеры своими руками сделать может практически каждый – достаточно терпения и минимальных навыков работы с лобзиком (читайте также статью Выпиливаем лобзиком из фанеры: чертежи и технология). А вот если вы захотите реализовать сложный чертеж с множеством мелких деталей, то потрудиться придется изрядно. Вот почему мы советуем начинать с самых простых моделей, постепенно наращивая мастерство!

В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.

В помощь тем, кто решил заняться постройкой моделей судов, интересуется историей становления и развития кораблестроения

Устройство и модели судов

15 проектов малых судов для прогулок и туризма. Любое из них, если вы обладаете достаточными навыками в работе с деревом, можно построить самостоятельно на домашней судоверфи.

Проектирование ледоколов

Технический прогресс в ледокольном флоте за краткую историю его существования (около 100 лет) огромен. Хотя ледокол как самостоятельиый тип специализированного судна уже вполне сформировался, возможности его совершенствования еще далеко не исчерпаны.

Подводные лодки России

Сведения о подводных лодках, их ракетах и торпедах, стоявших и стоящих на вооружении России и Советского Союза. Данные разделены по этапам развития подводного флота

Глава VI. Способы постройки корпусов для моделей судов

Глава VI. Способы постройки корпусов для моделей судов

в зависимости от назначения модели судна корпус модели может быть цельным — монолитным, сделанным из дерева, кости, пластмассы, или полым; в этом случае к перечисленным ранее материалам прибавляется жесть, латунь, фанера, картон, бумага.

При изготовлении корпусов моделей судов применяются самые раз-‘ нообразные конструкции и технологические приемы. Эти способы не похожи один на другой, но все они преследуют одну цель — получить корпус, в точности соответствующий теоретическому чертежу модели судна. Поэтому каким бы методом ни руководствовался судомоделист, каким бы материалом он ни пользовался, прежде всего ему нужно иметь теоретический чертеж и, пользуясь очертаниями шпангоутов или ватерлинии, делать шаблоны.

Корпуса, сделанные из цельного материала, — будь то дерево, кость, пластмасса или какой-либо другой .материал, — чаще всего применяются для настольных, демонстрационных, исторических моделей.

Постройка корпуса модели начинается с обработки досок и склейки их, если корпус деревянный. Иногда для корпуса подыскивают кусок пласт,массы или кости соответствующего размера. Последовательность изготовления монолитного корпуса показана на рисунке 94. Обработав брус в форме параллелепипеда с припуском против наибольших габаритных размеров корпуса модели, необходимо произвести разметку. Приступая к разметке, моделист должен иметь перед собой точный теоретический чертеж модели. Сначала нужно провести рейсмусом или острым шилом диаметральную линию на палубе, в носовой части, по днищу и в кормовой части. Риски должны быть глубокими и точными. Потом проводятся линии шпангоутов по палубе и боку, очерчивается палуба, наносится форштевень, корма и линия борта. Разметка бруса — весьма ответственный мо.мент в работе судомоделиста, и здесь нужно помнить хорошую русскую пословицу: «семь раз отмерь, а один — отрежь». Небольшая ошибка может привести к порче заготовки, вся ранее выполненная работа пропадет даром.

Следующим этапом при изготовлении корпуса является опиловка бруса. Прежде всего обрезают нос и корму, затем опиливают по контуру ватерлинии и снимают часть палубы, если корпус делается с полубаком.

Когда корпус грубо обработан, приступают к приданию ему формы в соответствий с очертаниями шпангоутов. Шаблоны шпангоутов следует вырезать либо из фанеры, либо из плотного картона. Грубая обработка бруса вначале может быть произведена с помощью топора, затем следует воспользоваться стамесками, отделочным рубанком, напильни-камп, шкуркой. При обработке корпуса контролируйте свою работу шаблонами шпангоутов.

Как показывает опыт, судомоделисты редко прибегают к изготовлению цельных, монолитных корпусов. Даже при установке на модели резинового двигателя необходимо в корпусе иметь свободное пространство для расположения крючков, резинового жгута, гребного вала. Поэтому моделисты строят главным образом полые корпуса. Существует очень много способов постройки корпусов, в книге описаны толыю наиболее распространенные.

Читайте также:  Клей для керамогранитных плит

^ Корпус из папье-маше

Правильно, грамотно построить корпус модели судна не очень просто. Поэтому руководители кружков могут на первых порах рекомендовать начинающим моделистам постройку корпусов из папье-маше. Прежде всего нужно сделать болванку. Она может быть изготовлена из дерева так, как описано выше.

Можно применить другой способ (рис. 95). По теоретическомучертежу или виду сбсжу нужно вырезать из 3—5-1миллиметровой фанеры диаметральную плоскость и шпангоуты; в шпаїнгоутах и диаметральной плоскости выпилить пазы. Собрав эту незамысловатую конструкцию, необходимо заполнить простраінство между шпангоутами каким-либо пластическим материалом. Для этой цели подойдет парафин. Сделав точно по размера.м собранного фанерного каркаса ящичек или картонную коробку, опустите в него каркас и залейте расплавленным парафином. Если парафина достать нельзя, пользуйтесь пластилином, глиной, алебастром. Когда материал затвердеет, обработайте наружную поверхность болванки. Сделать это нетрудно, так как шпангоуты, которые должны быть выпилены очень точно, будут контролировать правильность формы корпуса. После того как болванка корпуса готова, приступают к оклейке ее бумагой. Оклеивать корпус лучше всего непроклеенной, газетной бумагой. Бумагу не следует резать ножницами, лучше інарвать руками, в этом

случае кромка не имеет резкой грани и при «аклейке слои хорошо схватываются. Приготовленную бумагу заливают на несколько минут теплой водой. Болванку корпуса модели смазывают вазелином, маслом или каким-нибудь другим жиром и начинают оклеивать полосками бумаги. Для склеивания бумаги применяют клейстер из картофельной муки или декстриновый клей. Первые два слоя бумаги выкладывают без клея, последующие — на клею. Кусочки бумаги нужно накладывать очень плотно друг на друга, без пробелов, чтобы края соседних слоев покрывались новым кусочком бумаги. Накладываемые слои бумаги должны образовать гладкую поверхность без выпуклостей и впадин. Для небольших корпусов достаточно 10 слоев бумаги, это примерно 1,5—3 мм; для крупных корпусов следует увеличить толщину обшивки до 4 мм.

Оклеив болванку корпуса 3— 4 слоями, нужно дать бумаге просохнуть в течение 10—12 часов, затем положить еще 3—4 слоя и вновь высушить.

Когда корпус модели судна будет сделан, рекомендуется вставить внутрь 2—3 шпангоута, килевую балку и привальные брусья. Это необходимо для крепления палубы и придания корпусу большей прочности.

Корпус модели из папье-маше можно сделать и другим способом: из дерева изготовляют болванку и по габаритным размерам, с небольшим припуском, делают ящик из 5-миллиметровой фанеры (рис. 96). В ящик наливают разведенный гипс или алебастр. Затем, обильно смазав болванку вазелином или таво-

Рис. 96. Корпус из папье-маше (2-й вариант):

/ — опускание болванки в жидкий гипс или парафин: 2 — гипсовая форма; 3 – укладка листов бумаги; 4— готовый корпус в сечении; 5—фанер ная шпангоутная рамка в корпусе из папье-маше.

том, опускают ее в гипс и дают гипсу застынуть. Когда болванку вынут из гипса, образуется форма. Теперь остается выложить форму несколькими слоями бумаги так, как было указано выше. При этом способе изготовления корпуса наружная поверхность, прилегающая непосредственно к гипсовой форме, получается очень гладкой.

Болванка для долбленого корпуса модели судна делается тем же способом, что и при изготовлении корпуса из папье-маше. Готовую болванку устанавливают на верстаке и приступают к выдалбливанию ее

Рис. 97. Изготовление долбленого корпуса модели судна (1-й вариант):

/ — сверловка коловоротом; 2 — долбление стамеской; з — разметка под сверловку по теоретическимшпангоутам; 4 — сечение по шпангоуту.

(рис. 97). Для облегчения и ускорения работы рекомендуется воспользоваться коловоротом с перкой и сделать ряд отверстий. Пользуясь теоретическим чертежом, можно ограничиться сверлением только по шпангоутам. Выбирать дерево изнутри корпуса следует с помощью долота и полукруглой стамески.

Есть и еще один способ изготовления долбленого корпуса модели судна (рис. 98). Брус, из которого будет делаться корпус, должен состоять из двух половинок, склеенных по диаметральной плоскости, междуполовинками нужно проложить лист бумаги. Разметку и первоначальную опилов]

Сайт является некоммерческим проектом.
Все материалы выложены в ознакомительных целях!!
По всем вопросам пишите мне 🙂

Автор – педагог дополнительного образования 1 категории, сотрудник ДТДиМ (г.Ростов-на-Дону) и ОЦТТУ мастер спорта СССР по судомоделизму Тимко Дмитрий Викторович

На этой фотографии можно видеть и саму болванку — серого цвета, внизу.

И полученную с помощью этой болванки модель корпуса судна – вверху кадра, бело-жёлтого цвета.

Болванки служат для того, чтобы можно было быстро и легко делать корпуса моделей.

Так же по тем же принципам можно делать болванки и для других нужд, например для масок или любых других полых тел.

Вид болванки со стороны палубы.

Читайте также:  Когда накрывать розы и виноград

О клее КС и применении его для судомоделирования

Клей КС («Клей Строительный») имеет свои особенности.

Клей ПВА, например, надо наносить тонким слоем, а вот эпоксидку надо наносить более массивным слоем. А клей КС это нечто среднее. Его можно наносить тонким слоем, как и ПВА, а можно слепить «кляксу», как и из эпоксидку.

Изготовления модели яхты должно быть поэтапным. Первый этап – сделать болванку.

Эти яхточки сделаны по той же технологии, как и данная болванка. То есть из плотного пенопласта.

В этой статье об изготовлении болванки мы будем часто ссылаться на эти модели яхточек, так как тут использована та же технология.

Палуба из сделана из фанеры, диаметральная плоскость так же. К ним приклеены слои пенопласта и склеены между собой.

Что такое диаметральная плоскость? – Это вертикальная плоскость, проходящая через киль и через разрез по осевой.

И палубу и диаметральную плоскость легко выпилить лобзиком.

На этих картинках, на модели яхточки видна и палуба и диаметральная плоскость.

На диаметральную плоскость наклеиваются блоки пенопласта. При больших размерах корпуса (или болванки) пенопласт наклеивается слоями.

Потом слои пенопласта обрабатываются ножом, потом наждаком.

О пенопласте, который рекомендуется применять для изготовления корпусов моделей яхт и для изготовления болванок для корпусов

Рекомендуется использовать пенопласт высокой плотности. Он продаётся в строительных магазинах. Есть разные виды этого пенопласта от разных производителей. Они используют отличающиеся коммерческие названия для этого материала.

Но суть одна — это должен быть лёгкий плотный пористый материал, легко обрабатываемый и достаточно прочный, что бы мог служить опорой для слоёв марли и поддерживать форму болванки.

После обработки ножом и зачистки наждаком, поверхность зачищается, заглаживается и укрепляется.

С начала замазываем шероховатости клеем ПВА, причём не строительным, а столярным (ПВА «Столяр»), который при высыхании образует твёрдую корочку и несколько слоёв марли и наклеиваем прямо на пенопласт, не используя никакой разделительной плёнки.

Эти несколько слоёв марли при высыхании образуют корочку. Потом уже шпаклюется не сам пенопласт, а именно этот слой из марли и ПВА.

Шпаклёвку желательно использовать с пометкой «Фасад», Фасадная шпаклёвка должна обеспечивать хотя бы некоторую влагостойкость и прочность.

Шпаклёвку дальше выравниваем наждачной бумагой и полируем. В итоге получаем болванку в меру точную, но с некоторыми проблемами, вызванными тем, что марля и шпаклёвка с клеем ПВА не обеспечивают высокой прочности и долговечности.

Поэтому сверху прямо на эту шпаклёвку, на марлю, пропитанную клеем и прошпаклёванную, наклеиваем несколько слоёв марли уже с клеем КС. Наклеиваем по той же самой технике, которая использовалась при нанесении слоёв марли и ПВА.

Смысл нанесения клея КС на данном этапе в том, что он обеспечивает высокую твёрдость, особенно после полного высыхания. Получаем слой, чем-то похожий даже на фарфор.

И уже далее полученную заготовку шпаклюем, шлифуем, грунтуем и получаем готовую болванку.

Конечно, подобная болванка не такая сверх «живучая», как вырезанная из дерева, полученная набором реек, и т.д. Но время на её изготовление уходит мизер, а несколько десятков корпусов снять с неё можно.

А с другой стороны делать болванку, которая прослужит века не имеет смысла, по многим причинам. Скорее надо иметь способ быстро изготовить и начать использовать новый тип болванок для новых типов моделей судов.

Возвращаясь к пенопласту (помните, что в магазине его назовут как-то иначе) обычно продают листами.

Толщина листа от 20 до 50 мм. Размеры обычно 600х1200 мм.

Для маленьких яхточек используют листы толщиной в 30 мм.

Вот пример кусочка такого пенопласта.

Использую технологию с нанесением временной плёнки мы сильно упрощаем процесс использования болванки. Не надо подсовывать линейку и рисковать нанести повреждения и самой болванке и получаемому корпусу.

Когда мы используем плёнку, корпус легко выдёргивается.

Пример корпуса модели яхты, который можно изготовить с использованием заранее сделанной болванки

Часть палубы съёмная.

На этом фото видны две части палубы — нижняя, с вырезанными квадратами, она будет вклеиваться и верхняя — съёмная.

Этот корпус сделан так же, как и другие, с нанесением промежуточного слоя из плёнки между болванкой и корпусом.

Полосы остались от скотча. Болванка корпуса была великовата для плёнки и пришлось добавить скотча и связать между собой части плёнки, но после нанесения нескольких слоёв клея и марли следы скотча почти не видны.

Остаётся вставить двигатель и можно уже заниматься надстройками и пр.

Комментарии запрещены.

Присоединяйся