Какой шкуркой шкурить лак

В творчестве, как и любви, легче остановить мгновение, чем самого себя.

6 ноября 2013 г.

Только когда сама стала профессионально заниматься декупажем и учить других задумалась, а какие материалы можно использовать для получения идеальной поверхности. Много интересных советов и рекомендаций прочитала, нашла в интернете. Решила все обобщить в одну статью. Думаю, что и вам будет полезно узнать об этом.

Вроде бы на ощупь гладко, смотришь сверху – идеально, красиво… Поднимаешь изделие на уровень глаз, подносишь к свету, покачиваешь и видишь – бороздки от кисточки, маленькие ямочки на поверхности.

Как добиться гладкой зеркальной поверхности, чтоб не видно было, что изделие покрывали краской, лаком, ошкуривали…

С чего я начинаю и советуют мастера. Первым делом надо подготовить хорошо поверхность. Деревянную, металлическую и пластмассовую поверхность необходимо обязательно ошкуривать наждачной бумагой.

Немного полезной информации о деревянных поверхностях.

Деревянные поверхности для декорирования можно условно разделить на три типа: необработанное дерево, дерево с пропиткой и уже окрашенная ранее поверхность.

Первым делом нужно осмотреть поверхность, если она шероховатая, то зашкурить мелкой наждачной бумагой. Если есть сколы, ямки, то зашпаклевать – это можно сделать как шпаклевкой, так и художественным грунтом. Высохшую поверхность опять таки зашкурить нулевкой.

Дерево перед работой грунтуют светлой (предпочтительно белой) акриловой краской или грунтом. Покрытая грунтом поверхность значительно сокращает расход краски, т.к. снижается ее впитываемость.

Дерево с пропиткой:

Это обычно покупные разделочные доски. Такой объект обязательно нужно зашкурить для того чтобы обеспечить хорошее сцепление грунта/красок с поверхностью. После удаления пыли от шлифования поверхность также грунтуют акрилом или грунтом исходя из описанных выше целей.

Окрашенная ранее деревянная поверхность:

Нужно хорошо осмотреть окрашенную ранее поверхность – не отслаивается ли краска/лак, в каком она состоянии. Если поверхность в отличном состоянии, то ее зашкуривают (для лучшего сцепления далее наносимых материалов) и грунтуют.

Если поверхность в трещинах, местами отслаивается или пузырится лак/краска то поверхность нужно очистить. Это можно сделать как шлифовальной машинкой (много пыли, но без ядовитых испарений), так и специальным средством для удаления старой краски (продается практически во всех хозяйственных магазинах). При последнем способе очистки поверхности вы должны работать в просторном, хорошо проветриваемом помещении или на улице. Состав использовать согласно инструкции на упаковке.

После очистки поверхности ее также грунтуют, зашкуривают самой мелкой наждачкой (для ровной поверхности) и она готова к дальнейшим действиям.

Если вы делаете разделочную доску, которую в дальнейшем планируете использовать по назначению, то декорировать нужно лишь одну сторону – ту, которая не будет соприкасаться с пищевыми продуктами. Оборотную сторону предохраняем от попадания краски и лака. После того как работа готова, рабочую поверхность необходимо промаслить растительным или минеральным маслом – это предотвратит впитывание запахов.

А сейчас хочу рассказать о шлифовальных шкурках.

Что такое шлифовальная шкурка? Наждачная (шлифовальная) бумага — гибкий абразивный материал, состоящий из тканевой или бумажной основы с нанесенным на нее слоем абразивного зерна (порошка). Предназначен для ручной и машинной обработки поверхностей различных материалов (металл, дерево, стекло, пластик) — удаления старой краски, подготовки поверхности для грунтовки и окраски, шлифование окрашенных поверхностей и пр.

Немного истории. Первое упоминание о наждачной бумаге относится к 13-му веку, когда в Китае она изготовлялась из размолотых раковин, семян и песка насеянных на пергамент с помощью натурального клея. У некоторых народов в качестве наждачной бумаги использовалась кожа акулы.

Считается, что изобретателем современной шлифовальной бумаги является Джон Оукей, английский изобретатель и основатель компании «Джон Оукей и сыновья», производителя наждачной бумаги и других шлифовальных материалов.

Будучи подмастерьем в мастерской по изготовлению музыкальных инструментов, он начал изготавливать свою первую продукцию, приклеивая песок и размолотое стекло на бумагу. Усовершенствовав технологию для массового производства, он в 1833 г. основал бизнес в Лондоне, а затем перенес его на Вестминстер Бридж Роуд, где, на месте бывшего приюта построил фабрику, здание которой в те годы называлось Веллингтон Миллс. До настоящего времени не сохранилось.


Г убки для шлифования относятся к типу современных видов абразивов. Абразивы это такие вещества, которым присуща высокая твердость, например: алмаз, корунд, наждак, карбид кремния. Такие материалы предназначены для полировки и шлифовки самых разных поверхностей.

Используется для того, чтобы ошкуривать, выравнивать поверхность при декупаже или росписи, убирать поднявшиеся после грунтовки волокна на деревянной поверхности, для соскребания краски в технике "шебби-шик", декапе и пр.

Бобина поролоновая Зубр Мастер, с абразивным покрытием, мягкий поролон, Применяется в виде отрезков нужного размера для промежуточного и финишного шлифования металла, древесины и других неметаллических материалов. Благодаря мягкой поролоновой основе обеспечивается щадящее бережное шлифование обрабатываемой поверхности.

Для шлифовки используется два вида наждачной бумаги. Начинаете работать с крупной, а затем надо проработать поверхность мелкой наждачной бумагой.

Читайте также:  Как сделать лавки для беседки


Скотч-брайт (нетканый абразив, войлок) применяется для шлифовки труднодоступных мест и удаление патины


Металлическая шерсть выполняет функция микрошлифовки. Она делает поверхность идеальной .Не оставляет царапин, намного удобнее, чем наждачка, даже образивностью 0.

Я кстати начинаю видеть ее в продаже даже в обычных рыночных строительных магазинчиках. Люди начали понимать, что это удобная штуковина. Она мягкая, как губка, следовательно можно везде ею залезть, прошкурить) Оставляет много микро пыли, после прошкуривания между слоями лака, нужно обязательно очень хорошо эту пыль убрать.

Итак, на обработку поверхности нужно обращать внимание с самого начала работы, это уже всем понятно. Материалы для ошкуривания подобрали.

Приступим к основному процессу.

Шкурим заготовку шкуркой, покрываем акриловым грунтом, после просушки опять шкурим. Поверхность должна быть такой как кожа младенца, ровной и бархатистой. Декорируем салфеткой, декупажной картой, фотораспечаткой… Покрываем лаком – для промежуточной обработки.


Мне больше всего нравятся акриловые лаки на водной основе, такие как Поли-р – 4 слоя. Каждый слой сушим в естественных условиях не менее 6 часов.

Для покрытия лаком используем синтетические, мягкие плоские кисти и валики.


Каждый слой лака последующий накладываю перпендикулярно предыдущему, с хорошей растяжкой лака по всей поверхности.

После четырех слоев лака шкурим шкуркой 320 – 400, губкой – для выравнивания, шкурим круговыми движениями. Влажной тряпочкой протираем изделие. Затем опять 4 слоя лака, Дальше идет подрисовка, и другие моменты декорирования, то шкурим уже более мелкими шкурками – 600 или 800. необходимо добиться абсолютной гладкости.

Гладкость достигнута – можно приступать к лакировке. Мастера рекомендуют брать валик для краски, с мелкозернистым поролоном.


Опускаем (одну сторону) в лак и легкими движениями, без нажима покрываем поверхность – опять 4 слоя и опять каждый последующий слой перпендикулярно предыдущему.

И вот теперь – окончательная полировка металлической шерстью.

При обработке образуется мельчайшая "металлическая" пыль, поэтому лучше работать в перчатках и медицинской маске.

В процессе работы у Вас должно получиться не меньше 15-30 слоев лака. Финишный этап.

Полировка воском или можно использовать полироль для мебели с воском, полироль для автомашин.


Нанесите средство на влажную тряпку и втирайте его круговыми движениями на небольшом участке поверхности.

Дайте поверхности хорошо просохнуть. Затем отполируйте ее до блеска чистой мягкой тряпкой.

Обрабатываем изделие – КРАСОТА!

Получилось идеально и Вы не видите больше ничего, как ни поворачивай, как ни вертите Ура. "

С тех пор как появился лак для матовых покрытий, техника шлифования лакового покрытия оказалась почти забытой. А когда мебельщики получили в свое распоряжение водорастворимые акриловые лаки, то больше внимания стали уделять составу лака, чем его воздействию на дерево. Чтобы устранить эту несправедливость, мы хотим рассказать, как правильно нанести и отшлифовать лаковое покрытие.

Рабочее помещение без пыли

При нанесении лака очень важно не допустить попадания в него пылинок и крохотных волокон, которые своим электростатическим зарядом могут вытеснить частички содержащихся в лаке веществ и тем самым образовать микроскопические кратеры. Поэтому во время нанесения лака необходимо придерживаться такого правила: работать только в чистом помещении и, пока лак не высох, избегать сквозняков, которые могут принести с собой пылинки и различные волокна.

Шлифованное лаковое покрытие

Еще недавно понятие «матовая лакировка» ассоциировалось с чем-то безвкусным и мещанским. При этом подразумевались вычурные туалетные столики в стиле «барокко» и помпезные спальные гарнитуры с отшлифованным лаковым покрытием. Но справедливости ради надо отметить, что далеко не все предметы мебели, имеющие такое покрытие, выглядят пошлыми.

Нанесение лака с последующим шлифованием — довольно сложная процедура. К тому же лак наносят слой за слоем и каждый тщательно шлифуют, причем не сразу, а лишь после того, как слой лака полностью высохнет, затвердеет. Понятно, что на все это уходит немало времени. Но иначе нельзя. Только при полном и точном соблюдении всех правил покрытие получится безупречно ровным и красивым.

Не случайно шлифованное лаковое покрытие, выполненное вручную по всем правилам, выгодно отличается от аналогичного — по определению, но не по качеству — покрытия, которое можно видеть на мебели фабричного производства, что, кстати, и стало причиной плохой репутации матовой лакировки.

Для домашнего мастера использование техники шлифования лакового покрытия может стать хорошей практикой в освоении различных способЪв отделки изготовленных им предметов мебели.

Шлифованное лаковое покрытие считается безупречным, если на нем не видно ни одного углубления или застывших пылинок. После Завершающей шлифовки поверхность должна стать равномерно матовой. Поэтому непросто избежать искушения нанести еще один слой лака и отшлифовать его, чтобы получить идеальную поверхность, не теряющую с годами благородного «бархатного» блеска.

Подходящие лаки

Шлифованное лаковое покрытие уже в процессе нанесения подвергается значительно большей нагрузке, чем обычное лаковое покрытие за время всей своей службы. Поэтому для матовой лакировки поверхностей рекомендуется выбирать только лучшие лаки. Они должны покрывать основу тончайшим и вместе с тем очень прочным слоем, чтобы его можно было шлифовать.

Акриловые лаки для этой цели не годятся. Хорошие результаты дают лаки из алкидной смолы. Впрочем, о качестве лака можно судить и по тому, сколько он стоит. Дешевые лаки, как правило, не подходят для такого способа обработки поверхности.

Читайте также:  Канализационные трубы больших диаметров

Неплохо поддаются шлифовке лаки для матового покрытия и блестящие непрозрачные лаки. Но первые все же предпочтительнее, поскольку они содержат меньше твердых частиц, которые могут поцарапать поверхность. Однако независимо от того, какой лак вы выберете — матовый или непрозрачный, каждый слой должен сохнуть минимум двенадцать часов и только после этого можно приступать к его шлифованию.

Подготовка поверхности

Получится ли шлифованное лаковое покрытие красивым, во многом зависит от качества основы. Безупречно подготовленная поверхность — одно из условий ее успешной отделки.

Однако для покрытия лаком годится только твердое дерево с устойчивой структурой. У изделия из древесины мягких пород, структура которой неоднородна (она меняется по мере старения дерева), поверхность спустя какое-то время начинает напоминать стиральную доску, и внешний вид изделия — с лаковым покрытием или без него — естественно, оказывается испорченным. С твердыми породами этого не случается.

Первый этап подготовки поверхности — шлифовка, которой сглаживают неровности и удаляют торчащие надрезанные волокна. Появившуюся древесную пыль следует тщательно собрать пылесосом. Последний имеет большое преимущество перед щеткой или метелкой, так как не поднимает пыли.

Грунтовка

На отшлифованную поверхность наносят грунтовку. Она заполнит поры древесины, укрепит ее структуру. Также благодаря грунтовке наносимые следом шпаклевка и первый слой лака не проникнут в дерево слишком глубоко. Грунтовку наносят толстым слоем. Она должна хорошо просохнуть. После этого наждачной бумагой зернистостью 180 зачищают поднявшиеся волокна и сглаживают все неровности.

Необработанную древесину зачистите наждачной бумагой в направлении волокон. Шлифовальная колодка обеспечивает ровную контактную поверхность между бумагой и деревом.

Грунтовку наносят толстым слоем и после высыхания шлифуют. Наждачную пыль следует удалять очень тщательно.

Шпаклевание и шлифование

Загрунтованная и отшлифованная поверхность еще не может служить основой для первого слоя лакового покрытия. Дополнительно ее выравнивают специальной шпаклевкой, которую наносят эластичным шпателем, ведя его поперек волокон древесины.

Когда зашпаклеванная поверхность полностью высохнет, ее шлифуют, используя наждачную бумагу зернистостью 180, тончайшую пемзовую пудру, которая смягчает воздействие абразивного покрытия бумаги на обрабатываемую поверхность. В результате после шлифовки на ней не остается царапин. Чтобы взаимодействие наждачной бумаги и пемзового порошка было более эффективным, их предварительно увлажняют (порошок после нанесения на поверхность обрызгивают водой).

Устранение изъянов

В процессе шлифовки бобышку, обернутую наждачной бумагой, перемещают по поверхности кругообразными движениями с очень легким нажимом. Старайтесь как можно равномернее вести обработку. Завершив шлифование, тщательно очистите поверхность влажной губкой или тряпкой.

Если результаты работы вас не вполне удовлетворяют, нанесите шпаклевку еще раз и снова отшлифуйте поверхность. Устранять обнаруженные изъяны, неровности лучше на этой стадии обработки, так как сделать это после нанесения первого слоя лака уже не всегда удается.

Шпаклевку наносят и распределяют по поверхности японским шпателем. Ведут его под небольшим углом, чтобы лучше заполнить поры древесины.

Затвердевший слой шпаклевки обрабатывают увлажненной наждачной бумагой и пемзовой пудрой до тех пор, пока поверхность не будет гладкой.

Первый слой

На очищенную от остатков пемзовой пудры и наждачной пыли поверхность нанесите первый слой лака. Чем выше качество лака, тем лучше, ровнее он ложится. Поэтому использование хороших, дорогих лаков фактически с самого начала окупает себя.

Кисти

Кисти также должны быть хорошего качества — такие, что равномерно впитывают краску или лак и так же равномерно распределяют их по поверхности. Дешевые кисти, которые применяются при нанесении обычного лака, в данном случае не годятся.

Перед нанесением лака кисть нужно обработать — «помассировать» щетину кончиками пальцев, чтобы удалить все непрочно закрепленные волоски. Подобно пылинкам волоски, «потерянные» кистью и попавшие в слой лака, могут испортить всю работу.

Сначала лак наносят параллельными мазками в направлении волокон древесины, затем — поперек. В завершение слегка проводят кистью вдоль волокон древесины, чтобы прижать приподнявшиеся кончики волокон и таким образом окончательно сгладить поверхность.

Наносите первый слой лака как можно равномернее и так, чтобы не были видны следы кисти.

Войлок

Для шлифования лакового покрытия вам потребуются самодельная шлифовальная колодка и пемзовая пудра. Делается такая колодка из отрезка доски и куска войлока, который можно найти в любом магазине стройматериалов. Войлок толщиной 10 мм прикрепляют к деревянной пластине (она будет служить рукояткой) с помощью ленты, обработанной с обеих сторон клеящим составом.

Щадящее воздействие

Войлок способствует равномерному распределению пемзовой пудры, смягчает ее воздействие на лаковое покрытие, в результате на поверхности не остается бороздок и царапин. Вода, которой смачивают порошок из пемзы, также оберегает слой лака от повреждений. Каждый раз после шлифовки войлок нужно промывать, так как он впитывает в себя часть шлифовальной пасты. Удаляется она легко.

Тонкий войлок, который используют, к примеру, в качестве покрытия для пола, не годится для шлифования. Удовлетворительных результатов можно добиться только при работе толстым войлоком, имеющим ровную поверхность, чего нельзя сказать о войлочном покрытии для пола, испещренным бороздками. Из-за них пемзовая пудра не будет распределяться равномерно.

Самодельное приспособление для шлифования лакового покрытия: к деревянной пластине, которая служит рукояткой, приклеивают кусок толстого войлока.

Попеременно лакировать и шлифовать

Когда первый слой лака полностью высохнет, принимайтесь за обработку поверхности: нанесите на нее смесь из пемзовой пудры и воды и шлифуйте участок за участком самодельной колодкой. Постарайтесь обработать всю поверхность, включая углы и края, — это очень важно. Если вы считаете, что достигли цели, протрите чистой тряпочкой небольшой участок поверхности и проверьте, в каком она состоянии и нужно ли продолжать работу.

Читайте также:  Клейкая лента для бассейна

Если качество шлифовки лакового покрытия отвечает вашим требованиям, очистите от пемзовой пасты всю поверхность как можно тщательнее мокрой тряпкой, дайте поверхности высохнуть, а затем удалите оставшиеся разводы сухой тряпкой. После этого можно наносить следующий слой лака.

Слой за слоем

После нанесения второго слоя лака поверхность также шлифуют, а затем тщательно очищают. Если результаты вас удовлетворяют, работу можно считать законченной. Но по всем правилам необходим еще один — третий — слой лака. Не исключение — пять и даже шесть слоев. Именно при многослойном лаковом покрытии поверхность приобретет равномерную окраску.

Смесь из пемзовой пудры и воды втирают в слой лака. В результате прозрачное и блестящее покрытие становится матовым. Поверхность очищают от пасты сначала мокрой тряпкой, затем — сухой.

Нужно нанести и отшлифовать минимум три слоя лака, чтобы поверхность стала безупречной. Но и пять, и даже шесть слоев — не исключение.

Работать с деревом очень интересно. Материал этот действительно живой и ведет себя, в отличии от металла и пластика, непредсказуемо для тех, кто впервые берет его в руки. Комплексный подход к покраске древесины – это результат эволюции мировых брэндов в лакокрасочной промышленности, таких как Teknos и Renner, Tikkurila и Gnature и многих, многих других.

Лабораторные испытания и многолетние наблюдения компаний за поведением своих продуктов на различных типах древесины, сформировали четкую систему, следуя этапам которой, можно получить покраску эталонного качества.

Комплексный подход к покраске дерева – это 6 этапов, соблюдать которые очень важно, ведь любые сертификаты испытаний ЛКМ делаются на системно окрашенных образцах:

  • предварительная шлифовка (которая выполняется грубым зерном, например 80);
  • нанесение грунтовки;
  • промежуточная шлифовка;
  • нанесение промежуточного слоя ЛКМ;
  • промежуточная шлифовка;
  • нанесение финишного слоя ЛКМ.

Сегодня наш материал посвящен промежуточной шлифовке древесины. Попробуем разобраться в вопросе: – "Можно ли не выполнять этот этап работ?" и – "Что будет, если я не буду шлифовать?"


Фото 1. Покраска древесины

Нарушение технологии покраски на лессирующей (полупрозрачной) схеме покраски

Пример 1. Покраска лессирующей (полупрозрачной) краской Renner YM M349 в цвете ТМ-1824. Один образец мы делаем эталонно, на втором пропускаем этап снятия ворса.

  1. Предварительная шлифовка выполнена;
  2. Грунтовка Renner YM M101 нанесена;
  3. Наносим продукт Renner YM M349 минуя этап промежуточной шлифовки;
  4. Наносим финишный слой лазури.

Что мы получаем по итогу такой покраски? Пятнистую, шершавую доску. Давайте разбираться в чем причина?


Фото 2. Итог работы без промежуточной шлифовки

После нанесения грунтовки на водной основе тоненькие ворсинки древесины встали дыбом, как иголки у ежа. Это случилось неравномерно. Где-то их больше, а где-то меньше. Колер, который содержится в лазури – это мельчайшие пигментированные частицы, которые, при покраске, задерживаются на ворсинках дерева. Они-то, скапливаясь, и образуют пятна на дереве, которые мы видим после покраски.


Фото 3. Покраска маслом Renner с соблюдением всех технологических требований

Вывод: промежуточная шлифовка древесины очень важна для эстетики. Невозможно покрасить красиво полупрозрачными составами (если только бесцветными), если исключить этот этап.

Пренебрежение одним из этапов работ при покраске укрывистой краской

Пример 2. Покраска укрывной краской Nordica Eco + Teknol 1881 Teknos. Первый образец мы окрашиваем с соблюдением всех предписаний производителя, второй образец между слоями краски не шлифуем. Что мы получили? Как видно на первом образце задранный ворс образовал пятна. Если в этом месте провести рукой, то чувствуется сильная шершавость. В некоторых местах через коричневую краску виден белый грунт на ворсинках.


Фото 4. Планкен под укрывной краской без шлифовки

Т.е. поверхность не укрыта полностью краской, не защищена, такая доска будет впитывать влагу, а вместе с ней и споры грибка, плесени. Влага, впитавшись, при нагревании солнцем, начнет быстро выходить из дерева разрушая пленку грунта и краски. В результате начнется процесс шелушения.

Вывод: процесс снятия ворса важен не только для эстетики внутри помещения, но он несет важные функциональные свойства для работ снаружи дома, создает условия для надежной защиты древесины с помощью ЛКМ.


Фото 5. Выкрасы с нанесенной краской Nordica Eko при соблюдении всех этапов работы

Чем же выполняется промежуточная шлифовка?

Эту работу проще всего делать абразивным бруском с зернистостью 150 или же скотч брайтом. Подойдет так же мелкая шкурка от 150 единиц на колодках. Такими материалами задранный в процессе покраски ворс снимается очень легко, стряхивается с дерева легкими движениями.


Фото 6. Промежуточная шлифовка при помощи абразивного бруска

Лучше всего шлифовать как после водной грунтовки, так и после каждого слоя краски, исключением является финишный слой, если качество поверхности устраивает. Если же финишный слой немного шершавый можно сделать полировку скотч брайтом.


Фото 7. Промежуточная шлифовка скотч брайтом

Всего вам доброго, наши читатели. Надеемся, что наши материалы помогут вам сделать правильный выбор и избежать многих проблем.

Комментарии запрещены.

Присоединяйся