Как собрать аккумуляторную батарею



В этой статье мастер-самодельщик проведет нас по всем этапам сборки батареи, от выбора материала до окончательной сборки. Радиоуправляемые игрушки, батареи ноутбуков, медицинские приборы, электровелосипеды и даже электромобили используют аккумуляторы в основе которых элемент питания 18650.

Батарея 18650 (18*65 мм) – это размер литий-ионной батареи. Для сравнения обычные батарейки формата АА имею размер 14*50 мм. Конкретно эту сборку автор делал для замены свинцово-кислотного аккумулятора в изготовленной им ранее самоделки.

Инструменты и материалы:
– Аккумуляторы 18650 ;
– BMS (Battery Management System) ;
– Никилиевая полоса ;
– Индикатор уровня заряда батареи ;
-Выключатель;
-Разъем;
– Держатель аккумуляторной батареи 18650 ;
-Винты 3M x 10 мм;
-Аппарат точечной контактной сварки;
-3D-принтер;
-Стриппер (инструмент для снятия изоляции);
-Фен;
-Мультиметр;
-Зарядное устройство для литий-ионных батарей;
-Защитные очки;
-Диэлектрические перчатки;

Некоторые инструменты можно заменить на более доступные.

Шаг первый: выбор аккумуляторов
Первым делом нужно выбрать правильные аккумуляторы. На рынке представлены разные батареи от $ 1 до $ 10. По утверждению автора лучшие аккумуляторы фирм Panasonic , Samsung , Sanyo и LG. По цене они дороже других, но зарекомендовали себя хорошим качеством и характеристиками.
Не советует автор покупать батареи с названиями Ultrafire, Surefire и Trustfire. Это батареи которые не прошли контроль качества на заводе и были куплены по бросовой цене и перепакованы под новым названием. Как правило в таких батареях отсутствует заявленная емкость и есть риск возгорания при заряде-разряде.
Для своей самоделки мастер использовал аккумуляторы фирмы Panasonic емкостью 3400 мАч.





Шаг пятый: расчет батарей
Для проекта мастеру нужна батарея с напряжением 11,1 В и емкостью 17000 мАч.
Емкость батареи 18650 составляет 3400 мАч. При параллельном соединении пяти аккумуляторов получаем емкость равную 17000 мАч. Обозначают такое соединение Р, в данном случае 5Р

Одна батарея имеет напряжения 3,7 В. Что бы получить 11,1 В нужно соединить последовательно три батареи. Обозначение S, в данном случае 3S.

Итак для получения нужных параметров нужно три секции, состоящих каждая из пяти параллельно соединенных аккумуляторов, соединить последовательно. Пакет 3S5P.


Сверху устанавливает вторую ячейку.

Шаг седьмой: сварка
Отрезает четыре никелевые полосы, для параллельного соединение, с запасом в 10 мм. Отрезает десять полосок для последовательного соединения.

Укладывает длинную полоску на + контакты первой (при переворачивании она так и останется первой) параллельной ячейки 5Р. Приваривает полосу. Приваривает полоски одним концом к + третей ячейки другим к – второй. Приваривает длинную полосу к + третей ячейки (поверх пластинок). Переворачивает блок. Приваривает пластинки с обратной стороны учитывая, что теперь параллельно соединяем третью, а параллельно-последовательно первую и вторую секции (учитывая что ее перевернули).




Шаг восьмой: BMS (Battery Management System)
Сначала немного разберемся что такое BMS.
BMS (Battery Management System) – это электронная плата, которая ставится на аккумуляторную батарею с целью контроля процесса её заряда/разряда, мониторинга состояния аккумулятора и его элементов, контроля температуры, количества циклов заряда/разряда, защиты составных аккумуляторной батареи. Система управления и балансировки обеспечивает индивидуальный контроль напряжения и сопротивления каждого элемента аккумулятора, распределяет токи между составными аккумуляторной батареи во время зарядного процесса, контролирует ток разряда, определяет потерю емкости от дисбаланса, гарантирует безопасное подключение/отключение нагрузки.

На основе получаемых данных BMS выполняет балансировку заряда ячеек, защищает аккумулятор от короткого замыкания, перегрузки по току, перезаряда, переразряда (высокого и чрезмерно низкого напряжения каждой ячейки), перегрева и переохлаждения. Функциональность BMS позволяет не только улучшить режим эксплуатации аккумуляторных батарей, но и максимально увеличить срок их службы.

Важными параметрами платы является количество ячеек в ряду, в данном случае 3S, и максимальный разрядный ток, в данном случае 25 А. Для данного проекта мастер использовал плату со следующими параметрами:
Модель: HX-3S-FL25A-A
Диапазон перенапряжения: 4,25

4,35 В ± 0,05 В
Диапазон разрядного напряжения: 2,3

3,0 В ± 0,05 В
Максимальный рабочий ток: 0

25 А
Рабочая температура: -40 ℃

+ 50 ℃
Припаивает плату к концам батареи согласно схеме.

Всем привет! Проектирую аккумулятор из 18650х для своего авто. Осталось дороаботать, найти подходящие контроллеры заряда, собрать на шим, подобрать обслуживаемый корпус для замены вздутых банок, вобщем будут варианты. Результат увидите в следующем посте. Замечания принимаются. Не буду много букв писать и так всем понятно

осталось доделать немного, фото с просторов

Смотрите также

Метки: аккумулятор из литий ионных батареек своими руками

Комментарии 160

somebody Здравствуй!
У меня вопрос такой: ты случайно не измерял вес одного элемента?
Очень интересно знать.
у меня нет возможности измерить граммы (весов таких нет).
хотел сравнить вес, ёмкость, размеры между кислотным и литий ионным аккумулятором.
ну при одинаковой ёмкости какая будет разница в размере и весе.

Если кто измерял, прошу напишите ответ?
Очень надо.
Спасибо.

Гелиевый не прощу купить? Он покруче будет!

Вопрос — а зачем? Стоимость такого акума будет в полтора-два разы выше обычного, это по самым скромным подсчетам цен на 18650. И на кой оно нужно?

повторю, тут хоть через раз пиши: есть халява

а ну если так тогда да)

И обычно ноутбучие акумы, полежавшие, имеют сработавшую защиту от избыточного давления. Я ее удаляю. вскрыв банку, вырезав клапан, припаяв провод к языку и герметизирую эпоксидкой в балоне с давлением 1 атм. После этого всеравно долго не работают.

балансиры на каждую банку, точнее пару банок в паралели штука не сложная. Я их паяю на микросхемах КРЕН, тупо стабилизируя 4.2 вольта, ток ограничивается возможностями зарядников и каждой банке нужен свой источник питания, гальванически развязаный с остальными.

Читайте также:  Какое удобрение для грецкого ореха

незамысловатые схемки когда то я делал www.drive2.ru/l/6832120/

Реально. Однако обычные Li-Ion (Li-Po) неподходит по напряжению для автомобильной сети. Дело в том, что максимальное напряжение одной ячейки не должно превышать 4,2В! А минимальное не ниже 2,75В. Если ставить последовательно 3 ячейки, то получаем напряжение от 8,25В до 12,6В. Получается что без электронного блока автомобильный генератор сожжет эти аккумуляторы 14-14,7 вольтами.
Если же использовать 4 ячейки, то напряжение становится в нужных пределах (11-16,8В). Однако, получается что аккумуляторы будут постоянно "недозаряжены" и их емкость и максимальный ток будет при таких напряжениях в 2-3 раза ниже…
Есть один выход: литий-железо-фосфатные аккумуляторы (LiFePO4). Их напряжение от 2В до 3,65В (номинальное 3,2В). Получаем при использовании 4 аккумуляторов напряжение от 8 до 14,6В (номинальное 12,8В как на аккумуляторе Porsche). Более того, эти аккумуляторы не боятся перезаряда или переразряда.
Но и тут есть "подводные камни": емкость и максимальные токи таких аккумуляторов намного ниже чем у такого же размера Li-Po.
У меня есть аккумуляторы Li-Po от радиоуправляемого вертолета с высоким током отдачи. Они имеют три ячейки и 3000мАч с максимальным током разряда 60С (180А)! Так вот одним таким я заводил свой Golf но с трудом, а вот двумя очень легко! И это при том что размер одного немного больше обычного сотового!

+ еще встроенная защита в каждом акб 18650, при пуске стартера может срабатывать? (допустим есть готовый акб)

Зависит от защиты. На некоторых только защита от перезаряда и переразряда. Обычные 18650 имеют максимальный ток 20А. Т.о. Нужно их по 20-25 шт в параллель. А на 12В соответственно 60-75 шт.

Реально. Однако обычные Li-Ion (Li-Po) неподходит по напряжению для автомобильной сети. Дело в том, что максимальное напряжение одной ячейки не должно превышать 4,2В! А минимальное не ниже 2,75В. Если ставить последовательно 3 ячейки, то получаем напряжение от 8,25В до 12,6В. Получается что без электронного блока автомобильный генератор сожжет эти аккумуляторы 14-14,7 вольтами.
Если же использовать 4 ячейки, то напряжение становится в нужных пределах (11-16,8В). Однако, получается что аккумуляторы будут постоянно "недозаряжены" и их емкость и максимальный ток будет при таких напряжениях в 2-3 раза ниже…
Есть один выход: литий-железо-фосфатные аккумуляторы (LiFePO4). Их напряжение от 2В до 3,65В (номинальное 3,2В). Получаем при использовании 4 аккумуляторов напряжение от 8 до 14,6В (номинальное 12,8В как на аккумуляторе Porsche). Более того, эти аккумуляторы не боятся перезаряда или переразряда.
Но и тут есть "подводные камни": емкость и максимальные токи таких аккумуляторов намного ниже чем у такого же размера Li-Po.
У меня есть аккумуляторы Li-Po от радиоуправляемого вертолета с высоким током отдачи. Они имеют три ячейки и 3000мАч с максимальным током разряда 60С (180А)! Так вот одним таким я заводил свой Golf но с трудом, а вот двумя очень легко! И это при том что размер одного немного больше обычного сотового!

LiFePO4 кто сказал что они плохо ток отдают www.hobbyking.com/hobbyki…S2P_30C_LiFePo4_Pack.html. Я считаю C30 вполне нормально. LiFePO4 самое то использовать а АКБ авто

Это гавно, проверил на 5 комплектах. Вздуваются. Не берите. А123 рулят пока. Остальные хорошие — хрен найдешь.

этого акб порше даже в эксисте нет) ну и запрос lithium eisen phosphat batterie яндексу тоже особо не известен

rennlist.com/forums/996-f…ment-and-maintenence.html
yes there is a lightweight battery intended for racing.
It is only 18 AH (a normal battery is 70 or 80 AH).

997.611.020.00 Battery (lightweight) — US MSRP $2373.76 (no typo that is the price). How many would you like?

Литиевые аккумулятор (Li-Io, Li-Po) являются самыми популярными на данный момент перезаряжаемыми источниками электрической энергии. Литиевый аккумулятор имеет номинальное напряжение 3.7 Вольт, именно оно указывается на корпусе. Однако, заряженный на 100% аккумулятор имеет напряжение 4.2 В, а разряженный “в ноль” – 2.5 В, вообще нет смысла разряжать аккумулятор ниже 3 В, во-первых, он от этого портится, во-вторых, в промежутке от 3 до 2.5 В аккумулятор отдаёт всего пару процентов энергии. Таким образом, рабочий диапазон напряжений принимаем 3 – 4.2 Вольта. Мою подборку советов по эксплуатации и хранению литиевых аккумуляторов вы можете посмотреть вот в этом видео

При последовательном соединении суммируется напряжение на всех аккумуляторах, при подключении нагрузки с каждого аккумулятора идет ток, равный общему току в цепи, в общем сопротивление нагрузки задает ток разряда. Это вы должны помнить со школы. Теперь самое интересное, емкость. Емкость сборки при таком соединении по хорошему равна емкости аккумулятора с самой маленькой емкостью. Представим, что все аккумуляторы заряжены на 100%. Смотрите, ток разряда у нас везде одинаковый, и первым разрядится аккумулятор с самой маленькой емкостью, это как минимум логично. И как только он разрядится, дальше нагружать данную сборку будет уже нельзя. Да, остальные аккумуляторы еще заряжены. Но если мы продолжим снимать ток, то наш слабый аккумулятор начнет переразряжаться, и выйдет из строя. То есть правильно считать, что емкость последовательно соединенной сборки равна емкости самого малоемкого, либо самого разряженного аккумулятора. Отсюда делаем вывод: собирать последовательную батарею нужно во первых из одинаковых по емкости аккумуляторов, и во вторых, перед сборкой они все должны быть заряжены одинаково, проще говоря на 100%. Существует такая штука, называется BMS (Battery Monitoring System), она может следить за каждым аккумулятором в батарее, и как только один из них разрядится, она отключает всю батарею от нагрузки, об этом речь пойдёт ниже. Теперь что касается зарядки такой батареи. Заряжать ее нужно напряжением, равным сумме максимальных напряжений на всех аккумуляторах. Для литиевых это 4.2 вольта. То есть батарею из трех заряжаем напряжением 12.6 в. Смотрите что происходит, если аккумуляторы не одинаковые. Быстрее всех зарядится аккумулятор с самой маленькой емкостью. Но остальные то еще не зарядились. И наш бедный аккумулятор будет жариться и перезаряжаться, пока не зарядятся остальные. Переразряда, я напомню, литий тоже очень сильно не любит и портится. Чтобы этого избежать, вспоминаем предыдущий вывод.

Читайте также:  Как устроен уличный фонарь

Перейдем к параллельному соединению. Емкость такой батареи равна сумме емкостей всех аккумуляторов в нее входящих. Разрядный ток для каждой ячейки равен общему току нагрузки, деленному на число ячеек. То есть чем больше акумов в такой сборке, тем больший ток она может отдать. А вот с напряжением происходит интересная вещь. Если мы собираем аккумуляторы, имеющие разное напряжение, то есть грубо говоря заряженные до разного процента, то после соединения они начнут обмениваться энергией до тех пор, пока напряжение на всех ячейках не станет одинаковым. Делаем вывод: перед сборкой акумы опять же должны быть заряжены одинаково, иначе при соединении пойдут большие токи, и разряженный акум будет испорчен, и скорее всего может даже загореться. В процессе разряда аккумуляторы тоже обмениваются энергией, то есть если одна из банок имеет меньшую емкость, остальные не дадут ей разрядиться быстрее их самих, то есть в параллельной сборке можно использовать аккумуляторы с разной емкостью. Единственное исключение – работа при больших токах. На разных аккумуляторах под нагрузкой по-разному просаживается напряжение, и между “сильным” и “слабым” акумом начнёт бежать ток, а этого нам совсем не нужно. И то же самое касается зарядки. Можно абсолютно спокойно заряжать разные по емкости аккумуляторы в параллели, то есть балансировка не нужна, сборка будет сама себя балансировать.

В обоих рассмотренных случаях нужно соблюдать ток зарядки и ток разрядки. Ток зарядки для Li-Io не должен превышать половины ёмкости аккумулятора в амперах (аккумулятор на 1000 mah – заряжаем 0.5 А, аккумулятор 2 Ah, заряжаем 1 А). Максимальный ток разрядки обычно указан в даташите (ТТХ) аккумулятора. Например: ноутбучные 18650 и аккумы от смартфонов нельзя грузить током, превышающим 2 ёмкости аккумулятора в Амперах (пример: акум на 2500 mah, значит максимум с него нужно брать 2.5*2 = 5 Ампер). Но существуют высокотоковые аккумуляторы, где ток разряда явно указан в характеристиках.

Промежуточным вариантом является переключение аккумуляторов из последовательного соединения в параллельное (для зарядки), что подробно рассмотрено в видеоролике ниже, а все схемы и ссылки на переключатели вы найдёте вот здесь https://alexgyver.ru/18650/

Автор: Александр AlexGyver

Важно! Если вы хотите заряжать аккумулятор меньшей емкости (например одну старую банку на 900mah или крошечный литиевый пакетик на 230mah), то зарядный ток 1А это много, его следует уменьшить. Это делается заменой резистора R3 на модуле согласно приложенной таблице. Резистор необязательно smd, подойдет самый обычный. Напоминаю, что зарядный ток должен составлять половину от емкости аккумулятора (или меньше, не страшно).

Но если продавец говорит, что этот модуль для одной банки 18650, можно ли им заряжать две банки? Или три? Что если нужно собрать емкий пауэрбанк из нескольких аккумуляторов?
МОЖНО! Все литиевые аккумуляторы можно подключать параллельно (все плюсы к плюсам, все минусы к минусам) ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЕМКОСТИ. Спаянные параллельно аккумуляторы сохраняют рабочее напряжение 4,2v а их емкость складывается. Даже если вы берете одну банку на 3400mah а вторую на 900 – получится 4300. Аккумуляторы будут работать как одно целое и разряжаться будут пропорциональной своей емкости.
Напряжение в ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ сборке ВСЕГДА ОДИНАКОВО НА ВСЕХ АККУМУЛЯТОРАХ! И ни один аккумулятор физически не может разрядиться в сборке раньше других, здесь работает принцип сообщающихся сосудов. Те, кто утверждают обратное и говорят что аккумуляторы с меньшей емкостью разрядятся быстрее и умрут – путают с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ сборкой, плюйте им в лицо.
Важно! Перед подключением друг к другу все аккумуляторы должны иметь примерно одинаковое напряжение, чтобы в момент спаивания между ними не потекли уравнительные токи, они могут быть очень большими. Поэтому лучше всего перед сборкой просто зарядить каждый аккумулятор по отдельности. Разумеется время зарядки всей сборки будет увеличиваться, раз вы используете все тот же модуль на 1А. Но можно спараллелить два модуля, получив зарядный ток до 2А (если ваше зарядное устройство может столько дать). Для этого нужно соединить перемычками все аналогичные клеммы модулей (кроме Out- и B+, они продублированы на платах другими пятаками, уже и так окажутся соединенными). Либо можно купить модуль (ссылка на Aliexpress), на котором микросхемы уже стоят в параллель. Этот модуль способен заряжать током в 3 Ампера.

Простите за совсем очевидные вещи, но люди по-прежнему путают, поэтому придется обсудить разницу между параллельным и последовательным соединением.
ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ соединение (все плюсы к плюсам, все минусы к минусам) сохраняет напряжение аккумулятора 4,2 вольта, но увеличивает емкость, складывая все емкости вместе. Во всех пауэрбанках применяется параллельное соединение нескольких аккумуляторов. Такая сборка по-прежнему может заряжаться от USB и повышающим преобразователем напряжение поднимается до выходных 5v.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ соединение (каждый плюс к минусу последующего аккумулятора) дает кратное увеличение напряжения одной заряженной банки 4,2в (2s – 8,4в, 3s – 12,6в и так далее), но емкость остается прежняя. Если используются три аккумулятора на 2000mah, то емкость сборки – 2000mah.
Важно! Считается что для последовательной сборки священно обязательно нужно использовать только аккумуляторы одинаковой емкости. На самом деле это не так. Можно использовать разные, но тогда емкость батареи будет определяться НАИМЕНЬШЕЙ емкостью в сборке. Складываете 3000+3000+800 – получаете сборку на 800mah. Тогда спецы начинают кукарекать, что тогда менее емкий аккумулятор будет быстрее разряжаться и умрет. А это неважно! Главное и действительно священное правило – для последовательной сборки всегда и обязательно нужно использовать плату защиты BMS на нужное количество банок. Она будет определять напряжение на каждой ячейке и отключит всю сборку, если какая-то разрядится первой. В случае с банкой на 800 она и разрядится, БМС отключит нагрузку от батареи, разряд остановится и остаточный заряд по 2200mah на остальных банках уже не будет иметь значения – нужно заряжаться.

Читайте также:  Картофельное тесто с сыром

Плата BMS в отличии от одинарного зарядного модуля НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАРЯДНЫМ УСТРОЙСТВОМ последовательной сборки. Для зарядки нужен настроенный источник нужного напряжения и тока. Об этом Гайвер снял видео, поэтому не тратьте время, посмотрите его, там об этом максимально досконально.